Original size 1150x1600

Анализ технологий механики и графики во франшизе «Гарри Поттер»

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 640x640

Маленький Рэдклифф седлает метлу на съемках «Гарри Поттера и Тайной комнаты», 2002 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзер: Ник Дэвис Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Концепция

Превращение, левитация, деформация пространства и фантастические существа — все эти вещи привлекали меня в «Гарри Поттере» еще с самого детства, когда я впервые в десять лет увидела «узника Азкабана» на экране пузатого телевизора. Мир волшебства и магии раскрылся тогда передо мной, поманил меня в витиеватые дебри чудотворства. Но было ли оно таковым? Нет. Это было полотнище специальных и визуальных эффектов, мастерски выведенных руками съемочной группы, плавно вплетенных в сторителлинг.

Франшиза была нетипичной для того времени, как и книжная, так и экраннная. Визуальный язык, разработанный благодаря совместным усилиям команды, помог развить подходящую атмосферу волшебства.

Режиссер Крис Коламбус и супервайзер специальных эффектов Джон Ричардсон ввели зрителей во вселенную «Гарри Поттера», изначально создав некую детскую сказку. У Коламбуса ранее был успешно отснятый фильм «Один дома», который весьма часто сравнивают с первыми частями «Гарри Поттера» в частности из-за атмосферы. Картина первых фильмов будто наполнена теплом и заботой — мне кажется, этого удалось добиться благодаря тому, что Коламбус решил отдать предпочтение использованию специальных эффектов, нежели визуальных, оставляя все, якобы, более натуральным и естественным.

Целью моего исследования является прежде всего выяснение того, каким образом создателям фильмов удавалось создать атмосферу волшебства. Я буду акцентировать внимание в основном на эффектах и на их совмещении с операторской съемкой. Насколько гармонично у них получилось вплести их в реальность, дополнив ее? Достаточно ли естественно движутся созданные установки для метел? Я разберу различные техники, которые использовались для создания эффектов, и сравню, где и почему получилось лучше.

Рубрикация была построена по принципу «снисхождения» от поверхности к глубине: первое, что видит зрительский глаз в первом фильме — операторскую работу, за которой далее следуют визуальные или специальные эффекты, анализ которых позволяет глубже погрузиться в картину. Материал отобран из элементов документальных фильмов, интервью актерского состава и съемочной команды и других статей на английском и русских языках.

Рубрикатор

— Концепция — Операторская работа — Эффекты — Полёт — Реквизиты — Библиография — Источники изображений

Операторская работа

Операторская работа, сплетаясь воедино с визуальными и специальными эффектами, создает подходящую атмосферу для фильмов о мальчике-волшебнике. Так, в первом фильме, оператором которого был Джон Сил, по большей части был использован широкоугольный объектив, позволявший показывать сильно выраженную перспективу, открывавшую зрителю богатство магического окружения; в третьем из-за повторяющейся рефреном темы течения времени камера мобильно пролетала сквозь объекты, находясь в мягком постоянном движении; в четвертом впервые была задействована «ручная» камера; в остальных же картинах все эти приемы, собирающиеся в течение всей франшизы, были задействованы вместе.

Original size 2480x1830

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзеры: Ричард Холландер, Роджер Гайетт и др. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Original size 2480x1830

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзеры: Ричард Холландер, Роджер Гайетт и др. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Original size 2480x1830

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзеры: Ричард Холландер, Роджер Гайетт и др. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Original size 2480x1830

«Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 Режиссер: Дэвид Йейтс VFX супервайзер: Тим Бурк Супервайзеры спец. эффектов: Майк Дёркан, Рики Фарнс и др.

Original size 2480x1830

«Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 Режиссер: Дэвид Йейтс VFX супервайзер: Тим Бурк Супервайзеры спец. эффектов: Майк Дёркан, Рики Фарнс и др.

Original size 2480x1830

«Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть I», 2010 Режиссер: Дэвид Йейтс VFX супервайзер: Крис Шоу Супервайзеры спец. эффектов: Стив Хэмилтон, Рики Фарнс и др.

Эффекты

Полет

Одними из интереснейших моментов франщизы являются полеты на метле. Как же без них в мире волшебства и магии? Как же они создавались? Все просто: все актеры снимались отдельно на своих метлах, которые удерживались и перемещались с помощью определенных установок на фоне грин или блю скринов, устраняющихся после внедрения последующей более тщательной цифровой обработки.

Они не могли заснять ребенка, пролетающего сотни ярдов на одном механизме.

