Original size 681x1024

Панк-Царица Катя Филиппова

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«…я художник и никакой не модельер. Считайте, что мои вещи — это были холсты» Катя Филиппова

Рубрикатор

I. Концепция II. Царизм и милитаризм III. Дом моделей на Кузнецком мосту IV. «Поп-механика» и Сергей Курехин V. Кино и театр VI. Заключение VII. Источники

I. Концепция

Синтез творческой молодежи Ленинграда 1980х (музыкантов, художников, фотографов и многих других) породил рок-культуру — цельный организм с безумной энергией. Концерты нередко превращались в неповторимые арт-перфомансы, а видео-клипы казались нереальными сновидениями. Костюмы, в которые облачались музыканты, поддерживали сюрреализм происходящего на сцене или в кадре.

Сценические образы артисты собирали из того, что попалось под руку: женские платья и косметика, кожаные куртки, цветы. В этот же период начала формироваться андеграунд мода, которая также объединилась с роком.

big
Original size 1200x780

Разворот книги М. Бастера «Перестройка моды» (2016)

В этом исследовании я обратилась к творческому пути Кати Филипповой, «панк-царицы», выдающейся фигуры московско-ленинградского андеграунда 1980-1990-х годов. Мода в ее исполнении вышла за рамки ремесла или индустрии, объединив перформанс, изобразительное искусство, царскую и советскую Россию. Западная пресса называла Филиппову «русской Вивьен Вествуд», была ли это просто имитация западных трендов или самобытное явление? В исследовании я стремилась ответить на этот вопрос, доказав, что эстетика Филипповой является автономным продуктом позднесоветской культуры, сформированным в специфическом котле перестройки.

Ключевой целю исследования являлась деконструкция художественного мира Кати Филипповой. Я рассмотрела корни ее творческого метода и проследила его развитие в условиях трансформации культурно-политического окружения.

Выбор тематики исследования обусловлен личным интересом к андеграундной моде 1980х и ее интеграции в организм рок-культуры. При подборе информационных ресурсов я основывалась на принципе надежности источников, учитывая специфичность выбранной темы. Был проведен анализ концертов музыкальных групп, телевизионных программ, художественных и документальных фильмов, записанных современниками, статей и книг, посвященных модной тусовке и рок-культуре, а также фотографий работ самой Кати. Главным критерием отбора визуального ряда была хронологическая связь с выбранными временными рамками и актуальность материала для исследуемой темы. Кроме того, принимается во внимание разнообразие культурных источников, чтобы сформировать полное представление о том, как формировался визуальный язык модельера.

II. Царизм и милитаризм

Слева: икона «Владимирская Божия Матерь» (XVIII век) Справа: «Лана Дитрих». серия «Иконы Запада». Катя Филиппова (2003)

Прабабушка, из церковной семьи, обучила Катю шитью и вышивке. Сама Филиппова вспоминает: «Церковное византийское роскошество на меня произвело глубокое впечатление еще в детстве. Я выросла рядом с этой красотой».

Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце

Слева: Императрица Александра Федоровна в образе царицы Марии Ильиничны (1903) Справа: манекенщица в модели одежды, созданной Катей Филипповой в стиле русской старины

Именно альбом «Костюмированный бал в Зимнем Дворце» 1903 года, устроенный Николаем II, который Филиппова считала своим главным источником вдохновения, называя «последней лебединой песней русского дворянства».

«Мне казалось, что это очень сексуально, когда женщина в фуражке. И потом, фуражки идут практически всем» Катя Филиппова

Слева: Гарик Асса Справа: фрагмент фильма «Ай-да-люли, Дом творений Гарика». реж. Мирьям ван Веелен (1999)

Фрагменты фильма «Ай-да-люли, Дом творений Гарика». реж. Мирьям ван Веелен (1999)

Гарри Асса переосмыслил стиль советской номенклатуры, превратив его в нечто новое: плащи НКВД стали носить поверх огромных пиджаков с подвернутыми рукавами, а широкие брюки, собранные ремнем, образовывали характерную «гармошку» на поясе. Источником этих образов служил Тишинский рынок, где, по легенде, одеждой торговали вдовы разведчиков и партийных работников, что и дало новому стилю название «мертвый разведчик».

