
Концепция
Конфликт является двигателем любой истории. Он порождает мотивацию героев, создает преграды и повышает ставки, заставляет читателя проявлять интерес. Противостояние добра и зла, правды и лжи, жизни и смерти, — именно это трансформирует перечисление событий и людей в историю, за которой увлекательно наблюдать и персонажей, которым сопереживаешь. Комикс как жанр и медиум знаменит именно созданием почти карикатурного изображения конфликта всего хорошего против всего плохого: супергерои против суперзлодеев. Хотя комикс теперь все меньше ассоциируется с супергероикой за счет диверсификации предложения и упрощенного и часто встречающегося формата «картинки в интернете», визуальная природа графических нарративов исторически позволила создать свои уникальные законы изображения конфликтов. Цвет, композиция, фрейм — все это может использоваться как инструменты для дополнительной коммуникации с читателем.
История комиксной дилогии «Легендарных Кайфоломов» повествует о группе ярких аутсайдеров, которые некогда мечтали спасти мир, но в один момент лишились своей личности и друг друга, а затем и жизни. Однако их образ и идеи продолжили свое существование в их последователях, таких же ярких и амбициозных. В обоих комиксах основной конфликт зарождается из-за противостояния «кайфоломов» и огромной корпорации «Би Ти Глобал Маркетинг», которая впоследствии разрастается еще больше, начинает контролировать Америку и переименовывается в «С.Л.Е.П.». Разногласия и борьба этих двух субъектов выражается не только в диалогах и сценах драки, но и посредством художественных приемов. Умелое и осознанное использование цвета и повторяющихся образов наглядно показывает читателю, что эта история не столько про личный конфликт одной группы с другой, сколько про борьбу с повсеместным контролем и пропагандой.


Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
В этом визуальном исследовании будут рассмотрены и проанализированы визуальные нарративы контроля и протеста против него в вышеупомянутой дилогии: в чем они выражаются и как конфликтуют. Гипотеза состоит в том, что приемы художественной выразительности, такие, как метафора, аллегория, повтор, являются ключевыми для понимания читателем тематического противостояния в произведении. Выявленные противоборствующие аспекты визуального нарратива будут рассматриваться отдельно. Также по этой причине визуальные материалы исследования подаются не в хронологическом внутри сюжета порядке, а в соответствии с категорией художественного приема.
Цвет и его отсутствие
Человек воспринимает большую часть информации с помощью зрения, что делает цвет неотъемлемым аспектом коммуникации изобразительного искусства со зрителем. Его отсутствие также является осмысленным решением и направлено на раскрытие задумки произведения. В дилогии «Легендарных Кайфоломов» цвет принимает на себя главную метафору как конфликта в целом, так и идеологической составляющей каждой из сторон.
Главные герои данных комиксов пестрят красками: разноцветные волосы, яркая одежда с уникальными для каждого принтами и аксессуарами, даже кажущееся из-за своего вида пластиковым оружие. Общая несуразность группы является следствием разобщенности их личных форм самовыражения. В этом плане кайфоломы напоминают панков — последователей контркультурной субкультуры, которая своим внешним видом противостояла статус-кво, но не имела общих правил, из-за чего ее проявление разнилось от человека к человеку.
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Противопоставленные героям группы персонажей в свою очередь отличаются отсутствием цвета в своих образах. Черно-белое монохромное обличье антагонистов контрастирует с внешним видом кайфоломов не только за счет отсутствия других цветов, но и монотонностью повторения. Такая одежда является не просто бесцветной вариацией, а униформой. Строгие костюмы, обмундирование, защитная форма, — все это является профессиональной обязанностью, а не способом выразить себя. Одинаковые силуэты одинаковых цветов сливаются в одно большое черно-белое пятно, которое является сущностью само по себе, а не скоплением отдельных личностей. Униформа во вселенной «Кайфоломов» стирает уникальность и обезличивает не только метафорически, но и буквально, как можно увидеть по событиям комикса.
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Противостояние / Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Последствия обезличивания / Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Лишено цвета не только одеяние антагонистов, но и подвластный им мир. Окружение людей составляют пустые белые стены, пустые коридоры и комнаты лишь с самым необходимым. Локации в комиксе порой похожи на пугающие и некомфортные лиминальные пространства. Пустота и отсутствие цвета почти создает условия сенсорной депривации — метода психологического воздействия на человека путем прекращения стимуляции органов чувств.
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020


Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014


Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Не только антагонисты лишены отличительных черт, но и быт обычного человека. Стандартизированное бледное окружение и общая форма для всех, даже вне рабочего контекста, превращает жизнь в декорации, а людей соединяет в единую безликую толпу.


Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
В этом случае белый цвет не является массово принятым символом чистоты и невинности, а олицетворяет пустоту, удаленные воспоминания, сокрытие неудобной реальности. Белоснежное окружение ослепляет. Так, например, полки магазинов сначала теряют калейдоскоп цветастых упаковок и превращаются в стены белых коробок с одной лишь надписью: наименованием продукта.
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Затем «очищаются» и учебники в школе, в частности — учебник истории. Опустевшая обложка — явная визуальная метафора переписывания истории. В комиксе на этом делается особый акцент, так как это действительно существующий инструмент пропаганды и контроля.
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Также стоит отметить техническую работу с цветом в комиксе «Легендарные Кайфоломы и их Реальная Жизнь: Национальный гимн». Колористика выполнена в стиле полутоновой печати — узнаваемой визуальной составляющей комиксов прошлого века. Именно техника наложения точек разного цвета слоями поверх друг друга создает будто переливающиеся цветом фреймы, на которых кайфоломы активно борются с системой. Это создает еще больший контраст, ведь изображения антагонистичной корпорации не обладают такой глубиной цвета: они плоские по той причине, что выполнены в один слой.
Кайфоломы в бегах / Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Офис Би Ти Глобал Маркеинг / Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Маска героя и маска злодея
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
В образах и героев, и антагонистов «Легендарных Кайфоломов» присутствуют маски, и в обоих случаях они символизируют принадлежность к группе, однако для каждой из групп они выполняют разные функции.
Один из тропов супергеройского комикса — перевоплощение обычного человека в героя посредством костюма и маски. В случае кайфоломов также прослеживается этот мотив: один из героев, Анимакс, может перенять способности животного, маску в виде которого он надевает.
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
У главного героя, Майка, способность «пуленепробиваемости» и буквально, и, что важнее, метафорически. Если с физической стороной этой силы все понятно, то ее метафорическая сторона заключается в том, что герой становится невидимым для системы со всех сторон: камеры скрывают его лицо, и даже люди под воздействием контроля корпорации его не видят. Это в том числе определяет его как аутсайдера: одно лишь наличие отличительной черты, не позволенной монотонностью окружающего мира, является причиной удалить его из реальности.


Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Также маска становится метафорой ассимиляции — при фактическом наличии маски персонажи могут обрести «маски нормальности». Наяву все еще в эксцентричных ярких образах, в глазах наблюдателя они становятся обычными людьми в этой системе: на них появляются вышеупомянутые черно-белые посредственные одеяния.
Перевоплощение / Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Во второй части дилогии, после смерти оригинальных кайфоломов, похожие маски носят те, кто перенял их дело и идеи в борьбе с мегакорпорацией «С.Л.Е.П.».
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Маски антагонистов имеют схожее предназначение с разобранными ранее униформами. Они также обезличивают человека, только теперь буквально скрывая лицо. Психологически люди склонны остерегаться тех, кто скрывает свое лицо. Без доступа к мимике и взгляду невозможно предугадать мысли и действия субъекта в маске, он теряет человечность и переходит в классификацию монстра. В этом плане маски антагонистов в данном комиксе по функции похожи скорее на маску злодея из хоррор-фильма.
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Помимо принадлежности к группе, униформа и маска символизируют еще и верность ей и системе. Таким образом складывается явный визуальный нарратив в истории персонажа по имени Корс. Он не только выделяется среди черно-белых однотипных обмундирований своим серым плащом, но и показательно приподнимает свою маску, не снимая ее до конца. Эта визуальная метафора показывает его неверность системе, но одновременно и нерешительность из нее выбраться.
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014
Визуальное различие масок тоже подчеркивает конфликт кайфоломов и корпорации. Ровно как и в функции, маски первых похожи на те, что у супергероев, когда как у последних — на маски хоррор-злодеев из кино. Супергерою маска дарит свободу и суперсилы, а у злодея маска отнимает человечность и автономность.


слева: G Way, S Simon, L Romero, J Bellaire, N Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020 / справа: Joshua Williamson, Simone Di Meo, «Batman and Robin», 2024


слева: Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», 2014 / справа: David Gordon Green, «Halloween», 2018
Наблюдатель
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
На протяжении всего комикса «Легендарные Кайфоломы и их Реальная Жизнь: Национальный гимн» на фоне появлялись рекламные плакаты продукции «Би Ти Глобал Маркетинг», на которых изображен один и тот же человек. Это не существующий персонаж, а нейтральный образ, не имеющий отличительных черт. Он также является антагонистом и подходит под их цветовую систему, — даже в моменты, когда цветовая гамма кайфоломов пестрит многослойным халфтоном, стерильный прямоугольник плаката в том же кадре блекнет.
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Мужчина с плаката держит зрительный контакт с любым возможным зрителем. Это должно вызывать доверие, однако его статичность заставляет чувствовать себя некомфортно, отводить взгляд. При долгом рассмотрении его черты лица могут быть интерпретированы враждебно, — не как улыбка, а как ухмылка и хитрый прищур. Это лицо следует за кайфоломами: он на месте их работы, он следит за их машиной в погоне. Его нельзя назвать фигурой «большого брата», ведь он не имеет позицию авторитета и власти. Однако разве пристальный взгляд незнакомца переносится легче, чем взор деспота?
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Читатель несколько раз остается наедине с этими плакатами. На этих кадрах они находятся в опустошенных общественных местах, — тех самых лиминальных пространствах, из которых состоит мир антагонистов. Перед зрителем как будто бы стоит выбор: продолжать зрительный контакт или убежать в страшный черный коридор. Сама композиция этих кадров вызывает тревогу и дискомфорт.
Заброшенный торговый центр / Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Пустое метро / Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», 2020
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что визуальная составляющая рассмотренной дилогии — это не просто привлекательная декорация, а целая система образов и метафор, которая сквозной линией проходит через все повествование. Точные художественные приемы трансформируют ключевой конфликт контроля и протеста из условности в нечто наглядное и убедительное. При отсутствии визуального противопоставления и контраста именно в аспекте цвета, этот комикс стал бы посредственным, а история не вызвала бы должного эмоционального ответа от читателя. Параллели с масками героев и злодеев также дают разгадку о корнях конфликта кайфоломов и корпорации, а неизвестный надзиратель не дает расслабиться читателю точно, как и героям.
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», Dark Horse Books, 2014
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», Dark Horse Books, 2020
Percy Lubbock, «The Craft of Fiction», Jonathan Cape, 1921
Jacquelyn Burkell, «Anonymity in Behavioural Research: Not Being Unnamed, but Being Unknown», University of Ottawa Law& Technology Journal, 2006
Gerard Way, Shaun Simon, Becky Cloonan, «The True Lives of the Fabulous Killjoys», Dark Horse Books, 2014
Gerard Way, Shaun Simon, Leonardo Romero, Jordie Bellaire, Nate Piekos, «The True Lives of the Fabulous Killjoys: National Anthem», Dark Horse Books, 2020
Joshua Williamson, Simone Di Meo, «Batman and Robin», DC, 2024
David Gordon Green, «Halloween», Universal Pictures, 2018