
Рубрикация
(01) Концепция (02) Горгона — зверь (03) Прекрасная Горгона (04) Сравнение (05) Заключение (06) Список используемых источников
(01) Концепция
Данная тема выбрана мной не случайно, уже долгое время я интересуюсь мифами древней Греции. Медуза Горгона — это персонаж мифа, женщина, которая одним своим взглядом способна превратить человека в камень. Сейчас мне стала интересна эта тема в контексте истории, поэтому я решила рассмотреть как изменялся образ Медузы на протяжении веков.
В греческой мифологии Медуза Горгона — это красивая девушка, рожденная от союза Форка и Кето. Однажды она приглянулась Посейдону, обратившись в птицу, он взял Медузу силой. Это произошло в храме Афины, узнав об этом Афина прокляла девушку. Теперь Медуза не была так прекрасна, волосы её превратились в змей, а глаза обращали любого, кто посмотрел бы в них, в камень. После этого Медуза возненавидела весь мир за эту несправедливость. И стала убивать своим взглядом всех, кто проходил мимо. Так жила она до тех пор, пока Персею не поручили убить её. Глядя на ее отражение в щите Афины, чтобы не стать камнем, Персей приблизился к Медузе и, поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, которые отдали ему Грайи, смог отрубить ей голову. Из потоков крови родились два ребёнка Посейдона — Пегас и Хрисаор. Кровь Медузы обладала волшебными свойствами. Та, что текла из левой части, — несла смерть, а та кровь, что текла из правой части, несла жизнь. А отрезанная голова Медузы даже после смерти была способна превращать людей в камень.
Визуальное исследование включает в себя анализ изображений с Медузой Горгоной в разные периоды, а также выявление изменений в её образе на протяжении веков.
При отборе материала для визуального исследования, я обратилась к различным художественным формам: скульптурам, живописи, архитектуре и росписи на амфорах. Они являются уникальными источниками, позволяющими углубиться в образ Медузы Горгоны. Для анализа и сравнения работ, используются произведения художников разных эпох, что помогает увидеть изменения в образе Медузы.
Структура исследования строится на рассмотрении изменения в образе Медузы Горгоны. Главы исследования посвящены двум вариантам воплощения образа персонажа: Горгона — зверь, Горгона — девушка. В конце приводится сравнение двух образов героини. Заключение выделяет основные выводы и подводит итоги исследования, подчеркивая изменения Медузы.
Текстовые источники являются неотъемлемой частью исследования. Анализ мифов и статей на тему Медузы Горгоны поможет мне понять, как трактовали образ персонажа в разные века. Источники подбираются с учетом их актуальности и авторитетности. Принцип анализа текстовых источников заключается в выявлении ключевых идей, методологий и выводов и оценке их применимости к теме исследования.
(02) Горгона — зверь
Архаический образ Медузы Горгоны совсем не похож на прекрасную девушки и вообще на человека. Это скорее демон или животное. Медуза изображается со звериной пастью, длинными клаками и высунутым языком, большим носом и выпученными глазами. Лик монстра неизвестного пола и с кудрями-змеями. Медуза с древнегреческого переводится как защитница. Таким образом, её устрашающее лицо связано со спасением. Считалось, что если на объекте изображен лик Горгоны, то он защищён.
(-1-) Иллюстрирование мифа на вазах


Элевсинская амфора. Фрагмент / Археологический музей, Элефсис / 670—660 до н. э.
На амфоре изображается миф, а конкретно, момент после убийства Медузы Горгоны. Она показана здесь горизонтально, будто плывущей или летящей, тело её раздуто, возможно, что так автор показывает, что Медуза беременна и скоро появятся Пегас и Хрисаор. А Персей убегает от её двух бессмертных сестёр, которые хотят отомстить за сестру. Здесь мы можем видеть необычное изображение героев. Горгоны изображены с длинной пастью на всё лицо и с большим, широко расставленными глазами и двумя змеями вместо волос.


