
Метаморфозы — универсальный, удобный и очень эффективный прием анимации. Во время обучения аниматоры специально выполняют упражнение по покадровому изменению формы нарисованного объекта — это развивает технику и важный навык искажения формы. Но в данном исследовании речь пойдет не о технической значимости, а о потенциале этого приема как смыслового элемента анимации. Через метаморфозы героя или окружающего мира авторы могут передавать чувства, идеи, настроение сцены.
Слово «метаморфозы» означает «превращение», то есть из исходного получается нечто принципиально новое: другой формы, выполняющее другие функции. Я буду говорить не только о непосредственно метаморфозах, но и схожем явлении — изменениях отдельных предметов или персонажей, так как считаю, что в анимации использование и того и другого направлено на достижение одних и тех же целей. Эти явления дополняют друг друга как в предмете моего изучения, так и в жизни: любой организм за время нахождения на Земле проходит через стадии: рождение, рост, смерть. А у некоторых животных и насекомых это ещё и буквально метаморфозы.

Лорин БАЙЛЬ, Габриэль ЖЕРАР, Лиз ЛЕЖЕ, Хлоя МЕНГЕ, Клэр САН, ПРОТИВОРЕЧИЯ, 2021
Метаморфозы и изменения могут становиться метафорой, инструментом выражения авторской мысли. Исследование разделено на разделы, в каждом из которых говорится о разных, наиболее распространенных в авторской анимации идеях, которые выражаются через превращения и изменения. Даже в повседневной речи люди нередко используют выражения, построенные на аналогии с метаморфозами: «это сущий зверь», «он превратился в монстра». В мире анимации всё становится буквальным — истинная сущность героя, причем часто — зловещая, проявляется через его физические изменения. То же происходит и с эмоциями или состояниями — анимация позволяет материализовать их. И эти превращения могут касаться не только самого персонажа — они могут влиять на окружающий мир, меняя его. Метаморфозы в анимации, являясь плодом воображения автора, переносятся на персонажа, словно их порождают его собственные мысли и желания, и в такие моменты герой становится как будто соавтором, выдумывая превращения вместе со своим создателем. Некоторые схожие идеи выражаются не столько через метаморфозы, сколько через естественные изменения в жизни.
Предметом исследования стали анимационные фильмы, лауреаты и призеры фестивалей. Кроме того, очень важными в моем исследовании являются работы студентов анимационных школ, так как в процессе обучения у авторов как никогда много свободы для воплощения смелых задумок и экспериментов. Такие работы я считаю очень показательными.
Внешний мир и окружающее персонажа
Инес ШАЙБЕР, Жюль ДЮРАН, Жюльен БЕККЕР, Елена ДЮПРЕССУАР, Вивиан ГИМАРАЙНШ, ПАМЯТКА, 2017
Метаморфозы и изменения, происходящие вокруг персонажа и не затрагивающие его самого, часто по сути являются метафорой ментальной болезни или психологической травмы.
Так, в анимационном фильме «Памятка» герой переживает последствия болезни Альцгеймера, а в «Противоречиях» показана жизнь девушки с обсессивно-компульсивным расстройством. Часто мотив внешних изменений связан с преодолением трудностей: персонаж сталкивается с нематериальной проблемой, которая в анимации становится для него физическим препятствием.
Инес ШАЙБЕР, Жюль ДЮРАН, Жюльен БЕККЕР, Елена ДЮПРЕССУАР, Вивиан ГИМАРАЙНШ, ПАМЯТКА, 2017
Лорин БАЙЛЬ, Габриэль ЖЕРАР, Лиз ЛЕЖЕ, Хлоя МЕНГЕ, Клэр САН, ПРОТИВОРЕЧИЯ, 2021
При этом визуально психологические аспекты могут выражаться по-разному, подходы в каждом произведении уникальны. Если в «Переростоке» тревога, страх показаны как неконтролируемо разрастающиеся растения, то в «На орбите» избегание героиней-космонавткой воспоминаний о травматическом опыте воплощается в облике гигантского скафандра.
Мина Чакко, Переросток, 2022
Сохам Чакраборти, Хансю Чен, Метон Джоффили, Джастин Полли, Джулия Труве, НА ОРБИТЕ, 2019
Сохам Чакраборти, Хансю Чен, Метон Джоффили, Джастин Полли, Джулия Труве, НА ОРБИТЕ, 2019
В «Мамином свитере» страх одиночества, нежелание отпускать выражены через «оживление» свитера, который как бы становится для героини её умершей матерью. Момент с удушением свитером, который перекрывает героине дыхание, можно трактовать как перенос душевной боли, связанной с утратой и воспоминаниями, на физическое ощущение.
