Original size 1140x1600

Пульс данных: Travis Scott в архитектурной среде Apple

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАТОР

1. Концепция исследования 2. Артист / Travis Scott  2.1. Rodeo (2015)  2.2. Birds in the Trap Sing McKnight (2016)  2.3. ASTROWORLD (2018)  2.4. Look Mom I Can Fly (2019)  2.5. UTOPIA (2023) 3. Место / Apple Park 4. Партитура 5. Заключение

I. КОНЦЕПЦИЯ

Данное визуальное исследование посвящено анализу взаимодействия звука, архитектуры и визуальной нотации на примере музыки Travis Scott и архитектуры штаб-квартиры Apple Park.

Цель работы — рассмотреть музыкальный материал артиста как систему импульсов и ритмических структур, которые могут быть интерпретированы через пространственные, циклические и графические принципы архитектурного объекта. В исследовании музыка перестаёт быть последовательностью аудио-событий и начинает рассматриваться как композиционная схема, потенциально переводимая в язык графической партитуры.

big
Original size 3420x1888

Travis Scott. Портрет артиста.

Выбор Travis Scott обусловлен тем, что его музыкальный стиль основан на выраженной телесности звука: низкочастотных вибрациях, плотных басовых линиях, ритмических сдвигах, многослойных голосовых текстурах и репетитивных структурах. Эти элементы формируют музыкальное поле, в котором важную роль играет ощущение импульса, удара, пульсации. Его треки можно анализировать не только как аудио, но и как динамическую систему, состоящую из колебаний, циклов и атак — то есть как основу для графической схемы. Наличие повторяющихся структур, усиленных электронными эффектами, позволяет рассматривать музыку как форму, поддающуюся визуальной разметке и пространственной интерпретации.

Original size 2048x1152

Вид с воздуха на главный корпус кампуса Apple Park, спроектированный бюро Foster + Partners. Купертино, Калифорния, США.

Apple Park, в свою очередь, представляет собой архитектуру, построенную вокруг принципа кольца — замкнутой, циркуляционной, бесконечной формы. Круговая планировка кампуса задаёт логику непрерывного движения, распределения потоков и резонансных траекторий. Пространство Apple Park можно рассматривать как крупномасштабную диаграмму: систему пересекающихся орбит, циклов и направлений, напоминающую устройство графических партитур, основанных на круговых, спиральных и радиальных структурах. Таким образом, сама архитектура становится готовой моделью для визуального анализа ритмов и импульсов.

Гипотеза исследования состоит в том, что музыка Travis Scott способна не только существовать в аудиальном формате, но и быть переведена в визуальную систему, опираясь на архитектурную структуру Apple Park.

Возможно ли прочитать музыку как движение по окружности? Можно ли представить басовый импульс как радиальное расширение, а вокальную линию — как волну, распространяющуюся внутри кольца? Соединяя музыкальные элементы и архитектурную геометрию, исследование ищет способы преобразования звука в графику и графики — в пространственную партитуру.

Метод исследования включает анализ ключевых музыкальных произведений артиста, изучение архитектурных и планировочных материалов Apple Park, а также обращение к практикам графических партитур второй половины XX века. Особое внимание уделяется работе с визуальными системами: схемами движения, круговыми диаграммами, спектральными изображениями, картами потоков данных и тепловыми картами перемещения людей. Визуальный материал используется не как иллюстрация, а как источник информации, участвующий в построении композиционной логики.

Таким образом, исследование стремится выявить, каким образом звуковые структуры могут быть интерпретированы через архитектурную форму, а архитектурная форма — через графическую партитуру. Переводя музыку Travis Scott на язык визуальных диаграмм, исследование предлагает рассматривать Apple Park как модель звучащей системы — архитектурный резонатор, в котором импульсы, ритмы и движения получают новое, визуально осязаемое выражение.

II. АРТИСТ / TRAVIS SCOTT

Travis Scott (настоящее имя Жак Бермон Уэбстер II, род. 1991) — американский хип-хоп-исполнитель и продюсер, известный новаторским подходом к звуку и визуальной стороне выступлений. Родом из Хьюстона (штат Техас), он в начале карьеры кратковременно изучал архитектуру в Техасском университете в Сан-Антонио, однако оставил учебу ради музыки. Альбом «Rodeo» (2015) сразу закрепил за ним репутацию яркого представителя новой волны трэп-музыки. Стиль Scott’a характеризуется атмосферным звучанием с элементами психоделии и агрессивной энергией, что проявляется и в его концертах — артист прославился «рейвовыми» живыми шоу с массовыми мош-питами. Творческий почерк Travis Scott’а включает создание концептуальных альбомов, каждый из которых выстраивает свой образный мир.

