
«Chandeliers in the Forest» — выставка российской художницы Ольги Чернышевой в галерее Secession в Вене (Австрия) в 2017 году.
Название выставки отсылает к серии фотографий «On the Sidelines» (2010). В этой работе отражается художественный подход характерный для творчества Чернышевой в целом. Фотографии показывают изобретательность и творчество людей, пытающихся заработать на жизнь. В данном случае рабочего, который вместо зарплаты получает продукт своего труда — люстры. Он пытается продавать их, развешивая вдоль туристических дорог, как в витрине. В этом в равной степени прагматичном и поэтичном подходе художница обнаруживает красоту.
Ольга Чернышева. Из серии On the Sidelines, 2010.
Для выставки были отобраны работы, которые обращают внимание на созерцательные моменты, когда внутренние душевные состояния проявляются во внешних явлениях.
Психологический подход художницы обусловлен русским реализмом XIX века и советским авангардным кино. Одним из важных источников вдохновения для художницы, получившей образование режиссера-мультипликатора, являются фильмы Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова и Александра Довженко, прославившихся новаторскими монтажными приемами и экспрессионистской кинематографической идиомой.
Драматизм и идеологическая направленность их работ чужды искусству Чернышевой, но психологическая выразительность отдельного кадра, использование жестов и игры лица в качестве повествовательных приемов позволяют говорить о влиянии кино 1920-1930-х годов. Так, в немых фильмах Довженко крупные планы, детали пейзажа и длинные непрерывные съемки позволяют передать драматическое напряжение сцен.
«Queuing» 2017
Серия «Queuing» создана Чернышевой специально для лестницы, ведущей в выставочный галереи Secession. Это рисунки углем, на которых изображены ноги венских лошадей, запряженных в карету. Художница обратила внимание на своеобразное напряжение, возникающее у животных в результате многочасового ожидания пассажира. Это напряжение проявляется в форме их ног.
Ольга Чернышева. «Queuing», 2017. Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год.
Ощущение физического дискомфорта усиливается благодаря тому, что рисунки представлены в одной раме размером более 13 футов, установленной параллельно лестнице. Когда в будущем работы будут выставляться в более традиционных местах, ромбовидная форма будет напоминать о первоначальном месте экспозиции.
«Moscow River» 2017
Ольга Чернышева известна как чуткий и проницательный наблюдатель повседневной жизни. Особенно жизни людей в России. В рисунках, картинах, фотографиях и видео художницы экономические и психологические реалии превращаются в «поэтические обстоятельства».
«Moscow River» — серия картин небольшого формата, которая иллюстрирует изменение моделей движения в зависимости от обстоятельств. На холстах изображены люди, стоящие в реке, которая сильно обмелела. Там, где раньше можно было свободно плавать, теперь приходятся пробираться по каменистому дну реки, с трудом удерживая равновесие.
Ольга Чернышева. Серия «Moscow River», 2017. Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год.
Ольга Чернышева. «Moscow River», 2017. Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год.
«Escalator» и «Escalation» 2017
Другая жизненная ситуация предстает перед зрителем в рисунках людей, выстроившихся в ряд на эскалаторах московского метро, которые кажутся бесконечными.
Ольга Чернышева. «Escalator» и «Escalation», 2017.
Хитрые названия, такие как «Escalator» или «Escalation», наклеенные на работы, работают как речевые пузыри в комиксах или случайные интертитры в немом кино.
Ольга Чернышева «On the Sidelines» (2010), «Excalator» (2017) и «Excalation» (2017) Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год.
«Chekhov Museum» 2017
«Chekhov Museum» — видео от первого лица, снятое Чернышевой в музее, посвященному А. П. Чехову. Подобно писателю, художница изображает обыденные действия с острым вниманием к политическим и социальным условиям, лежащим в их основе.
Ольга Чернышева «Chekhov Museum» (2017) Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год.
Зритель наблюдает за тем, как художница изучает документы и фотографии музея, слушает увлеченный рассказ сотрудника музея о жизни и творчества знаменитого писателя.
Истинные роли раскрываются лишь в конце видеофильма: рассказчик оказывается охранником, который тихо возвращается на свое место, когда в залы входит настоящий экскурсовод.
Ольга Чернышева «Chekhov Museum» (2017) Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год. Фотограф: Lorenz Seidler.
«Chekhov Museum» напоминает более ранние работы о музейных служителях, таких как «Guards» (2009). В них художница исследует своеобразное состояние скрытой бдительности между бездельем и внезапным действием.
Screens, 2010-2017
Многоканальная видеоинсталляция «Screens», сочетает в себе короткие кинофрагменты и записи художницы в виде коллажа. Они представляет собой своего рода дневник, в котором философские размышления смешиваются с заметками о событиях повседневной жизни.
Ольга Чернышева «Screen» (с 2013) Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год.
Для выставки были отобраны 18 видеофильмов, создаваемых с 1999 года. Саундтреком является произведение Шостаковича в интерпретации Кита Джарретта.
Ольга Чернышева «Screen» (с 2013) Вид экспозиции на выставке «Chandeliers in the Forest» в галерее Secession (Вена, Австрия), 2017 год. Фотограф: Lorenz Seidler.