Original size 1750x2480

Визуальный язык Хеннинга Вагенбрета

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Визуальный язык художника — его стиль общения с миром, узнаваемый другими людьми. Он вбирает в себя убеждения, ориентиры, культурный код человека. С помощью графической коммуникации иллюстраторы находят аудиторию, передают свое особенное видение мира.

post

Хеннинг Вагенбрет — немецкий иллюстратор и графический дизайнер, автор книг и комиксов, создатель шрифтов, театральный художник, плакатист и музыкант. С 1994 года он профессор Университета искусств Берлина. Участвует в выставках, персональных и групповых, связанных с искусством Германии.

Его уникальный стиль запоминается своей абсолютной яркостью — насыщенность событиями, цветом, формообразованием и сложным штрихом.

Плакат «Постоянно совершенствуйтесь!», 2022 // Плакат «Рискуйте», 2021

Популярная в русскоязычном пространстве «Наоборотия» соединила в себе все яркие особенности языка Вагенбрета, конструируя его образ и личность.

big
Original size 990x754

Иллюстрация к книге «Наоборотия», 2021

Но как именно художник нашел свой визуальный код? Как появились символы, неразрывно ассоциируемые с ним? В своем исследовании я хочу проследить, как были сформированы элементы его творчества, а также сравнить иллюстрации Вагенбрета с другими художниками — в частности, экспрессионистами.

Сам художник говорит о стиле следующие слова:

«Всегда нужно думать: что я на самом деле хочу сказать и как я это скажу? Кому я хочу что-то сообщить? С каким тоном я говорю? Иногда достаточно шепота, иногда нужно кричать. Один рассказывает с юмором, другой — с меланхолией. Это зависит от личности. Вы не можете найти свой стиль, стиль находит вас» [3].

Вагенбрет говорит со зрителям о разных темах: насилии, политике, технологическом прогрессе войне. Мрачные сюжеты интересовали его с детства — от отрубленной головы Иоанна Предтечи и пронзенного Святого Себастьяна, до иллюстраций его преподавателей, у которых он черпал вдохновение.

0

«Святой Себастьян», Мартин Шонгауэр, вторая половина XV века // «Саломея с головой Иоанна Крестителя за столом Ирода», Лукас Кранах Младший, 1537 // Автопортреты, Герхард Вьенковский, XX век

Если говорить о параллелях с другими авторами, художник ориентируется на работы экспрессионистов — чувства ужаса и тревоги, нашедшие выражение в искаженных угловатых формах, близки и Вагенбрету. Его мрачные сюжеты наполняются некомфортными сочетаниями цветов, уплощенностью, деформацией. Он также использует технику, похожую на ксилографию — вручную печатает свои иллюстрации с помощью трафаретов.

Ксилография, Эрнст Людвиг Кирхнер, ХХ век // «Железный мост (Вид Франкфурта)», Макс Бекман, 1922

Хеннинг Вагенбрет начинал свой путь с графического дизайна. Выраженная коммуникация, простота форм, офсет и ручная печать стали узнаваемыми чертами его стиля.

Черты, которые позволяют узнать автора иллюстрации: яркие, «выкрученные» до максимальной насыщенности цвета; графичая, четкая линия; геометричные уплощенные фигуры; сюжетная насыщенность и особый юмор, граничащий с реальностью. В ходе исследования я рассматриваю каждую из этих черт, глядя на разные его работы — от журнальных иллюстраций до постеров и книг.

Original size 750x498

Обложка к сборнику комиксов «Антропоцен», 2014

Таким образом, я собираюсь проследить, что оказывало влияние на формирование визуального языка Вагенбрета, сравнивая его иллюстрации с работами экспрессионистов, а также художников, о творчеством которых он восхищается. Кроме того, важно проследить и обстоятельства его жизни — как работа в типографии определила «печатность» его стиля, или как активистская деятельность позволила взаимодействовать с искусством других стран и привнесла политический аспект его работам.

Рубрикация основана на основных чертах визуального языка — цвете, форме и сюжетах.

Рубрикация

1. Цвет 2. Линия и силуэт 3. Сюжеты 4. Заключение

Цвет

Original size 1078x372

Фрагмент плаката «Уважайте женщин!», 2022

Работа с цветом является важной чертой стиля Вагенбрета. Он часто использует яркие насыщенные цвета, смелые контрастные сочетания, а также оттенки черного. Своими цветовыми решениями иллюстрации Вагенбрета напоминают работы экспрессионистов, в которых сочетания цветов создают болезненный, выкрученный наизнанку мир.