Original size 1666x2500

Портрет Travis Scott, стилизованный в неоне

Примечательно, что сам музыкант проявляет интерес к дизайну среды: в интервью он назвал архитектуру своей настоящей страстью и планирует получить профильное образование по завершении музыкальной карьеры. Scott также лично занимается оформлением собственного жилого пространства, черпая вдохновение в тематических парках и ландшафтном дизайне — по его словам, территория его дома и студии задумана «не хуже ботанического сада», сочетая яркую парковую растительность с элементами, навеянными Диснейлендом, аниме и даже гольф-полями. Эта стремленность к созданию погружения в среду прослеживается на протяжении всей его музыкальной дискографии.

Дебютный студийный альбом «Rodeo» вышел в сентябре 2015 года и заложил основы фирменного звучания Travis Scott’a. Музыкальные критики отмечали цельность продакшена альбома, сочетающего мрачные трэп-биты, обилие автотюна и психоделические эффекты, создающие одновременно гипнотичную и энергичную атмосферу.

Концептуально «Rodeo» представляет собой полуавтобиографичную историю о начале пути молодого артиста. Название метафорически отсылает к «родео» — как к символу бурного, рискованного аттракциона, в который превратилась жизнь Scott’a после переезда из родного Хьюстона в Лос-Анджелес ради музыкальной карьеры.

Фронтальная и альтернативная обложка альбома Travi$ Scott «Rodeo», 2015. Фигурка артиста в виде куклы используется как символика шоу и визуальной идентичности дебютной пластинки

В одном из интервью Travis Scott объяснил, что «Rodeo» для него — это эмоциональное состояние и целый мир, в который погружается слушатель, а не буквальное описание родео-шоу. Лирически альбом отражает переход от юношеского бунтарства к новой реальности шоу-бизнеса: вступительный трек с повествованием от T.I. задает тон истории о «молодом бунтаре против системы, отказавшемся от устоев» и отправившемся в неизведанное путешествие.

Таким образом, «Rodeo» стал творческим манифестом Scott’a, воплотив его видение «дикой поездки» в мире музыки и заложив фундамент для дальнейшего объединения музыки с образами окружающего мира.

Второй альбом «Birds in the Trap Sing McKnight» (2016) развил успех дебюта и дебютировал на первом месте чарта Billboard 200. Название этой работы необычно и имеет символическое значение, которое сам Travis Scott раскрыл в интервью. По его словам, «Birds in the Trap Sing McKnight» — это посвящение друзьям и юности, проведенной в пригороде Хьюстона; «птицы в ловушке» — метафора молодых людей, которые хоть и не живут в буквальном гетто, но ощущают социальную ловушку и ограничения в самовыражении. Музыкант подчеркнул, что многие его сверстники сталкивались с непониманием со стороны окружения, родителей и общества, которое сковывает их стремления.

Обложка и оборотная сторона альбома Travis Scott — Birds in the Trap Sing McKnight. Epic Records, Grand Hustle Records, 2016.

По звучанию альбом продолжает эксперименты с мелодичным автотюном и мрачными мотивами трэпа, однако стал более цельным и мелодичным. «Birds in the Trap…» закрепил фирменный стиль Scott’a и его статус одного из лидеров жанра, одновременно отразив тему внутренней борьбы за творчество на фоне давления окружающей среды. Концепция «социальной ловушки», заявленная в названии, создает связующее звено между музыкой артиста и пространством его происхождения — пригородной средой, из которой он вырвался, сохранив однако память о ней в своем творчестве.

Третий студийный альбом «ASTROWORLD» (2018) стал наиболее ярким примером соединения музыки Travis Scott’a с тематикой конкретного места. Название отсылает к парку аттракционов Six Flags Astroworld, который существовал в Хьюстоне с 1968 года и был закрыт в 2005 году. Для Scott’a этот парк имел особое значение в детстве, и утрата Astroworld стала символом утраты радости в городе. В интервью он рассказал, что снос парка ради строительства жилых комплексов вдохновил его на создание одноименного альбома: по замыслу артиста, пластинка должна была «вернуть детям утраченный парк развлечений» и восполнить недостаток веселья в городе.