Чтобы создать эту иллюзию, им понадобилась камера, делающая почти прямую противоположность того, что делает актер — движение. Детям оставалось только следовать определенным командам, наклоняясь влево-вправо, вперед-назад для создания эффекта инерции при полете. Также, помимо работы камер, использовался искусственно созданный ветер, создающий эффект полета.

Original size 2376x1080

Том Фелтон и Дэниел Рэдклифф на съемках «Гарри Поттера и Тайной комнаты», 2002. Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзер: Ник Дэвис Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Pre-viz (предварительная визуализация), являющаяся простой 3-д анимацией, позволила режиссерам «посмотреть в будущее» и понять, что именно им предстоит сделать: какое количество элементов необходимо влить и объединить в финальном варианте.

Original size 2480x1830

Pre-viz соперничества между Гарри и Драко «Гарри Поттер и Тайная комната», 2002. Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзер: Ник Дэвис Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Original size 2480x1203

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзеры: Ричард Холландер, Роджер Гайетт и др. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

По словам Криса Коламбуса, визуальные эффекты первого фильма были сделаны уже под конец съемок, поэтому им не хватило времени доделать их до того состояния, которое они хотели видеть в финальном варианте. Что мы могли бы получить, если бы съемочная группа правильно расставила тайм-менеджмент? То, что вышло в «Тайной комнате» и в последующих фильмах, а именно более качественный визуальный язык.

Original size 2480x1611

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзеры: Ричард Холландер, Роджер Гайетт и др. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Original size 1200x675
Original size 2480x1887

«Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 «Гарри Поттер и Дары Смерти, Часть I», 2010 Режиссер: Дэвид Йейтс VFX супервайзер: Тим Бурк, Крис Шоу Супервайзеры спец. эффектов: Майк Дёркан, Рики Фарнс и др.

Original size 720x391

Элемент бэкстейджа из первой части «Гарри Поттера и Даров Смерти», 2010 Режиссер: Дэвид Йейтс VFX супервайзер: Крис Шоу Супервайзеры спец. эффектов: Стив Хэмилтон, Рики Фарнс и др.

Сравнивая технологию съемки сцен квиддича ранних фильмов и более поздних, можно подчеркнуть одно: по ходу взросления актеров, желания режиссеров становились более смелыми.

Таким образом, например, установка, держащая метлу, становилась более подвижной при наклоне с течением времени, а также могла подниматься на более значительную высоту, потому что актеры прежде всего были уже не маленькими детьми, а теми, кому удалось создать крепкий коннект и доверительные отношения не только с кастом, но и со съемочной группой тоже. Им была доверена такая техника, и они с легкостью справились с этой задачей без каких-либо травм.

Так, Руперту Гринту, играющего Рона Уизли, пришлось прыгать на батуте, подлетая, по его словам, на девять метров ввысь в «Принце-полукровке».

Original size 2480x938

Бонни Райт, Дэниел Рэдклифф и Руперт Гринт на съемках «Гарри Поттера и Принца-полукровки», 2009 Режиссер: Дэвид Йейтс VFX супервайзер: Тим Бурк Супервайзеры спец. эффектов: Стив Хэмилтон

Original size 2480x938

Квиддич из «Гарри Поттера и узника Азкабана», 2004 Режиссер: Альфонсо Куарон VFX супервайзер: Хусейн Кэнер Супервайзеры спец. эффектов: Стив Хэмилтон

Original size 2480x853

Руперт Гринт и Дэниел Рэдклифф на съемках «Гарри Поттера и Тайной комнаты», 2002. Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзер: Ник Дэвис Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Как объясняют близнецы Фелпс в 'Harry Potter Spellbinding Secrets Saturday', Руперт в сцене с поездом и машиной Артура Уизли, конечно же, никак не мог самостоятельно поднять Дэниела. Последний был привязан к тросу, который потянул его к свисающей машине в подходящий момент.

Original size 2480x853

Том Фелтон и Дэниел Рэдклифф на съемках «Гарри Поттера и Тайной комнаты», 2002. Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзер: Ник Дэвис Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Реквизиты

Original size 692x388

Дверь, открывающая Тайную Комнату

Команда разработчиков создала настоящую функциональную дверь, используя эскизы из художественного отдела. Благодаря электрическому двигателю, змеи двигались по определенным рельсам. Здесь как раз проскальзывает любовь Криса Коламбуса к практическим эффектам.

