
Рецензия-обзор на выставку «Новый город» Лены Шаргановой.
г. Апатиты, ЦСИ «Сияние» и Выставочный зал Апатитского Дворца культуры им. В. К. Егорова (2 этаж Библиотеки им. Л. А. Гладиной), 06.09.2025–19.10.2025 Куратор: Майкл Арутюнян
Виды экспозиции: три зала в ЦСИ «Сияние» и зал в Выставочном пространстве Апатитского Дворца культуры
©Фотограф: Анфиса Шеметова
В небольшом заполярном городе Апатиты (Мурманская область) открыл свои двери масштабный выставочный проект Лены Шаргановой «Новый город». Он подводит итоги годового кросс-дисциплинарного полевого исследования и посвящен созидательной силе апатитчан, их влиянии на особую окружающую среду, которую они исторически стремились адаптировать под серьезные жизнестроительные цели коллектива, его мечты и перспективы.
Открытие выставки
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Гипотеза состоит в том, что несмотря на то, что прошло много времени с начала Всесоюзной комсомольской ударной стройки, каждый апатитчанин в каком-то смысле продолжает оставаться строителем своей судьбы и судьбы своего города. Следовательно, термин «строительство» в проекте рассматривается с разных сторон, не ограничиваясь лишь прямолинейным трактованием.
Апатитские строители
©Лена Шарганова
Для команды проекта строительство — возведение межгрупповых отношений, разработка и развитие разнообразных инициатив, воспитание молодого поколения, конструирование моделей эффективного образования (в т. ч. краеведческого), взращивание культуры и науки, создание актуальных форм адаптации к условиям меняющегося климата и трансформирующейся культуры Севера. В конечном итоге, строительство — это философия созидания.
Слева: Городские зарисовки в объективе Сергея Хитрова / Справа: Апатитские художники создают мурал на спортивную тематику
©Фотограф: Сергей Хитров
Подготовке выставки предшествовали исследовательские заезды в феврале и июне 2025 года. В ходе поездок художница и куратор встречались с жителями, собирали артефакты, работали над художественными проектами. Часть экспонатов создана в соавторстве с горожанами разных поколений, профессий и взглядов, что сделало проект по-настоящему живым и ценным для совместной защиты истории города. Через ряд встреч-коллабораций, глубинных и групповых интервью, фокус-групп, сессий соучастного проектирования и творческих практик создают совместный «портрет» регионального заполярного города и шире — переосмысляют отношения человека с малыми российскими городами и жителями этих мест.
Выставка — яркий пример того, как современные художественные формы работают на стыке разнообразных областей из социогуманитарных наук: антропологии, социологии, историографии.
Июньский исследовательский заезд
©Майкл Арутюнян
Апатиты — город, родившийся в эпоху масштабной индустриализации. В 1950–1990-е годы сюда приезжали тысячи людей со всей страны, чтобы возводить дома, прокладывать дороги, добывать апатит, развивать производство и науку. Вместе с этим они создавали особую атмосферу энтузиазма, веры и взаимной поддержки.
Изобр. 1: Генплан г. Апатиты / Изобр. 2: Архивный материал в Библиотеке им. Л. А. Гладиной / Изобр. 3: Стройка Нового города
©Лена Шарганова
Это было время, когда освоение северных территорий воспринималось как важная государственная и личная миссия. Сегодня, спустя десятилетия, от тех лет остались воспоминания, архивные фотографии, устные истории. Выставка предлагает вернуться к ним и сопоставить с образом современного города в межпоколенческой перспективе.
Изобр. 1: Члены комсомольско-молодежной бригады А. Н. Паюсова / Изобр. 2–3: Строящиеся Апатиты
©Филиал Госархива Мурманской области в г. Кировске / ЦСИ «Сияние»
Экспозиция объединяет прошлое и настоящее, архив и тонкое, чувственное художественное высказывание, выраженное в текстильных панно и коллажах, инсталляциях, видео, фото и живописи. Она развернута сразу на двух площадках: в Центре современного искусства «Сияние» и Выставочном зале Апатитского Дворца культуры. В «Сиянии» посетителей ждут три тематических зала: «Город и горожане», «Спорт и отдых» и «Каждый — строитель». В Выставочном зале ДК акцент сделан на мемориализацию и сохранение наследия.
Первый зал в ЦСИ «Сияние» вводит зрителя в контекст проекта и знакомит с разными образами и возникающими в ходе исследования города Апатиты смыслами, находящимися на поверхности или же спрятанными далеко в архивах и частных историях информантов. Архивные материалы таймлайна, газеты, книги и журналы из Библиотеки им. Л. А. Гладиной, фотографии, кинохроника разных лет конструируют историю города и его жителей в исторической развертке, знакомя с тем, как советская идеология растила население, которое в свою очередь покоряло Север.
Изобр. 1–3: «Хроники Заполярья», 2025. Инсталляция, смешанная техника / Изобр. 2: Архивный стол
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Вместе с тем архивы отсылают и к более поздним этапам развития города: 1990-е годам, времени, когда произошла массовая социальная, политическая и индустриальная стагнация. Таким образом, зритель способен познакомиться с темпами развития Апатитов в разное время и сравнить коллективный опыт с более локальным: строительным (проект «Нежная стройка», 2025) или художественным (проект «Хроники Заполярья», 2025).
«Купол», 2025. Инсталляция, текстильный коллаж / «Карта Апатитов. Текстильное панно», 2025. Текстильное панно, вышивка / «Нежная стройка», 2025. Фрагмент проекта
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Художественные работы Лены Шаргановой — «творческий» ответ или комментарий к погружению в нарративы и проблематики пространства и местного населения. Визуальное и пластическое исследование карты местности, топографии нынешней территории и территории, недостроенной в свое время, внутригрупповых (в обществе) взаимодействий, обращение к документальному взгляду или сугубо женскому — художница поэтически рассматривает городские процессы от глобальных проявлений до мелких, локальных явлений. В общее встраивается личное.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
В следующем зале, «Спорт и отдых», представлено собрание архивных материалов и художественных работ Шаргановой, раскрывающее функционирование культмассового сектора в Апатитах и прилегающих заполярных городах, прежде всего — в Кировске, исторически тесно связанном с Апатитами. Экспозиция сосредоточена на советском периоде, в котором физическая культура и организованный досуг выступали инструментами формирования идеологически устойчивого и телесно дисциплинированного гражданина Севера.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
На Кольском полуострове, где климат и изоляция предъявляли особые требования к психологическому и физическому выживанию, культмассовый сектор играл роль не только досуговую, но и компенсаторную. Дом культуры, спортзал, лыжня, кинотеатр, Профилакторий и туристические клубы — все это становилось неотъемлемыми элементами повседневности.
Вид экспозиции
Экспозиция знакомит с образом советского тела — тела трудящегося, отдыхающего по графику, соревнующегося, подчиненного режиму, но одновременно — тела целеустремленного, коллективного и способного к адаптации. Разнообразные инициативы треста «Апатитстрой» по созданию среды для оздоровления и укрепления духа проявлены в серии архивных документов: пленочных фотографий, кинохроники, газетных публикаций. Спорт здесь — не хобби и не отвлечение, а социальный механизм воспитания деятельного и идеологически выверенного человека.
Вид экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Среди экспонатов также — кадры, снятые на соревнованиях: лыжных гонках, мотокроссах и др. Они свидетельствуют о массовом и вовлекающем характере спортивных мероприятий, организованных в рабочем контексте. Отдельное место в экспозиции занимает история Профилактория — открытого в 1973 году учреждения, задуманного как пространство восстановления для строителей, а ныне трансформированного в гостиницу-санаторий «Изовела».
Газетные вырезки из «Кировского рабочего» и «Кировского строителя», выданные Библиотекой им. Л. А. Гладиной, дополняют образ времени: от официальных отчетов о спортивных достижениях до ироничных и трогательных заметок о прогулках, культурных программах и других досуговых элементов. Газеты становятся хроникой распространения дисциплинарной философии тела, которая одновременно стимулирует, наблюдает и формирует.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Последний зал «Каждый — строитель» в «Сиянии» назван по одноименной тотальной инсталляции, составляющей все пространство экспозиции. Инсталляция включает в себя документацию процесса проведенной фокус-группы среди представителей молодого поколения Апатитов от 18 до 40 лет разных профессий (студенты, строители, научные сотрудники и др.) на тему их жизни в Апатитах.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Проведенная фокус-группа среди поколения молодых горожан призвана определить социокультурные тенденции современной жизни в городе, проанализировать отношения города и жителя, понять, какую роль в жизни молодых людей играет Север и жизнь на Севере — оценить границы ментальности и уровень включенности в сохранение исторического наследия и поддержание идентичности города. На встрече в рамках полевых заездов авторы проекта поговорили с участниками о жизни в городе, об увлечениях, работе, детстве и будущем, о знаниях об истории города и восприятии себя строителями судьбы города. Кроме того, на коллективной встрече были проведены практические творческие задания. Разговор с молодым поколением апатитчан оказывается важным подспорьем для создания яркого портрета Апатитов сегодня. Процесс коллективных встреч ярко представлены на выставке.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
В пространстве размещен стенд, где демонстрируются выдержки со встреч (интересные и яркие ответы), сопутствующие фотографии, графика, выполненные задания участников: ментальные карты, подборка изображений-ассоциаций, а также музыкальный плейлист, вводящий зрителя в звуковую -ментальность молодого поколения города. Возле стенда можно посмотреть видео, документировавшее фокус-группу.
Помимо этого, на стенах также вывешены архивные фотографии, репрезентирующие разные визуальные сюжеты с участием молодежи в советском контексте: учеба, практика на местах будущей работы, досуг. Лена Шарганова создает текстильные коллажи о молодежном, «детском» контексте, вдохновленные фотографическими зарисовками Сергея Хитрова.
Вид экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
В Выставочном пространстве Апатитского ДК разместился зал «Город строителей», приглашающий к прицельному взгляду на историю Апатитов как пространство переплетения сложных и богатых социокультурных явлений. Если экспозиция в «Изовеле» как бы «разбирает» отдельные нарративы и сюжеты, возникаемые при исследовании пространства и населяющих его людей в межпоколенческой и темпоральной развертке, то экспозиция в библиотеке ставит вопрос о важности сохранения общего наследия и калибровке идентичности места на базе богатого архива и частных историй.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Здесь объединены художественные работы, размышляющие о проблеме стертых и исчезнувших памятников через сессию соучастного проектирования с учениками местной школы искусств («Забытые монументы», 2025), представляющие личный опыт пережитой ударной стройки из уст первого информанта-строителя, с кем Лена Шарганова познакомилась на ранних порах полевого исследования, — бывшей машинистки башенного крана, Тамары Бацкевич («Нежная стройка. Огонек Тамары», 2025). Сочетание пространственных перипетий, отраженных в ландшафтах и практиках коммеморации, с социальным пластом, выводит зрителя к большой зоне: архивным материалам о строительстве Апатитов.
«Забытые монументы», 2025. Инсталляция, смешанная техника
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Нежная стройка. Огонек Тамары», 2025. Инсталляция, смешанная техника
©Фотограф: Анфиса Шеметова
В расширенной зоне под названием «Мы не югом, а вьюгой взлелеяны. Архив» (2025) представлены редкие советские фотографии из филиала Госархива Мурманской области в г. Кировске, повествующие о возведении Апатитов и том, как идеология конструировала деятельного человека, чей ДНК и качества, возможно, передались со временем потомкам. На архивных столах показан также срез исследовательской и художественной экспедиций, что позволяет собрать срез и портрет ушедшей эпохи стройки и сравнить с нынешними внутригородскими и междугородними процессами в социальном, экономическом и политическом аспектах.
«Мы не югом, а вьюгой взлелеяны. Архив», 2025. Инсталляция, смешанная техника
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Ввиду того, что большинство апатитчан страстно желает возродить фундамент памяти и истории в городе, то есть восстановить былое наследие строителей и места памяти, стертые со временем (заметное влияние 1990-х годов на массовое разрушение исторического облика города), одной из своих задач проект видит создание прецедентов на извлечение, реставрацию, переосмысление и передачу исторической коллективной памяти из уст в уста, из образа в образ, через рассказы в визуальные художественные образы. Кроме того, серия параллельных мероприятий направлена на поднятие вопроса о восстановлении или строительстве нового краеведческого музея, которого сейчас нет в городе.
Виды экспозиции
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Проблема сохранения наследия стоит довольно остро, однако системные меры по разработке планомерных работ по сохранению культурных объектов и усилению краеведческого образования в школах и вузах не предпринимаются. Память о Великой стройке рассеивается. Что-то уходит в забвение, а что-то искажается в повседневном общении и в медиа. Массивный пласт архивов разлетается по стране, поэтому представляется важным собрать все в одном месте. Многие информанты с удивлением узнают о существовавших некогда монументах. Например, памятник первым строителям Апатитов: доска почета и стела на улице Ленина, выполненные в ковке и установленные в городе, были разобраны.
«Бригады» (из проекта «Мы не югом, а вьюгой взлелеяны: Архив», 2025. Фотопечать на ткани, фотомонтаж, текстильный коллаж
©Фотограф: Анфиса Шеметова
Современные художественные практики на стыке социогуманитарных наук создают пространство для совместной коммеморации и выявления лакун, социальных проблем и выстраивания стратегии сосуществования в пространстве, где базис памяти находится под угрозой. Проект «Новый город» — о том, как и через что можно помнить строительство Апатитов, обнаруживать себя здесь и сейчас, формировать будущее, для которого память и история — крепкий фундамент. Этой логике и отвечают художественные работы Лены Шаргановой. Фактура текстиля, нити и печатные техники позволяют «сшивать» фрагменты прошлого, объединяя их в едином пространстве с настоящим и предстоящим.
Автор текста: Майкл Арутюнян
Анфиса Шеметова
Майкл Арутюнян
Лена Шарганова
Сергей Хитров
ЦСИ «Сияние»
Филиал Госархива Мурманской области в г. Кировске