Original size 1500x1500

Обложка альбома Travis Scott «Astroworld» (2018), визуализирующая концепцию парка аттракционов как метафору музыкального и культурного опыта

В музыкальном плане «ASTROWORLD» отличается богатой продюсерской работой, обилием приглашенных артистов и разнообразием жанров. Атмосфера альбома во многом напоминает сам парк развлечений: треки перетекают друг в друга, создавая ощущение путешествия по разным «аттракционам» звучания.

Для полного погружения Travis Scott сопроводил выпуск «ASTROWORLD» крупномасштабным туром и основанием ежегодного музыкального фестиваля Astroworld Festival в Хьюстоне. На концертах тура артист воплотил эстетику парка — на сцене были установлены реальные элементы аттракционов (например, действующая мини-«американская горка»), что буквально соединило музыку с архитектурой развлечений.

Original size 2832x1890

Travis Scott во время живого выступления, демонстрирует энергетику и хореографию, характерную для его сценического образа

«ASTROWORLD» имел огромный успех и закрепил за Travis Scott’ом статус глобальной звезды. Одновременно этот проект продемонстрировал, как личная ностальгия по утраченной городской локации может быть преобразована в художественный мир альбома, а музыка — стать инструментом воссоздания архитектурного пространства в воображении слушателей.

Look Mom I Can Fly (2019)

В 2019 году Travis Scott расширил границы своего повествования, выпустив документальный фильм «Look Mom I Can Fly» на платформе Netflix. Эта лента стала визуальным сопровождением к эпохе «ASTROWORLD», зафиксировав путь артиста в период создания альбома и последовавшего за ним триумфа. Документальный фильм сфокусирован на нескольких аспектах: закулисном процессе записи музыки, подготовке к выступлениям и феномене преданной фанатской базы Scott’a. Зрителю показывают как интимные моменты — например, визит Трэвиса к бабушке в Хьюстоне и рождение его дочери, — так и масштаб его концертной деятельности.

Рекламные постеры документального фильма «Travis Scott: Look Mom I Can Fly». Netflix, 2019

Хроника выступлений подчеркивает уникальный сценический почерк Travis Scott’a: экспрессивные «рейвы» с прыжками в толпу, образовавшиеся вокруг него молодёжные субкультуры «рэйнджеров» и экстремальную энергетику шоу. В фильме звучит сравнение концертной атмосферы с «родео» — тем самым возвращаясь к концепции первого альбома и показывая преемственность идей погружения публики в необузданную среду. «Look Mom I Can Fly» подчеркнул, что для Scott’a музыка — это не только аудиоматериал, но и целостный опыт, включающий визуальную и пространственную составляющие.

Фильм заканчивается кадрами выступлений на родной земле артиста — в Хьюстоне, где мэр города лично поддерживает музыканта несмотря на то, что альбом «ASTROWORLD» не получил Grammy. Таким образом, документальная картина зафиксировала кульминацию творческого замысла Travis Scott’a: его музыка неразрывно связана с местом и сообществом, а сам артист осознаёт свою роль в формировании коллективного опыта, выходящего за рамки звукозаписи.

Четвертый студийный альбом «UTOPIA» был выпущен в июле 2023 года после длительного периода ожидания и стал новым концептуальным этапом в дискографии Travis Scott’a. Название «UTOPIA» прямо отсылает к идее идеального места или состояния — утопии. В контексте творчества Scott’a этот альбом продолжил линию на слияние музыкальных и пространственных образов, заложенную в «ASTROWORLD», но с иной интонацией. Если предыдущий альбом пытался вернуть утраченный парк развлечений, то «UTOPIA» стремится заглянуть в будущее и изобразить идеализированный мир.

Original size 2048x1209

Travis Scott. Промо-фотография к альбому «Utopia». 2023.

Примечательно, что изначально выпуск «UTOPIA» планировался в 2021 году и должен был сопровождаться грандиозным шоу на фестивале Astroworld Festival в Хьюстоне. Однако этим планам помешала трагедия на фестивале: во время выступления Scott’a произошел смертельный инцидент с давкой в толпе, что заставило артиста на время приостановить творческую деятельность.

