«МАНИОЗИС-2. Продолжение и завершение» — вторая часть камерной оперы Александра Белоусова, вышедшей в Электротеатре Станиславский осенью 2016 года. Опера построена как музыкально-философское размышление и опирается на трактат Бенедикта Спинозы «Этика». В названии оперы соединены слова mania и gnosis — «мания» и «познание».

big
Original size 2362x1576

В музыкальном отношении опера «МАНИОЗИС-2» представляет собой звуковую инсталляцию, то есть сложно организованные в пространстве элементы, включая мелодии и шумы. Но — что необычно для такого типа музыки — здесь есть сюжет, рассказывающий о вышедшем из-под контроля Автора Протагонисте-маньяке, природа мании которого меняется от убийства к убийству. Если в первой части Протагонист был захвачен сексуальной и гедонистической типами маний, то во второй ему являются голоса-галлюцинации и уговаривают его совершить следующее убийство потому, что душа — бессмертна. Таким образом раскрывается комическая структура — у маньяка самопроизвольно меняется тип мании, что невозможно по всем медицинским определениям. В финале Протагонист обретает миссию. И всякая мания будет преодолена — по Спинозе это соответствует третьему роду познания.

big
Original size 2362x1691