
Рубрикация
— Концепция — Игра светлого и темного — Игра масштабов — Изоляция расстоянием — Контраст цвета и температура света — Заключение — Творческий проект
Концепция
Художники в своих произведениях стремятся донести до зрителя сюжет, идею, эмоциональный тон и собственное видение мира, поэтому их главной задачей становится точное управление вниманием. Человеческому взгляду всегда требуется точка опоры, и если композиция не направляет его, взгляд начинает хаотично блуждать, не зная, за что зацепиться. Это приводит к тому, что восприятие картины становится разрозненным, а человек не считывает важные детали, которые позволили бы ему правильно понять сюжет и задумку автора. Чтобы избежать такого «неправильного» прочтения, художники выстраивают изображение так, чтобы взгляд зрителя при «входе» в картину мог за что-то зацепиться и двигаться по определённой художником траектории, задерживался на ключевых смысловых деталях и считывал необходимые акценты. Именно поэтому в живописи на протяжении веков сформировались определённые художественные приёмы, позволяющие выделять главное и управлять вниманием.
«Какими приёмами художники управляют вниманием зрителя?» — вопрос, которым я задаюсь на протяжении всего визуального исследования.
Гипотеза моей работы предполагает, что методы выделения главного основываются на масштабе, светотени, температуре света, цветовых контрастах и использовании изоляции. Использование масштаба не обязательно предполагает, что крупный объект всегда будет иметь главный смысловой акцент: такой элемент может служить только для плавного вхождения взгляда в картину, точно так же, как и температура света. Оттенок, который выделяется по температуре от всего остального на картине, может не нести смысловую нагрузку, а просто направлять внимание зрителя к нужному объекту, обеспечивая правильное движение взгляда. Таким образом, не всегда контрастный объект может быть главным по смыслу. Однако изоляция, наоборот, предполагает, что выделенный элемент является одновременно и главным по смыслу, так как взгляд зрителя всегда будет останавливаться на одном объекте из-за отсутствия других: взгляду будет не за что зацепиться, и он будет всегда возвращаться к первому увиденному объекту. Игра светотени может также играть разные роли: подсвечивать небольшие детали, имеющие большую смысловую нагрузку, задавать движение взгляда зрителя или, наоборот, останавливать.
Материал для анализа я подбираю из произведений разных эпох — от XV до XX века, — чтобы выявить, какие приёмы оказываются наиболее устойчивыми и повторяющимися на протяжении длительного исторического периода.
Основными критериями отбора являются значимость цвета, оттенков и их температуры, масштаба, света и пространства. Я обращаюсь к произведениям, в которых эти средства композиции не только служат притяжению взгляда, но и задают правильное движение взгляда. В процессе исследования я опираюсь на книгу Юрия Гордона «О языке композиции» 2021 года, где автор подробно рассматривает, каким образом композиция влияет на восприятие изображения и как изменение расположения объектов способно направлять движение взгляда зрителя.
Игра светлого и тёмного
Игра светлого и тёмного работает как приём, при котором художник специально распределяет тёмные и светлые зоны так, чтобы внимание зрителя само смещалось к главному объекту. Подсвеченный фрагмент сразу выделяется и притягивает взгляд. Такой приём помогает художнику управлять восприятием и подчёркивать главное.
Рембрандт ван Рейн «Урок анатомии доктора Тульпа» — 1632
Микеланджело Меризи да Караваджо «Призвание святого Матфея» — 1599–1600


1. Джованни Бальоне «Божественная любовь побеждает любовь плотскую» — ок. 1602–1603 2. Рембрандт ван Рейн «Снятие с креста» — 1633
Караваджо «Призвание святого Матфея» — 1599–1600
Рембрандт ван Рейн «Воскрешение Лазаря» — ок. 1630–1631
Рембрандт ван Рейн «Ночной дозор» — 1642
Игра масштабов
Вторым способом выделения становится игра масштабов. Первое внимание зрителя чаще всего привлекает элемент с наибольшим размером. Однако крупный элемент может быть лишь входом в композицию, а не её смысловым центром. Мелкий элемент может быть значимее, если он выполняет акцентную роль. Он может выделяться контрастом — по цвету, форме или текстуре. Тогда, если главный элемент мелкий, путь взгляда будет таким: крупный → мелкий → остановка. Если же главным является крупный элемент, то путь взгляда: крупный → мелкий → возвращение к крупному.
Клод Моне «Стога сена утром» — 1890–1891
Рене Магритт «Голконда» — 1953
Уинслоу Хомер «Глостерская гавань» — 1873


1. Эдвард Хоппер «Угольный городок в Пенсильвании» — 1947 2. Эдвард Хоппер «Воскресенье» — 1926
Исаак Левитан «Над вечным покоем» — 1894
Каспар Давид Фридрих «Вечер» — ок. 1830–1835
Иероним Босх «Сад земных наслаждений» — 1495–1505
Иероним Босх «Сад земных наслаждений» — 1495–1505
Изоляция расстоянием
Еще один приём — изоляция объекта с помощью пустого пространства вокруг него. Такой объект автоматически воспринимается как более значимый.
