Original size 1024x1536

Постчеловеческие тела: от киборгов до аватаров

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Что означает быть человеком в мире, где технологии всё теснее переплетаются с биологией и размывают привычные границы между ними?

big
Original size 480x270

Кадр из аниме «Киберпанк: Бегущие по краю”(Cyberpunk: Edgerunners) | сериал 2022 — … | Режиссёры: Хироюки Имаиси, Юити Симодаира и др. | Страна: Япония, США

Человек все больше рассматривается как дизайнерский проект с синтезом нанотехнологий, биотехнологий, роботехники, информационных и коммуникационных технологий. Эволюция образов постчеловеческого тела в визуальных медиа показывает, что представления о «нормальном» человеке меняются: от механических киборгов, воспринимаемых как угроза, к гибридным и цифровым формам, которые ставят под сомнение привычное понимание человеческой идентичности.

Концепции трансгуманизма и постгуманизма предлагают некоторое переосмысление человеческого существования.

В то время как трансгуманизм фокусируется на технологическом расширении человеческих возможностей и сохранении его центральной роли, постгуманизм предлагает пересмотр понятия «человека», ставя под сомнение его исключительность и подчёркивая взаимосвязанность человека, технологий и окружающей среды.

Айра Ливингстон и Джудит Халберштам в работе «Постчеловеческие тела» считают, что постчеловечность — это не поиск аутентичной культуры или органического сообщества, а поиск множественных вариантов жизнеспособности. Тем самым, предлагая идею постгуманизма, основанную на том, что не существует единой правильной формы жизни и важно создавать условия, в которых множество разных форм существования (киборги, цифровые аватары, искусственный интеллект, биотехнологические мотивированные организмы) может сосуществовать и развиваться. Постгуманизм маркирует не буквальный конец человека, а конец определенного образа человека, при котором биологическая природа человека может оставаться неизменной, но ощущение себя в многообразии окружающего мира меняется. Хотя биологическая форма человека остаётся неизменной, его самоощущение и место в многообразных сетях мира трансформируются.

Постгуманизм переосмысливает человеческое, предлагая альтернативные формы воплощения и технологического расширения, при которых тело становится лишь одной из возможных оболочек, «модным аксессуаром» а не первичной основой бытия.

Кэтрин Хейз пишет о том, что цифровые технологии преобразуют тело в информацию. Оцифровка социальных отношений через Интернет служит примером того, как меняются повседневные практики и размываются границы тела. Хейлз показывает, что современная эпоха стремится освободиться от материальной телесности, что ведёт к размыванию привычной субъективности. Она отмечает, что постчеловечество уже наступило, и основной вопрос заключается в том, какими мы станем постлюдьми.

В этом контексте взгляды Хейлз перекликаются с концепцией киборга Донны Харауэй, предлагающей новое осмысление границ человека и машины.

Original size 1600x1067

книга Донны Харауэй «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х». Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Эссе Донны Харауэй посвящено поиску идентичности в эпоху, когда раса, гендер и социальный класс перестают обеспечивать веру в цельную человеческую личность. Она использует метафору киборга — гибридного существа, соединяющего человека и машину — чтобы поставить под сомнение дуализмы, такие как разум/тело, мужчина/женщина, культура/природа, и представить постгендерный мир гибридов. В отличие от классической западной онтологии, киборги не стремятся к первоначальному единству или идеалу органического сообщества, а предлагают «сознательную коалицию», основанную на политическом родстве и поэтическом сознании, где индивиды сами определяют свою принадлежность. Такой подход разрушает традиционные представления о человеке и открывает дискуссию о моральном статусе искусственной жизни и признании разнообразия живой и неживой природы.

Историю постгуманизма нельзя отождествлять с историей трансгуманизма, хотя обе традиции акцентируют внимание на технологии. Теоретики каждой из них выдвигают разные ценности и взгляды на взаимосвязь человека и технологии, и зачастую позиционируют себя как антагонисты, несмотря на общие вопросы и мотивы. Трансгуманизм ориентирован на оптимизм в технологиях, науку и прогресс и продолжает идеи гуманизма. Постгуманизм же критикует гуманизм, отказывается считать человека центром мира и считает, что традиционные представления о человеке устарели. Идеи, которые сегодня можно рассматривать как трансгуманистические, присутствовали в человеческой культуре на протяжении всей истории.

