
Почему новые направления в искусстве ХХ века неизменно вызывали скандал? Из-за чего художники сперва отказались изображать реальность, потом забросили холсты и краски, а дальше и вовсе поставили под вопрос само понятие «искусство»?
Об этом мы говорили в Московском музее современного искусства ходе курса, совершив путешествие по истории модернизма: от импрессионистической Франции до предвоенной Германии.

Художники-модернисты хотели не просто оставить след в истории, но изменить ее ход, сделать так, что мы с вами жили уже в совсем другом мире, основанном на принципах красоты и разума.
При этом их стратегии различались: фовисты и экспрессиористы искали гармонию в жизни на природе, а футуристы и художники русского авангарда делали ставку на технический прогресс.
Вот только история распорядилась иначе: двадцатый век стал эпохой двух мировых войн, навсегда изменивших наше представление не только об искусстве, но и о самой природе человека.

Иллюстрация в стиле игры «Valiant hearts»
Отто Дикс. Графическая серия «Война» (Штурмовая группа в газовом облаке). 1924
«Для каждой эпохи необходимо и новое искусство» (К. Малевич)
«Дух сокрушает крепости» (Ф. Марк)
Франц Марк. Балканская война. 1913
«Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык» (А. Матисс)
Анри Матисс «Джаз», 1947
«Писать стихи после Аушвица — варварство», — сказал Теодор Адорно, имея в виду, что язык классического искусства, воспевающего красоту и гордость человека, после Второй мировой звучит неподлинно. Необходимо создать новые языки для описания как трагических моментов истории, так и наших новых надежд.
Джексон Поллок. Алхимия. 1947