Аттический динос. Фрагмент / Лувр, Париж / Ок. 600—580 до н. э.
На этой амфоре мы также видим проиллюстрированный миф. Однако изображение написано в чернофигурном стиле в Аттике. Тоже можно увидеть убегающего Персея и трёх Горгон. Медуза изображена в момент падения.
Персей преследует крылатую Медузу горгону. Аттическая чернофигурная амфора / Музей Пола Гетти, Малибу, Калифорния / Ок. 510 до н. э.
(-2-) Маска — Горгонейон
Медуза Горгона может появляться не в полный рост, а лишь маска — горгонейон. По мифу, после того как Персей отрубил голову Медузе, она использовалась как защита. А позже она стала изображаться на щитах и доспехах, оберегая их владельцев. Однако горгонейон может появляться и как декор на различных бытовых вещах. Но функцию защиты он неизменно выполняет.


(1) Краснофигурная ваза / Ок. 460 г. до н. э. (2) Чернофигурный килик, круг Леагра / Национальная библиотека, Париж / Ок. 520 г. до н. э.,
Терракотовая подставка / Ок. 570 г. до н. э.


(1) Горгонейон на Эгиде Статуя «Афины Фарнезе» / Национальный археологический музей, Неаполь / Ок. 430 г. до н. э. (2) Афина Паллада в эгиде, украшенной головой горгоны Медузы / 530—510 гг. до н. э.
После победы Персея голова Медузы была прикреплена к эгиде Афины. Поскольку после смерти глаза Горгоны не потеряли своей силы, её лик защищал Богиню от врагов. Таким образом, убийственный взгляд Медузы меняет свою функцию, и теперь её голова служит как оберег.


(1) Фрагмент терракотового рельефа / Ок. 600 л. до н. э. (2) Лошадь и всадник / Ок. III в. до н. э.
Восточный фриз сокровищницы сифносцев / Дельфы, Греция / VI в. до н. э.
Лик Медузы часто изображался на оружие в частности на щитах. Считалось, что она защищает их обладателей от врагов.


(1) Лаконская чернофигурная гидрия с головой горгоны, сфинксами и журавлями / Ок. 530-540 гг. до н. э. (2) Коринфская чернофигурная гидрия / Лувр, Париж / Ок. 550 до н. э.
(-3-) В архитектуре
Декоративные элементы, украшенные изображениями Медузы становятся неотъемлемой частью архитектуры Средиземноморья. Лик Горгоны мог появляться как на фасадах храмов, так и на могильных досках. Медуза изображалась в полный рост, а иногда появлялось лишь её лицо.
Антефикс с изображением Медузы Горгоны / Ок. 540 до н. э.
(1) Горгонейон антефикс с терракотовой росписью / Ок. 540 до н. э. (2) Антефикс с головой Медузы / VI в до н. э.
Лик Горгоны Медузы, известный как горгонеон, был популярным мотивом для терракотовых антефиксов — это элементы в виде щитка, которые устанавливались вдоль кровли по бокам фасада здания. Декор этого типа были особенно распространены на Сицилии и на юге Италии.
Горгонейон из храма С в Селинунте / Археологический музей, Палермо / Ок. VII в. до н. э.


Фронтон храма Артемиды на острове Корфу / Археологический музей, Корфу / 580 до н. э.


(1) Фронтон храма Артемиды на острове Корфу / Археологический музей, Корфу / 580 до н. э. (2) Часть мраморной стелы (могильный маркер) Каллиадеса / 550–525 гг. до н. э.
Во фронтоне храма Артемиды Медуза изображается в «позе коленопреклонённого бега», а рядом с ней маленькая фигура Персея. Медуза не имеет культа в Греции, её изображают на храмах с целью защиты. На это фронтоне она изображена между двух львов или пантер, что демонстрирует её другую функцию — Потнии Терон, что проводится как «владычица животных».


(1) Горгона Медуза / Археологический музей, Сиракузы / Ок. VII в. до н. э. (2) Терракотовая антификс с головой Медузы / Ок. V в. до н. э.
(3) Прекрасная Горгона
В раннеклассическую эпоху Медуза Горгона приобретает человеческий облик. Она превращается в красивую, но всё такую же опасную девушку. Медуза не теряет своей защитной функции, её изображают на зданиях, воротах, арках, колесницах, для того чтобы она оберегала и защищала от опасностей.
(-1-) «Прекрасные горгонейоны»
К VI в. до н. э. маска также меняется, появляются женские черты, пропадают клыки и страшные глаза и нос. Появляются так называемые «прекрасные горгонейоны».