Эдвард Хоппер «Холм с маяком» — 1927
Такой прием работает по нескольким причинам: 1. Закон близости. Объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные. Объект, стоящий отдельно, воспринимается как выделенный.
Эндрю Уайет «Ворон» — 1970
2. Контраст. Изолированный объект часто дополнительно выделяется цветом, формой или текстурой.
Эдвард Хоппер «Утро в Южной Каролине» — 1955
3. Влияние пустого пространства. Пустота вокруг объекта задерживает взгляд зрителя на нём — глазу не за что «зацепиться».
Эндрю Уайет «Зима 1946» — 1946
В результате зритель сначала замечает главный объект, затем остальные элементы, но так как взгляду не за что зацепиться, он возвращается обратно к главному элементу.
Эндрю Уайет «Мир Кристины» — 1948
Юрий Гордон в книге «О языке композиции» отмечает, что взгляд зрителя не остаётся неподвижным, а последовательно «путешествует» по изображению, реагируя на композиционные акценты и направления. Это заметно на картине Эндрю Уайета: линия взгляда женщины, направление её руки и след на земле естественно ведут глаз к удалённым зданиям. Однако дальше смотреть не на что, и взгляд возвращается к женщине на переднем плане. Её светлое платье и кожа выделяются на фоне тёмно-коричневого окружения, создавая тональный контраст, а лёгкий розовый оттенок на фоне желто-коричневого добавляет цветовой контраст.
Джорджия О’Кифф «Дурман (Белый цветок № 1)» — 1932
Исаак Левитан «Вечерний звон» — 1892
Эдвард Хоппер «Нью-Йоркский офис» — 1962
Контраст цвета и температура света
Художник использует соседство ярких и приглушённых оттенков, чтобы выделить ключевой элемент композиции. Когда насыщенный цвет сталкивается с более спокойной палитрой, взгляд зрителя автоматически тянется к самой яркой зоне.
Уинслоу Хомер «Сцена с крокетом» — 1866
Эдвард Хоппер «Полуночники» — 1942
Уинслоу Хомер «Фермер с вилами» — 1883
Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня» — 1912
Анри Матисс «Красная гармония» — 1908
Винсент ван Гог «Ночная терраса кафе» — 1888
Художник может также играть с температурой цвета — тёплые оттенки (красные, оранжевые, жёлтые) зритель улавливает в первую очередь, тогда как холодные (синие, зелёные) визуально отступают на второй план. Благодаря этому тёплый объект становится более заметным и сразу притягивает внимание.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — 1872
Большая часть картины находится в сине-зелёной дымке. Ярко-оранжевое солнце является непосредственным фокусом, но в этом пространстве происходит мало событий. Взгляд блуждает вниз по оранжевым отражениям, пока не находит центральную лодку. Тёмная лодка контрастирует с более светлой частью воды.
Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками» — ок. 1879–1880
Заключение
Таким образом, масштабные или яркие элементы могут задавать начальную точку «входа» в картину, но необязательно быть ключевыми элементами, задерживающими на себе внимание. Изолированный объект часто подкрепляется контрастным цветом, чтобы, наоборот, задержать внимание. Таким способом выделение главного объекта в живописи достигается не с помощью одного приёма, а через комбинацию различных визуальных средств.
Творческий проект
Гордон, Ю. О языке композиции / Юрий Гордон. — 2-е изд. — Москва: Студия Артемия Лебедева, 2021. — 416 с. : ил.
https://xn--d1a1akm.xn--p1ai/admin/ckeditor/upload/1761974.pdf?utm_source (дата обращения: 20.11.2025)
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-kompozitsionnyh-dominant-nachinayuschimi-hudozhnikami?utm_source (дата обращения: 20.11.2025)
https://walkerart.org/collections/artworks/office-at-night Дата обращения (дата обращения: 20.11.2025)
https://www.bbc.co.uk/bitesize/topics/zwqqm39/articles/zvrsydm#zx7ybqt (дата обращения: 20.11.2025)
https://artchive.ru/caravaggio/works/385203~Prizvanie_apostola_Matfeja (дата обращения: 20.11.2025)
https://gallerix.ru/storeroom/128247334/ (дата обращения: 20.11.2025)
https://kartinny.ru /mirovye/voskreshenie-lazarya-rembrandt (дата обращения: 20.11.2025)
https://www.hamburger-kunsthalle.de/en/news/wanderer-above-sea-fog-caspar-david-friedrich (дата обращения: 20.11.2025)
https://www.moma.org/collection/ (дата обращения: 20.11.2025)
https://www.artic.edu/artworks/64818/stacks-of-wheat-end-of-summer (дата обращения: 20.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search?q=painting (дата обращения: 20.11.2025)