Original size 1140x1448

Дионисийское в фильмах Ари Астера

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Дионисизм

post

Дионисийское начало — это понятие, придуманное Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки». Это идея об иррациональном искусстве, полном хаоса, чувств, инстинктов и безумия. В ней кроется опьянение, протест, страсть и жизнь. Она является противоположностью аполлонического начала, которым является порядок, гармония и логика. Несмотря на то, что человеку свойственно планировать жизнь, нужно уметь получать удовольствие от неожиданных поворотов судьбы и уметь справляться с глубокими эмоциональными переживаниями.

big
Original size 1924x1040

Внутри каждого происходит борьба этих двух сил. Многие люди пытаются выглядеть бесчувственными и успешными машинами, которых не сломать. Другие, наоборот, не стремятся к типичным символам успеха, а живут в потоке. Но обе стороны, как бы не пытались добиться спокойствия через отрицание чувств или избавления от эго, не могут справиться с одной из сильнейших эмоций — страхом.

post

Ари Астер — современный режиссёр и сценарист, известный фильмами в жанре ужасов. Он специализируется на медленных хоррорах, в которых зрителя не спускают с крючка. В таком кино нет момента, где можно выдохнуть, оно медленно делает происходящее на экране всё более и более неприятным, тяжелым, пугающим.

big
Original size 1472x828
post

Каждый фильм режиссёра вызывает у зрителей паранойю через необычные цветовые решения, неочевидных персонажей и удивительные сюжетные повороты. Признаки дионисийского начала, такие как инстинктивность, эмоциональность, хаос, делают просмотр ярче и жестче.

Солнцестояние

Original size 1280x640

Солнцестояние — самый известный фильм режиссёра. Главная героиня, студентка Дани, теряет семью. Из-за её эмоционального состояния её парень, Кристиан, хочет с ней расстаться, но боится принимать серьезное решение в тяжелый для неё момент. Вместе с другими студентами пара едет в общину Хоргу в Швецию, чтобы узнать больше о праздновании солнцестояния. С праздника не вернется ни один из них.

Я снял отталкивающий фильм, у которого главная цель — глубоко расстроить зрителя.

Первое, что начинает сводить с ума зрителя, — это яркий солнечный свет на протяжении всего фильма. Цветокорекция ослепляет, поэтому вместе с героями мы перестаём ясно воспринимать течение времени, а глаза начинают болеть без отдыха.

Все участники праздника проводят его опьяненными неизвестными настойками и грибами. Это приводит к галлюцинациям и отсутствию адекватного восприятия реальности. Грань между нормальным и ненормальным медленно исчезает, как пропадает вера в собственные суждения.

На протяжении всего фильма нормализуются убийства. Первым убийством становится ритуал смерти стариков. Только главные герои, будучи гостями, впадают в шок от мужчины, осознанно и даже радостно спрыгнувшего со скалы. Затем община убивает всех гостей, кроме главной пары, за излишнее любопытство или попытки покинуть праздник. Выжившие пытаются разобраться в ситуации, но их постоянно отвлекают эмоциональными ритуалами. Например, Дани участвует в конкурсе танцев на выносливость, выигрывает и становится майской королевой.

Кульминацией становится сцена пира, с которой уводят обоих выживших. Главную героиню катают на колеснице, а Кристиана уводят на ритуал, где заставляют заниматься сексом с юной девушкой из общины. Дани видит происходящее, начинается истерика, к которой присоединяются женщины из общины. Они громко горюют вместе, поддерживая плачь, кричат. Звуки слез оглушают зрителя.

post

В конце перед Дани стоит выбор между убийством случайного члена общины и Кристиана. Она выбирает не местных, которые избавились от всех её друзей, а парня. В момент смерти героиня сначала пугается, а потом осознает, что вместо полного боли прошлого её ждёт счастливое настоящее, где она нашла новую семью, полную любви и принятия.

Original size 1280x640

В течение всего фильма герои теряют связь с реальностью. Они попадают в страшную сказку, из которой не выбраться. Традиция оказывается способом завлечь травмированных людей в безумный культ, где, отрёкшись от мирских проблем и правил, можно жить слепо и счастливо.

Все страхи Бо

Original size 1924x1040

«Все страхи Бо» — это фильм, к которому режиссёр стремился изначально. «Реинкарнация» и «Солнцестояние» с простыми логлайнами позволили Ари Астеру получить репутацию, благодаря которой ему дали возможность снять дорогой фильм мечты.