Слева: кадр из фильма «Ай-да-люли, Дом творений Гарика». реж. Мирьям ван Веелен (1999) Справа: Дизайн платья. Катя Филиппова (1988)

Во время съемок фильма о Курехине Катя Филиппова впервые столкнулась с фуражками в коллекции дизайнера Гарика Ассы. Новый визуальный код, где фуражки соседствовали с панковскими мини-юбками и рваными чулками, произвел на нее шокирующее впечатление, которое она охарактеризовала как «полный трэш».

III. Дом моделей на Кузнецком мосту

Лаврик Бруни и манекенщица с тортом. Показ в Доме моделей на Кузнецком мосту. Москва (1987)

Первый масштабный показ дизайнера Филипповой, организованный Троицким** и Куницыной, стал знаковым событием, противопоставившим официальную моду андеграунду. За неделю Катя создала коллекцию, раскрывающую две основные идеи: «Вавилон» — этнический микс с ярким гримом, и «Милитари» — предвестник ее будущей военной тематики, представленный фуражками и черными платьями. Показ превратился в настоящее перформанс-шоу с участием моделей. «Случались смешные гэги — когда девушка-модель тортом засаживала парню-модели в морду, кажется, Лаврику Бруни», — вспоминала модельер.

** Признан иностранным агентом

Узор на фуражке манекенщицы с черным бульдогом позже будет не раз использоваться в костюмах для концертов «Поп-механики» и в д/ф «Рок». реж. А. Учитель (1987)

Этническая часть коллекции — «Вавилон»

«В моем показе участвовала собака в качестве модели. Я ее нарядила в леопардовый бархат, а галстук сшила из брюк Светланы Дружининой. <…> Я из них сделала галстук, который надела на черного бульдога. Собака тоже дефилировала, это было очень стильно и красиво» Воспоминания Филипповой.

Original size 640x480

Показ в Доме моделей на Кузнецком мосту. Москва (1987)

«Получился очень смелый микс, коллаж из стилей и эпох. Например, был костюм, где юбка из красного шифона в огурцах, сшитая в виде шара, дополнялась головным убором с павлиньим пером, а в руке у девочки-модели был красный японский фонарик с горящей свечкой внутри. „Среднерусская возвышенность“ играла песню „Мама, завари мне чай“» Воспоминания Филипповой.

«…как-то раз я застала комическую сцену в магазине, когда две продавщицы обсуждали этот видеоклип и одна из них скорбно так сказала: „Я от нее этого не ожидала!“» Катя Филиппова

Слева: модель в костюме из коллекции «Красная площадь». Катя Филиппова (1988) Справа: фрагмент клипа «Только этого мало» (Вот и лето прошло). София Ротару (1988)

Original size 864x562

Катя Филиппова в костюме свой первой коллекции. фото Осы Франк (1987) Платье, выполненное для Ротару, напоминает платье первой коллеции

После скандального появления в программе «Взгляд», где костюм Кати «Красная площадь» обвиняли в «позоре советских людей», неожиданно последовал звонок от Софии Ротару. Для Филипповой, представителя андеграунда, это был шок — «как если бы марсианин позвонил». Модельер создала для певицы несколько костюмов, один из которых был использован в её видеоклипе.

IV. «Поп-механика» и Сергей Курехин

Слева: фрагмент концерта «Поп-Механики» в ленинградском СКК им. Ленина (1988) Справа: Катя Филиппова в костюме из своей коллекции. Фото Виктора Грицюка (1988)

«Поп-механика» Курехина оказала огромное влияние на творчество Филипповой. «…я долго работала с музыкантами, показы совмещались с „Поп-Механикой“ Сережи Курехина, то есть это была такая жизнь между съемками, между показами, концертами, скорее жизнь рок-музыканта», вспоминает модельер.

Фрагменты концерта «Поп-Механики» в ленинградском СКК им. Ленина (1988)

V. Кино и театр

Эволюция творчества Кати Филипповой ознаменовалась успешным переходом ее художественного языка из мира моды в сферы кино и театра. Там ее костюмы обрели статус самостоятельных художественных образов.

