Original size 640x800

Комиксы, их обложки и современная типографика

674
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Для увеличения продаж и распространения комиксов художники и издатели должны не только прорабатывать иллюстрируемую историю, работать над сценариями и искать собственный узнаваемый визуальный язык, но и думать такой маркетинговой частью, как обложка. Некоторые скажут, не оценивайте книгу по обложке, однако почему? Неужели труд художника и дизайнера должен быть скептически пролистан? Очевидно, нет. Обложки журнальных комиксов, открывающие заголовки в стрипах — то, что в первую очередь приковывает внимание, задает тон произведения и обрамляет серийную работу, имея единый элемент.

А что современность? После таких эпох-гигантов как Швейцарская школа, Баухауз, и др., что переняли дизайнеры и художники плаката 21 века в свою типографику? Неосознанно, без цели скопировать, человек не создает новое с нуля, а, благодаря насмотренности, сформировавшемуся культурному капиталу, повторяет идеи, уже нашедшие воплощение в 20 веке и ранее. Целью исследования и стало найти эти параллели, схожие по своей сути приемы в двух периодах времени.

Визуальный ряд строится по принципу: заголовок1 — пример из комиксов — примеры из графического дизайна — микровывод1. Заголовок2 — пример из комиксов —…

Микротемы, как и все исследование, имеют после себя заключения — анализ причин использования идей в каждом отдельном случае; сравнение, где дизайнеры приняли больше смелых и новаторских решений, а где, возможно, получилось неуверенно или просто, в соотношении с предшественниками.

влияние газет

big
Original size 2339x1639

Chicago Sunday Tribune sept.30 1945 || New York Journal oct.10 1897 || Pittsburgh Post-Gazette 1977 || The World jan.26 1890

Поиск параллелей между типографикой американского комикса и работами современных авторов начну с формата газет, в которых и располагались стрипы. Это издания New York Journal, New York World, Chicago Sunday Tribune, и в целом этот медиум. Кроме цветных страниц с историями в выходной день, аудитория читала саму газету, заинтересовываясь яркими заголовками, выделенными огромным кеглем, жирным вытянутом гротеском, готической акциденцией и изображениями. Отсюда следуют некоторые сравниваемые детали: верстка полосы, количество колонок, шрифты и композиция.

Original size 2339x1732

inst / workbyworks / ОКТЯБРЬ 20, 2022 || inst / benjaminetique / СЕНТЯБРЬ 16, 2022

расположение элементов, композиция

Original size 2339x784

The Shadow: The Devil’s Paymaster, The Man Who Died Twice, The Shadow Meets The Mask, The Shadow Battles «Q»

Original size 2339x812

Steve Canyon: 1947 || cover No.12, 1985 || Dick Tracy: Dec.No.38 || The Incredible Hulk Feb.01, 1962, No.220

Исходя из режиссуры газет и комиксных стрипов и обложек комиксов, сделаю вывод, что движение взгляда читателя приковывается к броскому заголовку наверху (как по смыслу, так и визуально яркому), а затем оно происходит с верха страницы и до её низа, с пристальным рассматриванием деталей. Поэтому это становится проверенным способом располагать основные элементы.

Original size 2339x1447

inst / _kkadaloun / АВГУСТ 10 || ОКТЯБРЬ 4, 2022

Original size 2339x1441

inst / cyphart / ИЮНЬ 20, 2022 || inst / hyunmin.png / ИЮНЬ 20, 2022

Схожесть в композиции журнальных обложек: сверху крупное название, под ним — прямоугольник графики или же графика без ограничивающего фрейма. Серийность журнального формата заставляет привыкнуть к такому расположению элементов. Далее в исследовании также будет прослеживаться этот тип композиции. Кроме того, современные авторы часто делают стилизации, поэтому параллели между американским комиксом и графическим дизайном 21 века наиболее очевидны

«кадры», акцентные фреймы

Original size 2339x1660

Tales From The Crypt (1950) NO.23, page 1 || page 2

Original size 2339x1436

inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 16, 2022 || ОКТЯБРЬ 10, 2022

Прием, ставший массовым в современности — три фрейма, в которые вписываются портреты персонажей. Начало берет из «Баек из склепа» EC comics — круглые фреймы обрамляют персонажей, что работает как экспозиция для читателя. В плакатных работах в прямоугольные или фигурные фреймы могут вписываться не только лица, но и жесты, застывшие кульминационные моменты или детали в приближении.

шрифт, подчиняющийся сути или эмоции

Original size 2339x571

Tales From The Crypt (1950) NO.23, page 10

«The witch cauldron» — «ведьмин котел» — огонь — слово имеет языки пламени, оно буквально горит.

Продолжая сопоставлять приемы из Баек из склепа, нельзя не упомянуть «эмоциональный» шрифт — метод, когда контуры букв наделяются качествами написанного ими слова. Так, буквы подчиняются хоррорному настроению комиксов, будто боятся сами — на их поверхности появляется дрожь, «мурашки». Примеры так же сопоставимы со значением слов. Этот прием работает на ассоциативном уровне со зрителем и имеет легкую считываемость смыслов.

