
Куратор — интеллектуальный агент и профессиональный медиатор, который осуществляет отбор, концептуализацию и пространственную организацию художественных произведений в рамках выставочного или институционального проекта.


Роль куратора в структуре арт-рынка
1. Для художников и галерей:
- Легитимация и «знак качества» - Поиск и продвижение новых имен
2. Для институций (музеи, фонды, биеннале):
- Создание репутации и контента - Привлечение финансирования и внимания
3. Для коллекционеров и инвесторов:
- Экспертное ориентирование - Формирование трендов
ВЫВОД Куратор в структуре арт-рынка — это ключевой фильтр легитимации. Он не участвует в продажах напрямую, но формирует интеллектуальный и символический контекст, который повышает культурную и, как следствие, рыночную ценность произведений искусства.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИИ КУРАТОРА


СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИИ
Ключевые факторы:
Авангард — новое искусство требовало новых способов презентации.
Харольд Зееман — выставка «Когда отношения становятся формой» (1969): - работа с идеей, а не коллекцией; - статус независимого продюсера-автора.
Биеннале и глобальные проекты: - спрос на кураторов-менеджеров для масштабных тем (глобализация, идентичность).
ВЫВОД Современный куратор появился на стыке кризиса традиционного музея, подъема концептуального искусства и формирования глобального арт-мира. Он унаследовал от предшественников функции экспертизы и сохранения, но радикально трансформировал их, добавив авторство, концептуализацию, критическую рефлексию и продюсирование, став ключевой медиативной фигурой в системе современного искусства.
Международные примеры
ВЫВОД Кураторы Даниэль Бирнбаум, Франческо Бонами, Адриано Педроза, Каролин Христов-Бакарджиев и Адам Шимчик реализовали знаковые проекты, определившие тренды в современном искусстве. Их выставки фокусировались на инновациях, разнообразии и глобальных нарративах, привлекая международное внимание
Российские примеры
Виктор Мизиано (р. 1957, Москва) Хронология карьеры: 1980-е: Окончил МГУ (искусствоведение), работал в ГМИИ им. Пушкина и ЦСИ на Якиманке (куратор галереи «Студия 20»). 1993: «Художественный журнал», первое издание о проблемах современного искусства, возникшее в постсоветский период 1995–2003: Комиссар российского павильона на Венецианской биеннале (включая 2003 с Ильёй Кабаковым); первый директор Школы кураторов в Москве 2010-е: Лекции в ENSBA (Париж), SVA (Нью-Йорк); книги «Пять лекций о кураторстве» (2010) 2020-е: Независимый куратор, лектор
Ключевые проекты

Вклад в развитие и институализацию российского искусства
Создание критической платформы и языка («Художественный журнал»)
Сформировал язык и концептуальные рамки для анализа искусства 1990-2000-х
Внедрил модель кураторства как длительного исследования, ориентированного на производство знания.
Спроектировал стратегию представления локального искусства на глобальной сцене
ХАНС-УЛЬРИХ ОБРИСТ (р. 1968 Цюрих)
1980-е: Начало карьеры
- Выставки в подвале (Цюрих, 1986); - Работа в Музее современного искусства в Париже (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris)
1990-е: Номадизм и Manifesta
- Проект «The Kitchen Show» (1991, Лондон) — номадическая выставка; - Проект «do it» (1996) — инструкции художников; - Со-куратор Manifesta 1 (1996)
2000-2010-е: Торетик и супер-куратор - Содиректор Serpentine Galleries (2006 -н.в., Лондон) - Тор рейтинга ArtReview Power 100 (2009) Выпуск книги «Краткая история кураторства» (2008) — архив интервью; - Тор рейтинга № 1 ArtReview Power 100 (2016)
2020-е: Проекты, связанные с экологической повесткой, развитием AI и видео-играми.

Вклад в развитие современного искусства
Новый взгляд на определение роли куратора: от организатора к производителю
Появление новых институциональных и выставочных форматов
Интеллектуальное наследие
ВЫВОД
Куратор в арт-индустрии выступает медиатором между художником, публикой и контекстом, формируя культурный ландшафт и определяя тренды с помощью выставочных проектов.
От традиционного хранителя куратор эволюционировал в автора-производителя, как Обрист, или локального теоретика, как Мизиано, усиливая диалог и инновации.
Сегодня куратор — игрок рынка и культуры, влияющий на глобальную повестку от AI до постколониализма. В итоге, кураторство — это искусство связи, где личные сети и этика решают успех искусства.