Ананд К ВАРМА, И Чен СЯО, Маурициана ГУАЛДРИНИ, Уго ОФФНЕР, Джеймс МАНН, МАМИН СВИТЕР, 2020
Ананд К ВАРМА, И Чен СЯО, Маурициана ГУАЛДРИНИ, Уго ОФФНЕР, Джеймс МАНН, МАМИН СВИТЕР, 2020
Ещё один момент, схожий с ментальными трудностями — избегание, по-разному, но отчетливо звучащий в коротких метрах «Рекордные результаты» и «Счастливое место». Если в истории про лягушку изменяется реальный мир, превращаясь в кипящую субстанцию, то во втором фильме изменения во вне происходят только для героини, которая подменяет неприглядный мир счастливой виртуальной картинкой.
Берил Алли, Рекордные результаты, 2023 год
Студия Тайм аут, Счастливое место, 2022
Студия Тайм аут, Счастливое место, 2022
Изменения главного героя как выражение эмоций, состояния
Студия Маджеста, Развернутое, 2022
Ещё одна тема, связанная с метаморфозами и изменениями — эмоции и состояния героя. Часто она выражается через преображение формы персонажа. Например, герой может превращаться в монстра. В «Не забывай меня» так выражается ощущение брошенности, терзающее потерявшегося ребёнка. В «Развернутом» боль и потерянность матери превращает её в тьму, пугающую её дочь. А в «Саяне» гнев героини материализуется через отрастающие у неё когти, клыки, увеличение размеров тела.
Денвер, Колорадо, Симе Карсия, НЕ ЗАБЫВАЙ МЕНЯ, 2023
Справились! Студия, Саян, 2022
Студия Маджеста, Развернутое, 2022
Этот мотив не обязательно воплощается в анимации через полное превращение. Иногда авторы ограничиваются небольшими физическими изменениями в теле героя, например, героиня в «Элегии» испытывает физическую боль, которая ощущается ею так, словно её всю ломают. Это отражение в том числе и душевной боли, травматического опыта, связанного со строгостью порядков и суровостью тренировок балерин.
Оделия ЛЭЙН, Эстер ЛЕГИДО, Андреа МАРТИНЕС, Элиссенде МАССОН, Хьюго МИХАЛЕ, Артур ВОНГ, ЭЛЕГИЯ, 2023
В анимационном фильме «Солнцестояние» мы видим, как главный герой расстраивается из-за постоянных ссор товарищей. В кульминации другой персонаж, Солнце, затухает, теряя свет и яркость, — этот момент как будто становится материализацией того беспокойства, которое испытывал главный герой.
Производство Орбита, Солнцестояние, 2022
Производство Орбита, Солнцестояние, 2022
Метафорическое изображение чисто физических состояний можно наблюдать в работах аниматора Сеоро О. В его комедийных фильмах «Утренний класс» и «(OO)» ряд ассоциаций материализуется и воплощается в различных метаморфозах, например, голова героя становится камнем, а его нос превращается в кран.
Сеоро О, Утренний класс, 2014
Сеоро О, (OO), 2017
Сеоро О, (OO), 2017
Истинная сущность героя
Дебора БАЛЬБОА, Кариен БЕНЦ, Кай-Сун ЧАН, Апарна ХЕГДЕ, Юк Ян ЦОЙ, ПОКОЙСЯ С МИРОМ, 2021
Метаморфозы и изменения персонажа могут быть связаны с его желанием скрыть свою настоящую личность, замаскироваться. Часто это что-то неприглядное, обнажающее злодейскую суть персонажа. Прибегает к превращениям, например, центральный персонаж-демон из «Покойся с миром».
Дебора БАЛЬБОА, Кариен БЕНЦ, Кай-Сун ЧАН, Апарна ХЕГДЕ, Юк Ян ЦОЙ, ПОКОЙСЯ С МИРОМ, 2021
Также персонаж может маскироваться, когда принять себя становится слишком сложно. Такое происходит с героиней «Цветения». Цветы по всему её телу можно рассматривать как нежелательные черты личности, которых она стесняется. Обрезая их, она изображает «нормальность» Превращения в фильме «Метаморфозы» становятся метафорой маскинга аутичных людей — характерного поведения, при котором человек как бы копирует окружающих и делает в социальных ситуациях то, что от него ожидают, пытаясь подстроиться.
Ауралин Мэри, ЦВЕТЕНИЕ, 2021
Айтолкын Альменова, Метаморфоза, 2021
Айтолкын Альменова, Метаморфоза, 2021
При этом изменения происходят не всегда по воле человека, и в анимации это тоже отражено. В произведении «Дитя волка», например, герой не выбирал стать оборотнем, превращение было спровоцировано дикими зверями.
