
Концепция
В центре исследования стоит мысль Василия Кандинского о «высоком» как о внутренней духовной сути искусства. Эта суть основана на нужде выразить внутреннее содержание. Путь художника от импрессий к композициям показывает, как форма и цвет освобождаются от предметов. Они превращаются в независимые выразительные элементы. Импрессии запечатлевают внешние впечатления. Импровизации передают внутренний порыв. Композиции создают высшую организованную структуру. Анализ этих трех видов работ выявляет постепенный переход к независимости художественного языка. Исследование отслеживает, как цвет и форма несут смысл и духовное напряжение в системе Кандинского.

Василий Кандинский — «В Париже», 1936
Василий Кандинский принадлежит к тем художникам начала двадцатого века, чья деятельность изменила визуальный язык искусства. Она заложила основу для теории абстракции. В своих работах, включая книгу «О высоком в искусстве» от 1967 года, он четко разъясняет, как форма в искусстве обретает свою силу. Эта сила не зависит от изображения объектов. Его картины служат прямым подтверждением такой идеи. Особенно это видно в трех основных категориях, на которые он делил свои произведения. Это импрессии, импровизации и композиции.
Эти категории выглядят как этапы пути к выражению «высокого».
Художник идет от эмоциональной реакции к полной независимости языка искусства. «Высокое» у Кандинского — это то состояние, когда работа перестает иллюстрировать внешний мир. Она превращается в выражение внутренней духовной сути. Это резонирует с душой зрителя и имеет отклик в его сердце.
Импрессии
Импрессии отражают непосредственное впечатление художника от реальной среды.
Василий Кандинский — «Импрессия III (Концерт)», 1911
Кандинский остаётся ещё связан с тем, как люди наблюдают мир, но уже стремится передать не сам объект, а эмоциональное ощущение от него. Его внутреннее эхо.
Василий Кандинский — «Импрессия IV (Жандарм)», 1911
Цвета становятся ярче. Линии уходят от точного описания формы, а пятна начинают работать как акценты в музыке.
Василий Кандинский — «Импрессия V (Парк)», 1911
В импрессиях впервые появляется шаг к «высокому». Внешнее впечатление служит началом для внутреннего опыта.
Василий Кандинский — «Импрессия VI (Воскресенье)», 1911
Импрессии показывают, как художник учится слышать цвета. Он чувствует линии. Зрительный опыт меняется в эмоциональный. Эта ступень помогает понять, как язык Кандинского обретает самостоятельность. Он отделяется от чисто описательного искусства.
Импровизации
Импровизации — это переход от внешнего к внутреннему импульсу. Кандинский называл их работами, что возникают почти внезапно. Без плана, но с сильной внутренней необходимостью.
Василий Кандинский — «Импровизация 3», 1909
Цвет превращается в звук. Линия в движение. Композиция — в общее состояние.
Василий Кандинский — «Импровизация 4», 1909
В импровизациях элементы картины не изображают вещи. Они выражают чувства.
Василий Кандинский — «Импровизация 6 (Африканское)», 1909
Василий Кандинский — «Импровизация 7», 1910
Здесь абстракция перестает быть просто пробой. Она становится настоящим языком.
Василий Кандинский — «Импровизация 19А», 1911
Цветовые пятна действуют как ноты в музыке. Линии задают ритм. Композиция открывает пространство для эмоций и духа.
Василий Кандинский — «Импровизация 28 (вторая версия)», 1912
Импровизации впускают зрителя в творческий процесс. Он ощущает движение художника. Его тягу к «высокому».
Василий Кандинский — «Импровизация. Потоп», 1913
Василий Кандинский — «Импровизация», 1913
Василий Кандинский — «Импровизация 34», 1913
Василий Кандинский — «Импровизация III Без названия», 1914
Композиции
Композиции — это вершина художественного построения. Сам Кандинский считал их манифестами своих художественных идей.
Василий Кандинский — «Композиция IV», 1911
Это тщательно продуманные работы, над которыми Кандинский трудился месяцами. Он делал эскизы, схемы цветов, планы.
Василий Кандинский — «Композиция V», 1911
Здесь не просто свобода цветовой палитры. Цвет формирует структуру. Линия создает пространство. Композиция строится на напряжениях и балансах.
Василий Кандинский — «Композиция VI», 1913
Композиции лучше всего воплощают «высокое» Кандинского. Они не связаны с видимой реальностью этого мира. Существуют как независимые духовные формы.
Василий Кандинский — «Композиция VII», 1913
Каждая часть подчиняется внутренней нужде. Каждая линия и пятно несет свой смысл.
Василий Кандинский — «Композиция VIII», 1923
Они создают гармонию, но с динамикой. Через композиции художник доказывает, что абстракция может говорить духом. Она напрямую влияет на зрителя.
Василий Кандинский — «Композиция IX», 1936
Василий Кандинский — «Композиция X», 1939
Вывод
В ходе исследования я проанализировала три ключевые категории работ Василия Кандинского — импрессии, импровизации и композиции. Рассмотрела их как ступени движения художника к «высокому» в искусстве.
Основное внимание уделялось тому, как цвет, линия и композиция становятся самостоятельными выразительными силами, а не инструментами для описания предметного мира.
В результате мы убедились, что анализ визуальных примеров позволяет следить за развитием абстракции от интуитивного к рационально организованному, а также увидеть, как художник решает проблему выражения внутреннего мира средствами чистой формы, цвета и линии.
1.https://www.wassilykandinsky.net/year-1911.php?utm_source=chatgpt.com // WassilyKandinsky.net // Василий Кандинский: работы 1911 года // Дата обращения: 19.11.2025 2.https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Impression_VI_Sunday_-Wassily_Kandinsky // Wikimedia Commons // Василий Кандинский: Impression VI (Sunday) // Дата обращения: 19.11.2025 3.https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Impression_V%28Park%29_by_Wassily_Kandinsky,_1911.jpg // Wikimedia Commons // Василий Кандинский: Impression V (Park), 1911 // Дата обращения: 19.11.2025 4.https://www.wassilykandinsky.ru/improvisations.php // WassilyKandinsky.ru // Василий Кандинский: Импровизации // Дата обращения: 19.11.2025 5.https://www.wassilykandinsky.net/photo-21.php // WassilyKandinsky.net // Василий Кандинский: фотографии художника // Дата обращения: 19.11.2025 6.https://www.wassilykandinsky.net/compositions.php // WassilyKandinsky.net // Василий Кандинский: Композиции // Дата обращения: 19.11.2025
Кандинский В. В. О высоком в искусстве, 1967. [Электронный ресурс]. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/kandinsky_o_vysokom_v_iskusstve_1967__ocr.pdf (дата обращения: 14.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Impression_VI_Sunday_-_Wassily_Kandinsky// Wikimedia Commons // Василий Кандинский: Impression VI (Sunday) // Дата обращения: 19.11.2025
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Impression_V_%28Park%29_by_Wassily_Kandinsky,_1911.jpg // Wikimedia Commons // Василий Кандинский: Impression V (Park), 1911 // Дата обращения: 19.11.2025
https://www.wassilykandinsky.ru/improvisations.php // WassilyKandinsky.ru // Василий Кандинский: Импровизации // Дата обращения: 19.11.2025
https://www.wassilykandinsky.net/photo-21.php // WassilyKandinsky.net // Василий Кандинский: фотографии художника // Дата обращения: 19.11.2025
https://www.wassilykandinsky.net/compositions.php // WassilyKandinsky.net // Василий Кандинский: Композиции // Дата обращения: 19.11.2025