Original size 900x1299

Современные этнокомиксы России: культура через изображение

15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2560x1004

Фрагмент комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Концепция

Этнокультурные комиксы в России представляют собой необычное средство для изучения и сохранения многообразия культурных традиций страны. Эти визуальные повествования служат связующим звеном между традиционными историями и современным художественным самовыражением, предлагая взглянуть на богатое наследие коренных культур. В этом исследовании я рассмотрю, как конкретные комиксы отражают различные аспекты национальностей.

Индустрия российского комикса пережила различные этапы развития и по-настоящему ожила в эпоху гласности в конце 1980-х годов, которая позволила больше свободы творчества. В последние годы наблюдается значительный прогресс: появилось много новых издательств, по всей стране проходят многочисленные фестивали комиксов.

За последнее время отечественные комиксы начали обращаться к этно-теме и служить средством сохранения. Они знакомят читателей с различными традициями, языками и обычаями, историями, которые недостаточно описаны в основных СМИ. Предлагая многогранные образы культур, комиксы на этно-тему могут бросать вызов стереотипам и разрушать их. Они представляют персонажей сложными и уникальными, выходя за рамки клишированных образов.

post

Создание этнокультурных комиксов способствует развитию творческих и новаторских подходов к повествованию. Авторы имеют возможность сочетать традиционные художественные стили и приёмы с современным комикс-артом. Развитие таких комиксов способствует инклюзивности в индустрии. Это даёт возможность авторам из разных стран делиться своим мнением и историями. Читатели повышают свою культурную грамотность, становясь более осведомлёнными о разнообразии мира, а эти знания могут способствовать развитию эмпатии. Также, работа над такими произведениями часто предполагает межкультурное сотрудничество.

Моя авторская гипотеза основана на том, что этнокомиксы в России могут работать как инструмент культурного самовыражения и сохранения культуры, позволяя понять разнообразие и особенности народов страны. Исторический контекст, добавление языка определенного народа в диалоги между героями, обращение к фольклору или эпосу, создание авторской рисовки, — все это создаёт уникальную концепцию, которая обогащает восприятие культурного наследия и способствует его популяризации среди молодежи. Этнокомиксы могут служить мостом между поколениями, передавая традиции и ценности через современный формат.

В своем исследовании я рассмотрю само понятие этнокультурного комикса и расскажу про отечественных авторов современников, которые используют данную тематику для повествования какой-либо истории. Также, проведу визуальный анализ работ, где удачно прослеживается идея народного разнообразия.

Этнокультурные комиксы

Этнокультурные комиксы — это особая форма визуального повествования, которая сочетает этнографические знания с графическими сюжетами для представления и передачи культурных особенностей.

Концепция этнокультурных комиксов особенно важна в российском контексте, учитывая обширную географию страны и культурное разнообразие. В России проживают многочисленные этнические группы, например, татары, башкиры, чуваши, армяне и другие.

Комиксы как жанр по своей сути являются визуальными, что позволяет им передавать сложные культурные истории в доступной и увлекательной форме. Использование диалогов (на народном языке) и визуальной символики помогает ярко изображать культурные истории, делая их запоминающимися и впечатляющими.

Этнокультурные комиксы активно работают над разрушением стереотипных образов, представляя многогранные и аутентичные изображения различных культур.

Также служат образовательным ресурсом, предоставляющим информацию о истории и социальных проблемах различных сообществ. Такие комиксы часто используются в академической среде для обучения культурному разнообразию и этнографическим методам (особенно они имеют большую популярность среди детей).

Сейчас, по моему опыту, отечественные комиксы не пользуются популярностью этно-тематики, однако, в последние пару лет, она потихоньку начала отражаться в графических произведениях.

Например, такие издательства, как Bubble Publishing House, Zangavar Publishing House и Alt Graph Publishing House, играют основную роль в продвижении и распространении этнокультурных комиксов. В частности, издательство Bubble создают работы, которые находят отклик у российской аудитории, благодаря включению в них местного фольклора и культурных тем.

В этом году вышел спин-офф под названием «Чумной доктор. Алтан» по известной франшизе «Чумной доктор». В данном спецвыпуске рассказывается о детстве и юношестве Алтана Дагбаева, одного из ключевых персонажей истории — антагониста, о его подробном развитии как героя, мотивациях.

