Original size 1754x2481

Нечеловеческие звуки: музыкальная индустрия против ИИ Нечеловеческие звуки:

4 декабря 2025 года в пространстве HSE CREATIVE HUB состоялась конференция, где мы разбирались, как новые технологии влияют на создание музыкальных композиций и практики их прослушивания сегодня.

Модерировал мероприятие Вадим Булгаков — руководитель направления «Цифровой продукт и искусственный интеллект» и Лаборатории искусственного интеллекта в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Дизайнер, арт-директор, диджитал-продюсер

Вкратце пересказываем тезисы выступлений. Посмотреть полную версию ивента можно в видеозаписях в HSE DESIGN LAB.

0

Первым в серии TED-докладов выступил Олег Новиков — звукорежиссер-разработчик команды «Генеративная музыка» SberAI.

Олег поделился, на что способны нейросетевые модели от Сбера. Человек всегда пытался выстроить какую-то систему звуков. Ноты стали первой попыткой записать это. С развитием синтезаторов и компьютеров музыка стала в полном смысле алгоритмической. Но развитие нейросетей вывело алгоритмы создания музыки на новый уровень. Например, в SymFormer в GigaChat можно задавать текстовый промпт, по которому ИИ создаст инструментальный трек или песню.

Модель учится из шума выстраивать трек. Она обучена на большом количестве материалов, но сама технология позволяет дообучить ее при необходимости и на личном архиве, чтобы нейросеть могла следовать конкретным стилистическим приемам.

Дополнительные возможности, которые есть у технологии:

- Сontinuation (продолжение треков) - Inpaiting (перегенерация фрагментов)

Олег рассказал, как команда «Генеративной музыки» работала над восстановлением первой футуристической оперы «Победа над солнцем». Часть утерянной партитуры воссоздали с помощью нейросетевой модели SymFormer. Музыканты перевели полученный результат в ноты, и премьера состоялась в Нижнем Новгороде.

Олег Новиков: «У человека начинается творческий процесс с чистого листа. Нейросеть же может начать генерацию, если имеет шум и определённое задание».

Академический руководитель бакалаврской программы «Разработка игр и цифровых продуктов», координатор саунд-музыкального направления Школы дизайна, исследователь феномена Net Art, автор курса «История сетевого искусства», дизайнер и веб-разработчик, музыкант и продюсер интерактивных перформансов Пётр Сковородников рассказал про новые образовательные программы Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Сейчас в разработке новый профиль онлайн магистратуры «Интерактивный дизайн». Руководителем профиля «Звук и музыка в цифровых продуктах» будет Влад Исаев. Планируется отдельные модули с занятиями по гейм-дизайну, чтобы учить студентов, как озвучивать игры.

Пётр также рассказал про платформу для композиторов, саунд дизайнеров и продюсеров, на которую можно загружать свои файлы с музыкой, что было проблематично в других цифровых пространствах Школы дизайна, предназначенных в основном для визуальных работ.

«CREATIVE HUB» — промокод на скидку 5% на все курсы ДПО

Олег Пащенко: «Понятие авторства со временем упраздняется. У любого контента сейчас может быть много авторов сразу, включая не только ИИ, но и всю культуру и весь корпус знаний, предшествующих созданию нового произведения. Поэтому уже не важно, что имел в виду автор. Важнее то, как мы воспринимаем его работу».

Original size 2000x1250

Преподаватель на направлении «Цифровой продукт и искусственный интеллект» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, медиа-художник, дизайнер и иллюстратор, призёр Каннского фестиваля (2001) Олег Пащенко признался, что он меломан со стажем. Хотя ни на каких инструментах Олег играть не умеет, сейчас он создает свою музыку благодаря новым технологиям.

В 1990-х Олег вместе со своим другом пробовал записывать свои песни. Сейчас Олег загрузил все оцифрованные записи в нейросеть Suno в качестве референсов. Так появился новый альбом «Тахикардия», который закрывал гештальт неудавшейся рок-группы в юности. А потом случилось еще несколько альбомов. Работая с нейросетью, Олег задает очень подробные и точные промты, чтобы получить желаемый результат. Причем наш спикер советуется с другой нейронкой, какой запрос отправить, чтобы получилось желаемое звучание.

Однако при создании каверов на уже существующие композиции возникает много этических проблем. Авторские права музыкантов и отсутствие музыкального образования у Олега, который, правда, делает это только для себя и не планирует монетизировать свое музыкальное творчество.

