Original size 1140x1600

Куратор.Место в арт индустрии.

Куратор — интеллектуальный агент и профессиональный медиатор, который осуществляет отбор, концептуализацию и пространственную организацию художественных произведений в рамках выставочного или институционального проекта.

big
Original size 2086x1137
post

Роль куратора в структуре арт-рынка

1. Для художников и галерей:

- Легитимация и «знак качества» - Поиск и продвижение новых имен

2. Для институций (музеи, фонды, биеннале):

- Создание репутации и контента - Привлечение финансирования и внимания

3. Для коллекционеров и инвесторов:

- Экспертное ориентирование - Формирование трендов

ВЫВОД Куратор в структуре арт-рынка — это ключевой фильтр легитимации. Он не участвует в продажах напрямую, но формирует интеллектуальный и символический контекст, который повышает культурную и, как следствие, рыночную ценность произведений искусства.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИИ КУРАТОРА

big
Original size 1659x919
post

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИИ

Ключевые факторы:

Авангард — новое искусство требовало новых способов презентации.

Харольд Зееман — выставка «Когда отношения становятся формой» (1969): - работа с идеей, а не коллекцией; - статус независимого продюсера-автора.

Биеннале и глобальные проекты: - спрос на кураторов-менеджеров для масштабных тем (глобализация, идентичность).

ВЫВОД Современный куратор появился на стыке кризиса традиционного музея, подъема концептуального искусства и формирования глобального арт-мира. Он унаследовал от предшественников функции экспертизы и сохранения, но радикально трансформировал их, добавив авторство, концептуализацию, критическую рефлексию и продюсирование, став ключевой медиативной фигурой в системе современного искусства.

Международные примеры

Original size 1622x1018
Original size 1563x1025

ВЫВОД Кураторы Даниэль Бирнбаум, Франческо Бонами, Адриано Педроза, Каролин Христов-Бакарджиев и Адам Шимчик реализовали знаковые проекты, определившие тренды в современном искусстве. Их выставки фокусировались на инновациях, разнообразии и глобальных нарративах, привлекая международное внимание

Российские примеры

Original size 1749x1067

Виктор Мизиано (р. 1957, Москва) Хронология карьеры: 1980-е: Окончил МГУ (искусствоведение), работал в ГМИИ им. Пушкина и ЦСИ на Якиманке (куратор галереи «Студия 20»). 1993: «Художественный журнал», первое издание о проблемах современного искусства, возникшее в постсоветский период 1995–2003: Комиссар российского павильона на Венецианской биеннале (включая 2003 с Ильёй Кабаковым); первый директор Школы кураторов в Москве 2010-е: Лекции в ENSBA (Париж), SVA (Нью-Йорк); книги «Пять лекций о кураторстве» (2010) 2020-е: Независимый куратор, лектор

Ключевые проекты

Original size 1497x823

Mosca: la terza Roma («Москва — Третий Рим») в Sala 1, Рим. 1989. Первая выставка Виктора Мизиано, осуществленная им в качестве независимого куратора.

post

Вклад в развитие и институализацию российского искусства

Создание критической платформы и языка («Художественный журнал»)

Сформировал язык и концептуальные рамки для анализа искусства 1990-2000-х

Внедрил модель кураторства как длительного исследования, ориентированного на производство знания.

Спроектировал стратегию представления локального искусства на глобальной сцене

ХАНС-УЛЬРИХ ОБРИСТ (р. 1968 Цюрих)

1980-е: Начало карьеры

- Выставки в подвале (Цюрих, 1986); - Работа в Музее современного искусства в Париже (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris)

1990-е: Номадизм и Manifesta

- Проект «The Kitchen Show» (1991, Лондон) — номадическая выставка; - Проект «do it» (1996) — инструкции художников; - Со-куратор Manifesta 1 (1996)

2000-2010-е: Торетик и супер-куратор - Содиректор Serpentine Galleries (2006 -н.в., Лондон) - Тор рейтинга ArtReview Power 100 (2009) Выпуск книги «Краткая история кураторства» (2008) — архив интервью; - Тор рейтинга № 1 ArtReview Power 100 (2016)

2020-е: Проекты, связанные с экологической повесткой, развитием AI и видео-играми.

Проект «The Kitchen Show», 1991

post

Вклад в развитие современного искусства

Новый взгляд на определение роли куратора: от организатора к производителю

Появление новых институциональных и выставочных форматов

Интеллектуальное наследие

ВЫВОД

Куратор в арт-индустрии выступает медиатором между художником, публикой и контекстом, формируя культурный ландшафт и определяя тренды с помощью выставочных проектов.

От традиционного хранителя куратор эволюционировал в автора-производителя, как Обрист, или локального теоретика, как Мизиано, усиливая диалог и инновации.

Сегодня куратор — игрок рынка и культуры, влияющий на глобальную повестку от AI до постколониализма. В итоге, кураторство — это искусство связи, где личные сети и этика решают успех искусства.