Спустя несколько месяцев он вернулся к работе над «UTOPIA», осмыслив случившееся. В новом альбоме нашлось место и отзвукам тех событий — например, в композиции «My Eyes» прямо упоминается «море людей», через которое артист готов был прыгнуть, чтобы спасти фаната. Utopia стала для Travis Scott’a не только музыкальным экспериментом с жанрами (альбом объединил хип-хоп с элементами рока и электроники, с участием множества приглашенных музыкантов), но и попыткой передать личные переживания и надежды на лучшее будущее.

Слева — Постер фильма «Circus Maximus», написанного и снятого Travis Scott’ом, справа — промо-фото артиста в красном освещении

В преддверии выхода альбома Scott запустил кинопроект «Circus Maximus» — короткометражный фильм с авангардными визуальными образами, сопроводивший релиз музыки. Кроме того, артист объявил о своем намерении всерьез заняться архитектурой: после тура в поддержку «UTOPIA» он планирует поступить в Гарвардскую высшую школу дизайна и получить образование архитектора, воплотив свою давнюю мечту. Таким образом, альбом «UTOPIA» можно рассматривать как кульминацию идеи соединения музыки и пространства в творчестве Travis Scott’a — он не только создает звуковые утопии, но и стремится реализовать архитектурные.

III. МЕСТО / APPLE PARK

Apple Park — штаб-квартира корпорации Apple в Купертино (штат Калифорния), одно из самых значимых сооружений современной корпоративной архитектуры. Открытый в 2017 году, этот кампус задуман как идеальное рабочее пространство для творчества, инноваций и благополучия сотрудников. Проект был разработан всемирно известным архитектурным бюро Foster + Partners в тесном сотрудничестве с самим Apple (под руководством покойного сооснователя Стива Джобса и главного дизайнера Джонатана Айва).

Original size 2536x1902

Вид на штаб-квартиру Apple Park с высоты птичьего полета. Купертино, Калифорния.

Apple Park получил неофициальное прозвище «космический корабль» за свою футуристическую круговую форму.

Главное здание представляет собой гигантское кольцо диаметром порядка 0,5 километра и площадью около 260 000 м², целиком остекленное изогнутыми стеклянными панелями — крупнейшими в мире из применявшихся на зданиях. Весь кампус занимает территорию ~71 га (175 акров), из которых ~80% отведено под озелененное пространство.

Такой подход отражает философию Apple Park: архитектура комплекса слита с природным ландшафтом, создавая ощущение парка. На территории высажено свыше 9 000 деревьев, включая калифорнийские дубы и фруктовые сады, разбиты лужайки, пруды, проложено 4 мили (6,5 км) дорожек для прогулок и бега. Стив Джобс подчёркивал, что новая штаб-квартира должна чувствоваться скорее как заповедный парк, нежели офисный центр, с целью вдохновлять сотрудников и давать им ощущение близости к природе.

Original size 2000x1124

Фрагмент фасада кампуса Apple Park, архитектура бюро Foster + Partners. Куполообразная форма и стеклянные панели отражают природный ландшафт Купертино.

При всей своей внешней простоте кольцеобразное здание Apple Park отличается выдающимися инженерными и планировочными решениями. Конструкция выполнена из сверхдлинных железобетонных панелей перекрытий («void slabs» длиной до 15 м), которые не только держат нагрузку, но и служат элементами климатической системы здания. Восемь атриумов по главным осям круга образуют светлые входные вестибюли, визуально соединяющие внутренний сад кольца с окружающим парком.

В северо-восточном секторе здания расположен общий ресторан — своеобразная «площадь» кампуса с четырёхэтажным обеденным залом; фасад этой зоны выполнен в виде раздвижных стеклянных панелей высотой 15 метров, которые в хорошую погоду открывают внутреннее пространство наружу, стирая границы между интерьером и пейзажем.

Интерьеры кампуса Apple Park: вид из павильона на главное кольцо кампуса (слева) и столовая в здании кампуса (справа)

Помимо главного кольца, комплекс включает отдельно стоящие объекты: конференц-зал Steve Jobs Theater в виде круглого стеклянного павильона, рассчитанный на 1000 мест, спортивно-оздоровительный центр для сотрудников, исследовательские лаборатории и посетительский центр. Все постройки выдержаны в едином минималистичном стиле и гармонично вписаны в рельеф — например, вспомогательные здания частично утоплены в землю, чтобы не нарушать чистоту ландшафта.

Steve Jobs Theater в кампусе Apple Park: внешний вид и интерьер. Купертино, Калифорния.