Андрей Рыжков: «Для музыканта музыка — это процесс, ради которого стоит этим заниматься. Нейронки же заточены на результат, который зачастую оказывается не тот. Поэтому всем, кто хочет заниматься музыкой, все равно придется прокачивать естественный интеллект, наслушанность и воображение».

Андрей Рыжков как музыкальный продюсер и звукорежиссёр, создатель студии ГИК «Оплот» поделился, что занимается музыкой с 8 лет, а уже с 9 пишет электронную музыку и продюсирует свои альбомы. Андрей работает уже 20 лет в музыкальной индустрии.

В своей работе Андрей использует нейронки, когда артист не может объяснить, какое звучание для своей песни он хочет. ИИ помогает набросать быстро разные варианты.

Пытаемся уместить свой естественный интеллект в какие-то промты, при этом возвращаемся к инструментам все более древнее. Музыка появилась раньше речи и других видов искусств и дисциплин. Изначальная функция музыки — рефлексия человека по поводу природы. Нейросети сейчас могут производить рефлексию машинную, основываясь на опыте человека.

Музыкант, саунд-артист, преподаватель, руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Евгений Вороновский предложил поговорить о правовой стороне в сфере музыкальной индустрии. В датасетах для нейросетей загружали известные треки, чем нарушают авторские права исполнителей. Музыканты выразили протест, выпуская пластинки и записи, где абсолютная тишина, чтобы обратить внимание вышестоящих органов на эту проблему.

По опросу Band Link более 70% опрошенных музыкантов и слушателей положительно относятся к ИИ. Сейчас сервис Suno намерен убрать бесплатные версии и оставить только платные подписки, чтобы контролировать авторские права в том числе. Нейромузыка и современный продакшн сейчас почти сравнялись, так что 97% слушателей не могут отличить, где звучит реальный исполнитель, а где нейросеть.

0

Как слушатели относятся к ИИ?

Музыкальный и кинопродюсер, композитор, режиссер-клипмейкер, автор песен, ведущая ТВ, журналист, преподаватель Елена Кипер поделилась, что сейчас вынуждена доказывать программным директорам СМИ, когда музыка сделана людьми, потому что они относятся с недоверием ко всем музыкальным трекам. Но ИИ помогает экспериментировать, в том числе с реакцией людей на тот или иной стиль, звучание, смысл.

Управляющий директор журнала «ИМИ» Артем Атанесян добавил, что в Яндекс Музыке уже давно есть функция «Моя волна», которая позволяет подбирать новые треки на основе предпочтений слушателя. Сейчас такое количество контента, что ИИ становится воротами, помогающими людям не утонуть в море новых треков.

Как оттачивать навыки нейронки? Олег Новиков ответил, что в Сбере основываются на опросах людей, какая из версий лучше работает.

Контент и музыка не равнозначные понятия, по мнению Андрея Рыжкова. Потому что музыку можно слушать на концертах, например, и живое восприятие отличается от прослушивания в наушниках или колонках. К тому же важна личность исполнителя, которой нет в ИИ-треках.

Андрей Рыжков: «ИИ-композиции — фастфуд для слушателей».

Артисты настоящие или сгенерированные: как к новому явлению относится индустрия?

Елена Кипер считает, что музыка — это не только бизнес, но и энергия. Люди приходят на концерты, чтобы получить энергию исполнителя в первую очередь. Сейчас есть и такие шоу, как Anyma, но они в большей степени визуально впечатляющие.

Артем Атанесян заметил, что сейчас есть такие коллективы, которые ведет один человек, генерирующий музыку, часть голосов и клипы. Все зависит от автора, как он будет преподносить свою идею, которая вполне может быть воплощена с помощью ИИ. В любом случае из-за нейронных сетей музыканту стало сложнее добиться успеха, потому что теперь нужно не только хорошо разбираться в музыке, но и в новых технологиях и законах индустрии.

Вадим Булгаков добавил, что сейчас нейронки часто создают музыку лучше среднестатистического человека. Почему так? Андрей Рыжков напоминает, что нейросети обучали на датасетах лучшей мировой музыки, а человек по своей природе ленив и, может быть, просто не изучил базу должным образом. Музыка очень алгоритмична, поэтому машине проще ее воспроизводить и создавать, чем человеку.

Loading...

Мероприятие прошло 4 декабря с 18:30 до 21:30 в пространстве HSE CREATIVE HUB.

Подробнее об этом и других событиях, проходящих на площадке HSE CREATIVE HUB, можно узнать на сайте https://creative.hse.ru/hub.

Нечеловеческие звуки: музыкальная индустрия против ИИ Нечеловеческие звуки: