
Для увеличения продаж и распространения комиксов художники и издатели должны не только прорабатывать иллюстрируемую историю, работать над сценариями и искать собственный узнаваемый визуальный язык, но и думать такой маркетинговой частью, как обложка. Некоторые скажут, не оценивайте книгу по обложке, однако почему? Неужели труд художника и дизайнера должен быть скептически пролистан? Очевидно, нет. Обложки журнальных комиксов, открывающие заголовки в стрипах — то, что в первую очередь приковывает внимание, задает тон произведения и обрамляет серийную работу, имея единый элемент.
А что современность? После таких эпох-гигантов как Швейцарская школа, Баухауз, и др., что переняли дизайнеры и художники плаката 21 века в свою типографику? Неосознанно, без цели скопировать, человек не создает новое с нуля, а, благодаря насмотренности, сформировавшемуся культурному капиталу, повторяет идеи, уже нашедшие воплощение в 20 веке и ранее. Целью исследования и стало найти эти параллели, схожие по своей сути приемы в двух периодах времени.
Визуальный ряд строится по принципу: заголовок1 — пример из комиксов — примеры из графического дизайна — микровывод1. Заголовок2 — пример из комиксов —…
Микротемы, как и все исследование, имеют после себя заключения — анализ причин использования идей в каждом отдельном случае; сравнение, где дизайнеры приняли больше смелых и новаторских решений, а где, возможно, получилось неуверенно или просто, в соотношении с предшественниками.
влияние газет

Chicago Sunday Tribune sept.30 1945 || New York Journal oct.10 1897 || Pittsburgh Post-Gazette 1977 || The World jan.26 1890
Поиск параллелей между типографикой американского комикса и работами современных авторов начну с формата газет, в которых и располагались стрипы. Это издания New York Journal, New York World, Chicago Sunday Tribune, и в целом этот медиум. Кроме цветных страниц с историями в выходной день, аудитория читала саму газету, заинтересовываясь яркими заголовками, выделенными огромным кеглем, жирным вытянутом гротеском, готической акциденцией и изображениями. Отсюда следуют некоторые сравниваемые детали: верстка полосы, количество колонок, шрифты и композиция.
inst / workbyworks / ОКТЯБРЬ 20, 2022 || inst / benjaminetique / СЕНТЯБРЬ 16, 2022
расположение элементов, композиция
The Shadow: The Devil’s Paymaster, The Man Who Died Twice, The Shadow Meets The Mask, The Shadow Battles «Q»
Steve Canyon: 1947 || cover No.12, 1985 || Dick Tracy: Dec.No.38 || The Incredible Hulk Feb.01, 1962, No.220
Исходя из режиссуры газет и комиксных стрипов и обложек комиксов, сделаю вывод, что движение взгляда читателя приковывается к броскому заголовку наверху (как по смыслу, так и визуально яркому), а затем оно происходит с верха страницы и до её низа, с пристальным рассматриванием деталей. Поэтому это становится проверенным способом располагать основные элементы.
inst / _kkadaloun / АВГУСТ 10 || ОКТЯБРЬ 4, 2022
inst / cyphart / ИЮНЬ 20, 2022 || inst / hyunmin.png / ИЮНЬ 20, 2022
Схожесть в композиции журнальных обложек: сверху крупное название, под ним — прямоугольник графики или же графика без ограничивающего фрейма. Серийность журнального формата заставляет привыкнуть к такому расположению элементов. Далее в исследовании также будет прослеживаться этот тип композиции. Кроме того, современные авторы часто делают стилизации, поэтому параллели между американским комиксом и графическим дизайном 21 века наиболее очевидны
«кадры», акцентные фреймы
Tales From The Crypt (1950) NO.23, page 1 || page 2
inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 16, 2022 || ОКТЯБРЬ 10, 2022
Прием, ставший массовым в современности — три фрейма, в которые вписываются портреты персонажей. Начало берет из «Баек из склепа» EC comics — круглые фреймы обрамляют персонажей, что работает как экспозиция для читателя. В плакатных работах в прямоугольные или фигурные фреймы могут вписываться не только лица, но и жесты, застывшие кульминационные моменты или детали в приближении.
шрифт, подчиняющийся сути или эмоции
Tales From The Crypt (1950) NO.23, page 10
«The witch cauldron» — «ведьмин котел» — огонь — слово имеет языки пламени, оно буквально горит.
Продолжая сопоставлять приемы из Баек из склепа, нельзя не упомянуть «эмоциональный» шрифт — метод, когда контуры букв наделяются качествами написанного ими слова. Так, буквы подчиняются хоррорному настроению комиксов, будто боятся сами — на их поверхности появляется дрожь, «мурашки». Примеры так же сопоставимы со значением слов. Этот прием работает на ассоциативном уровне со зрителем и имеет легкую считываемость смыслов.
inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 4, 2022 || ОКТЯБРЬ 11, 2022
Очень в духе массовой культуры. Пример слева — подчеркивается суть героя, его происхождение и внешний вид, криповость. Справа же — будто телекинетические силы героини романа Кинга и последующей экранизации вырываются наружи, с остротой к внешнему агрессивному миру.
Также здесь детали из предыдущего раздела — фреймы на обложках.
inst / guenni_ghetto / АПРЕЛЬ 19, 2019 || inst / getarealjobkid / ОКТЯБРЬ 25, 2022
inst / appear___offline / ИЮНЬ 20, 2022 || inst / ran.domarts / МАЙ 31, 2021
готический шрифт
Prince Valiant (1994) || Prince Valiant (1994) issue2
Принц Вэлиант. В этом случае использование готического шрифта прямо отсылает к изображаемому лору — время действия происходит в историческом сеттинге. Логично и понятно.
inst / Travis Kane / ОКТЯБРЬ 6, 2019 || inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 6, 2022
inst / hyunmin.png / ИЮЛЬ 15, 2022
inst / Darren Oorloff / ИЮЛЬ 2, 2018 || inst / needledesign
В современном дизайне уже несколько лет набирает популярность каллиграфия, и использование шрифтов этой категории как акциденцию стало обыденностью, что часто может противоречить графической части работы. Но если же готический набор используется в соответствии с идеей произведения, то он правильно задает тон и колорит работы.
тень под текстом
Steve Canyon || Whiz Comics / 1940 / aug, No.7 || X-men / 1963 / sept, No.1
inst / studio.colby / ОКТЯБРЬ 3, 2022 || inst / hyunmin.png / ОКТЯБРЬ 6, 2022
James Lacey || inst /mohdaff.works/ СЕНТЯБРЬ 28, 2022
Один из простейших способов поставить акцент на заголовке, «отделить» его от листа. Этот прием использовался во многих комиксных работах: в заголовках стрипов, в журнальных обложках как золотого века супергероики, так и позднего её периода. Современные авторы часто делают оммажи на стили заголовков, пародии, используя схожие гротески. Однако рукописные примеры становятся более несовершенными, неотточенными, но приобретают яркость в цветах заливки и теней.
3D-текст, текст-пространство
The Spirit: 1947 / jan 5 || 1941 / oct 12, No.72 || 1941 / jul 20, No.60 || 1949 / oct 23
В этой части хотелось хотелось отдать дань уважения обложкам Уилла Айснера. Насколько же они разнообразные в рамках комикса The Spirit. В них почти всегда происходит взаимодействие между героем и текстом: второй, показанный в объеме, становится окружением, препятствиями и уступами, за которые хватаются персонажи или на которых они стоят/лежат.
Superman / 1939, No7 || Iron Man / 1968, No.65 || The Punisher / 1987 No.45 || Daredevil / 1964 No.225
На обложках супергеройских комиксов 3D текстовые заголовки всегда имеют свой наклон, направление «взгляда». Некоторые смотрят сверху вниз, будь то у комиксов про супермена или железного человека. В обоих случаях они смотрят будто с большой высоты — соответствующе способностям и характерам героев. На обложках серии про Карателя — наоборот — снизу вверх. Антигерой имеет другие моральные нормы, поэтому и заголовок имеет другую «точку зрения», перспективу. Также текст, как и у Айснера, может становиться частью окружения.
behance / Jackie Price / collection 2021 / vol.06
inst / type_boi_99 / ИЮЛЬ 22, 2022 || ИЮЛЬ 23, 2022
behance / Huston Wilson / ИЮЛЬ 22, 2022 || СЕНТЯБРЬ 5, 2022
Сегодня эффект объемного текста достигается либо технологиями 3D-программ, либо отрисовывается векторно. В первом случае задача сделать шрифт-пространство облегчается технически, и благодаря этому авторы способны уделить больше внимания реалистичности, текстурам и формам, при этом способны корректировать композицию, легко передвигая объекты в сцене, чего были лишены художники. Векторная же история более схожа с работой предшественников, но более проста по смыслу и визуализации.
андерграунд и монохромные текстуры
True battle story || Robert Crumb / Zap Comix / No.3 «Hairy!»
