
Стратегия взаимодействия ArtNavi с органами государственной власти (Government Relations, GR) с учётом российского контекста.
В первую очередь рассмотрены уже существующие механизмы взаимодействия бизнеса и власти в РФ, чтобы избежать дублирования известных решений.

Далее сформулирована сама GR-стратегия ArtNavi, перечислены нормативные акты, влияющие на реализацию проекта, и указаны каналы, по которым ArtNavi может выстраивать диалог с государственными структурами.

GR-стратегия ArtNavi направлена на эффективное продвижение интересов проекта в органах власти, получение государственной поддержки и обеспечение благоприятных условий для реализации инициатив ArtNavi.
Учитывая специфику проекта в сфере культуры и цифровых сервисов, стратегия опирается на национальные приоритеты в области цифровизации и развития креативных индустрий, а также на существующие механизмы диалога, описанные выше.
Цели и направления GR-стратегии ArtNavi

1. Позиционирование проекта в русле государственных приоритетов.
ArtNavi будет представлен власти как инициатива, способствующая достижению целей государственной культурной и цифровой политики.
Проект решает социально значимые задачи — расширяет доступ граждан к культурным ценностям через современные технологии.
Это соответствует Федеральному проекту «Цифровая культура» нацпроекта «Культура», где, например, продвигаются цифровые гиды для музеев и достопримечательностей.

ArtNavi способен стать партнёром государства в цифровизации культуры, предлагая удобную навигацию по музеям, выставкам и другим событиям.
Такое позиционирование увеличит заинтересованность органов власти во взаимодействии, так как проект вписывается в стратегические цели (например, увеличение охвата культуры с помощью IT-технологий).
Кроме того, с 2025 года в России реализуется новая политика по развитию креативных индустрий.
Проект ArtNavi напрямую относится к креативной экономике (пересечение культуры, туризма и IT) и, следовательно, попадает под действие обновлённой государственной стратегии.
Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий» (вступил в силу в феврале 2025 г.) закрепляет понятия креативных индустрий, роли органов власти и меры поддержки для них.
Закон разработан при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и нацелен на рост вклада творческих индустрий в экономику, согласно указу Президента о национальных целях до 2030 года.

GR-стратегия ArtNavi предполагает интеграцию проекта в эту повестку: получение официального статуса субъекта креативной индустрии (например, включение в создаваемый реестр при Минэкономразвития), участие в профильных мероприятиях и программах.
Это откроет доступ к льготам и ресурсам, предусмотренным законом (гранты, субсидии, налоговые преференции и т. д.), и одновременно повысит статус проекта в глазах чиновников.
2. Обеспечение нормативной комплаенс (жалоб) и правовой поддержки проекта.
Одной из целей GR-стратегии является создание благоприятных правовых условий для ArtNavi.
Команда проекта проанализирует и будет своевременно учитывать все нормативные требования, применимые к цифровому культурному сервису (подробнее в следующем разделе).

ArtNavi обеспечит соблюдение закона о персональных данных (при работе с пользователями), закона об информации и иных правил в интернет-сфере.
Заблаговременное соответствие нормативным актам позволит выстроить доверительные отношения с регуляторами (например, Роскомнадзором) и избежать рисков санкций.
При выявлении правовых барьеров для инноваций (скажем, если какое-то устаревшее правило мешает внедрению новых форматов культурного контента), GR-стратегия предусматривает инициирование изменений: подготовку предложений по корректировке нормативных актов и их продвижение через диалоговые площадки.
Например, если ArtNavi понадобится более открытый доступ к данным государственных музеев, проект может выступить с инициативой об открытых API или присоединиться к обсуждению соответствующих правил на портале общественных обсуждений.