Original size 750x567

Иллюстрации в буклете «TXL-SFO», 2014

Одним из самых ярких и дискомфортных сочетаний является контраст противоположных на цветовом круге оттенков. Такой цветовой палитры придерживались экспрессионисты — цвета передавали тревожность, пугающую непредсказуемость мира.

Original size 1235x700

Афиша к спектаклю «Ловушка» Театра Йены, 1991 // «Красная башня в Галле», Эрнст Людвиг Кирхнер, 1915

0

Иллюстрация в сборнике «Тель-Авив — Берлин: путеводитель», 2010 // Иллюстрации в буклете «TXL-SFO», 2014

Использование хроматического контраста наравне с комплементарными цветами позволяет создать слепящее, режущее глаз зрителя изображение. Так художник добивается ощущения дискомфорта, разговаривая о пугающих, неудобных темах.

Original size 1116x700

Иллюстрации в буклете «TXL-SFO», 2014

Использование комплементарных цветов также обусловлено техникой работы Вагенбрета — он делает свои работы с помощью трафаретной печати, шелкографии, линогравюры и ксилографии.

Первоначально ручная печать была быстрым и доступным способом распространения своих работ: художник вспоминает, что для сканирования изображения нужно было ждать от нескольких недель до нескольких месяцев [4]. Позже ручная печать стала «актом эмансипации против цензуры» — художники могли расклеивать свои изображения без получения разрешения [4].

Наложение комплементарных цветов создает полутона. Принты «Вертолеты», 2016 // Ризографическая анимация, Джулиа Шимауц

Вагенбрет также использует хроматический контраст. Он регулирует яркие цвета с помощью менее насыщенных — например, кричащие желтый и оранжевый «тушатся» темно-зеленым, что позволяет выделить цвета еще ярче.

Также иллюстратор работает с соотношением цветного и белого. В насыщенных изображениях зритель считывает тревогу, тогда как «воздух» помогает иллюстрации приобрести забавный беспечный характер.

Original size 1176x1603

Иллюстрации к книге «Honky Zombie Tonk: Синие призраки Орлеана», 2013 // «Вид на Базель и Рейн», Эрнст Людвиг Кирхнер, 1927-1928

Кроме того, Вагенбрет использует сочетание аналогичных цветов и монохром — акценты создаются за счет яркости и насыщенности цвета.

Original size 1316x700

Иллюстрации к книге «Honky Zombie Tonk: Синие призраки Орлеана», 2013 // «Лучники», Эрнст Людвиг Кирхнер, 1935-1937

0

Иллюстрация в сборнике «Тель-Авив — Берлин: путеводитель», 2010 // «Джунгли», 2009

Использование одного цвета в сочетании с оттенками черного создает еще более болезненное и депрессивное ощущение. На фоне серого яркие цвета приобретают грязный оттенок — так Вагенбрет говорит об ужасах в своем плакате о Первой мировой войне.

0

Постер «Солдаты последних ста лет», 2014 // Афиша к опере «Севильский цирюльник» в Южночешском театре, Иржи Шаламоун, 1992 // «Ночная сцена», Иштван Фаркаш, 1934

Линия и силуэт

Original size 1500x642

Иллюстрация к статье «Теперь мы все нерды!», 2014

Отличительными чертами стиля Вагенбрета являются причудливое формообразование и драматичная четкая линия.

Он вдохновлялся иллюстраторами и художниками, использовавшими активную деформацию форм: Иржи Шаламоуна, Манфреда Бутцмана, Хайнца Эйдельмана.

Безымянный плакат, Иржи Шаламоун, ХХ век // Иллюстрация для Frankfurter Allgemeine Zeitung, Хайнц Эдельман, ХХ век

В своих работах Вагенбрет стремится к простоте формы. Так, сложные, но при этом не анатомичные силуэты позволяют художнику добиться искренней коммуникации со зрителем. «Я большой поклонник тех неизвестных художников в истории иллюстраций, которые в академическом смысле часто не умели рисовать, но умели изобретать формы, создавать абстракции, чтобы убедительно и просто передать сложное содержание» — Хеннинг Вагенбрет[4].

Геометричная простота усложняется работой с линией — четкие штрихи, полученные с помощью трафаретов, напоминают ксилографии экспрессионистов.

0

Иллюстрация для The New York Times «Компьютерный террор», 1994 // «Старуха и молодая», Эрнст Людвиг Кирхнер, 1921 // «Обезьяны и люди» 2009

Серия «Пролетариат», Кете Кольвиц, 1926

Лица с увеличенными чертами, «перекрученная» анатомия и акцентные линии создают образы, граничащие со страданием, напряжением и тревогой. Вагенбрет адаптирует искаженное формообразование экспрессионистов, создавая узнаваемый образ значок — большая голова в профиль, крупный глаз с длинными ресницами и пухлые губы.

Original size 1022x437

Иллюстрации к книге «Молодеж в Брухе», 2023 // «Искуситель», Эрик Хеккель, 1913

Художник также экспериментирует с симметрией — серии принтов и книга основаны на вырезках из бумаги. Такая техника позволяет иллюстратору создавать яркие образы, основанные на контрастах — в сочетании с серьезной мимикой и несуразной позой персонаж вызывает смех.

«Вырезки из бумаги», 2008 // Иллюстрация в «Лубок», Кристоф Рукхэберле, ХХ век

Яркость работам придает не только цвет, но и большое количество паттернов — их сочетание повышает ценность графики, позволяя рассматривать сложные многосюжетные иллюстрации.

На каждом объекте может располагаться разный узор — при этом толстая наружная линия силуэта объединяет фигуры, расставляя акценты.

Original size 1545x1400

Плакат «Нидерландский фестиваль анимации», 2014

Обилие разных текстур помогает регулировать интонацию изображения — геометричные четкие формы создают забавные легкие иллюстрации, в то время как штрихи. Резкие тени и наслоения передают тревожные ощущения, создавая в работе глубину транслируемых чувств.

Original size 1536x1406

«Камень», 2011

Сюжеты

Иллюстрации Хеннинга Вагенбрета всегда наполнены сюжетом — часто это абсурдистские черные комедии, происходящие на фоне масштабных происшествий.

Вагенбрет часто искажает пространство, оставляет вопросы границ и нравственности. Его герои часто жуткие, наводящие страх — однако за счет цветов и формообразования иллюстрация сохраняет свой веселый характер, создавая особый юмор художника.

Иллюстратор не стесняется многих тем — его работы построены на убийствах, страданиях, войне. Он выстраивает свой набор идей, формируя язык своего творчества.

Original size 851x379

Триптих «Фабрика Вагенбрета», 2013

Как вспоминает художник, в детстве большое влияние на него оказала книга Генриха Гофмана «Неряха Петер» (нем. Struwwelpeter).

«Отрезанные пальцы, утонувший мальчик, девочка, сгоревшая дотла, заяц, стреляющий в охотника, и мальчик, унесённый бурей в бескрайнее небо, держась за зонтик. Моя первая книга ужасов. Она меня затянула, я до сих пор пересматриваю эти картинки снова и снова» [4].

Жуткие, даже неприятные иллюстрации, помещенные в детскую книгу, характеризуют двойственный, противоречивый стиль Вагенбрета.

Иллюстрация к книге «Неряха Петр», Генрих Гофман, 1858 // Иллюстрация к книге «Неряха Петр», Генрих Гофман, 1845

«Агрессия», 2006 // «Авеню Июль», 2005

В сюжетах иллюстратора можно заметить влияние экспрессионистов — он обращается к техническому прогрессу и его влиянию на человека. Герои на таких иллюстрациях — роботы, а местом часто являются промышленные декорации.

«Ночной поезд», 2016 // «Метрополис», Георг Гросс, 1916-1917

«Книга снов», 2006 // «Музей космоса», 1996

Вагенбрет также переосмысляет нуарные сюжеты, превращая их в комедию: заказные убийства совершает персонаж в виде сердца, а детектив становится абсурдным комиксом о жизни людей.

0

Иллюстрации к книге «Honky Zombie Tonk: Синие призраки Орлеана», 2013 // Плакат «Улыбнитесь» Вы в камере видеонаблюдения», 2009 // «Большая мышеловка», Альфред Лихтенштейн // «Моя улица», 2003

Как художник из Восточной Германии, он часто работает с культурой и историей региона. Он обращается к темам свободы и тоталитаризма, войны. Образ смерти вплетается в его сюжеты, сопровождая персонажей на протяжении всего пути.

0

«Тайна острова Св. Елены», 2002 // «Добровольцы», Кете Кольвиц, 1922

Так Вагенбрет говорил о вдохновляющем его художнике: «Манфред Бутцман оказал на меня большое влияние своими литографиями и офортными оттисками, а также политической концепцией своих работ» [4].

Плакат «Всему есть предел», 2018 // «По примеру», Манфред Бутцман, 1981

В 1989 году иллюстратор создает плакат «Велосипедистам нечего терять кроме цепей» в ответ на усиление конфликта между людьми и властью. Текст на плакате является отсылкой к лозунгу Карла Маркса и Фридриха Энгельса: «Пролетариям нечего в ней [революции] терять, кроме своих цепей». Плакат долгое время издавался самиздатом, а в 2015 был перевыпущен на немецком и английском.

Плакаты «Велосипедистам нечего терять кроме цепей», 1989 и 2015

Также Вагенбрет работает с фольклором: он участвует в объединении The Mazookas — музыкальной группе, играющей песни, основанные на польском и немецком фольклоре. Художник создает иллюстрации для сборников и объемные музыкальные фигуры.

Обложка к альбому Mazookas «Sonntags-Picknick», 2018 // Механическая танцующая кукла «Лимберджек»

Заключение

Таким образом, детально рассмотрев каждый элемент стиля Вагенбрета, можно увидеть его «состав»:

Во-первых, художник активно работает с цветом — следуя как дискомфортным палитрам экспрессионистов, так и использованию ограниченных цветовых сочетаний, необходимых при ручной печати; он умело выстраивает взаимодействия оттенков, применяя хроматический и комплементарный контрасты.

Во-вторых, Вагенбрет использует четкую графичную линию — черные контуры и словно «вырезанные» тени создают определенный художественный образ, усилия яркие цвета. Формообразование было частично основано на работах немецких и польских иллюстраторов, а также экспрессионистов.

В-третьих, Вагенбрет ценит сюжетность — в сочетании с серьезными темами и гротескным юмором рождаются абсурдные истории, с помощью которых автор коммуницирует со зрителем.

Все эти элементы и делают иллюстрации уникальными и запоминающимися: стиль художника, формирующийся на протяжении всей жизни, полностью отражает его личность.

Bibliography
Show
1.

Реутова К. Кете Кольвиц: женское тело и женское дело // Сайт Федеральное министерство иностранных дел Германии (URL: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/geschichte/frauen/kaethe-kolwitz-1933200) Дата обращения: 07.11.2025

2.

Якимович Е. 17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина // Сайт Arzamas. 24 мая 2021. (URL: https://arzamas.academy/mag/962-expression) Дата обращения: 12.11.2025

3.

Selchow S. Verkehrte Welt // Chrismon. 12 Januar 2022 (URL: https://chrismon.de/artikel/52235/comiczeichner-henning-wagenbreth-ueber-seine-kunst-die-ddr-und-das-geld) Дата обращения: 15.11.2025

4.

Wagenbreth H. (2008) Interview for Charles Hively // 3×3 Magazine (URL: https://www.wagenbreth.com/projekt.php?nummer=179) Дата обращения: 07.11.2025

Image sources
Show
1.

Обложка: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/enough_is_enough_800px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

2.

«Постоянно совершенствуйтесь»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Improve_all_the_time_800px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

3.

«Рискуйте!»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Risks_Poster_800px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

4.5.

«Святой Себастьян»: https://skd-online-collection.skd.museum/large/96/8c846b77-a6f0-4f92-9924-85f14f16129f.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

6.

«Саломея с головой Иоанна Крестителя за столом Ирода»: https://skd-online-collection.skd.museum/large/230/5f0573b0-03ef-4464-9780-0766821b95bd.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

7.8.9.

Ксилография: https://sr.gallerix.ru/K/1452326108/1259422621.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

10.

«Железный мост»: https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/962-expressionists-qyK5YfrnFeKynTfF/3-1.png (Дата обращения 20.11.2025)

11.

«Антропоцен»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/anthro_cover_750.gif (Дата обращения 20.11.2025)

12.

«Теперь мы все нерды!»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/nerds_750px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

13.14.

Иллюстрация в газете: https://www.lambiek.net/artists/image/e/edelman_heinz/edelman_h_frankfurter.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

15.

«Компьютерный террор»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/computerterror.gif (Дата обращения 20.11.2025)

16.17.

«Обезьяны и люди»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/humans_apes.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

18.

«Пролетариат»: https://www.van-ham.com/fileadmin/kdb/Kaethe-Kollwitz/Kaethe-Kollwitz-Aus-Proletariat-78041-07.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

19.

«Молодежь в Брухе»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Jugend_02.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

20.

Молодежь в Брухе»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Jugend_10.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

21.22.

Вырезки из бумаги: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/papercut_13.gif (Дата обращения 20.11.2025)

23.

«Лубок»: https://www.grafikbrief.de/shopartikel/Lubock_VP_70_Ruckhaeberle.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

24.

Плакат «Анимационный фестиваль»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/haff_700px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

25.

«Камень»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/the_stone_3_500px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

26.

«Уважайте женщин!»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/Respect_Women_800px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

27.

«TXL-SFO»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/TXL_SFO_07.gif (Дата обращения 20.11.2025)

28.

«Ловушка»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/falle.gif (Дата обращения 20.11.2025)

29.30.

«TXL-SFO»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/TXL_SFO_06.gif (Дата обращения 20.11.2025)

31.

«Тель-Авив — Берлин: путеводитель»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/tel_av_ber_20.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

32.

«TXL-SFO»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/TXL_SFO_04.gif (Дата обращения 20.11.2025)

33.

«Вертолеты»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/helikopter_04.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

34.35.

«Honky Zombie Tonk: Синие призраки Орлеана»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/honky_z_heft_06.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

36.

«Honky Zombie Tonk: Синие призраки Орлеана»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/honky_z_heft_10.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

37.38.

«Honky Zombie Tonk: Синие призраки Орлеана»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/honky_z_heft_15.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

39.40.

«Тель-Авив — Берлин: путеводитель»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/tel_av_ber_19.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

41.

«Джунгли»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/nobrow_jungle_750px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

42.

«Солдаты последних ста лет»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/Soldaten_700px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

43.

«Севильский цирюльник»: https://fs3.fotoload.ru/f/0318/1520770324/1024x768/506aeac18a.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

44.

«Ночная сцена»: https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/962-expressionists-qyK5YfrnFeKynTfF/8-6.png (Дата обращения 20.11.2025)

45.

«Теперь мы все нерды!»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/nerds_750px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

46.47.

Иллюстрация в газете: https://www.lambiek.net/artists/image/e/edelman_heinz/edelman_h_frankfurter.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

48.

«Компьютерный террор»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/computerterror.gif (Дата обращения 20.11.2025)

49.50.

«Обезьяны и люди»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/humans_apes.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

51.

«Пролетариат»: https://www.van-ham.com/fileadmin/kdb/Kaethe-Kollwitz/Kaethe-Kollwitz-Aus-Proletariat-78041-07.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

52.

«Молодежь в Брухе»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Jugend_02.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

53.

Молодежь в Брухе»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Jugend_10.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

54.55.

Вырезки из бумаги: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/papercut_13.gif (Дата обращения 20.11.2025)

56.

«Лубок»: https://www.grafikbrief.de/shopartikel/Lubock_VP_70_Ruckhaeberle.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

57.

Плакат «Анимационный фестиваль»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/haff_700px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

58.

«Камень»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/the_stone_3_500px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

59.

«Фабрика Вагенбрета»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/fabrica_triptych_750px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

60.

«Неряха Петр»: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/H_Hoffmann_Struwwel_17.jpg?20051217204854 (Дата обращения 20.11.2025)

61.62.

«Агрессия»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/aggression.gif (Дата обращения 20.11.2025)

63.

«Авеню Июль»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/avenue_july.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

64.

«Ночной поезд»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/aggression.gif(Дата обращения 20.11.2025)

65.

«Метрополис»: https://cdn-s-static.arzamas.academy/x/962-expressionists-qyK5YfrnFeKynTfF/5-2.png (Дата обращения 20.11.2025)

66.

«Книга снов»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/boy_dream_700px.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

67.

«Музей космоса»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/sputniks_500x500.gif (Дата обращения 20.11.2025)

68.

«Honky Zombie Tonk»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/honky_z_heft_17.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

69.

«Улыбнитесь» Вы в камере видеонаблюдения»: https://www.wagenbreth.de/geladene_bilder/objekt/cctv_700px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

70.

«Большая мышеловка»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/mausef_004.gif (Дата обращения 20.11.2025)

71.

«Моя Улица»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/meinestrasse03.gif (Дата обращения 20.11.2025)

72.

«Тайна острова Св. Елены»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/napo_06.gif (Дата обращения 20.11.2025)

73.

«Добровольцы»: https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/233/485712@2x.webp (Дата обращения 20.11.2025)

74.

«Всему есть предел»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/enough_is_enough_800px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

75.

«По примеру»: https://manfred-butzmann.gesucht-im-netz.de/images/plakate/plakate_33.jpg?rdm=88 (Дата обращения 20.11.2025)

76.

«Велосипедистам нечего терять кроме цепей»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/radfahrer_01.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

77.

«Велосипедистам нечего терять кроме цепей»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/radfahrer_700px.gif (Дата обращения 20.11.2025)

78.

«Mazookas Sonntags-Picknick»: https://www.wagenbreth.com/geladene_bilder/objekt/Picknick_Cover_700px2.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

79.

Механическая кукла: https://www.mazookas.com/geladene_bilder/blogbilder/mazookas_03.jpg (Дата обращения 20.11.2025)

Визуальный язык Хеннинга Вагенбрета