Original size 2480x853

Снитч из «Гарри Поттера и философского камня», 2001 Режиссер: Крис Коламбус VFX супервайзеры: Ричард Холландер, Роджер Гайетт и др. Супервайзер по специальным эффектам: Джон Ричардсон

Знаменитый золотой снитч также не был цифровой проекцией: он был изготовлен из металлического шара из меди и позже покрытого золотом, с вырезанными на нем формами в стиле «ар-нуво» и сочетанием элементов промышленного дизайна для создания более корректной аэродинамической формы. Затем к нему были добавлены аккуратно сделанные крылышки, походящие на два пера.

Original size 2480x1203

«Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004 Режиссер: Альфонсо Куарон VFX супервайзер: Хусейн Кэнер Супервайзеры спец. эффектов: Стив Хэмилтон

Именно Карта Мародёров была тем реквизитом, который шокировал меня больше всего. Заворачивающаяся карта в кабинете Люпина — эффект, созданный иллюзионистом Полом Кивым. Альфонсо Куарон, будучи режиссером, предпочел использовать именно этот трюк из реальной жизни вместо компьютерной графики. В результате получилась карта, которая работала так, словно она была волшебной.

Это был мой личный «вау-эффект».

Original size 2480x1203

Готовая и закадровая сцены с «Ночным рыцарем» из «Гарри Поттера и узник Азкабана», 2004. Режиссер: Альфонсо Куарон VFX супервайзер: Хусейн Кэнер Супервайзер спец. эффектов: Стив Хэмилтон

Original size 2480x1203

«Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004. Режиссер: Альфонсо Куарон VFX супервайзер: Хусейн Кэнер Супервайзер спец. эффектов: Стив Хэмилтон

Многие не знали, что автобус «Ночной рыцарь» является не CGI-проекцией, а самым настоящим транспортом, действительно разъезжавшим по улицам Лондона.

Автобус был сконструирован путем разрезания двух автобусов Routemaster, переделки их конструкции и соединения их всех вместе, чтобы получился один автобус с тремя этажами. Актеры не могли проехать на автомобиле по Лондону из-за большого количества низких мостов в столице и ее окрестностях, поэтому группе приходилось перевозить автобус по частям между локациями и собирать его обратно в соответствии с требованиями съемок.

Также, для безопасного передвижения автобуса, постоянно готового упасть из-за количества этажей, было принято решение заставить ближайшие машины ехать медленно, а автобус — быстро — чтобы на конечном этапе монтажа просто ускорить сцену.

«В итоге мы развесили 400 плавающих свечей с горящим настоящим пламенем. Все они были подвешены на подставках так, что плавали вверх-вниз. Нам нужно было сделать провода как можно тоньше, чтобы они не были заметны на камере, поэтому мы использовали очень тонкую вольфрамовую проволоку и разложили их все в зале».

— Джон Ричардсон

Зная любовь Коламбуса к «натуральности» эффектов в первой части, он решил использовать настоящие свечи, что в конечном итоге привело к фиаско, ибо в первые дни съемок огонь сжег провода из-за чего свечи попадали на столы. В будущих фильмах свечи же были продуктом диджитал-эффектов.

Original size 2480x853

Настоящие свечи из «Гарри Поттера и философского камня», 2001 «Цифровые» свечи из «Гарри Поттера и узника Азкабана», 2004

Заключение

В стремительно развивающемся мире кино и телевидения, совмещение операторской работы и специальных эффектов становится все более актуальным и востребованным. Эта синергия творчества и технологий позволяет создавать уникальные визуальные нарративы, способные захватить воображение зрителей.

Комбинированный подход позволяет операторам не только запечатлевать происходящее на экране, но и активно участвовать в процессе создания эффектов, которые усиливают эмоциональное воздействие на аудиторию. Специальные эффекты, будь то компьютерная графика или практические эффекты, требуют высокого уровня взаимодействия с оператором. Это сотрудничество помогает достичь гармонии между реальными и цифровыми элементами, создавая более глубокое и полное восприятие происходящего.

Кроме того, операторы, имеющие бэкграунд в работе с визуальными эффектами, способны предугадывать необходимые ракурсы и освещение для достижения наилучших результатов. Они становятся творцами, которые вносят свой личный вклад в окончательный продукт, что усиливает дух совместного творчества на съемочной площадке.

Таким образом, совмещение операторской работы и специальных/визуальных эффектов — это не только способ повышения качества визуального контента, но и важный шаг к новым вершинам в искусстве кино. Этот подход позволяет создавать поистине захватывающие произведения, которые вдохновляют и восхищают зрителей по всему миру, раскрывая перед ними бесконечные возможности для рассказа историй, как и можно заметить на примере франшизы о мальчике-волшебнике.

Bibliography
Show
1.