Само слово «transhumane» впервые использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» (1312), однако в современном смысле оно встречается лишь в работе биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли «Религия без откровения» (1927).

Обе концепции считают классическое гуманистическое понимание человека устаревшим, как физически, так и концептуально. Они обсуждают взаимодействие человека и технологий через идею «постчеловека», но видят её по-разному: для трансгуманистов это улучшенный человек, а для постгуманистов — новые способы понимания человека, которые ставят под сомнение традиционные представления о его сущности. Массовая культура, визуализируя удивительный и технологически продвинутый мир постгуманизма, предлагает множество образов — киборгов, протезных существ, постлюдей и аватаров — все они представляют собой разные способы замены или трансформации человека.

В этом исследовании мы рассмотрим, как визуальные образы постчеловека менялись на протяжении пяти десятилетий — с 1980-х до 2020-х годов — и какие идеи они транслируют в современности.

1. 1980-е: Механические киборги и страх перед технологиями:

Original size 540x350

«Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982

В этих фильмах постчеловеческое тело впервые изображается как чисто механическое или модифицированное.

Original size 500x267

«Терминатор», Джеймс Кэмерон, 1984

Во франшизе фильмов «Терминатор» тело — это холодная машина, лишённая человеческой эмпатии; визуальный образ киборга акцентирует угрозу человечеству. Франшиза рассказывает о борьбе человечества с искусственным интеллектом «Скайнет» и его машинами, а в центре сюжета — история Сары и Джона Коннор, которых спасает или которых посылают убить терминаторы из будущего. В «Бегущем по лезвию» репликанты, напротив, «слишком человеческие», что создаёт визуальное и философское напряжение: тело похоже на человеческое, но идентичность размыта. Эстетика фильмов подчёркивает контраст между человеком и машиной, страх перед технологией и опасение утраты человеческой сущности.

Терминатор — общее название для вымышленных серий различных роботов и автоматических боевых механизмов, созданных искусственным интеллектом «Скайнет»

0

«Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982

1980-е показывают постчеловеческое тело как-либо угрозу (машины), либо сложную границу «человеческого» и «нечеловеческого» (репликанты).

Original size 540x350

«Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982

2. 1990-е: Киборги-гибриды и слияние с сетью:

Original size 736x1005

Модели Евангелионов.

Тело перестаёт быть просто машиной или человеком — оно гибридное, соединяющее органику, технологии и сеть. «В призраке доспехах» тело — прозрачное, с кабелями, полностью интегрировано в киберпространство; сознание отделяется от биологического носителя. «Евангелион» показывает биомеханические системы и симбиоз пилота с машиной, акцентируя травму и психологические последствия. Визуально преобладают трансформации, прозрачные соединения, органические интерфейсы, что символизирует слияние человека и технологии.

1990-е фокусируются на гибридности тела, подчёркивая взаимодействие с сетью и технологиями, где идентичность уже не локализована в биологическом теле.

Original size 500x350

Евангелионы (или коротко Евы) — огромные человекоподобные биологические существа с механическими вмешательствами в анатомию (имплантанты, сверхпрочная броня из диполимерного титана по форме тела)

3. 2000–2010-е: Органичные гибриды и гуманизация киборга:

Original size 540x315

Кадр из фильма «Аватар: путь воды», Джеймс Кэмерон, 2022

Аватары из одноименного фильма «Аватар», представляют собой искусственно созданные биологические тела, которыми можно управлять с помощью нейронного интерфейса по беспроводному каналу. Внешне они напоминают синекожих гуманоидов народа На’ви, но на самом деле являются гибридными организмами, созданными на основе ДНК оператора и генетического материала местных жителей.