Также ArtNavi намерен заручиться правовой поддержкой профильных органов.
Это означает установление рабочих контактов с юридическими департаментами Минкультуры и Минцифры (Минцифры курирует цифровое развитие) для консультирования по возникающим вопросам.
Такой проактивный подход поможет заранее снимать возможные регуляторные препятствия и будет демонстрировать лояльность проекта по отношению к требованиям государства.
3. Привлечение государственной поддержки и ресурсов.
В рамках GR-стратегии ArtNavi будет стремиться воспользоваться доступными мерами господдержки для развития проекта.
Закон о креативных индустриях и смежные программы предполагают различные формы поддержки: гранты Министерства культуры РФ на инновационные проекты в сфере культуры, субсидии для IT-стартапов (через Минцифры или Фонд развития информационных технологий), льготное участие в выставках и форумах.

Например, ArtNavi может претендовать на гранты Министерства культуры или региональных властей на создание инфраструктуры культурного туризма.
На уровне Москвы и Московской области существуют конкурсы и грантовые программы для социальных и культурных предпринимательских проектов — GR-стратегия включает мониторинг этих возможностей и подачу заявок от имени ArtNavi.

Другой ресурс — партнёрство с государственными учреждениями культуры.
ArtNavi может официально сотрудничать с музеями, галереями, парками, которые находятся в ведении государства, чтобы включать их мероприятия в навигацию, совместно проводить акции (например, «Ночь музеев» с цифровыми маршрутами) и т. п.
GR-стратегия предусматривает заключение соглашений о сотрудничестве с такими учреждениями через их учредителей (Департамент культуры города Москвы, Министерство культуры РФ и др.).
Формат государственно-частного партнёрства (ГЧП) также может использоваться: например, если проекту понадобится физическое пространство для арт-пространства, возможна реализация через механизм концессии или аренды государственного имущества на льготных условиях.
Включение ArtNavi в пилотные проекты государства по развитию туризма или культуры (например, участие в федеральном проекте по туристско-рекреационным кластерам) даст синергетический эффект — проект получит ресурсную поддержку, а власть — инновационное решение для своих задач.
4. Коммуникационная работа и лоббистская активность (в легальном поле).
ArtNavi будет выстраивать непрерывный диалог с органами власти, следуя принципу, что открытая коммуникация — залог успешного GR.

Для этого определены ключевые стейкхолдеры во власти, с которыми проекту важно взаимодействовать:
- Минкультуры РФ — как федеральный орган, курирующий сферу культуры (нормативы в музейном деле, культурной деятельности). Его поддержку важно заручиться для масштабирования проекта на федеральном уровне.
- Минэкономразвития РФ — новый куратор креативных индустрий с ним связаны вопросы включения в реестры креативных компаний и получения системных мер поддержки.
- Органы власти Москвы и Московской области — Департаменты культуры, туризма, инновационной политики, а также городские институты (Агентство инноваций Москвы и др.).
Здесь GR-усилия направлены на интеграцию ArtNavi в городскую цифровую среду (например, в московские порталы open data или туристические сервисы) и на участие в региональных советах по культуре/туризму.
- Законодательные органы — профильные комитеты Госдумы РФ (например, Комитет по культуре, Комитет по экономической политике, курирующий креативную экономику) и комитеты Московской городской Думы.
Через них возможно инициировать рассмотрение предложений, касающихся отрасли (например, налоговые льготы для цифровых культурных сервисов) или получать экспертную поддержку при доработке законопроектов.

Команда ArtNavi будет регулярно информировать представителей власти о достижениях проекта, его соцэкономическом эффекте (например, рост числа посетителей музеев за счёт навигации, повышение туристической привлекательности).
Планируется организация демонстраций продукта для чиновников, участие в общественных слушаниях и круглых столах.
В рамках стратегии ArtNavi примет на себя добровольные обязательства по прозрачности и добросовестности — например, может подписать Антикоррупционную хартию российского бизнеса, как рекомендовано РСПП и отчитаться об этих шагах перед государством.
Это усилит репутацию проекта как надёжного партнёра.
Важным направлением коммуникационной работы станет использование объединений бизнеса (ассоциаций) для продвижения интересов ArtNavi.
Стратегия строится на принципе законного лоббизма:
ArtNavi будет использовать все разрешённые инструменты, чтобы голос креативного бизнеса был услышан — от открытых обращений и экспертных заключений до участия в совместных рабочих группах.
(После получения от пользователя детальных документов о целях и специфике проекта, данная стратегия будет скорректирована с учётом конкретных задач ArtNavi — например, уточнятся целевые ведомства, нужные изменения законодательства и приоритетные формы поддержки.)
2. Нормативные акты, влияющие на проект ArtNavi
Правовая среда, в которой действует ArtNavi, охватывает несколько сфер регулирования — культуру, цифровые технологии, предпринимательство.
Ниже приведён перечень ключевых нормативных актов РФ (законов и официальных стратегических документов), непосредственно влияющих на реализацию проекта:

Конституция РФ (1993 г., с поправками 2020 г.) — закрепляет основы экономической системы (свобода творчества, предпринимательства, поддержка культуры) и принцип сотрудничества государства с бизнесом на благо общества.
Конституционные нормы задают общий вектор, в рамках которого ArtNavi вправе рассчитывать на поддержку как социально значимый культурно-образовательный проект.

Федеральный закон от 08.08.2024 № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ» — новый профильный закон для сферы, к которой относится ArtNavi.
В нём определено понятие «креативная индустрия», полномочия органов власти по её развитию, виды поддержки для субъектов креативных индустрий.
Закон не вводит лишних барьеров, а напротив, фокусируется на координации и поддержке, исполняя задачу увеличить вклад креативной экономики в ВВП
Для ArtNavi этот закон — основа получения статуса креативного проекта и использования соответствующих льгот.

Стратегические документы в сфере культуры и креативной экономики:
- Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ № 808 от 24.12.2014, ред. от 17.07.2025) — определяют цели и принципы госполитики в культуре.
Провозглашают приоритет доступности культурных благ, поддержку инноваций в сфере культуры, развитие культурного туризма и государственно-частного партнёрства.
ArtNavi непосредственно способствует реализации этих принципов.
- Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» — включает цель роста творческих индустрий.
Данным указом правительству поручено увеличить долю креативных индустрий в экономике к 2030 г., что создает политико-правовую основу для внимания к проектам типа ArtNavi
- Концепция развития творческих индустрий и механизмов их государственной поддержки до 2030 года (утв. Правительством РФ в 2021 г.) — рамочный документ, конкретизирующий меры по развитию креативной экономики.
ArtNavi следует учитывать положения Концепции (например, приоритеты по развитию культурного туризма, созданию цифрового контента и т. д.) при формировании своих предложений государству.

Законодательство о культуре и туризме:
- Федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» — базовый закон, действующий в отрасли культуры.
Определяет права организаций культуры, принципы государственной поддержки культурных инициатив, в том числе внедрения новых технологий в культурной деятельности.
ArtNavi, как инновационный культурный сервис, подпадает под эти нормы.
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» — актуален постольку, поскольку ArtNavi облегчает культурный туризм (навигация по культурным объектам — часть туристского опыта).
Закон поощряет развитие туристской инфраструктуры и информационных услуг для туристов, что созвучно функционалу ArtNavi.
- Также могут учитываться региональные нормативные акты Москвы и МО в сфере культуры и туризма (городские целевые программы, законы города Москвы о культуре и туризме), так как проект действует на этой территории.

Законодательство в сфере информационных технологий:
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — основной закон, регулирующий деятельность информационных систем и сайтов.
Он устанавливает требования к распространению информации в интернете, к защите контента и т. д.
Для ArtNavi важно соблюдать положения этого закона, особенно если сервис публикует контент из государственных информационных систем или сотрудничает с госданными.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» — определяет правила обработки персональных данных пользователей.
Поскольку ArtNavi, вероятно, собирает данные о предпочтениях пользователей, геолокации и т. п., необходима строгая реализация норм 152-ФЗ (получение согласий, обеспечение безопасности данных).
Соблюдение этого закона — обязательное условие для доверия государства к цифровому сервису.
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — если в приложении ArtNavi планируется реклама мероприятий или партнеров, нужно учитывать ограничения рекламного законодательства (особенно в сфере культуры есть нюансы, например реклама алкогольных событий ограничена).
Это тоже нормативная рамка, влияющая на модель монетизации проекта.

