

Мне было интересно проанализировать коллекцию музея, так как MoMA является одним из крупнейших и наиболее авторитетных музеев современного искусства в мире.
Этапы анализа и используемые статистические методы

Визуальное решение
Данные виды графиков выбраны для достижения наглядности и ясности с учетом типа анализируемых данных (категориальные данные, временные ряды и т. д.).


Объем коллекции MoMA
Коллекция MoMA составила к 2017 году 132 258 объектов искусства, распределенным по 8 департаментам. Наибольшее число объектов искусства хранится в департаменте «Prints & Illustrated Books» — книги, их обложки, иллюстрации и т. д. Наименьшее число объектов искусства относится к департаменту «Fluxus Collection», который, исходя из представленных данных, заведует объектами искусства движения Fluxus из коллекции The Gilbert and Lila Silverman Fluxus Collection (о коллекции можно почитать здесь).
Медианы количества работ одного автора в департаментах составили 1-2, значит, в большинстве случаев в коллекции представлены единичные работы деятелей искусства. В наиболее «объемных» департаментах при этом наблюдается большое число выбросов, к примеру, в департаменте «Photography» хранится 3002 работы Эжена Атже. Такое распределение, вероятно, связано с относительной простотой создания печатной графики и иллюстрированных книг, фотографий, архитектурных чертежей (по сравнению, к примеру, со скульптурами, живописью), и, соответственно, большим количеством хранимых работ отдельных авторов, а также с поступлением в музей крупных архивов работ отдельных авторов.
Наиболее широко представленные деятели искусства
По количеству приобретенных музеем работ лидируют следующие авторы: - Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) — его работы составляют 9,3% от общего числа объектов искусства в департаменте «Architecture & Design» (Архитектура и дизайн) - Ёситомо Нара (Yoshitomo Nara) — 1,8% от общего числа объектов искусства в департаменте «Drawings» (Рисунки) - Джордж Мачюнас (George Maciunas) — 20% от общего числа объектов искусства в департаменте «Fluxus Collection» - Роман Зигнер (Roman Signer) — 5,1% от общего числа объектов искусства в департаменте «Media and Performance Art» (Медиа и перфоманс) - Пабло Пикассо (Pablo Picasso) — 1,9% от общего числа объектов искусства в департаменте «Painting & Sculpture» (Живопись и скульптура) - Эжен Атже (Eugène Atget) — 14,7% от общего числа объектов искусства в департаменте «Photography» (Фотография) - Луиза Буржуа (Louise Bourgeois) — 2,0% от общего числа объектов искусства в департаменте «Prints & Illustrated Books» (Принты и иллюстрированные книги).
Примечательно, что большая часть работ департаменте «Film» (Фильм) не имеют идентифицированного автора (10,3%), среди идентифицированных по объему лидируют работы Джона Хабли (John Hubley) — 1,6% от общего числа работ.
В большинстве департаментов топ‑3 составляют небольшую долю от общего числа работ, то есть коллекция внутри департамента построена как множество малых вкладов и несколько очень крупных. Нельзя не отметить, что наиболее «объемные» авторы являются крупными фигурами в мире искусства. К примеру, Людвиг Мис ван дер Роэ — один из главных архитекторов модернизма, Эжен Атже — один из основателей документальной фотографии. Вероятно, что MoMA уделял им прицельное внимание, собирая не одну вещь, а целые серии и архивы работ — музей мог ставить задачу «показать художника максимально полно» и выстраивать вокруг него крупный корпус работ, в то время как по другим авторам приобретались отдельные, репрезентативные вещи. Или же музею отдавали крупные архивы работ в дар, что также соответствует музейней практике.
Географическая принадлежность произведений искусства
Коллекция MoMA преимущественно состоит из произведений искусства Северной Америки и Европы. До 1950-х годов музей пополнялся работами из Северной Америки и Европы, затем появились работы из Азии и в существенно меньшей степени из Южной Америки, Австралии и Африки.
Вероятно, исторически МоМА был ориентирован на европейское и североамериканское искусство модернизма, поэтому именно эти регионы доминируют по количеству работ. Более интенсивный рост работ из Азии, Африки и Южной Америки в последние десятилетия может отражать смену кураторской политики — попытку сделать коллекцию более глобальной и репрезентативной. Кроме того, в некоторых департаментах наблюдаются резкие «скачки» (особенно в фотографии и печатной графике), что похоже на крупные закупки или единовременного получения большого количества работ в дар.