Нейтронный интерфейс Аватара и оператора и строение тела народа На’ви

В мире «Бегущего по лезвию» ключевой проблемой становится эксплуатация созданных человеком биоинженерных существ, внешне неотличимых от людей, — репликантов. Обладая повышенной физической силой и интеллектуальными возможностями, они нередко демонстрируют качества, которые выглядят более «человечными», чем поведение их создателей, что приводит к размыванию границы между человеком и искусственным организмом. Репликантов разных поколений используют для освоения внеземных колоний, в качестве боевых единиц и объектов сексуальной эксплуатации. Однако, постепенно обретая самосознание, они выходят за пределы своей инструментальной функции и начинают формировать новую форму разумной жизни.

Original size 540x220

«Бегущий по лезвию 2049», Дени Вильнёв, 2017

2000–2010-е объединяют органику и технологию, смещая фокус на эмоции, симбиоз и новые формы сознания, где тело становится интерфейсом между биологическим и цифровым.

Original size 540x318

«Бегущий по лезвию 2049», Дени Вильнёв, 2017

4. 2010–2020-е: Цифровые тела, виртуальность и новая субъектность:

Лиззи Уиззи (англ. Lizzy Wizzy) — вымышленный персонаж, известная киборг-поп-звезда из игры Cyberpunk 2077

Тело становится платформой возможностей и модификаций: киберимпланты, протезы, хакерские вмешательства, сетевые интеграции.

Идентичность персонажей фрагментирована: цифровые и физические «я» могут конфликтовать или пересекаться. В Cyberpunk 2077 тело становится конструктором: его можно изменять с помощью имплантов у риперов и настраивать внешность через редактор персонажа или специальные модификации. Игрок получает доступ к большому набору кибернетических улучшений, которые меняют как способности, так и визуальный облик героя. В некоторых случаях модификации позволяют почти полностью преобразить тело, превращая его в иной, практически новый носитель личности.

Original size 3700x3700

Кадр из аниме «Киберпанк: Бегущие по краю”(Cyberpunk: Edgerunners) | сериал 2022 — … | Режиссёры: Хироюки Имаиси, Юити Симодаира и др. | Страна: Япония, США

Визуальная эстетика киберпанка — это сочетание «высоких технологий и низкого уровня жизни», акцент смещается на трансформацию субъекта и адаптацию к технологической среде, где человек уже не центр, а узел в сети.

Original size 480x270

Кадр из аниме «Киберпанк: Бегущие по краю”(Cyberpunk: Edgerunners) | сериал 2022 — … | Режиссёры: Хироюки Имаиси, Юити Симодаира и др. | Страна: Япония, США

2010–2020-е годы показывают постчеловеческое тело как мобильное, фрагментированное и цифровое, где идентичность и тело постоянно перестраиваются под влиянием технологий.

Выводы

Массовая культура активно визуализирует эти идеи, создавая образы киборгов, трансчеловеков, протезных существ, постчеловеков и аватаров. Эти образы показывают, что постчеловеческий мир не исключает человека, а меняет его статус: человек перемещается с центра на периферию и становится частью более сложной системы взаимодействий. В то же время массовая культура демонстрирует, что тело, разум и идентичность человека становятся гибкими и модифицируемыми — человек сам может «лепить» свою форму и функции в зависимости от технологических возможностей. Таким образом, постгуманистические идеи оказывают глубокое влияние на современную культуру, предлагая новые способы понимания человека и его роли в мире, где технологии и биология тесно переплетены, а границы между человеческим и нечеловеческим размываются.

Это позволяет рассматривать человеческое существование как процесс постоянной трансформации и адаптации к новым условиям жизни.

Original size 500x211

«Терминатор 2: Судный день»‎, Джеймс Кэмерон, 1991

Bibliography
Show
1.

Харауэй Д. Манифест киборгов. В кн.: Гендерная теория и искусство: 1970–2000. М.: Росспэн, 2005. [Электронный ресурс] — URL: https://monoskop.org/images/3/30/Kharauey_Donna_1985_2005_Manifest_kiborgov.pdf (дата обращения: 19.11.2025)

2.

Halberstam J., Irvingston I. (Eds). Posthuman Bodies. Indiana University Press: Bloomington, 1995. [Электронный ресурс] — URL: http://iralivingston.com/ve-files/0000715.pdf (дата обращения: 19.11.2025)

3.