Apple Park также является образцом экологически устойчивого дизайна. Кампус полностью обеспечивается возобновляемой энергией и имеет одну из крупнейших в мире крыш с солнечными батареями (генерирующими до 17 мегаватт мощности). Здание спроектировано с учетом естественной вентиляции — благодаря продуманной системе воздушных потоков большая часть года не требуется использование кондиционеров, что экономит энергию. За интеграцию зеленых технологий Apple Park удостоен высшей экологической сертификации LEED Platinum и признан одним из самых энергоэффективных офисных зданий в мире.

При ориентировочной стоимости строительства в $5 млрд Apple Park входит в число самых дорогих зданий мира, однако руководство Apple рассматривало эти вложения как инвестицию в уникальную среду, способствующую инновациям.

Архитектура Apple Park отражает корпоративную философию Apple: внимание к каждой детали, сочетание высокой технологии с элегантной простотой форм, приоритет человека и его взаимодействия со средой.

Original size 4032x2268

Вид изнутри кампуса Apple Park с панорамными стеклянными фасадами, глядящими на внутренний сад

Планировка комплекса предусматривает как открытые пространства для общения и неформального сотрудничества (каворкинги, кафе, садовые зоны), так и уединенные рабочие помещения для сосредоточенной деятельности — подобный баланс призван стимулировать творческую работу 12 000 сотрудников, размещенных на кампусе. В целом Apple Park можно рассматривать как реализованную «утопию» корпоративного пространства: это не просто офис, а целостный campus–городок, где архитектура, природа и сообщество находятся в гармоничном единстве.

IV. ПАРТИТУРА

И музыка, и архитектура говорят на языке пространства и времени. Как сказал немецкий теоретик искусства Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг: «Архитектура — это застывшая музыка».

Исходя из этой идеи, воображаемая встреча Трэвиса Скотта и Apple Park превращается в своеобразную партитуру — проект, в котором альбомы музыканта исполняются в архитектурных декорациях кампуса. Представим, что кольцевое здание Apple Park — это гигантский концертный зал под открытым небом, а дискография Скотта задаёт сценарий передвижения по нему.

Начать можно с Rodeo: заходя в главный вход Apple Park, посетитель как будто попадает на ярмарочную площадь. В воздухе звучат треки дебютного альбома — энергичные, дерзкие, наполненные духом американских горок. «Карнавал воображения» Скотта отражается в самом пространстве: широкие атриумы и лестницы кампуса напоминают масштабные распахнутые шатры, готовые принять любую творческую идею. Эхо басов прокатывается по стеклянным коридорам, пока гости, как на родео, совершают круг почёта по футуристической кольцевой галерее. Уже здесь ощущается перекличка тем: Rodeo говорил о стремительном старте и удержании на гребне волны, а Apple Park — о бесконечном круге инноваций, где, однако, царит гармония, а не хаос.

Original size 3072x1344

Далее маршрут ведёт во внутренний сад. Здесь, под раскидистыми кронами и среди фруктовых деревьев, раздаётся мелодичный автотюн Birds in the Trap Sing McKnight. Тема «птицы в ловушке» обретает новый смысл: архитектура Apple Park как будто освобождает из ловушки — вместо стен под потолок тут прозрачные стёкла, вместо душных кабинетов — природа и свет. Если Birds in the Trap передавал чувство ограниченности и поиск себя, то пребывание в саду Apple Park даёт противоположное — чувство полёта. Птицы (на этот раз живые, щебечущие на деревьях) поют не о заточении, а о свободе. Музыка напоминает о том, от чего мы освобождаемся, а архитектура показывает, что мы приобретаем, разомкнув стены.

Original size 2752x1204

Насытившись умиротворением сада, публика перемещается к Steve Jobs Theater — подземному залу с круглым стеклянным павильоном. Наступает очередь мира ASTROWORLD. Под сводами театра — как в тёмном тоннеле аттракциона — звучит психоделический бит «Stargazing», проецируются неоновые огни, а на панорамном экране вспыхивает золотая голова входа в парк Astroworld. Этот миг — кульминация: музыка буквально воссоздаёт парк развлечений внутри парка архитектурного.