Кенни Ко, Дитя волка, 2019
Метаморфоза героя может означать травмированность. В анимационных фильмах «М.И.А и кошки» и «Три крохотные строчки» война искажает облик героев, но если в первом фильме герой при этом сохраняет способность оберегать то, что ему дорого, то во втором случае превращение расчеловечивает персонажа, делая его монстром, способным только на разрушение. Оба случая можно рассматривать как метафору переживания войны и того, как такой глобальный болезненный опыт может влиять на людей.
Калеб му, М.И.А. и кошки, 2022
Де Лукреция АНДРЕА, Элис ДЬЕДОННЕ, Трейси НОВОСЬЕН, Флориан ПЭРРОТ, Орнели ПРИУЛЬ, Реми ШЕПМАН, Три крохотные строчки, 2010
Изменения, связанные со временем
Студия Фуззи Дай, Пробег, 2022
Студия Фуззи Дай, Пробег, 2022
Естественные изменения, происходящие с живыми существами, могут также становиться метафорами. Например, они могут подразумевать страх течения времени и старения, который звучит в «Пробеге». Похожие мотивы есть и в «Приземлении чайки», где место живое и яркое за несколько минут превращается в заброшенное, мертвое.
Кеске Симадзаки, Приземление чайки, 2023
Вне зависимости от нашего отношения — рождение, рост и смерть всё равно будут. Мысль о естественности, обыденности смерти можно увидеть в фильме «Похороны в девять», где показано разное восприятие похорон героями, или в «Уолтере», где за смертью следует новая жизнь.
Мамаду БАРРИ, Родриго ВЕРАС, Цзыю ВАН, Цзюньхао СЯН, Ван Ю, Линьфэн ЧЖОУ, ПОХОРОНЫ В ДЕВЯТЬ, 2022
Мамаду БАРРИ, Родриго ВЕРАС, Цзыю ВАН, Цзюньхао СЯН, Ван Ю, Линьфэн ЧЖОУ, ПОХОРОНЫ В ДЕВЯТЬ, 2022
Лоренцо Фреста, УОЛТЕР, 2020
Лоренцо Фреста, УОЛТЕР, 2020
В «Мандрагоре» через рождение, рост героя-растения и его жизнь вместе с садовником показывается обретение привязанности, изменения, которые влечет за собой появление нового существа.
Куинси Балтес, Мандрагора, 2020
Мир сквозь призму воображения
Джой Чанг, Я рыбка, 2022
Изменения и превращения, происходящие в мире анимационного фильма в плоскости воображения героя, часто связаны с его желаниями и становятся их воплощением. При этом мы понимаем, что всё происходит только в голове персонажа.
Например, в произведении «Этой жизни» герои рассуждают о том, чем бы или кем бы они хотели быть в следующей жизни, представляя себя деревом или птицей. В «Я рыбка» звучит похожая мысль — у рыбки вырастают ноги, когда она думает о том, что могла бы бегать, но в реальности этого не происходит, она остается рыбкой. В «Маленьком поэте» скульптура мальчика, представляет себе жизнь в картине и то, каким бы он мог быть, если бы стал настоящим мальчиком или кем-то другим.
Сумин Ха, Эта жизнь, 2023
Сумин Ха, Эта жизнь, 2023
Джастин Кинг, Маленький поэт, 2023
В анимационном фильме «Мой х**вый год» воображение играет похожую роль, но оно направлено уже не на центрального персонажа, а на людей вокруг, захватывая окружение. Главная героиня идеализирует парней, которые ей нравятся, и в её голове они превращаются в вампира, персонажа аниме, романтичного француза.
Кошачья пижама / Чудо-убийца, Мой х**вый год, 2022
Кошачья пижама / Чудо-убийца, Мой х**вый год, 2022
Заключение
Кошачья пижама / Чудо-убийца, Мой х**вый год, 2022
Метаморфозы — очень мощный, не только технический, но, в первую очередь, смысловой прием, обогащающий анимацию. Двумерная анимация лучше любого другого медиума может передать глобальные изменения формы, превращения, что позволяет авторам транслировать с помощью метаморфоз разные мысли, заключая их в метафоры эмоций, состояний. При этом авторы ничем не ограничены — предметы и персонажи, окружение могут изменяться, превращаться в реальные объекты и существ или во что-то фантастическое и бесформенное. Работа с метаморфозами очень персональна. Несмотря на то, что можно выделить отдельные темы, чаще всего используемые в короткометражной авторской анимации, сами изменения и метаморфозы могут быть очень разнообразными. То, как они изображаются, зависит от личных ассоциаций автора, которые через анимацию передаются зрителям.
