Original size 1140x1600

Разновидности гэгов в работах Флейшеров до 1930 г.

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Братья Флейшеры — это американские пионеры анимационной индустрии, которые в начале XX века стали одними из первых специалистов, занимавшихся созданием анимационных мультфильмов. Они основали свою собственную студию под названием «Fleischer Studios» и прославились благодаря инновационным техникам анимации, ярким героям историй и созданию множества популярных мультфильмов, которые остаются актуальными и по сей день.

big
Original size 1420x568

Анимация, как и любое другое искусство, это способ воздействия на зрителя. Искусство заставляет нас задумываться о чем-то, переосмыслять, радоваться или грустить, ностальгировать или злиться, размышлять о чем-то и делать новые для себя выводы и открытия. Значительную роль для любого произведения играет визуальная составляющая. Даже говоря о начальных этапах развития анимации, где был не так высок выбор того, что можно смотреть, компании все равно имели конкуренцию, делали все возможное, чтобы придумать новый способ трансляции картинки и захватить внимание зрителя.

В анимационных работах братьев запоминающейся чертой был динамичный и выразительный юмор. Авторы акцентировали внимание зрителей на физические гэги, гипертрофированные реакции персонажей, комичные и неожиданные ситуации, которые так полюбились и запомнились зрителям.

Их персонажи обладали живой мимикой и пластикой, что содействовало ощущению комедийной экспрессивности. Были созданы запоминающиеся персонажи — Бетти Буп, Плюшка, Моряк Попай и многие другие. И даже с учетом небольшого количества объектов в кадрах ранних работ, Флейшерам всегда удавалось поднять настроение и получить улыбку от зрителей.

«Гэг» в контексте анимации и юмористического искусства — это короткая комическая ситуация, шутка или сценка, которая вызывает смех у зрителя. В анимационных мультфильмах гэги используют для создания комического эффекта, усиления характера персонажей или развития сюжета.

Можно выделить несколько основных особенностей гэга в анимации: - Краткость: гэг обычно является коротким сценическим эпизодом; - Комизм: его цель — вызвать улыбку или смех у зрителя; - Самодостаточность: зачастую гэг может существовать независимо от основной сюжетной линии; - А также его реализация через визуальные и звуковые средства: мимика, жесты, звуковые эффекты, ситуация, предметы и объекты окружающего мира.

Цель работы — проследить и изучить как именно в анимации братьев Флейшер проявляет себя направление «гэг», какие были основные приемы, которые так хорошо работали для захвата внимания зрителя. Планируется пронаблюдать за тем, к чему пришла изобретательность и находчивость художников анимации от каких-то более простых физических деформаций тела и движений мимики, до целых разнообразных сцен с музыкальным и звуковым сопровождением.

Исследование сосредоточено на анализе видов гэгов, используемых в анимации: визуальных и аудиальных. В визуальные входят гэги, завязанные на анимации внутри сцены, эмоциях и мимики героев, физических изменениях и деформациях, а также гэги, связанные с окружающей средой и за границами анимационного кадра. К аудиальным относятся звуковые эффекты, голосовые реакциями и музыкальное сопровождение.

Визуальные гэги

Визуальные гэги основываются на изобразительных элементах, мимике, жестах персонажей, необычных ситуациях или предметах. Часто эти гэги понятны без слов. То есть это короткая, часто острохарактерная визуальная шутка или комический приём, возникающий вследствие необычного, неожиданного или абсурдного сочетания элементов изображения.

«Прыгающие бобы» / 1922 / Макс Флейшер

Гэги с гипертрофированными реакциями на различные ситуации (например: чрезмерное удивление, страх, радость, боль) усиливаются до комического уровня. Клоун Коко испытает не просто страх, а всепоглощающий ужас, охватывающий его до самых костей, что нам и иллюстрирует в анимации автор работы. Затем Коко молится и прыгает вниз, рискуя жизнью, чтобы скорее избавиться от этого кошмара и не остаться в мире с злым чудовищем.

Original size 1440x1080

«Прыгающие бобы» / 1922 / Макс Флейшер

Коко, упав с огромной высоты, впечатывается в землю и пробивает её — тем самым Флейшер создает комический эффект. Герой поднимается, используя лестницу, так потом еще и достаёт землю, выравнивая её с основным уровнем поверхности.