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП):
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» — применим к ArtNavi, если компания подходит под критерии МСП.
Закон определяет меры господдержки МСП — от льготного финансирования до консультационной помощи.
ArtNavi может воспользоваться этими мерами через инфраструктуру поддержки (центры «Мой бизнес», фонды поддержки предпринимательства и т. д.).
Кроме того, закон обязывает власть учитывать интересы МСП при введении новых регуляций — то есть у ArtNavi есть законное право отстаивать свои интересы как МСП в диалоге с чиновниками.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ и ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (законы о закупках) — косвенно влияют на ArtNavi в случае, если проект будет участвовать в государственных закупках (например, поставлять свой сервис госучреждениям).
Знание этих законов позволит ArtNavi заходить на рынок госзаказа, что тоже форма взаимодействия с государством на договорной основе.

Законодательство о ГЧП (государственно-частном партнёрстве):
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве…» и № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» — создают правовые условия для совместных проектов государства и бизнеса.
Если ArtNavi будет развивать инфраструктурный компонент (например, создавать физические культурные пространства или оборудование для музеев), эти законы могут дать рамку для оформления отношений с государством (концессия, соглашение о ГЧП).
Даже если сейчас таких планов нет, знание этих норм поможет в перспективе масштабировать проект через партнерство с государством.

Перечисленные акты не исчерпывают всех норм, применимых к ArtNavi, но формируют основной каркас правового поля проекта.
В процессе развития ArtNavi будет также учитывать подзаконные акты (постановления правительства, приказы министерств, региональные нормативы), которые конкретизируют требования в вышеупомянутых сферах.
Правильная навигация по этим актам — часть GR-стратегии, позволяющая проекту действовать уверенно и законно.
3. Каналы взаимодействия ArtNavi с органами государственной власти.
Для реализации GR-стратегии ArtNavi задействует различные каналы общения с властью, опирающиеся на институциональные механизмы, упомянутые ранее.
Ниже приведён список основных каналов, по которым проект может взаимодействовать с органами государственной власти и доносить свои предложения:

Общественные советы при федеральных и региональных органах.
ArtNavi может инициировать включение своего представителя в состав Общественного совета при Министерстве культуры РФ или при департаментах культуры Москвы/МО.
Общественные советы рассматривают инициативы, дают оценку проектам НПА, выдвигают рекомендации министерствам.
Участие в совете позволит напрямую предлагать изменения, влияющие на сферу культурных сервисов, и получать информацию из первых рук о планах ведомства.
Аналогично, интересен Общественный совет при Минэкономразвития (по вопросам креативной экономики) и при Минцифры (по вопросам цифровых сервисов).

Рабочие группы и экспертные советы.
Это более узкие площадки, формируемые под конкретные задачи.
Пример — экспертный совет по развитию креативной экономики при профильном комитете Госдумы (упоминается, что при Комитете по экономической политике ГД создан экспертный совет с участием представителей ВШЭ).
ArtNavi будет стремиться попасть в подобные рабочие группы, особенно если обсуждается регулирование цифровых платформ, туризма, культуры.
Также при разработке региональных программ (например, стратегии развития туризма в Москве) формируются рабочие группы с бизнесом — это шанс для ArtNavi представить свой опыт и заручиться поддержкой местных властей.
Площадки РСПП и других бизнес-объединений.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — влиятельное объединение, которое активно участвует в экспертизe проектов законов и диалоге с правительством.
У РСПП есть комитеты и комиссии по различным направлениям (в том числе по цифровой экономике, интеллектуальной собственности).
ArtNavi может через членство в РСПП (или сотрудничество с ним) использовать эти платформы: например, направлять предложения в ответственный комитет РСПП, который далее транслирует позицию бизнеса правительству.