Original size 2339x1445

inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 4, 2022 || ОКТЯБРЬ 11, 2022

Очень в духе массовой культуры. Пример слева — подчеркивается суть героя, его происхождение и внешний вид, криповость. Справа же — будто телекинетические силы героини романа Кинга и последующей экранизации вырываются наружи, с остротой к внешнему агрессивному миру.

Также здесь детали из предыдущего раздела — фреймы на обложках.

Original size 2339x1442

inst / guenni_ghetto / АПРЕЛЬ 19, 2019 || inst / getarealjobkid / ОКТЯБРЬ 25, 2022

Original size 2339x1155

inst / appear___offline / ИЮНЬ 20, 2022 || inst / ran.domarts / МАЙ 31, 2021

готический шрифт

Original size 2339x646

Prince Valiant (1994) || Prince Valiant (1994) issue2

Принц Вэлиант. В этом случае использование готического шрифта прямо отсылает к изображаемому лору — время действия происходит в историческом сеттинге. Логично и понятно.

Original size 2339x1535

inst / Travis Kane / ОКТЯБРЬ 6, 2019 || inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 6, 2022

Original size 2339x953

inst / hyunmin.png / ИЮЛЬ 15, 2022

Original size 2339x1639

inst / Darren Oorloff / ИЮЛЬ 2, 2018 || inst / needledesign

В современном дизайне уже несколько лет набирает популярность каллиграфия, и использование шрифтов этой категории как акциденцию стало обыденностью, что часто может противоречить графической части работы. Но если же готический набор используется в соответствии с идеей произведения, то он правильно задает тон и колорит работы.

тень под текстом

Original size 2339x1732

Steve Canyon || Whiz Comics / 1940 / aug, No.7 || X-men / 1963 / sept, No.1

Original size 2339x1442

inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 3, 2022 || inst / hyunmin.png / ОКТЯБРЬ 6, 2022

Original size 2339x1630

James Lacey || inst /mohdaff.works/ СЕНТЯБРЬ 28, 2022

Один из простейших способов поставить акцент на заголовке, «отделить» его от листа. Этот прием использовался во многих комиксных работах: в заголовках стрипов, в журнальных обложках как золотого века супергероики, так и позднего её периода. Современные авторы часто делают оммажи на стили заголовков, пародии, используя схожие гротески. Однако рукописные примеры становятся более несовершенными, неотточенными, но приобретают яркость в цветах заливки и теней.

3D-текст, текст-пространство

Original size 2339x1529

The Spirit: 1947 / jan 5 || 1941 / oct 12, No.72 || 1941 / jul 20, No.60 || 1949 / oct 23

В этой части хотелось хотелось отдать дань уважения обложкам Уилла Айснера. Насколько же они разнообразные в рамках комикса The Spirit. В них почти всегда происходит взаимодействие между героем и текстом: второй, показанный в объеме, становится окружением, препятствиями и уступами, за которые хватаются персонажи или на которых они стоят/лежат.

Original size 2339x824

Superman / 1939, No7 || Iron Man / 1968, No.65 || The Punisher / 1987 No.45 || Daredevil / 1964 No.225

На обложках супергеройских комиксов 3D текстовые заголовки всегда имеют свой наклон, направление «взгляда». Некоторые смотрят сверху вниз, будь то у комиксов про супермена или железного человека. В обоих случаях они смотрят будто с большой высоты — соответствующе способностям и характерам героев. На обложках серии про Карателя — наоборот — снизу вверх. Антигерой имеет другие моральные нормы, поэтому и заголовок имеет другую «точку зрения», перспективу. Также текст, как и у Айснера, может становиться частью окружения.

Original size 2339x1633

behance / Jackie Price / collection 2021 / vol.06

Original size 2339x1155

inst / type_boi_99 / ИЮЛЬ 22, 2022 || ИЮЛЬ 23, 2022

Original size 2339x1142

behance / Huston Wilson / ИЮЛЬ 22, 2022 || СЕНТЯБРЬ 5, 2022

Сегодня эффект объемного текста достигается либо технологиями 3D-программ, либо отрисовывается векторно. В первом случае задача сделать шрифт-пространство облегчается технически, и благодаря этому авторы способны уделить больше внимания реалистичности, текстурам и формам, при этом способны корректировать композицию, легко передвигая объекты в сцене, чего были лишены художники. Векторная же история более схожа с работой предшественников, но более проста по смыслу и визуализации.

андерграунд и монохромные текстуры

Original size 2339x1654

True battle story || Robert Crumb / Zap Comix / No.3 «Hairy!»