Возможно, где-то в атриуме Apple Park появляются временные инсталляции: карусель или американская горка, наподобие тех, что Скотт возил с собой в турне. Треки плавно сменяют настроение — от бешеного «Sicko Mode» (который пробуждает даже бетон и стекло дрожать в ритме) до завершающего «COFFEE BEAN», более спокойного. Публика ощущает: Apple Park на несколько часов превратился в тот самый утраченный парк аттракционов, что вдохновил Трэвиса. Но в отличие от снесённого Six Flags Astroworld, этот новый парк реален, он вокруг — и он будет стоять, пока звучит музыка.

Original size 2752x1204

В финале — выход под открытое небо центрального двора, где всех ждёт UTOPIA. Небо над Apple Park начинает темнеть, зажигаются мягкие огни по периметру кольца, отражаясь в стеклянных панелях. Тишину нарушают первые аккорды с нового альбома. Скотт говорил, что утопия — это состояние души, которое каждый создаёт сам, и вот тут, в сердцевине одного из самых инновационных строений мира, его слова материализуются.

UTOPIA звучит как саундтрек к будущему: экспериментальные биты отражаются от идеальных круговых поверхностей, создавая впечатление, будто само здание подпевает музыке. Треки сменяются как сцены театральной пьесы — не зря автор мечтал о бродвейской постановке на больших аренах. На «DELRESTO (ECHOES)» кажется, что стены шепчут эхо, а на финальной композиции альбома «TIL FURTHER NOTICE» чувствуется, что это действо могло бы длиться вечно.

Original size 3072x1344

Завершается партнёрство музыки и архитектуры моментом тишины. Звуки стихают, и слышно лишь шелест листьев и отдалённые шаги — Apple Park возвращается к своей обычной жизни, а посетители осознают, что стали свидетелями уникального слияния. В этом кураторском жесте Трэвис Скотт и Apple Park дополнили друг друга: музыка оживила пространство, придала ему нарратив и эмоцию, а архитектура усилила впечатление от музыки, сделав её осязаемой. Недаром Скотт утверждал, что утопические моменты способны порождать «новые пути для людей, новые здания» — в нашем случае новое здание (Apple Park) само стало соавтором художественного высказывания. Архитектура словно выступила замершей партитурой, которую музыка прочла и озвучила.

Так, Apple Park x Travis Scott — это эксперимент на стыке дисциплин, показывающий, как много общего у визионерской архитектуры и визионерской музыки.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это исследование было посвящено тому, как можно соединить музыку Travis Scott и архитектуру Apple Park, используя принципы графической партитуры. В ходе работы были проанализированы основные альбомы артиста — Rodeo, Birds in the Trap Sing McKnight, Astroworld и Utopia. Каждый из них строится на чёткой структуре: повтор, ритм, масштаб и звук играют важную роль, а визуальные и пространственные образы — неотъемлемая часть музыкального языка Scott’а.

Apple Park был выбран не как декорация, а как активный участник. Его архитектура — кольцевая, равномерная, открытая — уже содержит в себе принципы музыкальной логики: циклы, траектории, движение, паузы. В этом смысле здание можно рассматривать как партитуру, которую можно «читать» не глазами, а телом — двигаясь, слыша, ощущая масштаб.

В разделе «Партитура» предложен проект, в котором архитектура и музыка объединяются через пространство: каждый альбом артиста встроен в определённую зону кампуса. Вместо сцены и концерта — маршрут, где музыка звучит по-разному в зависимости от места, освещения, движения человека.

Исследование показывает, что музыка и архитектура могут работать вместе — не как символы, а как реальные формы организации среды. Такой подход открывает новые способы взаимодействия с пространством: через звук, ритм, маршрут. В будущем подобные подходы могут использоваться в музейных проектах, образовательных программах, архитектуре публичных пространств или в цифровой среде.

Bibliography
Show
1.

Music-One. Рецензия-обзор Travi$ Scott «Rodeo» [Электронный ресурс] // music-one.my1.ru. 2015. — URL: https://music-one.my1.ru/load/album_review/recenzija_obzor_travi_scott_rodeo/10-1-0-1079 (дата обращения: 20.11.2025).

2.

TNT Music. Большое интервью Трэвиса Скотта: о Кайли, отцовстве и конкуренции в хип-хопе [Электронный ресурс] // TNT Music. 01.01.2020. — URL: https://tntmusic.ru/11740-bolshoe-intervyu-trevisa-skotta-o-kaili-otcovstve-i-konkurencii-v-khip-khope/ (дата обращения: 20.11.2025).

3.