Обложки комикса «Чумной Доктор. Алтан. Спецвыпуск.» BUBBLE, 2024

На первых страницах комикса уже можно заметить, что Алтан по национальности — бурят. И, что интересно, диалоги между персонажами происходят на традиционном бурятском языке, тем самым добавляя аутентичности и глубины к культурному контексту.

Фрагменты комикса «Чумной Доктор. Алтан. Спецвыпуск.» BUBBLE, 2024

Большое внимание к деталям традиционной архитектуры, одежды делает комикс очень ценным для читателей.

Например, на заднем фоне можно увидеть «Иволгинский дацан», который находится совсем рядом с Улан-Удэ. А бабушка Алтана одета в халат (дэгэл), что характерно для традиции Бурятии.

Original size 2480x1350

Фрагменты комикса «Чумной Доктор. Алтан. Спецвыпуск.» BUBBLE, 2024

«Чумной доктор. Алтан» — это не единственная работа Bubble, в которой прослеживается этнокультурная тема. Нередко, создатели обращались и к русскому фольклору/славянской мифологии. Такими комиксами являются «Инок», «Крестовый поход: волк», «Экслибриум», «Мироходцы» и другие.

Поэтому, даже популярный издательский дом российских комиксов является инициатором по поддержке этнокультурного контекста в графических произведениях.

Комиксы Юлии Никитиной

Работы Юлии Никитиной имеют большое значение в сфере этнокомиксов, потому что они играют значительную роль для культурного самовыражения и просвещения. Её работы характеризуются уникальным сочетанием культурных влияний и отражением её личного жизненного опыта.

Автор родилась в Салехарде, небольшом городке на Крайнем Севере России, известном своими природными красотами. Это и сыграло в формировании её художественного видения и тематического выбора.

Original size 2560x1798

Мини комикс «Сияние» Юлия Никитина, 2017

«Полуночная земля» — «это автобиография, в которой я рассказываю о детстве на Крайнем Севере, о семье и профессии… Я долго не могла понять, как мне повезло родиться именно в Салехарде. Вокруг меня всегда была красота, но я не видела и не ценила ее, пока не уехала учиться…» — такое описание комиксу дает Юлия Никитина в интервью для Lenta.ru.

Original size 1898x1684

Фрагменты комикса «Полуночная земля» Юлия Никитина, 2017

Процесс работы над комиксом «Полуночная земля» Юлия Никитина, 2017

Графика Юлии отражает жесточайшие условия проживания на Севере при сильных морозах. Её линии жёсткие, уверенные. А использование только линеров и туши дает графике характер афортной печати.

Чёрно-белая палитра отлично показывает суровое настроение местности. Но редкое добавление цвета, в частности таких оттенков как синий и изумрудный, придаёт композиции глубину и динамику, словно пробиваясь сквозь серость, они символизируют жизнь, напоминая о том, что даже в самых трудных условиях всегда есть место для красоты и вдохновения.

Фрагменты комикса «Полуночная земля» Юлия Никитина, 2017

Еще одной не малозначимой работой для этнотемы является «Эдейка». Комикс был создан по мотивам поэмы Леонида Лапцуя, а с идеей графической адаптации к автору обратилась «Национальная библиотека Ямала».

Эта история «о жизни в тундре, о дружбе и о взрослении, о встрече ребенка с большим миром», которая сопровождается характерными для региона традиционными элементами: одежда, природа, герои — все это помогает воссоздать общий образ культуры.

Original size 2480x1350

Обложка комикса «Эдейка» Юлия Никитина, 2020

Original size 1200x861

Фрагменты комикса «Эдейка» Юлия Никитина, 2020

Original size 1200x865

Фрагменты комикса «Эдейка» Юлия Никитина, 2020

Original size 1200x848

Фрагменты комикса «Эдейка» Юлия Никитина, 2020

«Азбука северных растений» это, скорее, графическая энциклопедия, которая служит образовательным и культурным исследованием флоры, существующей в северных регионах. Используя смесь алфавитного и комиксного формата, Юлия делает информацию доступной и увлекательной, особенно для детей или тех, кто только интересуется с данной тематикой.

Фрагменты книги «Азбука Северных растений» Юлия Никитина, 2022

Например, буква А — это подбел многолистный, буква Б — багульник болотный и брусника обыкновенная. Слева изображены отдельные виды, которые вошли в композицию.

Фрагменты книги «Азбука Северных растений» Юлия Никитина, 2022

Фрагменты книги «Азбука Северных растений» Юлия Никитина, 2022

Так, на примерах работ Юлии Никитины можно понять какую культурную ценность этнокомиксы имеют для общества.

