Original size 1140x1600

Эволюция технологий создания кораблей в кинематографе

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Миниатюрные модели • Титаник (1997) • Кинг-Конг (2005) • Пираты карибского моря: На краю света (2007) 3. CGI • Мушкетеры» (2011) • Пираты карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017) 4. Заключение

Концепция

В кинематографе, посвященном приключенческой тематике, действия часто происходят на кораблях. При съемке таких фильмов широко применяют миниатюрные модели для создания реалистичных эпизодов: морских и космических путешествий, батальных сцен и кораблекрушений. Такие модели позволяют создать детализированные и реалистичные изображения кораблей, которые выглядят правдоподобно в кадре. Их снимают в реальных локациях (на водной глади) или в студийных условиях. Тщательно выполненные физические модели при грамотной постановке света и выборе ракурса позволяли добиться впечатляющего реализма. Взаимодействие с настоящими стихиями — водой, огнем или взрывами — зачастую выглядело убедительнее, чем первые компьютерные спецэффекты.

При съёмке морских сцен применяли специальные водные резервуары. Модели кораблей управлялись посредством тросов, а для имитации волн использовали аэраторы и иные механические устройства. Чтобы передать ощущение масштаба движения, прибегали к высокоскоростной съёмке. Для достижения визуальной целостности моделирование часто применяют с другими техниками. Например, совмещение с кадрами, снятыми в натуре, или же с дорисовкой заднего плана. Такой способ позволяет воссоздавать масштабные и сложные сцены, которые невозможно или чрезмерно затратно снимать с полноразмерными объектами, что делает его важным инструментом в работе режиссеров и дает возможность получить убедительные визуальные эффекты.

Компьютерная графика в современном кинематографе играет важную роль в создании фильмов и позволяет воплотить в жизнь самые смелые фантазии. С использованием CGI‑моделей существенно расширяются творческие и технические возможности. Технология позволяет: оперативно вносить правки в визуальные элементы; масштабировать объекты без потери качества; генерировать динамичные сцены, недостижимые при применении классических методов съемки и моделирования. Это дает режиссерам свободу для реализации амбициозных идей, обеспечивает фильмам многомиллиардные кассовые сборы и дарит зрителям незабываемые впечатления. Благодаря CGI картины поражают зрителя реалистичными спецэффектами.

В рамках исследования рассмотрены фильмы, где корабли создаются с помощью моделей, спецэффектов или визуальных технологий. Работа состоит из двух частей: в первой анализируются картины с миниатюрными моделями судов, во второй — где корабли создаются средствами компьютерной графики. Основной вопрос исследования: «Как появление компьютерной графики изменило способы изображения кораблей в кино?»

Миниатюрные модели

Миниатюрные модели представляют собой одни из наиболее ранних специальных эффектов в истории кинематографа. Они продолжают активно использоваться и в современной киноиндустрии, причем часто в сочетании с новейшими цифровыми технологиями.

В процессе кинопроизводства широко применялась методика создания визуальной иллюзии крупногабаритных кораблей посредством съемки их масштабированных моделей с последующей коррекцией перспективного построения кадра. Данный метод позволял избежать затрат на аренду или изготовление полноразмерного судна для нужд кинопроизводства.

Титаник (1997)

0

Кадр из фильма «Титаник» (1997) Режиссер: Джеймс Кэмерон. Супервайзер специальных эффектов: Дональд Пеннингтон

Ярким примером использования миниатюрных моделей в кино служит фильм «Титаник» (1997) Джеймса Кэмерона. Фильм получил 11 премий «Оскар». Одна из них за лучшие визуальные эффекты. При съёмках фильма главным реквизитом выступали макеты «Титаника» и его помещений, созданные в разных масштабах. Модели изготавливались предельно точно — по оригинальным чертежам судна и с использованием настоящих предметов интерьера.