Мраморные рельефы из святилища Аполлона в Дидимах (Турция) / Ок. 340 в. до н. э.


(1) Голова Горгоны Медузы / Археологический музей, Эгина / IV в. до н. э. (2) Золотая маска Медуза Горгона / Ок. I в. н. э.
Кроме того, Медузу продолжают изображать на оружие. Несмотря на то, что её лик уже не пугающий, он также несёт функцию защиты. На иллюстрации слева показана золотая бляшка, которая является частью оружия, доспехов.


(1) Бронзовый орнамент с шеста колесницы / I–II век н. э. (2) Бронзовое завершение с головой Медузы / I век н. э.
Функцию защиты горгонейон исполнял и на других объектах. На пример, на левом изображении показана часть колесницы, которая соединяла два колеса вместе. Таким образом получалась интересная картина: колесо крутится, а лик Медузы в центе остаётся на месте. Хаос окружает её, но она продолжает защищать наездника.
Медуза Ронданини / Глиптотека, Мюнхен / V в. до н. э.


(1) Клипеус (щит) из Августы Эмериты / Мерида, Испания / I в. н. э. (2) Терракотовый антефикс / Музей Метрополитен, Нью-Йорк / вторая половина V в. до н. э.
(-2-) Мозаика
Во времена Римской империи «прекрасный горгонейон» появляется в напольных мозаиках.


Мозаика Медузы / Ок. I в. н. э.
Эта мозаика была обнаружена в древнем Одеоне — в театре. Мы видим, что главным акцентом в работе являются глаза, волосы и форма лица размыты. Взгляд — это главное оружие Медузы, и именно на них зрители заостряют большее внимание.
Медуза Горгона / Патры, Новый археологический музей / II в. н. э.
Напольная мозаика с головой Медузы Пирей / Национальный археологический музей / II в. н. э.
(-3-) Иллюстрирование мифа на вазах
Образ Горгоны прекрасной также появляется на вазах.


Пелика с мифом о Персее (приписывается Полигноту) / Музей Метрополитен, Нью-Йорк / 450–440 гг. до н. э.
Здесь Медуза представлена красивой девушкой. В таком изображении подвиг Персея не выглядит «героическим», потому что Горгона изображена как беззащитная женщина.


Гидрия (приписывается мастеру Пана) / Персей, убегающий с головой Медузы / Ок. 460 г. до н. э.
(-4-) Фрески
Также в римском мире Медуза Горгона становится персонажем фресок. Часто сюжетом становится Персей, изображенный с головой Горгоны в руках.


Персей и Андромеда / Дом Ариадны (Помпеи) / Национальный археологический музей, Неаполь /45–79 гг. н. э


Персей и Андромеда / Стабии / Национальный археологический музей, Неаполь / I в. н. э.


Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища / Дом Диоскуров, Помпеи / Национальный археологический музей Неаполь / 62-79 гг.


Персей с головой Медузы / Вилла Сан-Марко, Стабии / I в. н. э.
(04) Сравнение
Поставим работы разных веков рядом и на их примере посмотрим на изменение в образе Медузы Горгоны.


(1) Аттический динос. Фрагмент / Лувр, Париж / Ок. 600—580 до н. э. (2) Пелика с мифом о Персее (приписывается Полигноту) / Музей Метрополитен, Нью-Йорк / 450–440 гг. до н. э.
На вазе слева мы можем видеть иллюстрирование мифа, где Медуза изображена страшным зверем. У Горгон большие глаза, носы и рты, из которых торчат длинные языки. Также за их спинами развиваются большие крылья. Они совершенно не похожи на людей, они имеют человеческое тело, но голова, будто взята у страшного монстра. На правой вазе также изображен миф, но здесь Медуза уже не выглядит как демон, наоборот, она показана как красивая девушка с ангельскими крыльями. На её фоне Персей выглядит злодеем, он будто убивает прекрасную, беззащитную девушку.