Андерграунд. «Грязные» и нагруженные визуально монохромные комиксы. За внимание читателя борется каждый знак на листе. Или эти перегрузы наоборот не строят ожиданий и действуют как они сами захотят. При отсутствии цвета художники используют силу текстур, форм и масс

Original size 2339x1445

inst / getarealjobkid / СЕНТЯБРЬ 21, 2022 || СЕНТЯБРЬ 30, 2022

Original size 2339x760

inst / hvnt.ter / АПРЕЛЬ 20, 2022 || МАЙ 14, 2022 || МАЙ 24, 2022

Original size 2339x1130

inst / benjaminetique / СЕНТЯБРЬ 11 || деталь

Original size 2339x1613

inst / wildwhite / ОКТЯБРЬ 13, 2022 || ОКТЯБРЬ 2, 2022

Original size 2339x763

inst / cyphart / ИЮНЬ 6, 2022 || inst / _kkadaloun / ИЮНЬ 6, 2022 || inst / codymindling / НОЯБРЬ 10, 2022

Увидев страницы андерграундного комикса, вспоминаешь сегодняшние тренды на анти-дизайн (намеренное нарушение правил и вычищенности), chrometype и леттеринг. Также работа с ограниченным количеством цвета способствует концентрации внимания как художника, так и читателя на составляющих работы, на деталировке.

буквы скачут, стоят не в одну линию

Original size 2339x1604

Famous Funnies: 1934 / No.1 || 1942 / Dec No.101

Буквы стремятся выпасть из горизонтального ровного ряда строки, будто рассыпаясь. Этот прием отсылает к наивности, а также придает динамику, разряжая устоявшиеся правила и линейки. В комиксах, например, в серии «Famous Funnies», стилизация заголовка отсылает к комической части развлечения. Вручную передвигая знаки набранного текста, авторы способны самим выстраивать композицию, менять ход движения взгляда зрителя при прочтении и придавать статичному подчинению строки остраненность в виде «скачущего» текста

Original size 2339x1137

|| R.Crumb 1997 No.2

Этот же прием используется в комиксах андерграунда. Странность здесь вписывается как своя. Иная типографика, выровненная, вычищенная, вызывала бы диссонанс, не подходила бы сути изображаемого.

Original size 2339x1488

inst / hyunmin.png /АВГУСТ 4, 2022 || ДЕКАБРЬ 4, 2022

Сейчас плакатисты используют «пляшущий» текст более часто и свободно. Этот автор, к примеру, использует прием для музыкальной тематики, и тем самым передает ритмичность и динамичность.

Original size 2339x1639

vk / Dima HLCLL / АПРЕЛЬ 16, 2022 || ОКТЯБРЬ 7, 2022

К другим работам этого русскоязычного автора тоже хотелось бы обратить внимания, потому что в них присутствуют и остальные черты, разбираемые в исследовании. В плакатах много иллюстративных экспериментов, сравнимых с авангардной свободой, эмоциональных акцидентных шрифтов, и печатной стилизации, но при этом большая часть из них выполнена кириллицей.

вставки символов или картинок в строки текста

Original size 2339x1535

Book of Kells || The Spirit / 1941 No.56

Появление иллюстративных вставок в текст, замена символов или слов. Лирическое отступление: Историческим источником можно считать Келлскую книгу, в которой изображения зверей перебивают текст, буквально встревая в строки. Случайная замена символов становится одним из популярных методов остранения, как в этой странице спирита, так и в современном графическом дизайне, в рекламных системах крупных брендов. Иногда вставленные изображения заменяют по смыслу слова, или схожие по форме и силуэты буквы, а в других случаях они играют роль яркого акцента, выбивающегося из монотонного набора.

Original size 2339x1311

Global Running Day 2021

Original size 2339x1158

Pure Typography || inst / researchbysuave / ОКТЯБРЬ 19,2022

Original size 2339x1442

inst / ran.domarts / АВГУСТ 31, 2022 || inst / ryancarreldesign / ИЮЛЬ 7, 2022

иные параллели

Original size 2339x1030

comic code || inst / nuformtype / ИЮНЬ 17, 2022

Прием монограммы — объединение первых букв слов в единую переплетающуюся композицию

Original size 2339x1688

Blade Runner / 1982 / oct. No.1 || inst / ran.domarts / СЕНТЯБРЬ 18, 2020

Original size 2339x1094

Cloak and Dagger: 1984 / nov. No.2 || 2018 / No.4 || inst / ran.domarts / АВГУСТ 3, 2022

Искривление целых строк, слов. В обоих случаях искажение подчинено значению написанного слова, что, как и ранее в исследовании, на ассоциативном уровне заинтересовывает читателя.

заключение

Кроме нескольких пойнтов, рассмотренных в исследовании подробнее, параллелей между работами намного больше, что говорит о постоянной преемственности идей, а может быть, и об их условной ограниченности в разнообразии.

Резюмируя. Зачастую те приемы, которые используют современные авторы, заимствованы. Это не плагиат стиля, но ностальгирующий оммаж на работы художников прошлого, будь то средневековые травники или ставшие частью популярной культуры американские комиксы. Комиксисты и иные творцы создали запоминающийся визуальный код, а наши современники в лице дизайнеров, художников плаката, располагающих свои работы в социальных сетях, совершенствуют приемы технически с помощью уже компьютерных программ. Благодаря этой преемственности стили эволюционируют и усложняются, но вместе с тем сохраняют свою суть от первоисточника из-за пройденной проверки временем.

Комиксы, их обложки и современная типографика
674