Комикс Анны Неркаги и Полины Сайфуллиной

«Анико из города Ного» Анны Неркаги — это глубокое исследование ненецкой культуры и более широких тем сохранения традиций в условиях современных тенденций.

Эта работа особенно значима, поскольку она представляет собой повествование, глубоко укоренённое в традициях и образе жизни ненцев, коренного народа, населяющего российскую Арктику.

Original size 2480x1350

Обложка комикса «Анико из города Ного» Неркаги Анна и Полина Сайфуллина, 2023

«Главное, что я хотела увидеть — это природа. Ведь именно она сделала ненецкий народ таким, какой он есть — молчаливым, гордым, вдумчивым… Связь с природой делает человека сильным. Природа определила стиль иллюстраций — графика как нельзя лучше подошла к бескрайним занесенным снегом просторам, горам, покрытым шкурами чумам, длинноногим оленям, просторному небу…» — рассказывает Полина Сайфуллина для онлайн-платформы «Мастера Сибири», художница, которая занималась отрисовкой комикса по рассказу Анны Неркаги.

Фрагменты комикса «Анико из города Ного» Неркаги Анна и Полина Сайфуллина, 2023

В этой истории отражена суть кочевого образа жизни ненцев и проблемы, с которыми они сталкиваются в современном мире. В ней рассказывается об их уникальных традициях, языке и образе жизни, особое внимание уделяется оленеводству, которое является основой их культурной идентичности.

Фрагмент комикса «Анико из города Ного» Неркаги Анна и Полина Сайфуллина, 2023

Исследуется противоречие между традиционным образом жизни и современности. Эта тема рассматривается на примере главной героини Анико, которая сталкивается со сложностями сохранения культурного наследия в быстро меняющейся среде.

Original size 1680x945

Фрагмент комикса «Анико из города Ного» Неркаги Анна и Полина Сайфуллина, 2023

В повествовании используются яркие образы и приёмы, отражающие устные традиции ненцев. Такой подход не только сохраняет культурные нарративы, но и делает их доступными для более широкой аудитории, способствуя лучшему пониманию культур народов Севера.

Фрагменты комикса «Анико из города Ного» Неркаги Анна и Полина Сайфуллина, 2023

Личный опыт Анны Неркаги как представительницы ненецкого народа и её наследие неразрывно связаны с рассказами, что придаёт аутентичность и глубину изображению ненцев.

Комиксы Екатерины Сенниковой

Ну и самое интересное, как по стилистике, так и по повествованию, на мой взгляд, это работы юного иллюстратора и комиксиста — Екатерины Сенниковой.

Девушка еще не имеет такую мощную популярность, как предыдущие авторы, но ее произведения это действительно любопытная находка для этнокультурной тематики (и не только).

Original size 2560x1432

Обложка комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

«Разрыв-трава» — это дипломный проект девушки, комикс, который повествует о истории мальчика, живущем в посёлке на Севере. Увлечённый дедушкиными сказками о волшебных существах, главный герой узнаёт, что его отец, считавшийся погибшим, жив, но ушёл в мир иллюзий. Чтобы вернуть его, мальчик решает вместе с друзьями пройти через охраняемый сказочными существами лес.

Original size 2480x1350

Фрагменты из комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Катя в совей работе обращается не только к этно-тематике, но и русскому фольклору, славянской мифологии. В её комиксе присутствую такие персонажи как «Баба-Яга», «Избушка на курьих ножках» и «Леший».

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Original size 1900x1241

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Original size 1900x1241

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Графика тоже очень отличается по сравнению с прошлыми работами, упоминаемые в исследовании. Автор пользовалась исключительно цветными карандашами, что дает произведению живость и сказочность.

Можно заметить, что для изображения глубокого леса использовались идентичные цвета, что и в работах Юлии Никитиной. Синий и изумрудный цвет характеры для холодного района России. Также, выделяется сама природа и растения, существующие на территории Севера.

Original size 1900x1241

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Original size 1900x1241

Фрагменты комикса «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Концепт-арты/эскизы к комиксу «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

Концепт-арты/эскизы к комиксу «Разрыв-трава» Екатерина Сенникова, 2023

«Разрыв-трава» принимала участие в фестивале «Ямальский комикс» и была по праву оценена опытными художниками и экспертами в области комикса, что показывает потенциал и является хорошей мотивацией для работы над следующими проектами в этнокультурной тематике.