Бо болеет тревожным расстройством, поэтому становится ненадёжным рассказчиком. Герой ходит к психиатру, где жалуется на мать. Ему прописывают таблетки от тревоги, которые обязательно нужно запивать водой. Дома он узнает, что его мать умерла.

post

Случается паническая атака, ему нужно ехать на похороны, он глотает таблетку, нет воды, ключи от дома потеряны, надо бежать в магазин, оставив дверь открытой, на улице люди больше похожи на зомби, и хотят его убить, он не взял с собой деньги за воду, из-за кражи его хотят пристрелить, в квартире оказываются люди с улицы, по телефону родственники обвиняют его в том, что он не может приехать вовремя.

Это самое правдивое описание паранойи в кино. Одно простой страх превращает жизнь в катастрофу. Зритель не понимает, где реальность мира фильма, а где — фантазии героя из-за панической атаки.

Original size 1924x1040

Затем героя обманывают соседи, которые обещали вот-вот и отвезти Бо на похороны, но каждый раз поездка откладывается. Предательство утяжеляется злостью дочери соседей, которая злится на повышенное внимание к гостю, которому отдают её комнату, и она выпивает токсичную краску. Сюрреалистичная ситуация отягощает чувство вины и угрозы Бо, и он идёт на похороны пешком, убегая от отца семейства, желающего его убить.

post

Дорога напоминает красочную поделку. По пути он попадает в театр, где все актёры играют его, а спектакль — это его жизнь.

«Если ты родился человеком, это уже хоррор»

Original size 1924x1040

Между сценами Бо видит сцены своего детства, точнее, первую влюбленность. Через неё зритель узнает проклятье героя — все мужчины в семье умерли во время секса, поэтому ему нельзя иметь детей и отношения.

post

Герой опоздал на похороны. Ему включают их съемку, где все говорят не об умершей, а о нём. Зато Бо встречает свою возлюбленную и занимается с ней сексом, но не умирает. Оказывается, мать жива, и она придумала всю его жизнь.

Все предметы его дома, все люди, психотерапия, вся его жизнь — её задумка. Мать знает всё, и она винит его за провал.

Original size 1924x1040

Бо встречает живого отца, который стал монстром, на чердаке. Герой не может это пережить и убивает мать. Но он не может достучаться до адвоката.

Эддингтон

«Эддингтон» — это самый реалистичный фильм Ари Астера. В нём обсуждаются современные проблемы: COVID-19, Black Lives Matter и влияние интернета на жизнь.

Первая половина фильма описывает политику в небольшом городке в Америке во время пандемии. Шериф Джо не согласен с политикой мэра города, поэтому выдвигается на выборы со скандальной программой, например, он хочет отменить обязательное ношение масок. Их споры переходят на личную жизнь, шериф рассказывает, что его жену изнасиловал мэр. Это оказывается ложью, репутация Джо разрушена, а жена уходит в культ. Тем временем, молодежь протестует против полиции из-за убийства Джорджа Флойда.

Original size 1200x600

Сатиру можно назвать самым дионисийским жанрам, так как он возводит мысль в абсолют. Так и происходящее в фильме, отражающее реальность, кипит и неожиданно взрывается в конце, переходя в ультра-насилие. Режиссёр не предлагает решение нынешних проблем, а превращает развязку в боевик. Джо убивает мэра с его сыном и расследует это убийство. Из неоткуда появляются террористы-антифашисты и нападают на шерифа. Его спасает протестующий, Джо становится инвалидом и мэром. Все решения за него принимает тёща.

Original size 1500x844

На фоне событий город обсуждает постройку центра по обработке данных на базе искусственного интеллекта. Зрители понимают, что его построили бы в любом случае, кто бы не выиграл.

Original size 736x414

В этот раз, Ари Астер создал не сюрреалистичный слоубёрнер на тему психологических травм, а воссоздает безумие, начавшееся в пандемию, но все ещё не закончившееся. Из-за этого фильм ощущается ещё эмоциональнее, раны ещё не зажили, события ещё не были отрефлексированы, мы не знаем, куда мы идём.

Заключение

Original size 735x415
post

Фильмы Ари Астера иллюстрируют идеи дионисийского начала. Они эмоциональны и полны психологического и физического насилия. Цветокоррекция и декорации яркие, цветные или оглушающе светлые. Персонажи стремятся к душевному спокойствию, но их чувства и обстоятельства вокруг них больше напоминают хаос. Реальность для каждого из них напоминает ад, с которым невозможно смириться, но единственный способ закончить страдания и прийти к катарсису — это убийство.

Bibliography
1.

https://www.kinopoisk.ru/media/article/4007799/ (дата обращения 16.11.2025).

2.

https://www.filmcomment.com/blog/interview-ari-aster/ (дата обращения: 16.11.2025).

3.

Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. — М.: Культурная революция, 2005.

Дионисийское в фильмах Ари Астера
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old