Российские и советские авторы в коллекции MoMA
Во всех департаментах российские/советские авторы представлены в объеме не более 2% от общего числа работ. Это может быть связано как с незаинтересованностью музея в российских/советских авторах, так и с политическим контекстом XX века — железным занавесом, сложностью обмена, что делало рынок советского искусства закрытым и неизвестным для мирового сообщества, кроме того сводило к минимуму возможность получения большого числа произведений российских авторов американским музеем. В департаменте «Fluxus Collection» российские/советские авторы не представлены, что кажется логичным, т. к. в движении не принимали участие российские/советские художники (при этом необходимо отметить, что некоторые работы постсоветских художников относят к направлению Fluxus, например, Сергея Курехина).
Больше всего работ сосредоточено в департаментах принтов и иллюстрированных книг, рисунков, архитектуры и фотографии, где несколько ключевых авторов (авангардисты и мастера эстампа) дают самые крупные «плитки». Возможно, что музей целенаправленно собирал их тиражные работы и серии. В департаментах живописи, фильмов, медиа-арта российских произведений заметно меньше, что может быть связано с более эпизодическими закупками и меньшим интересом к русскому искусству в этих направлениях. Судя по наиболее «объемным» авторам, наиболее интересны музею авангардисты (Александр Родченко, Эль Лисицкий, Каземир Малевич, Ольга Розанова и т. д.), что представляется логичным с точки зрения ретроспективы развития модернизма и влияния русского авангарда на современное искусство. Немного неожиданно, что в музее широко представлены работы Анатолия Каплан. Все его работы были получены в дар в 1961–1962 гг. от американского социолога и писателя Eric Estorick Эрика Эсторика. Эсторик в 1960 году был в СССР и приобрел значительное число работ художников Ленинградской экспериментальной графической лаборатории. — «Эти работы представляют собой так называемый период „оттепели“ в СССР, когда художники начали выражать более аутентичную и индивидуализированную реальность повседневной жизни со своими личными идеями, искренностью и юмором». (https://tanjand.livejournal.com/2892083.html)
Заключение
Анализ показывает, что коллекция МоМА разнообразна — в ней собраны работы разных художников из разных частей света. В большинстве своем в музее представлены единичные работы деятелей искусства (всего 1–2 работы), при этом музей собрал значительный объём работ ряда авторов (например, Эрже, Пикассо). Большую часть времени коллекция увеличивалась прежде всего за счёт работ из Европы и Северной Америки, особенно в тиражных медиа — фотографиях, принтах, иллюстрированных книгах. Российские и советские авторы занимают небольшие доли от общего объема работ, но внутри «русского сегмента» структура повторяет общую модель: несколько ключевых фигур (прежде всего мастера авангарда и печатной графики) дают львиную долю всех объектов, а рядом существует широкий пояс менее представленных имён. МоМА выглядит как музей, который исторически концентрировался на американском и западном модернизме и их каноне, точечно усиливая определённых авторов большими корпусами работ, а все остальные направления и географии — включая российское искусство — присутствуют скорее как дополнение, важное концептуально, но намного более скромное количественно.
Описание применения генеративной модели
C целью сокращения временных затрат на визуализацию данных часть кода была создана с использованием нейросети Perplexity, а именно: - функция разделения строк Artist и Nationality - маппинг континентов и Nationality - функция построчного разделения подписей оси x в горизонтальной столбчатой диаграмме
Библиография
База данных: Robot, O. D. (2016). MoMA Collection — Automatic Monthly Update [Data set]. Zenodo. https://doi.org/10.5281/zenodo.164027
Источники изображений: 1. MoMA: The Museum of Modern Art, New York City URL: https://www.moma.org (дата обращения: 10.11.2025) 2. MoMA // Order.design URL: https://order.design/project/moma (дата обращения: 10.11.2025)