И последний мини комикс Екатерины Сенниковы, который я хочу взять за анализ — это «Мама на Чукотке».

Эта работа состоит из небольших забавных историй, которые произошли с мамой автора, пока та проживала на Чукотке.

Original size 2560x1280

Обложка комикса «Мама на чукотке» Екатерина Сенникова, 2021

Фрагменты комикса «Мама на чукотке» Екатерина Сенникова, 2021

Стилистика комикса карикатурно милая, вся работа выполнена при помощи чёрных и синих чернил, а цветовая гамма ограничена для поддержания минималистичного образа.

Original size 2160x2160

Фрагменты комикса «Мама на чукотке» Екатерина Сенникова, 2021

Original size 2560x477

Фрагменты комикса «Мама на чукотке» Екатерина Сенникова, 2021

Несмотря на то что посёлок Иультин, о котором рассказывается в истории, сейчас заброшен, память и историческое значение навечно запечатлена в комиксе Кати. Это один из важных факторов, почему этно-теме должно уделяться больше внимания.

Фрагменты комикса «Мама на чукотке» Екатерина Сенникова, 2021

Фрагменты комикса «Мама на чукотке» Екатерина Сенникова, 2021

Заключение

Таким образом, этнокультурные комиксы в России представляют собой средство культурного самовыражения, образования и сохранения. Благодаря визуальному повествованию эти комиксы дают уникальное представление о разнообразных культурах и коренных народов. Такие работы, как у Юлии Никитиной, Анны Неркаги и Екатерины Сенниковы, демонстрируют потенциал графических произведений для передачи сложных культурных сюжетов доступным и увлекательным способом.

Самое интересное в таких комиксах увидеть читателю как именно выглядит рефлексия автора о своем народе, месте, где провел свое детство, и как это отразилось на выстраивании личности. Как художественно, стилистически воспроизводятся те или иные элементы этноса. Такие произведения не только развлекают, но и служат важными культурными артефактами, преодолевая разрыв между традиционным повествованием и современным художественным самовыражением. Они бросают вызов стереотипам, дают возможность высказаться и служат платформой для межкультурного взаимопонимания.

По мере развития российской индустрии комиксов этнокомиксы будут играть всё более важную роль в представлении и сохранении богатого многообразия коренных культур. По мере того, как эти работы продолжают получать признание как в России, так и за рубежом, они, несомненно, будут способствовать более широкому пониманию и признанию, развивая эмпатию и культурную осведомлённость с помощью визуальных историй.

Bibliography
Show
1.

Comics forum. The History of Russian Comics: An Interview with Misha Zaslavskiy by Maria Evdokimova [Электронный ресурс] URL: https://comicsforum.org/2015/12/09/the-history-of-russian-comics-an-interview-with-misha-zaslavskiy-by-maria-evdokimova/ (дата обращения: 08.11.24).

2.

Lenta.ru. «Спать вы будете на шкуре» Морозы, тундра и советский миф: как россиянка придумала комикс про жизнь на Крайнем Севере. [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2021/01/21/edeyka/ (дата обращения: 10.11.24).

3.

Катерина Петрова. Звенящая тишина и теплица с горохом: Графический роман о возвращении в тундру. [Статья] — 2024 — URL: https://makersofsiberia.com/rabotyi/aniko-iz-roda-nogo.html (дата обращения: 10.11.24).

Image sources
Show
1.2.3.

«Разрыв-трава», Катя Сенникова — Литрес: https://www.litres.ru/book/katya-sennikova/razryv-trava-71188573/.

4.

Звенящая тишина и теплица с горохом: Графический роман о возвращении в тундру: https://makersofsiberia.com/rabotyi/aniko-iz-roda-nogo.html.

5.

По роману Анны Неркаги впервые создадут графический роман: https://yanao.ru/press-tsentr/novosti/po-romanu-anny-nerkagi-vpervye-sozdadut-graficheskiy-roman.

6.

Юлия Никитина «Азбука северных растений» — ВСЕ СВОБОДНЫ: https://vse-svobodny.com/product/azbuka-severnykh-rasteny/.

7.8.

Чумной Доктор. Алтан. Спецвыпуск «Читай-город»: https://www.chitai-gorod.ru/product/chumnoy-doktor-altan-specvypusk-2997297

9.

Путешествия чародея: https://vk.com/thewizardsjourneys.

Современные этнокомиксы России: культура через изображение
15