Original size 966x720

«Назойливая муха» / 1919 / Макс Флейшер

Над Коко появляются летающие звезды от сильного удара. Если вы однажды сильно ударялись головой, то должны знать это чувство. Автор изображает даже луну, парящую нам нашим героем. Данная ассоциация и прием до сих пор используются в анимации.

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Original size 1920x1080

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Ещё одна необычная ситуация — герой в истории «Головокружительные блюда» настолько проголодался и не мог ждать, когда приготовят и принесут его блюда, что посолил тарелки и съел их, словно это багет с какой-то начинкой. А потом перешел и к столу, оторвав часть, будто это куриная ножка, а не ножка стола. Брови у него сдвинуты к переносице, что создает злое выражение лица.

Original size 992x720

«Мудрые мухи» / 1930 / Студия Флейшер

У жены паучка глаза широко расходятся и тут же почти выпрыгивают из орбит, она злится и показывает свой оскал. Прическа растягивается и из неё начинают торчать волосы в разные стороны. Всем своим видом она показывает как шокированная и недовольна.

«Мудрые мухи» / 1930 / Студия Флейшер

Сам паучок поет песню мухе и плачет в свою шляпу, из которой потом выпрыгивают танцующие рыбы. Автор изображает гипертрофированное количество слез, благодаря которым образовывается целый пруд с рыбами.

Original size 1920x1080

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Режиссеры придают героям много гротеска и выразительности. Особенно в силу того, что в их работах на тот момент еще не было звука, персонаж должен был общаться со зрителем понятными жестами, через пантомиму.

Original size 1920x500

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Создается ситуация, которая вызывает ожидаемое развитие, но внезапно меняется и развивается максимально нестандартно и необычно. Ломается не нитка, а сам нож, что в реальном мире вовсе не возможно.

Гэги с предметами и окружающей средой

Гэги с предметами и окружающей средой — это юмористические ситуации, в которых предметы, инструменты или окружающая среда используются необычно, неожиданно или абсурдно для создания комического эффекта. Герой взаимодействует с предметами, либо они оказывают какое-то воздействие на него.

«Назойливая муха» / 1919 / Макс Флейшер «Младший брат клоуна» / 1920 / Макс Флейшер

Здесь показано взаимодействие с животными из реального мира. Гэг отлично справляется со своей функцией так как каждый из нас попадал в ситуацию, когда нам мешала муха, либо мы игрались с котом. Подобная параллель не может не вызывать улыбку зрителя.

В «Назойливой мухе» повторяются циклы попыток героя поймать насекомое, которое успешно ускользает, что усиливает комический эффект.

«Назойливая муха» / 1919 / Макс Флейшер

Персонаж и автор находятся в разных плоскостях, но это не мешает им взаимодействовать. Крутясь, клоун разбрасывает краску, которая попадает на лицо создателя. Затем клоун вовсе разрывает бумагу и «выходит» из нее в наш, уже реальный мир.

Original size 1440x1080

«Прыгающие бобы» / 1922 / Макс Флейшер

Клоны клоуна Коко, созданные под воздействием агрессии и ненависти к создателю, перевязали последнего веревками, чтобы отомстить. Художники отлично изобразили анимацию клонов и веревку, что порой наш мозг даже смешивает два мира: рисованный и реальный.

Физические гэги

Original size 1920x1080

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Физические гэги — это юмор, основанный на преувеличенных физических реакциях и движениях: персонажи растягиваются, сжимаются, прыгают, летают, разбиваются о препятствия. Физические гэги легко воспринимаются зрительно, вызывают смех благодаря своей неожиданности и преувеличенности. Эти приемы особенно популярны у мультфильмов и комедийных актёров, потому что позволяют ярко и просто передать смешной момент.

Original size 640x480

«Китаец» / 1920 / Макс Флейшер

Китаец и Коко в этой истории оба очень живые и озорные ребята, которые то дерутся, то бегают друг за другом. За их, как будто бы даже детской, шалостью очень интересно наблюдать. Засчет деформации тела (растягивания и сплющивания) создается комичный эффект.

«Младший брат клоуна» / 1920 / Макс Флейшер

Какое-либо искажение тела, наверное, является основным приемом в данном блоке. Шея брата Коко растягивается, превращаясь в абсурдную форму в виде утки. Колпак малыша еще сильнее увеличивает эффект, превращаясь в клюв животного.

«Китаец» / 1920 / Макс Флейшер

В таких моментах полностью отсутствует физика, зато действия с еще большей гиперболизацией передают атмосферу драки.