0

Создание самого большого макета лайнера / «Титаник» (1997)

Основная часть съемок проходила в Мексике. На побережье возвели специализированную студию с гигантским бассейном, где разместили почти полноразмерный макет лайнера длиной 231 м. Чертежи для постройки предоставила верфь Harland and Wolff — именно она спустила оригинальный «Титаник» на воду в 1912 году. Чтобы сократить расходы, носовую часть и левый борт лайнера не строили физически — её добавляли в кадр с помощью компьютерной графики.

Original size 852x479

Кадр из фильма /«Титаник» (1997)

Original size 678x465

Процесс съемки большого макета корабля / «Титаник» (1997)

0

Создание одной из миниатюрной модели лайнера / «Титаник» (1997)

Для съемок создали несколько масштабных макетов судна, а также почти полноразмерную копию палубы. Модель корабля в пропорции 1:8 — воспроизводила лишь половину судна (от центральной части до кормы). И специально конструировалась так, чтобы ее можно было многократно затапливать. Всего для фильма создали четыре модели корабля, самая компактная из которых имела длину около 7 м.

Original size 918x459

Фото съемок миниатюрной модели / «Титаник» (1997)

Также отдельно были построены носовая часть корабля и несколько кормовых частей корабля. Для визуализации драматичного момента разлома корабля при крушении применялись макеты уменьшенного размера и технология хромакея.

Original size 1280x720

Сцена разрушения Титаника. Закадровая съемка и финальный результат.

Кинг-конг (2005)

Original size 708x641

Кадр из фильма «Кинг-конг» (2005) Режиссер: Питер Джексон. Супервайзер визуальных эффектов: Джо Леттери. Старший супервайзер визуальных эффектов: Стивен Розенбаум.

Компания Industrial Light and Magic (ILM) отвечала за большую часть визуальных эффектов. Эпический фильм Питера Джексона получил три премии «Оскар» за лучший звук, лучший монтаж звука и лучшие визуальные эффекты. Для роли корабля «Venture», на котором герои отправляются в путешествие, выбрали голландское судно Manuia (1956 г.). После незначительной переделки палуб оно стало одной из пяти «версий» корабля в фильме: собственно судно Manuia; две миниатюрные модели (основная — в масштабе 1:12, вторая — для дальних планов); цифровая модель от WETA Digital; полноразмерный макет у студии.

0

Фото корабля «Venture» / «Кинг-конг» (2005)

Original size 703x466

Фото на фоне корабля «Venture» / «Кинг-конг» (2005)

Для съемок морских сцен кинематографисты задействовали четырехметровый макет судна «Вентура» в масштабе 1 к 12, построенный мастерами Weta Workshop, которые оснастили модель гидравликой и подключили к системе моушн-контрол для имитации качки.

Original size 702x469

Модель судна «Вентура». Фото со съемок. / «Кинг-конг» (2005)

0

Фото кадров из фильма / «Кинг-конг» (2005)

Основную часть сцен с SS Venture снимали на специально построенной полноразмерной палубе, размещенной на парковке Camperdown Studio. Крупные и средние планы с актерами снимались на палубах в частично построенной декорации корабля. Там, где декорация заканчивалась на выручку приходил макет, снятый под нужным ракурсом. На этапе постобработки к снятому материалу применили технологию зеленого экрана и встроили цифровое изображение океана.

Original size 704x463

Фото съемок на палубе / «Кинг-конг» (2005)

Пираты Карибского моря: На краю Света (2007)

Original size 1122x463

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007) Режиссер: Гор Вербински. Супервайзер по визуальным эффектам: Эрик Нэш. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Фрейзер.

Яркий пример использования моделей кораблей в приключенческой кинофраншизе «Пираты Карибского моря». Основой для новой «Жемчужины» послужила 35‑метровая дизельная лодка, к которой прикрепили декоративные панели, воспроизводящие силуэт судна XVIII века. Чтобы обеспечить динамичное маневрирование, на носовой части смонтировали дополнительный двигатель. Для съёмок макетов «Чёрной жемчужины» и «Летучего голландца» задействовали высокотехнологичные подвижные платформы: корабли были приподняты на 4,5 м и каждый поставлен на две опоры (на носу и на корме). За счёт регулировки опор достигался эффект натуральной качки: вертикальные колебания точно воспроизводили движение корабля в океанских водах. Управление платформами и опорами осуществлялось с помощью компьютерной системы.

0

Макеты «Чёрной жемчужины» и «Летучего голландца». Фото съемок / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007) Раскачивание макета «Чёрной жемчужины». Фото съемок / «Пираты Карибского моря: На кра

Original size 1125x454

Кадр из фильма. «Чёрная жемчужина» / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

Несмотря на преобладание полноразмерных кораблей в кадре, сложные сцены требовали использования миниатюрных моделей. Корабль «The Endeavour», ещё один флагман, был частично построен на Багамских островах — недостающие элементы доработали при помощи компьютерной графики. Эта модель была взорвана, чтобы снять кульминацию, когда «Чёрная жемчужина» и «Летучий голландец» уничтожают «The Endeavour».

0

Создание модели корабля «The Endeavour» / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

Original size 795x476

Кадр из фильма. «The Endeavour» / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

Original size 426x284

Финальная сцена фильма. Создание кадра. / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

Также для съемок была построена миниатюра корабля «Императрица» — флагман пиратского барона Южно-Китайского моря Сяо Фэнь. Корабль представляет собой разновидность китайской джонки, что наглядно прослеживается в особенностях его архитектурного облика.

Original size 760x550

Фото миниатюрной модели «Императрицы» / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

Original size 648x434

Фото создания кадра. «Императрица» / «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)

CGI

История компьютерной анимации кораблей началась с появления первых трёхмерных моделей. В 1970‑х годах технологии развились настолько, что стало возможным создавать более сложные 3D‑модели кораблей для кино. Современные технологии позволяют создавать реалистичные 3D‑модели с детализированными текстурами и анимацией, активно используемые в кинематографе.

Мушкетеры (2011)

Original size 822x463

Кадр из фильма «Мушкетеры» (2011) Режиссер: Пол Уильям Скотт Андерсон. Супервайзер по визуальным эффектам: Майкл Йэтс. Супервайзер по цифровым эффектам: Эрик Робинсон.

В 2011 году на экраны вышел фильм «Мушкетеры», в котором большое количество сцен с применением компьютерной графики (CGI). Основную работу по созданию визуальных эффектов выполнила студия Mr. X Inc. По мнению супервайзера по цифровым эффектам Эрика Робинсона, сложность многих полностью компьютерных кадров в «Трёх мушкетёрах» была выше, чем в любом другом проекте, за который их команда бралась ранее. Прикрепить карточку Сцены с дирижаблями, которые выполняют в картине функцию традиционных кораблей, создавались с использованием комплексного подхода: сочетались компьютерная графика (CGI), миниатюрные модели и съемки на зеленом экране.

Процесс анимации и финальный кадр / «Мушкетеры» (2011)

Процесс анимации и финальный кадр / «Мушкетеры» (2011)

Особую сложность для команды представляла визуализация дирижаблей, которые по сюжету были созданы по чертежам Леонардо да Винчи. Разработка проекта дирижабля велась на основе трёх источников: сначала художественный отдел подготовил концепции, затем на их базе изготовили масштабные макеты. Параллельно для съёмок сцен на корабле возвели фрагмент палубы, а анимацию и крупные планы выполнили с помощью компьютерной графики. Большинство дирижаблей, особенно в сценах воздушных сражений, были созданы также с помощью компьютерной графики.

Процесс анимации и финальный кадр / «Мушкетеры» (2011)

Финальные кадры с армадой кораблей и дирижаблей — это результат сложной работы путем интеграции цифровых моделей и фрагментов реальных съёмок., что позволило создать масштабные и динамичные воздушные баталии:

Процесс анимации и финальный кадр / «Мушкетеры» (2011)

Пираты карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки (2017)

Original size 994x561

Кадр из фильма «Пираты карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017) Режиссеры: Йоаким Рённинг, Эспен Сандберг Супервайзеры визуальных эффектов: Гарри Брозенич, Шелдон Стопсак, Патрик Ледд

В заключительной части кинофраншизы полноразмерный корабль не строился: использовался небольшой макет, который впоследствии доработали с помощью компьютерной графики и визуально увеличили.

0

Кадр с использованием VFX, процесс создания «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017)

Компьютерная графика потребовалась практически во всех сценах фильма. Команда студии визуальных эффектов MPC работала над созданием эффектов, включая эпические морские сражения. Сложность и разнообразие работы требовали от отдела разработки и дизайна MPC создания новых инструментов. Это был колоссальный командный труд, занявший более двух лет и в котором приняли участие более 700 художников и съёмочная группа. В фильме использовали макет корабля, дополненный компьютерной графикой. Сцена «подъёма корабля на воду» также создана посредством CGI‑эффектов — в реальности показанная в фильме локация была пустой.

Original size 808x332

Процесс создания кадра

Original size 900x636

Процесс создания кадра с помощью CGI / «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017)

В результате значительная часть съёмок выполнена не в морских условиях и не на реальном судне, а с применением цифровых технологий.

0

Процесс создания корабля с помощью графики / «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017)

Заключение

Миниатюрные модели являются проверенным методом для создания реалистичных визуальных эффектов в кино, особенно в жанрах, связанных с морем и космосом. В некоторых случаях создание таких моделей оказывалось более дешевым, чем создание сложной компьютерной модели и ее интеграция в кадр, особенно для малобюджетных фильмов. Использование CGI в кино позволяет увеличивать разнообразие сюжетов, охватывая любые фантастические и научно-фантастические темы. Анимация и графика становятся все более сложными и детализированными, что способствует созданию непревзойденного визуального опыта. В результате, современные фильмы становятся не просто историей, а настоящим визуальным спектаклем, захватывающим внимание зрителей по всему миру.

На современном этапе развития кинематографа миниатюры не утратили своей значимости, а, напротив, нашли новое применение в симбиозе с компьютерными технологиями. Физические макеты выступают в качестве исходного материала для процедур цифрового сканирования либо используются при конструировании гибридных визуальных решений, предполагающих комбинирование реальных и виртуальных элементов.

Bibliography
Show
1.

Полный актерский состав и съемочная группа, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.imdb.com/title/tt0120338/fullcredits/?ref_=tt_cst_sm (дата обращения: 17.11.2025)

2.

Cinefex 1997, № 72, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://archive.org/details/CineFex_1997 (дата обращения: 17.11.2025)

3.

TITANIC, the Model, by Richard Barrie, Epoxyworks, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.epoxyworks.com/titanic-the-model/ (дата обращения: 17.11.2025)

4.

The Making of Titanic-On the Set of James Cameron’s Epic, by Kyle Deguzman, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.studiobinder.com/blog/the-making-of-titanic-movie/ (дата обращения: 17.11.2025)

5.

Как снимали фильм «Титаник»: фото, видео и интересные факты о съемках, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://istorik.net/156-kak-snimali-titanik.html#google_vignette (дата обращения: 17.11.2025)

6.

Как снимали фильм «Титаник», (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.vologda.kp.ru/daily/26173/3062356/ (дата обращения: 17.11.2025)

7.

13 фильмов, в которых для создания массивных сооружений использовались миниатюры / Илья Тихонов, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://twizz.ru/13-filmov-kotoryx-sozdaniya-massivnyx-sooruzhenij-635473/ (дата обращения: 17.11.2025)

8.

Как «Титаник» стал самым кассовым фильмом своего времени / Андрей Егупец, Коммерсантъ, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5646071 (дата обращения: 17.11.2025)

9.

Киноистория великого кораблекрушения: как снимали легендарный фильм «Титаник» / Оксана Полякова, Вокруг света, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/articles/kinoistoriya-velikogo-korablekrusheniya-kak-snimali-legendarnyi-film-titanik-id1013853/ (дата обращения: 17.11.2025)

10.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VyFyTE4dtuE (дата обращения: 17.11.2025)

11.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fTA4OxSftHc (дата обращения: 17.11.2025)

12.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://pikabu.ru/story/miniatyuryi_v_kino_8075351 (дата обращения: 17.11.2025)

13.

«Кинг Конг»: спецэффекты в фильме / Дмитрий Мороз /3Dnews, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://3dnews.ru/174569 (дата обращения: 17.11.2025)

14.

CineFex 2006, № 104, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://archive.org/details/cinefex_2006/CineFex%202006%20No%20104%20cover.jpg (дата обращения: 17.11.2025)

15.

Информация о фильме: награды (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/30344/annot/ (дата обращения: 17.11.2025)

16.

Съемки, визуальные эффекты, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B3_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC, _2005) (дата обращения: 17.11.2025)

17.

Industrial Light & Magic, ILM, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.ilm.com/about/ (фото), (дата обращения: 18.11.2025)

18.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.reddit.com/r/piratesofthecaribbean/comments/1di77ne/the_incredible_miniatures_of_pirates_of_the/?tl=ru (дата обращения: 18.11.2025)

19.

За кадром «Пираты Карибского моря: На краю Света» / MariDarrell / pikabu, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://pikabu.ru/story/za_kadrompiratyi_karibskogo_morya_na_krayu_sveta_6367659, (дата обращения: 18.11.2025)

20.

Пираты на краю света: Сундук со спецэффектами / Мария Белиловская / TechInsider, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.techinsider.ru/technologies/6527-piraty-na-krayu-sveta-sunduk-so-spetseffektami/ (дата обращения: 18.11.2025)

21.

Как снимали фильмы «Пираты Карибского моря» / Александр Герасимов / Видеомонтаж, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://video-editor.su/kak-snimali-filmi-piraty-karibskogo-morya.php, (дата обращения: 18.11.2025)

22.

«Пираты Карибского моря»: какие корабли снимались в фильме? / Олег Хок / ScanMarine, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://scanmarine.ru/piraty-karibskogo-morya-kakie-korabli-snimalis-v-filme/, (дата обращения: 18.11.2025)

23.

CineFex 2007, № 110, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://archive.org/details/cinefex_2007, (дата обращения: 18.11.2025)

24.

THE THREE MUSKETEERS, by Adriene Hurst, Digital Media World, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.digitalmediaworld.tv/in-depth/the-three-musketeers#: ~:text=Scaling%20in%20Stereo& text=Their%20experience%20from%20a%20previous, layers%20of%20clouds%20onto%20geometry. (дата обращения: 19.11.2025)

25.

THE THREE MUSKETEERS, by Adriene Hurst, Digital Media World, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.digitalmediaworld.tv/in-depth/the-three-musketeers?start=1 (дата обращения: 19.11.2025)

26.

THE THREE MUSKETEERS, MR.X, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://mrxfx.com/new_releases/the-three-musketeers/ (дата обращения: 19.11.2025)

27.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Three_Musketeers_(2011_film)#: ~:text=It%20stars%20Matthew%20Macfadyen%2C%20Logan, novel%20with%20clock%2Dpunk%20elements. (дата обращения: 19.11.2025)

28.

CineFex 2017, № 151, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://archive.org/details/cinefex_2017/Cinefex_156_Masthead_2x.jpg (дата обращения: 19.11.2025)

29.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.artofvfx.com/pirates-of-the-caribbean-dead-men-tell-no-tales-gary-brozenich-production-vfx-supervisor-mpc/ (дата обращения: 19.11.2025)

30.

Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl, Industrial Light & Magic, ILM, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.ilm.com/vfx/pirates-of-the-caribbean-the-curse-of-the-black-pearl/) (дата обращения: 19.11.2025)

31.

Dead Men Tell No Tales DP on how They Made the Splashiest Pirates Film of All Time, by Kelle Long, Motion Picture Association, Inc., (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.motionpictures.org/2017/05/dead-men-tell-no-tales-dp-how-they-made-splashiest-pirates-film-all-time/ (дата обращения: 19.11.2025)

Image sources
Show
1.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://imgur.com/a/k6deH (дата обращения: 17.11.2025)

2.

Фото кадров из фильма и кадры съемок, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/2213/stills/page/5/ (дата обращения: 17.11.2025)

3.

(Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/articles/kinoistoriya-velikogo-korablekrusheniya-kak-snimali-legendarnyi-film-titanik-id1013853/ (дата обращения: 17.11.2025)

4.

https://www.youtube.com/watch?v=fTA4OxSftHc (дата обращения: 17.11.2025)

5.

https://www.youtube.com/watch?v=sEyGyPcKWZ4 (дата обращения: 17.11.2025)

6.

https://www.youtube.com/watch?v=JjX2gwGEWeI (дата обращения: 17.11.2025)

7.

https://www.youtube.com/watch?v=iVdXX0xM3t4 (дата обращения: 17.11.2025)

8.

https://www.youtube.com/watch?v=kOap9R6Hwxs (дата обращения: 17.11.2025)

9.

https://www.youtube.com/watch?v=6bYDf7YnnCY (дата обращения: 17.11.2025)

10.

https://www.youtube.com/watch?v=QgLOSZhNRVc&t=1152s (дата обращения: 17.11.2025)

11.

CineFex 2006, № 104, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://archive.org/details/cinefex_2006/CineFex%202006%20No%20104%20cover.jpg (дата обращения: 17.11.2025)

12.

Фото кадров из фильма и кадры съемок, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/5908/shooting/page/2/ (дата обращения: 17.11.2025)

13.

https://www.youtube.com/watch?v=SFFqfLVw3X4&t=10s (дата обращения: 17.11.2025)

14.

https://www.youtube.com/watch?v=2zNS7-0JxtY (дата обращения: 17.11.2025)

15.

https://www.youtube.com/watch?v=JynQoFca8CQ&t=86s (дата обращения: 17.11.2025)

16.

CineFex 2007, № 110, (Электронный ресурс). Режим доступа: https://archive.org/details/cinefex_2007, (дата обращения: 18.11.2025)

17.

https://www.youtube.com/watch?v=rd6NaYKq2Bk (дата обращения: 18.11.2025)

18.

https://www.youtube.com/watch?v=urvcYSpiwQA&t=188s (дата обращения: 18.11.2025)

19.

https://www.youtube.com/watch?v=iL8LkSPpy64 (дата обращения: 18.11.2025)

20.

https://www.youtube.com/watch?v=fSVf_0j9_Og (дата обращения: 18.11.2025)

21.

https://www.youtube.com/watch?v=rd6NaYKq2Bk (дата обращения: 18.11.2025)

22.

https://www.youtube.com/watch?v=OYtGlriNO6c (дата обращения: 18.11.2025)

23.

https://www.youtube.com/watch?v=cYCaIsJOSpY (дата обращения: 18.11.2025)

24.

https://www.fxguide.com/wp- content/uploads/2011/10/RF880_FINAL.28543.jpg (дата обращения: 18.11.2025)

25.26.27.28.

https://www.youtube.com/watch?v=C6hjrwTHF4U (дата обращения: 18.11.2025)

29.

https://www.youtube.com/watch?v=SYbWyTLAUgQ (дата обращения: 18.11.2025)

Эволюция технологий создания кораблей в кинематографе