Помимо РСПП, существуют ассоциации «Деловая Россия» (объединяет средний несырьевой бизнес) и «ОПОРА России» (малый бизнес).
В них тоже есть профильные комитеты — например, Комитет ОПОРЫ по развитию креативных индустрий
Участие в деятельности этих объединений даёт консолидированный голос: власти прислушиваются к позиции «большой четверки» бизнес-объединений и предложения ArtNavi, озвученные через них, получат больший вес.
Кроме того, на площадках РСПП и ТПП регулярно проходят встречи с чиновниками, где можно напрямую задать вопросы и презентовать проект.
Общественная палата РФ.
ОП РФ — институт гражданского общества, проводящий общественную экспертизу законопроектов и контролирующий реализацию важнейших нацпроектов.
В составе ОП РФ есть комиссии, одна из которых может курировать вопросы культуры или цифровой экономики.
Например, Комиссия ОП РФ по экспертизе нормативных актов организовывала обсуждение законопроекта о креативных индустриях.
ArtNavi может участвовать в общественных слушаниях, инициируемых ОП РФ, направлять свои отзывы и предложения туда.
Заключения Общественной палаты официально направляются в органы власти, что является действенным каналом донесения позиции проекта.

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).
ТПП — полугосударственная структура, объединяющая предпринимателей и имеющая официальный статус эксперта при разработке экономической политики.
В 2025 г. при ТПП РФ создана Комиссия по развитию креативных индустрий Совета ТПП по устойчивому развитию.
Для ArtNavi это узкопрофильный канал: можно взаимодействовать с данной комиссией, презентовать проект, предлагать совместные инициативы (например, ТПП может поднять вопрос о стандартах услуг культурной навигации).
ТПП также присутствует в регионах — московская ТПП, имеет комитет по туризму или культуре, где ArtNavi может заявить о себе.
Государственные комиссии, советы и форумы.
В сфере культуры и цифровой экономики существуют коллегиальные органы на высоком уровне, куда включаются представители бизнеса по приглашению.
Например, Совет при Правительстве РФ по развитию киноиндустрии и креативных индустрий или Комиссия Совета Федерации по развитию креативных индустрий.
Прямое членство ArtNavi в них маловероятно (туда обычно входят лидеры отрасли), но участие через ассоциации возможно — например, представитель «Деловой России» в правительственной комиссии мог бы транслировать идеи ArtNavi.
Также проекту стоит посещать ежегодные форумы и конференции с участием властей (такие как Петербургский культурный форум, форум «Креативная экономика» и т. п.), где неформально налаживаются связи с чиновниками.

Институционализированные публичные диалоги.
В России существуют специальные форматы диалога власти и бизнеса: например, встречи бизнеса с руководством регионов (прямые линии губернаторов с предпринимателями), институт уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен).
ArtNavi может обращаться к отраслевому омбудсмену по вопросам туризма/ИТ, если столкнётся с административными барьерами — это канал для защиты интересов в случае конфликта с бюрократией.
Кроме того, работает платформа «Законодательная инициатива» — интернет-портал, где граждане и организации могут предлагать идеи законов.
При необходимости ArtNavi может вынести свой законодательный запрос (например, об упрощении получения госданных культурными сервисами) на эту платформу для широкого обсуждения.

Каждый из перечисленных каналов будет использован ArtNavi в зависимости от стоящей задачи: будь то продвижение законодательных изменений, получение поддержки или установление партнёрств.
Главное — проект уже сейчас располагает массовыми возможностями для диалога с властью, и стратегия предусматривает активную работу по всем фронтам.
Это обеспечит узнаваемость ArtNavi в государственных кругах, доверие со стороны чиновников и включённость проекта в реализацию государственно-общественных инициатив.
В конечном счёте, правильное выстраивание GR через указанные институты позволит ArtNavi успешнее достигать своих стратегических целей, двигаясь рука об руку с государством и избегая дублирования уже решённых вопросов взаимодействия бизнеса и власти.
Источник: подготовлено автором на основе открытых данных и материалов курса «GR в современной России» (преподаватель — И. В. Котелевская).
Все приведённые нормативные акты, статистика и цитаты подтверждены по открытым источникам hse.ruhse.ruasi.org.ruasi.org.ruvizzion.ru
и будут уточнены применительно к специфике ArtNavi после получения дополнительных документов от пользователя.