Андерграунд. «Грязные» и нагруженные визуально монохромные комиксы. За внимание читателя борется каждый знак на листе. Или эти перегрузы наоборот не строят ожиданий и действуют как они сами захотят. При отсутствии цвета художники используют силу текстур, форм и масс
inst / getarealjobkid / СЕНТЯБРЬ 21, 2022 || СЕНТЯБРЬ 30, 2022
inst / hvnt.ter / АПРЕЛЬ 20, 2022 || МАЙ 14, 2022 || МАЙ 24, 2022
inst / benjaminetique / СЕНТЯБРЬ 11 || деталь
inst / wildwhite / ОКТЯБРЬ 13, 2022 || ОКТЯБРЬ 2, 2022
inst / cyphart / ИЮНЬ 6, 2022 || inst / _kkadaloun / ИЮНЬ 6, 2022 || inst / codymindling / НОЯБРЬ 10, 2022
Увидев страницы андерграундного комикса, вспоминаешь сегодняшние тренды на анти-дизайн (намеренное нарушение правил и вычищенности), chrometype и леттеринг. Также работа с ограниченным количеством цвета способствует концентрации внимания как художника, так и читателя на составляющих работы, на деталировке.
буквы скачут, стоят не в одну линию
Famous Funnies: 1934 / No.1 || 1942 / Dec No.101
Буквы стремятся выпасть из горизонтального ровного ряда строки, будто рассыпаясь. Этот прием отсылает к наивности, а также придает динамику, разряжая устоявшиеся правила и линейки. В комиксах, например, в серии «Famous Funnies», стилизация заголовка отсылает к комической части развлечения. Вручную передвигая знаки набранного текста, авторы способны самим выстраивать композицию, менять ход движения взгляда зрителя при прочтении и придавать статичному подчинению строки остраненность в виде «скачущего» текста
|| R.Crumb 1997 No.2
Этот же прием используется в комиксах андерграунда. Странность здесь вписывается как своя. Иная типографика, выровненная, вычищенная, вызывала бы диссонанс, не подходила бы сути изображаемого.
inst / hyunmin.png /АВГУСТ 4, 2022 || ДЕКАБРЬ 4, 2022
Сейчас плакатисты используют «пляшущий» текст более часто и свободно. Этот автор, к примеру, использует прием для музыкальной тематики, и тем самым передает ритмичность и динамичность.
vk / Dima HLCLL / АПРЕЛЬ 16, 2022 || ОКТЯБРЬ 7, 2022
К другим работам этого русскоязычного автора тоже хотелось бы обратить внимания, потому что в них присутствуют и остальные черты, разбираемые в исследовании. В плакатах много иллюстративных экспериментов, сравнимых с авангардной свободой, эмоциональных акцидентных шрифтов, и печатной стилизации, но при этом большая часть из них выполнена кириллицей.
вставки символов или картинок в строки текста
Book of Kells || The Spirit / 1941 No.56
Появление иллюстративных вставок в текст, замена символов или слов. Лирическое отступление: Историческим источником можно считать Келлскую книгу, в которой изображения зверей перебивают текст, буквально встревая в строки. Случайная замена символов становится одним из популярных методов остранения, как в этой странице спирита, так и в современном графическом дизайне, в рекламных системах крупных брендов. Иногда вставленные изображения заменяют по смыслу слова, или схожие по форме и силуэты буквы, а в других случаях они играют роль яркого акцента, выбивающегося из монотонного набора.
Global Running Day 2021
Pure Typography || inst / researchbysuave / ОКТЯБРЬ 19,2022
inst / ran.domarts / АВГУСТ 31, 2022 || inst / ryancarreldesign / ИЮЛЬ 7, 2022
иные параллели
comic code || inst / nuformtype / ИЮНЬ 17, 2022
Прием монограммы — объединение первых букв слов в единую переплетающуюся композицию
Blade Runner / 1982 / oct. No.1 || inst / ran.domarts / СЕНТЯБРЬ 18, 2020
Cloak and Dagger: 1984 / nov. No.2 || 2018 / No.4 || inst / ran.domarts / АВГУСТ 3, 2022
Искривление целых строк, слов. В обоих случаях искажение подчинено значению написанного слова, что, как и ранее в исследовании, на ассоциативном уровне заинтересовывает читателя.
заключение
Кроме нескольких пойнтов, рассмотренных в исследовании подробнее, параллелей между работами намного больше, что говорит о постоянной преемственности идей, а может быть, и об их условной ограниченности в разнообразии.
Резюмируя. Зачастую те приемы, которые используют современные авторы, заимствованы. Это не плагиат стиля, но ностальгирующий оммаж на работы художников прошлого, будь то средневековые травники или ставшие частью популярной культуры американские комиксы. Комиксисты и иные творцы создали запоминающийся визуальный код, а наши современники в лице дизайнеров, художников плаката, располагающих свои работы в социальных сетях, совершенствуют приемы технически с помощью уже компьютерных программ. Благодаря этой преемственности стили эволюционируют и усложняются, но вместе с тем сохраняют свою суть от первоисточника из-за пройденной проверки временем.