Pajasek99 — Alfonso Cuaron Interview | Harry Potter Behind the Scenes// YouTube 29.04.2021 (URL: https://youtu.be/0TQEqVu4H2M?si=AXNPqCrcGAaFTUWy)

2.

GSA --- Harry Potter Knight Bus Was Real & Ride in London?! // YouTube. 21 авг.2024 (URL: https://youtube.com/shorts/HnSwZs6kwnQ?si=NmrgwDiQ_KMYRNKN)

3.

Alma VBS --- Harry Potter, The Making of Quidditch Scenes // YouTube. 21 май 2013 (URL: https://youtu.be/QHM2jhH1WKw)

4.

Warner Bros. Entertainment --- Harry Potter and the Wizard’s Collection | Secrets Revealed! Quidditch | Warner Bros. Entertainment // YouTube. 2 май 2020 (URL: https://youtu.be/ZfTsYA6ECZA?si=cLJA4IwaQDB9Lo8s)

5.

Warner Bros. --- Harry Potter Spellbinding Secrets Saturday on Kids' WB // YouTube. 2 май 2020(URL: https://youtu.be/wKmLwd6lCHI?si=f2X8ZSgqR2GdxoW7)

6.

The Golden Snitch in Harry Potter Explained // 2024 Сайт: Book analisys (URL: https://bookanalysis.com/harry-potter/golden-snitch/)

7.

…and Action! --- Гарри Поттер: Визуальное повествование // YouTube. 14 окт. 2016 г. (URL: https://youtu.be/1qqP_hZWESw?si=alA0FgWZArE0IdIP)

8.9.10.11.12.
Image sources
Show
1.

Бэкстейдж «Гарри Поттера и Принца полукровки» (реж. Дэвид Йейтс, 2009 (URL: https://i.pinimg.com/736x/2c/93/b6/2c93b6d727775a65864fefad2773a56a.jpg)

2.

Alma VBS --- Harry Potter, The Making of Quidditch Scenes // YouTube. 21 май 2013 (URL: https://youtu.be/QHM2jhH1WKw)

3.

Warner Bros. Entertainment --- Harry Potter and the Wizard’s Collection | Secrets Revealed! Quidditch | Warner Bros. Entertainment // YouTube. 2 май 2020 (URL: https://youtu.be/ZfTsYA6ECZA?si=cLJA4IwaQDB9Lo8s)

4.

Tuscan Gaming --- Chamber of Secrets Vault Door in action! Harry Potter Warner Brothers Tour // YouTube. 21 авг. 2020 (URL: https://youtube.com/shorts/mU9nycp4QXY?si=Z-DhnERsmez3Mg4n)

5.

File: The Making of Harry Potter 05.29.2012 (Golden Snitch).jpg // Сайт Wikipedia 05.01.2014(URL: https://en.wikipedia.org/wiki/File:The_Making_of_Harry_Potter_29-05-2012_(Golden_Snitch).jpg)

6.

«Гарри Поттер и философский камень» (реж. Крис Коламбус, 2001)

7.

«Гарри Поттер и узник Азкабана» (реж. Альфонсо Куарон, 2004)

8.

«Гарри Поттер и Орден Феникса» (реж. Дэвид Йейтс, 2007)

9.

«Гарри Поттер и тайная комната» (реж. Крис Коламбус, 2002)

10.11.

Warner Bros. --- Harry Potter Spellbinding Secrets Saturday on Kids' WB // YouTube. 2 май 2020(URL: https://youtu.be/wKmLwd6lCHI?si=f2X8ZSgqR2GdxoW7)

12.

Ian Brearey --- Harry Potter behind the scenes in Palmers Green 2003 // YouTube. 24 янв. 2021 г. (URL: https://youtu.be/xb5s8RcTJDM?si=oFFEvJl7SVpWTQhi)

13.

How does Harry Potter keep balance while on his broom? // Сайт: Stack Exchange 06.02.2016 (URL: https://movies.stackexchange.com/questions/47332/how-does-harry-potter-keep-balance-while-on-his-broom)

14.

GSA --- Harry Potter Knight Bus Was Real & Ride in London?! // YouTube. 21 авг.2024 (URL: https://youtube.com/shorts/HnSwZs6kwnQ?si=NmrgwDiQ_KMYRNKN)

15.

…and Action! --- Гарри Поттер: Визуальное повествование // YouTube. 14 окт. 2016 г. (URL: https://youtu.be/1qqP_hZWESw?si=alA0FgWZArE0IdIP)

Анализ технологий механики и графики во франшизе «Гарри Поттер»