
Лионель Фейнингер (1871-1956)

Немецко-американский художник, график, карикатурист, фотограф и музыкант. Родился в Америке, а в 16 лет переехал вместе с родителями в Германию, где прожил почти пятьдесят лет.
С Германией связано профессиональное становление мастера — там он учился, работал, преподавал, именно там расцвел его художественный талант.

Художественная среда

С 1906 года Фейнингер часто посещал Париж, где общался с немецкими и французскими художниками. Особое значение для него имела встреча с кубистом Робером Делоне — Фейнингера заинтересовали его цветовые и световые эксперименты. С тех пор он и решил посвятить себя живописи и изучению «аналитического кубизма».
Робер Делоне, «Окна в город № 3», 1912
Фейнингер стал первым художником, которого Вальтер Гропиус пригласил работать в Баухаус. Там он преподавал все годы существования школы — с 1919 по 1933. Помимо этого являлся руководителем мастерской графики.
гравюра, украсившая фронтиспис «Манифеста Баухауса», 1919
групповой портрет мастеров Баухауса (1929)
«скромность его поведения даже перед относительно талантливыми учениками и его эмпатия… придавали им мужество и уважение» (В. Гропиус)

В 1908 присоединился к объединению «Сецессион», а в 1918 году стал членом «Ноябрьской группы», также тесно общался и выставлялся с художниками «Синего всадника». В 1924 году Фейнингер стал одним из основателей выставочного общества «Синяя четвёрка» (Василий Кандинский, Пауль Клее и Алексей Явленский).
Творческий путь
В молодости художник занимался карикатурами и комиксами (они же оставят в его будущих работах след гротескности)
1-3. Ранние карикатуры 4. Дама в лиловом, 1922 5. Белый человек, 1907

Фейнингер был плодовитым художником, пробовавшим себя в разных стилях и техниках. Мастер не просто примыкал к какому-то течению, а грамотно его переосмыслял ради поиска собственного языка. С одной стороны, его работы — это аналитика и геометрия кубизма, а с другой — мощная живопись экспрессионизма. По части сюжетов он был близок к футуристам с их пафосом большого города.
Церковь Миноритов II, 1926
Уникальность Фейнингера в том, что он продолжает делить полотно на геометрические плоскости, но теперь они наполняются глубиной и выразительным светом.
«Тихий день на берегу моря», 1929 кристаллическая, сияющая глубина достигается мастером за счет лессировок. полупрозрачные плоскости при наложении создают яркие призматические эффекты
Главный принцип художника — разложение полотна на геометрические плоскости, сквозь которые проникают лучи размытого света. Цвета уже словно сами начинают светиться изнутри. Разделенное пространство картины оживает под воздействием живой кисти мастера, лишая архитектурные мотивы чертежности.
«Собор в Галле», 1931 его метод изображения архитектурных сооружений близок к чертежу, но работа со цветом добавляет выразительности этим огромным видам
«Кубизм — это синтез, но его легко можно свести к механистичности… Мой „кубизм“… визионерский, а не физический» (Л. Фейнингер)
графические зарисовки
1. Уличный ноктюрн, 1929 2. Балтика, воспоминание, 1947 3. Птичье облако, 1926 4. Арочная башня, 1925 главные его темы — изображение локомотивов, кораблей, соборов и другой архитектуры
1. Гельмерода XIII, 1936 2. Гельмерода VIII, 1921
архитектура Фейнингера становится похожа на ограненные драгоценные камни
после прихода нацистов к власти Баухаус прекратил свое существование, а все авангардное искусство было обьявлено «опасным» и «не имеющим ничего общего с народом»

Через несколько лет, в 1937 году, художник окончательно перебрался в США, где продолжал рисовать, занимался преподаванием и даже был избран президентом Федерации американских художников и скульпторов.
свои последние годы мастер провел в Америке, но так и не смог адаптироваться к жизни в ней: «Возвращение после стольких лет отсутствия было странным опытом. Я уехал музыкантом, а вернулся художником» (Фейнингер)
Сторонние увлечения

Фейнингер был талантливым резчиком по дереву, он создавал детские игрушки и миниатюрные домики. А вот свое давнее увлечение музыкой он не забросил и временами писал фуги* для органа.
* разновидность музыкальных произведений


1. Ночной вид на деревья и уличный фонарь, 1928 2. Баухаус в ночи, 1928
фотография стала для художника дополнительным полем экспериментов со светотенью, ее глубиной и контрастами; способом выразить то, что не всегда удается сделать на холсте.
стиль Фейнингера — это удивительное сочетание аналитики, живописности и масштабности, граничащее между абстракцией и реальностью в виде его самобытных «кристаллических» пейзажей. иначе говоря, кубоэкспрессионизм