

Рубрикатор:
1. Концепция 2. Разбор основных интерпретаций символов на картинах и изучения источника: 2.1. Образ совы 2.2. Образ ягод 2.3. Образ жабы 2.4. Образ яйца 2.5. Образ музыкальных инструментов 3. Вывод исследования 4. Библиография.

Концепция:
Кто он? Иероним Босх родился где-то около 1450 года, в городе Хертогенбос в Брабантском герцогстве, в семье художников и ремесленников, и поэтому Босх вырос, изучая несколько художественных навыков., что дало ему прочную художественную основу.
В каких условиях он писал? Босх жил в позднесредневековом Хертогенбосе, городе с сильной религиозной атмосферой. Он был членом Братства Богоматери, что дало ему доступ к заказам. Религиозная жизнь города, страх перед грехом и Страшным судом, а также локальная культура сформировали его уникальное мировоззрение и художественный язык.
Почему я выбрала эту тему? Меня привлекла тема «Сад земных наслаждений» Босха из-за уникальности его художественного языка. Мне очень понравилось то, что даже самые простые символы внутри триптиха — сова, ягоды, жаба и другие оказываются многозначимыми. И каждый элемент его работы открывает возможность разнообразных интерпретаций, сочетая в себе религиозные, философские, эзотерические, а также другие смыслы. Его картина заставляет задуматься о грехе и о последствиях наших действий, что делает исследование более актуальным.
Какова цель моего исследования? Анализ отдельных символов — это не попытка разгадать Босха, а попытка понять разнообразие интерпретаций картины.
Образ совы
Один из самых распространённых образов у Босха — сова.
Её значение остаётся неоднозначным: исследователи до сих пор не уверены, в каком ключе трактовать этот символ. Она может выступать как отрицательным персонажем, так и нейтральным. Благодаря этому сова у Босха приобретает многофункциональный смысл, открытый для различных интерпретаций.
В центральной части композиции, вокруг пруда, мы видим необычный розовый фонтан. На первый взгляд сцена кажется невинной, но в самом фонтане скрывается тревожный знак. В основании фонтана, почти незаметно, сидит сова. В средневековье сову часто ассоциировали с чем-то демоническим или поменьше мере сомнительное существо: ночной образ жизни наделил её владеющий тайными или тёмными знаниями. Следовательно присутствие совы в источнике жизни намекает на нарушение гармонии, на скрытое зло, которое уже присутствует в райской среде. Об этом говорят детали сцены: нижнее часть фонтана как будто посинела, а справа в воде возникают странные тёмные существа.
Если приглядеться внимательнее сама форма фонтана может нам дать альтернативную интерпретацию. Округлые линии, зубчатые выступы и детали могут быть ассоциированной с клешней И панциря краба — а значит к созвездию Рака. Сова же, согласно средневековой символики, является атрибутом планеты Сатурн. Если соединить эти два образа, образуется астрологическая комбинация, которую в XV–XVI веках считали предвестником катастрофы. Когда Сатурн «входил» в Рак, астрологи ожидали всплытия грехов прошлого, возвращения первозданного хаоса и наступления Страшного суда.
Эта идея встраивается в общую логику триптиха: внешние створки изображают Сотворение мира, а внутренние — скрытую перспективу его конца.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение совы.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение совы.
Образ ягод
На центральной панели триптиха люди предаются любви, плещутся в прохладной воде и жадно поедают ягоды и фрукты.
Босх пишет насыщенными и открытыми цветами, из-за чего кажется, что картина наполнена радостью, но если присмотреться, легко обнаружить символы, разрушающие благополучие: например, те же ягоды — один из любимых символов греха у Босха.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение ягод.
Во многих голландских и немецких поговорках XVI века слово «ягода» имела эротическую коннотацию.
Любопытно, что очень часто Босх помещает ягоду на голову своим персонажам, буквально предположительно показывая нам, греховные мысли, пока ещё не воплотившиеся в настоящий грех.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение ягод на головах у людей.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение ягод на головах у людей.
Клубника в «Саду» Босха — символ чувственного греха. Как когда-то Адам Ева поддались искушению змея, так и грешники на центральной панели поддаются соблазну, едят и поклоняются символической чувственной клубнике. Кроме клубники присутствуют другие ягоды. Предполагают, что вишня вступает символом гордости.
Однако нету подтверждённой информации, что именно Босх хотел этим нам показать.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение клубники.
Образ жабы
В средневековой культуре жабу ассоциировали с демоническим началом, также нечистой силой. Такие представления отражены не только в народной демонологии, а также в официальном инквизиционным документe.
В «Критической истории испанской инквизиции» Хуа́на-Анто́нио Льоренте подробно описывается, что колдуны использовали жидкость, выделяемую жабой, натирая ею тело для вступления в контакт с духами.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1510–1515 гг., изображение жабы.
Фрагмент картины Иеронима Босха " Сад земных наслаждений», в руках у рыцаря флаг с изображением жабы, 1500–1510 гг.
В правой части триптиха изображена женщина. Как видно на изображении, на её груди тоже изображена жаба, символизирующая грех плотских удовольствий.
Фрагмент картины Иеронима Босха " Сад земных наслаждений», жабы лежащий на груди у девушки, 1500–1510 гг.
Образ яйца
Лауринда Диксон, почётный профессор Сиракузского университета, изучала яйцо как алхимический символ в триптихе Босха «Сад земных наслаждений».
Вывод, к которому пришла Лауринда Диксон: яйцо в триптихе Босха символизирует микрокосм мира и процессы трансформации, показывая связь органического и неорганического, а также отражая рождение, рост и изменение жизни.
Проще говоря, яйцо символизирует маленький «мир в миниатюре», где есть жизнь, рост и превращения.
Фрагмент картины Иеронима Босха " Сад земных наслаждений «, 1500–1510 гг., яйцо.
Фрагмент картины Иеронима Босха " Сад земных наслаждений «, 1500–1510 гг., яйцо.
Образ музыкальных инструментов
Церковь признавалa допустимой только духовную музыку. Любое свободное музицирование считалось опасным, поскольку могло привести к светским танцам и греховным удовольствиям.
В этом контексте, перед нами разворачивается пугающая картина, в которой музыкальная инструменты превратились в орудии пыток. И вот в аду праздные ягоды музыки превращаются в пыточные инструменты.
Вот человек, распятый на арфе, вынужденный вечно страдать от невыносимой боли при вибрации струн.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500–1510 гг., изображения музыкальных инструментов.
А вот грешник в ужасе запертый в барабане, на котором оглушительно играет демон.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500–1510 гг., изображения музыкальных инструментов.
На правой панели изображён грешник, из чьего тела торчит цверель, который одновременно несёт ещё один крупный музыкальный инструмент, на которой снова играет страшный демон.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500–1510 гг., изображения музыкальных инструментов.
всем этим дьявольским оркестром боли заправляет монстр, который играет мелодию, записанную на ягодичной области грешника.
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», 1500–1510 гг., изображения музыкальных инструментов.
Вывод исследования
Вывод такой, что разные символы могут иметь разнообразные интерпретации В картине Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Например, сова символизирует одновременно и зло, и тайные знания; жаба — нечистую силу и колдовство; ягоды — плотские удовольствия или наслаждение природой; яйцо — скрытую силу и потенциал физического и духовного изменения; музыкальные инструменты — веселье, а также наказание.