Hayles N. K. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics. Chicago, United States of America: University of Chicago Press, 1999. [Электронный ресурс] — URL: https://monoskop.org/images/5/50/Hayles_N_Katherine_How_We_Became_Posthuman_Virtual_Bodies_in_Cybernetics_Literature_and_Informatics.pdf (дата обращения: 19.11.2025)

4.

Щавлева Александра Сергеевна. Феномен постчеловека в парадигме современной культуры // Человек и культура. 2024. № 1. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-postcheloveka-v-paradigme-sovremennoy-kultury (дата обращения: 19.11.2025)

5.

Технологии в «Бегущем по лезвию 2049»: где фантастика, а где реальные разработки. [Электронный ресурс] — URL: https://rb.ru/stories/bladeruner-tech/#: ~:text=Андроиды, мечтающие об электроовцах, экспонаты из музея восковых фигур. (дата обращения 19.11.2025)

6.

«Терминатор», краткое содержание фильмов франшизы. [Электронный ресурс] — URL: https://gallerix.ru/news/tea/201202/terminator/ (дата обращения: 19.11.2025)

7.

Сколько науки в фильме аватар? [Электронный ресурс] — URL: https://habr.com/ru/articles/79444/ (дата обращения: 19.11.2025)

8.

Боевая техника из аниме Евангелион. [Электронный ресурс] — URL: https://wikiwarriors.org/wiki/Боевая_техника_из_аниме_Евангелион (дата обращения: 19.11.2025)

9.

Все, что нужно знать о Киберпанке. [Электронный ресурс] — URL: https://dtf.ru/flood/21929-vse-chto-nuzhno-znat-o-kiberpanke (дата обращения: 19.11.2025)

10.

«Бегущий по лезвию»: история великого фильма, который никто не понял.[Электронный ресурс] — URL: https://www.mirf.ru/kino/beguschij-po-lezviyu-istoriya-filma (дата обращения: 19.11.2025)

11.

Ghost in the Shell 1995: философия в байтах информации. [Электронный ресурс] — URL: https://dtf.ru/anime/1505635-ghost-in-the-shell-1995-filosofiya-v-baitah-informacii (дата обращения: 19.11.2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.

https://pin.it/2ZsUjfODX (дата обращения: 20.11.2025)

7.

https://pin.it/6WYVvVwmH (дата обращения: 20.11.2025)

8.

https://pin.it/uo9oNZ7uX (дата обращения: 20.11.2025)

9.

https://pin.it/jBCSREaEX (дата обращения: 20.11.2025)

10.

https://pin.it/6l2WXDuiP (дата обращения: 20.11.2025)

11.

https://pin.it/3ojgkEv2H (дата обращения: 20.11.2025)

12.

https://pin.it/4rD6wK7vV (дата обращения: 20.11.2025)

13.

https://pin.it/4wziatAL3 (дата обращения: 20.11.2025)

14.

https://pin.it/7i0uBefWM (дата обращения: 20.11.2025)

15.

https://gmunk.com/Grimes-Miss-Anthropocene (дата обращения: 20.11.2025)

16.

https://pin.it/7wfL4G6e9 (дата обращения: 20.11.2025)

17.

https://pin.it/PYVZfAbiw (дата обращения: 20.11.2025)

18.

https://ru.pinterest.com/pin/9288742976479075/ (дата обращения: 20.11.2025)

19.

https://pin.it/riVX3o5JY (дата обращения: 20.11.2025)

20.

https://pin.it/5KW0GRdFp (дата обращения: 20.11.2025)

21.

https://pin.it/9hiHweh28 (дата обращения: 20.11.2025)

22.

https://pin.it/72L9k5CUwhtt (дата обращения: 20.11.2025)

23.

ps://pin.it/63ydgka0T (дата обращения: 20.11.2025)

24.

https://pin.it/13tAGYqTu (дата обращения: 20.11.2025)

25.

https://www.artstation.com/artwork/OoO6Kb (дата обращения: 20.11.2025)

26.

https://pin.it/4COcKXvnX (дата обращения: 20.11.2025)

27.

https://pin.it/24QM0uxNA (дата обращения: 20.11.2025)

28.

https://pin.it/2iE6APy0E (дата обращения: 20.11.2025)

Постчеловеческие тела: от киборгов до аватаров