Редькин Н. Как найти красоту в ужасном: Travi$ Scott и его альбом «Birds in the Trap Sing McKnight» [Электронный ресурс] // The Flow. 30.09.2016. — URL: https://the-flow.ru/music/review-travis-scott-2016 (дата обращения: 20.11.2025).

4.

Travi$ Scott «Rodeo» [Электронный ресурс] // The Flow. 20.08.2015. — URL: https://the-flow.ru/releases/travis-scott-rodeo (дата обращения: 20.11.2025).

5.

Travis Scott «Utopia» [Электронный ресурс] // The Flow. 28.07.2023. — URL: https://the-flow.ru/releases/travis-scott-utopia (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Heath C. The Reemergence of Travis Scott [Электронный ресурс] // GQ. 15.11.2023. — URL: https://www.gq.com/story/travis-scott-men-of-the-year-cover-2023 (дата обращения: 20.11.2025).

7.

Guilbeau R. «Look Mom I Can Fly» Review [Электронный ресурс] // The Lobby Observer. 30.08.2019. — URL: https://lobbyobserver.org/16823/arts-entertainment/look-mom-i-can-fly-review/ (дата обращения: 20.11.2025).

8.

Costello B. Travis Scott: Look Mom I Can Fly [Электронный ресурс] // Common Sense Media. 2019. — URL: hhttps://www.commonsensemedia.org/movie-reviews/travis-scott-look-mom-i-can-fly#: ~:text=Parents%20need%20to%20know%20that, also%20shown%20smoking%20pot%20and%E2%80%A6 (дата обращения: 20.11.2025).

9.

Foster + Partners. Apple Park [Электронный ресурс] — URL: https://www.fosterandpartners.com/projects/apple-park (дата обращения: 20.11.2025).

10.

Neely A. Norman Foster speaks on creating Apple Park’s iconic spaceship campus [Электронный ресурс] // AppleInsider. 30.07.2024. — URL: https://appleinsider.com/articles/24/07/30/norman-foster-speaks-on-creating-apple-parks-iconic-spaceship-campus (дата обращения: 20.11.2025).

11.

Старостина А. Foster+Partners: мечты и амбиции Apple Park [Электронный ресурс] // Интерьер+Дизайн. 24.05.2017. — URL: https://www.interior.ru/architecture/1552-foster-partners-mechty-i-ambitsii-apple-park.html (дата обращения: 20.11.2025).

12.

Rogers A. If You Care About Cities, Apple’s New Campus Sucks [Электронный ресурс] // WIRED. 08.06.2017. — URL: https://www.wired.com/story/apple-campus/ (дата обращения: 20.11.2025).

13.

Parker I. Norman Foster’s Empire of Image Control [Электронный ресурс] // The New Yorker. 27.01.2025. — URL: https://www.newyorker.com/magazine/2025/01/27/norman-foster-profile (дата обращения: 20.11.2025).

14.

Мельникова-Белинская А. А. Архитектура и музыка. Пути сближения и возможности взаимодействия [Электронный ресурс] // Archi.ru. 12.10.2024. — URL: https://archi.ru/elpub/100301/arkhitektura-i-muzyka-puti-sblizheniya-i-vozmozhnosti-vzaimodeistviya (дата обращения: 20.11.2025).

15.

Петренко А. Р. Музыкальность архитектуры в контексте синтеза искусств [Электронный ресурс] // Ученые записки КФУ. 2016. № 2. С. 62–67. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnost-arhitektury-v-kontekste-sinteza-iskusstv (дата обращения: 20.11.2025).

16.

Шеллинг Ф.В.Й. «Архитектура — это застывшая музыка» [Электронный ресурс] // Межпоселенческая библиотека им. Г. С. Виноградова (г. Тулун). 29.10.2021. — URL: https://vinogradov38.ru/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/ (дата обращения: 20.11.2025).

17.

Apple Inc. Apple Park opens to employees in April [Электронный ресурс] // Apple Newsroom. 22.02.2017. — URL: https://www.apple.com/newsroom/2017/02/apple-park-opens-to-employees-in-april/ (дата обращения: 20.11.2025).

18.

Wikimedia Commons. Apple Park [Электронный ресурс] — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Apple_Park#: ~:text=headquarters%20of%20Apple%20Inc, Cupertino%2C%20California (дата обращения: 20.11.2025).

19.

Wikimedia Commons. Travis Scott [Электронный ресурс] — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Travis_Scott (дата обращения: 20.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.
Пульс данных: Travis Scott в архитектурной среде Apple