Инес ШАЙБЕР, Жюль ДЮРАН, Жюльен БЕККЕР, Елена ДЮПРЕССУАР, Вивиан ГИМАРАЙНШ, ПАМЯТКА, 2017
Лорин БАЙЛЬ, Габриэль ЖЕРАР, Лиз ЛЕЖЕ, Хлоя МЕНГЕ, Клэр САН, ПРОТИВОРЕЧИЯ, 2021
Мина Чакко, Переросток, 2022
Ананд К ВАРМА, И Чен СЯО, Маурициана ГУАЛДРИНИ, Уго ОФФНЕР, Джеймс МАНН, МАМИН СВИТЕР, 2020
Сохам Чакраборти, Хансю Чен, Метон Джоффили, Джастин Полли, Джулия Труве, НА ОРБИТЕ, 2019
Берил Алли, Рекордные результаты, 2023 год
Студия Тайм аут, Счастливое место, 2022
Денвер, Колорадо, Симе Карсия, НЕ ЗАБЫВАЙ МЕНЯ, 2023
Производство Орбита, Солнцестояние, 2022
Сеоро О, Утренний класс, 2014
Сеоро О, (OO), 2017
Студия Маджеста, Развернутое, 2022
Справились! Студия, Саян, 2022
Оделия ЛЭЙН, Эстер ЛЕГИДО, Андреа МАРТИНЕС, Элиссенде МАССОН, Хьюго МИХАЛЕ, Артур ВОНГ, ЭЛЕГИЯ, 2023
Калеб му, М.И.А. и кошки, 2022
Де Лукреция АНДРЕА, Элис ДЬЕДОННЕ, Трейси НОВОСЬЕН, Флориан ПЭРРОТ, Орнели ПРИУЛЬ, Реми ШЕПМАН, Три крохотные стройчки, 2010
Ауралин Мэри, ЦВЕТЕНИЕ, 2021
Дебора БАЛЬБОА, Кариен БЕНЦ, Кай-Сун ЧАН, Апарна ХЕГДЕ, Юк Ян ЦОЙ, ПОКОЙСЯ С МИРОМ, 2021
Кенни Ко, Дитя волка, 2019
Айтолкын Альменова, Метаморфоза, 2021
Студия Фуззи Дай, Пробег, 2022
Куинси Балтес, Мандрагора, 2020
Мамаду БАРРИ, Родриго ВЕРАС, Цзыю ВАН, Цзюньхао СЯН, Ван Ю, Линьфэн ЧЖОУ, ПОХОРОНЫ В ДЕВЯТЬ, 2022
Кеске Симадзаки, Приземление чайки, 2023
Лоренцо Фреста, УОЛТЕР, 2020
Джой Чанг, Я рыбка, 2022
Сумин Ха, Эта жизнь, 2023
Джастин Кинг, Маленький поэт, 2023
Кошачья пижама / Чудо-убийца, Мой х**вый год, 2022
Analysis of the Narrative Types of «Metaphor» in Animated Short Films — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=96178 — [дата обращения: 24.05.2023].
Erwin Feyersinger. Carmen Hannibal. A Virtual Roundtable on Relations Between Metaphor and Metamorphosis (Part 1) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://blog.animationstudies.org/?p=4137 — [дата обращения: 24.05.2023].
Erwin Feyersinger. Carmen Hannibal. A Virtual Roundtable on Relations Between Metaphor and Metamorphosis (Part 2) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://blog.animationstudies.org/?p=4170 — [дата обращения: 24.05.2023].
Metamorphosis: Disney Analysis — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ragstoricheskem.wordpress.com/metamorphisis-disney-analysis/ — [дата обращения: 24.05.2023].
https://www.youtube.com/watch?v=CyGGpsbN55A (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=ot9DnkGP6Gg (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=lK-PotrzA6Q&t=333s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=KKnW6SWo2EQ (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=CAYDRIbXFAc (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=cHJprFGzH0k&t=100s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=G0yC2ldpBFI (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=Opv-TMWtPVA (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=ikbBBCFIWIc&t=245s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=nicbRaAZb8I (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=OFd4RT3juBM&t=8s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=-Y8BPw4GGc0 (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=dhkZGGC8BjE (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=ORM0GYzwGtw (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=6kl4sgY9SyU&t=6s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=CAYDRIbXFAc (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=dGNPK4St3QU&t=269s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=MFkHcHylb_A&t=6s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=KbmBoQQF134 (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=pkRUGM9lOwk (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=B-xBzLLGT-E&t=3s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=1qiWl9KAedI&t=20s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=61i2fPQJ3bU&t=9s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=PupfE1rcI48 (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=UhDsRp0EfbA&t=24s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=3MnvyBi1KDU&t=322s (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=f-4Vowi55b0 (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=ppFG5r_L3rs (дата обращения 20.05.2023)
https://vimeo.com/785947192 (дата обращения 20.05.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=M7hSWBYhzeA (дата обращения 20.05.2023)