Original size 1668x2243

Серия мастер-классов для UPAEP

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

В июне–июле 2025 года я участвовала в программе преподавательского обмена Global Summer в рамках международного сотрудничества Школы дизайна с Популярным автономным университетом штата Пуэбла, Мексика (UPAEP). В течение месяца мы с коллегами, приехавшими из разных стран, вели курсы и мастер-классы для студентов и преподавателей.

Помимо основного курса, я, в сотрудничестве с мексиканскими коллегами, подготовила несколько специальных мероприятий для университетской аудитории. Среди них: два кинопоказа с последующим обсуждением, а также — подробный рассказ о проектах, которыми занимаюсь в России, и о петербургских кинематографических институциях.

big
Original size 3000x2233

UPAEP: главное здание

Киноклуб: современное российское кино

big
Original size 1600x1047

Кадр из фильма «Фрау» (2023, реж. Любовь Мульменко)

В рамках первого мастер-класса 16 июня мы с коллегами обсуждали, из каких компонентов состоит современное фестивальное российское кино. Я рассказывала о тенденциях, которые считаю важнейшими: подъем женского кинематографа, рефлексии о советском опыте, сочетание унаследованной от 2000х годов реалистичности и современной тяги к сказочным, фантасмагорическим элементам, новый интерес к локальным феноменам — создание фильмов, обладающих тесной связью с реалиями конкретных российских регионов, будь то кинопроизводство Республики Саха или Кабардино-Балкарская мастерская Александра Сокурова.

Чтоб проиллюстрировать сразу все эти тенденции, я выбрала для показа фильм «Фрау» Любови Мульменко — он очень понравился мексиканским зрителям. После сеанса мы обсуждали, как устроены современные российские квартиры, что такое Урал как топос, как устроена ностальгия и насколько велика ее роль в актуальной российской культуре. И, конечно, говорили об одиночестве — как чувстве, имеющем интернациональный характер.

Киноклуб: современное кино Латинской Америки

Original size 2559x1065

Кадр из фильма «Рабочие» (2013, реж. Хосе Луис Валле)

В согласии с концепцией мастер-классов, разработанной в паре с моим мексиканским коллегой, кинооператором и преподавателем UPAEP Омаром Гарсией Масиасом, на втором показе мы должны были посмотреть современный мексиканский фильм и также обсудить его как явление, резонирующее как с состоянием национального кинематографа, так и с реалиями страны. Мы выбрали для просмотра фильм «Рабочие» Хосе Луиса Валле — как и «Фрау», он также об одиночестве, но обрамляется оно совсем иным контекстом.

«Рабочие» — лента о миграции и пребывании на границе, о Мексике как транзитной зоне между другими странами Латинской Америки и США. В диалоге со студентами и преподавателями мы обсуждали, в чем специфика жизни на севере страны, из чего складывается ощущение бездомности и классовые конфликты. Касались и связи мексиканского кинематографа с мировыми трендами — например, с медленным кино, к которому фильм Валле также относится.

Мастер-класс: киноинституции в России

post

Мой финальный мастер-класс был посвящен рассказу о собственном профессиональном пути, Школе дизайна и проектах, которыми я занимаюсь в данный момент.

В числе прочего, показывала работы студентов в Новом портфолио, рассказывала, как кино может быть интегрировано в дизайнерские практики на примере альманаха ВИД. Знакомила студентов с российскими периодическими изданиями о кинематографе: говорила о петербургском «Сеансе», московском «Искусстве кино», Кинопоиске, самиздате о кино «К!», Cineticle. Показывала фотографии лучших книжных магазинов Петербурга, независимых площадок, благодаря которым в последние годы стали столь популярны независимые кураторские практики и любительское кино.

Серия мастер-классов для UPAEP