«Я там появлялась с другими девушками в сюрреалистических сценах, как призраки» Катя Филиппова

Слева: Костюм из коллекции Кати Филипповой (1987) Справа: фрагмент д/ф «Рок» А. Учителя (1987)

Слева: фрагмент д/ф «Рок» А. Учителя (1987) Справа: Катя Филиппова в костюме из своей коллекции. (1987)

Катя Филиппова в «Роке» продолжила свой художественный язык, стирая границы между реальностью и сном. Решение режиссера задействовать Филиппову и ее моделей в роли «призраков» оказалось удивительно точным: ее персонажи действительно ощущались как явления из другого мира.

Фрагмент х/ф «Мне скучно, бес». реж. Ю. Борисов (1993)

Original size 768x1170

Манекенщица в модели одежды, созданной Катей Филипповой в стиле русской старины. Данный образ был использован в х/ф «Мне скучно, бес». реж. Ю. Борисов (1993)

Костюмы Кати Филипповой также были использованы в «Мне скучно, бес», в фильме-фантазии по мотивам произведений Гете, Пушкина, Манна и других. Образы были лаконично интегрированы в абсурдный сюжет.

Original size 1919x820

Фрагмент из х/ф «Обитаемый остров». реж. Ф. Бондарчук (2008)

Костюмы, созданные для «Обитаемого острова» идеально дополнили мрачную атмосферу планеты, создавая уникальный, но понятный мир. Сочетая униформу, химзащиту и свой фирменный подчерк, Филиппова сумела идеально адаптироваться к требованиям жанра кинофантастики.

Фрагменты из х/ф «Обитаемый остров» и сиквела «Обитаемый остров. Схватка». реж. Ф. Бондарчук (2008-2009)

Королева Датская. Катя Филиппова. Фрагмент спектакля «Полоний». режиссер-постановщик Слава Випзон (2012)

В последней постановке с Владиславом Мамышевым-Монро, Катя Филиппова объединила в себе роли художника по костюмам и исполнительницы. Филиппова получила шанс не только создать визуальную составляющую, но и самой воплотить свое видение.

Original size 1102x733

Полоний. Владислав Мамышев-Монро. Фрагмент спектакля «Полоний». режиссер-постановщик Слава Випзон (2012)

VI. Заключение

Уникальность наследия Кати Филипповой заключается в его неразрывности. Для нее мода в первую очередь способ самовыражения, а не промышленное производство. Настоящий стиль — это не слепое копирование трендов, а смелость оставаться собой, даже если это «я» проявляется в самых неожиданных и эпатажных образах.

VII. Источники

Bibliography
Show
1.

Бастер М. Перестройка моды. — Litres, 2022.

2.

https://alshatalov.ru/katya-filippova-vnuchka-admirala/ (Дата обращения 17.11.25)

3.4.

https://esthetiquette.club/hudozhnik-katya-filippova/ (Дата обращения 17.11.25)

5.6.7.8.9.

https://knife.media/punk-royalism/ (Дата обращения 17.11.25)

10.

https://kupitkartinu.ru/painters/filippova-katya/ (Дата обращения 17.11.25)

11.

https://ria.ru/20120602/662556560.html (Дата обращения 17.11.25)

12.13.14.

https://www.interiorexplorer.su/article.php?article=381 (Дата обращения 17.11.25)

15.16.

https://humus.livejournal.com/10200954.html (Дата обращения 17.11.25)

17.18.

https://w-o-s.ru/visual/assa/index.html (Дата обращения 17.11.25)

19.20.
Image sources
Show
1.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/476808_i_009.jpg (Дата обращения 17.11.25)

2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.

https://r.mt.ru/r23/photo9105/20579234857-0/jpg/bp.webp (Дата обращения 17.11.25)

18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.

https://r3.mt.ru/r25/photoA9EE/20571579216-0/jpg/bp.webp (Дата обращения 17.11.25)

44.45.46.47.48.49.50.

https://www.youtube.com/watch?v=N6Nj2a3w4aA&t=3500s (Дата обращения 17.11.25)

51.

https://www.youtube.com/watch?v=zndZFn24uY0&t=6s (Дата обращения 17.11.25)

52.

https://vimeo.com/showcase/1775612?video=33910636 (Дата обращения 17.11.25)

53.54.55.56.57.58.

https://rutube.ru/video/faffa945f5ab33a20ea61cb0370183d4/ (Дата обращения 17.11.25)