Original size 1300x550

«Сельские танцы» / 1929 / Студия Флейшер

Флейшеры постоянно используют метаморфозы и наделяют героев уникальной гибкостью. Рисунки живые, плавные и эмоционально окрашенные, за ними никогда не скучно наблюдать.

Аудиовизуальные гэги

«Прыгающие бобы» / 1922 / Студия Флейшер

Потихоньку Флейшеры добавляют текст в своих произведениях, чтобы более цельно выстроить сюжетную линию. Диалогические гэги — их основой являются забавные или неожиданные реплики персонажей. Такие гэги требуют наличия диалогов и работают через юмор слов. Например: остроумная шутка, каламбур или ироничный комментарий.

«Китаец» / 1920 / Макс Флейшер

Текстовые эмоции в последствии преобразовываются в реальные звуки, которые сопровождают действия героев: взрывы, ругань и возмущения, смех и заигрывание. Например: звуковой эффект «бац!», когда персонаж кому-то случайно зацепил или ударил.

Original size 1920x400

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Пока из звуковых приемов используется только музыкальное сопровождение и звуки, имеющие описательный характер действий — хлопки, топот, возмущение, крик, плач. Еще нет полноценных, выстроенных диалогов, но благодаря звуку кадр выглядит более живым, активным и, впоследствии, еще более комичным.

Герой настолько зол, что не выдерживает и бросает в клиента тарелки. Этот эпизод сопровождается звуками летящих и разбивающихся тарелок, а также слышно неразборчивое бормотание главного персонажа.

Original size 1920x1080

«Головокружительные блюда» / 1930 / Студия Флейшер

Бетти Буп — типичный пример женского персонажа в классической анимации того времени, исполненного в стиле «смешной глупости» и комического преувеличения. Она является одним из самых популярных героев и помогает разнообразить мультфильмы, добавляя лёгкий и комичный элемент. Она поет для Бимбо, довольно вызывающе себя ведет, вытягивает лицо, губы — у неё активная и завлекающая мимика. Бетти в истории все также не имеет членораздельную речь, но объединение её вокала и визуальной составляющей все равно оставляет неизгладимое впечатление со стороны зрителя.

Заключение

Братья Флейшеры — это не только изобретатели и художники, но и коллеги, которые постоянно раздвигали границы возможного в анимации. Их работы и методы влияния на зрителя, особенно через такие приемы, как гэги, оказали значительное влияние на последующие поколения мультипликаторов и студии, включая Disney и Warner Bros. Они по сей день продолжают вдохновлять новые поколения, напоминая, что настоящие инновации начинаются с идеи и страсти к своему делу.

Братья Флейшеры были сосредоточены на технической стороне и использовании гэгов, зачастую игнорируя проработку сюжетной линии. Некоторые их сюжеты могли так и остаться незавершенными или оборваться, что не могло не сказаться на работе их студии. По моему мнению, в работах Флейшеров лучше всего работают гэги, и по сей день заставляют всех нас улыбаться, смотря на различные комичные эпизоды и героев.

Bibliography
Show
1.

The Story Of Fleischer Studios//Сайт «thisisloremipsum.com» (URL: https://thisisloremipsum.com/post/the-story-of-fleischer-studios). Просмотрено: 14.11.2025.

2.

В тени Диснея… // Сайт «media.2×2tv.ru» (URL: https://media.2x2tv.ru/rotoskop-moryak-popai/?ysclid=mibtwcyfu6595438637). Просмотрено: 15.11.2025.

3.

Флейшер, Макс// Сайт «ruwiki.ru» (URL: https//ru.ruwiki.ru/wiki/Флейшер, _Макс). Просмотрено: 14.11.2025.

4.

Max Fleischer Universe: Brother Dave Fleischer//Сайт «www.classicmoviehub.com/» (URL: https://www.classicmoviehub.com/blog/max-fleischer-universe-brother-dave-fleischer/). Просмотрено: 16.11.2025.

Image sources
1.

Сельские танцы (1929) — Мультфильм // URL: https://ya.ru/video/preview/7090713300200991683 (Просмотрено: 19.11.2025).

2.

The Tantalizing Fly (Max Fleischer, 1919) // URL: https://yandex.ru/video/preview/10819347924815295719 (Просмотрено: 20.11.2025).

3.

The Chinaman (Fleischer, 1920) Clip // URL: https://ya.ru/video/preview/3539562270505037500 (Просмотрено: 20.11.2025).

Разновидности гэгов в работах Флейшеров до 1930 г.