(1) Антефикс с изображением Медузы Горгоны / Ок. 540 до н. э. (2) Клипеус (щит) из Августы Эмериты / Мерида, Испания / I в. н. э
На иллюстрации слева мы видим маску с изображением зверя неизвестного пола. Длинные клыки, высунуть язык, большие, нечеловеческие глаза, больной нос и рот, торчащие уши и борода. Не каждый поймёт, что когда-то это была девушка. На правой иллюстрации мы видим лицо девушки с кудрявыми волосами. Здесь больше нет ни страшных звериных клыков, ни огромных глаз, ни бороды. Миловидные черты лица, аккуратный рот и нос, человеческие пропорции — это можно увидеть здесь.
Рассмотрев работы разных веков, сразу видны различия между образами Медузы Горгоны. Из страшного животного она превращается в красивую девушку. На некоторых изображениях можно не понять, что это персонаж одного мифа. Лишь некоторые детали, на пример, волосы, объединяют эти образы.
(05) Заключение
В заключение хочется отметить, что проанализировав изображения с Медузой Горгоной в разные периоды я заметила, что её образ менялся. Сначала в нём было сложно узнать человека, Горгона изображалась как страшный зверь с длинными клыками и нечеловеческими глазами. А потом, её образ начал обретать женские черты, клыки пропали и лишь некоторые элементы помогали понять, что это Медуза.
(06) Список используемых источников
«Антефикс» // Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антефикс (дата обращения: 05.11.24).
Букин А. В. Медуза Горгона в искусстве Древней Греции и Этрурии VII–V вв. До НЭ: о возможном происхождении и развитии образа //StudNet. — 2020. — Т. 3. — №. 10. — С. 201.
«Горгона Медуза» // Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Горгона_Медуза#В_искусстве (дата обращения: 05.11.24).
«Горгона Медуза» // Химера // URL: https://chimeraproject.ru/gorgona (дата обращения: 06.11.24).
«Горгона Медуза: рождение образа» // Магистерия // URL: https://magisteria.ru/art-of-ancient-greece/medusa?play (дата обращения: 04.11.24).
«Горгонейон» // Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=1039048&oldid=133804714 (дата обращения: 05.11.24).
Ларин Н. А. Горгона Медуза–жертва и убийца. Психодинамическая модель //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2013. — №. 2. — С. 63-75.
«Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней» // Posta magazine // URL: https://posta-magazine.ru/article/medusa-in-art/ (дата обращения: 06.11.24).
«Печальная история Медузы Гогроны глазами художников разных времён» // Культурология // URL: https://kulturologia.ru/blogs/270721/50400/ (дата обращения: 06.11.24).
«Скульптура Древней Греции» // Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скульптура_Древней_Греции (дата обращения: 05.11.24).
Эка А. Монстры эллинского мифа и их периферийные варианты //Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2012. — Т. 6. — №. 2. — С. 306-322.
https://www.varvar.ru/arhiv/gallery/vaza/polignot/polignot-1.html (дата обращения: 01.11.24)
https://mascaron.org/2020/11/18/московские-медузы-горгоны/ (дата обращения: 01.11.24)
https://kulturologia.ru/blogs/270721/50400/ (дата обращения: 01.11.24)
https://dzen.ru/a/ZPr4b6zUqg-228vY (дата обращения: 01.11.24)
https://ru.wikipedia.org/?curid=1039048&oldid=133804714 (дата обращения: 01.11.24)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search? PerPage=20& page=1& q=medusa& showOnly=withImage (дата обращения: 02.11.24)
https://www.metmuseum.org/ru/met-publications/dangerous-beauty-medusa-in-classical-art-the-metropolitan-museum-of-art-bulletin-v75-no-3 (дата обращения: 02.11.24)
https://www.thoughtco.com/pictures-of-medusa-4122982 (дата обращения: 02.11.24)
https://carolkiecker.wordpress.com/2010/07/11/9-turkey-may-9-1999/ (дата обращения: 03.11.24)
https://chimeraproject.ru/gorgona (дата обращения: 03.11.24)
https://magisteria.ru/art-of-ancient-greece/medusa?play (дата обращения: 03.11.24)