Original size 2480x3500

Тео ван Дусбург: фасады

ТЕО ВАН ДУСБУРГ И ЯЗЫК ФОРМЫ

Тео ван Дусбург — нидерландский художник и теоретик искусства, один из основателей группы De Stijl и направления неопластицизм. Для него геометрия и цвет были не стилем и не декоративным приёмом, а универсальным языком, способным быть понятным каждому — вне культурных, национальных и исторических границ. Ван Дусбурга интересовала не статичная форма, а внутреннее движение пространства: ритмы, смещения, пересечения, диагонали. Он рассматривал мир как систему, находящуюся в постоянном изменении, и стремился передать эту динамику через предельно ясные, но напряжённые композиции.

big
Original size 4085x865

Подборка работ художника: «Контркомпозиция V»; «Симультанная контркомпозиция»; «Одновременная контркомпозиция»; «Контркомпозиция XIV».

В здании фабрики «Красное Знамя» проходит постоянная экспозиция, посвящённая Тео ван Дусбургу и его художественному наследию. В рамках этой экспозиции стояла задача оформить фасады здания таким образом, чтобы архитектура сама стала частью высказывания и передавала язык художника — не иллюстрируя его работы, а работая с теми же принципами.

big
Original size 1440x482

Визуализация выставочного пространства

ФАСАДНАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ К ЭКСПОЗИЦИИ ИСКУССТВА ТЕО ВАН ДУСБУРГА

Фабрика «Красное Знамя» — выразительный памятник конструктивизма: чёткий ритм несущего каркаса, глубокие пролёты, крупные стеклянные плоскости, подчёркнутая логика конструкции. Архитектура сдержанна и спокойна по форме, выстроена на ясной системе повторений и функциональной строгости. Именно эта рациональность и структурность сделали здание созвучным идеям ван Дусбурга.

Работая с фасадами, я опиралась на его подход к форме как к полю напряжений, а не как к набору геометрических элементов. Для меня было важно показать, что привычная конструктивистская структура может раскрыться иначе — стать более динамичной, подвижной, визуально активной. Я не повторяла и не упрощала язык De Stijl, а вела с ним диалог, используя архитектуру «Красного Знамени» как основу.

Original size 2074x683

Производственное предприятие «Красное Знамя по Производству Трикотажных Изделий» по адресу Санкт-Петербург, улица Красного Курсанта, 25

Мой фасад — это не «новое лицо» здания, а художественное переосмысление его возможностей, которое могло бы появиться в диалоге конструктивизма и европейского авангарда.

Я не повторяла и не упрощала его форму. Я взяла конструктивистский ритм как основу и усилила его в духе ван Дусбурга: — геометрия стала энергичнее, — линии — резче, — объёмы — смещённее, — композиция — многослойнее.

Так фасад не противоречит «Красному Знамени», а раскрывает его качества в иной степени интенсивности — более экспериментальной, динамичной, визуально насыщенной. Это своего рода диалог конструктивизма и авангарда De Stijl, где исходная структура переосмыслена через более смелый язык формы.

01. АРХИТЕКТУРНЫЙ ФАСАД

Original size 2243x701

Набросок архитектурного фасада

0

Южный фасад + контур существующего здания; Восточный фасад; Северный фасад; Западный фасад.

Большую часть своей жизни Дусбург посвятил продвижению новых художественных направлений: писал манифесты, теоретические книги, читал лекции во многих странах Европы.

В 1930 году основал группу единомышленников «Конкретное искусство».

Original size 3744x1431

Горизонтальный разрез на отм. +1.000. Диаграмма трансформации фасада: исходный объём и новое фасадное очертание.

В архитектурном фасаде я решила создать образ Тео ван Дусбурга как просветителя.

0

Аксонометрические виды

В основу фасада легла картина «Арифметическая конструкция» (три квадрата, устремленные в небо), обложка с манифеста Дусбурга «Конкретное искусство» (буквы АС, как арт-объект) и метафора книги (западный фасад).

Original size 3264x1072

«Арифметическая конструкция», «Конкретное искусство»

0

Визуализация фасада в пространстве

0

Визуализация фасада в пространстве

0

Визуализация фасада в пространстве

Loading...

02. ГРАФИЧЕСКИЙ ФАСАД

Original size 3051x927

Основа концепции графического фасада

Музыка дополняла абстрактные картины Тео ван Дусбурга смыслом. В завершении выступлений Дусбурга часто звучали фортепианные произведения, в исполнении супруги художника — Нелли ван Дусбург.

Графический фасад имеет форму и элементы фортепиано, в которые вписаны элементы картин.

Original size 2790x1386

Поиск образа графического фасада

Original size 2500x1406

Развертка графического фасада

0

Визуализация фасада в пространстве

03. СЕРИИ ПЛАКАТОВ

0

Серии плакатов

04. ПРИМЕЧАНИЕ К ПРОЕКТУ

Original size 1440x482

Визуализация выставочного пространства

Original size 1440x482

Визуализация благоустройства