Original size 1053x1600

«Чунгкингский экспресс»: фильм без «срока годности»

11
post

За первую половину года в кинотеатре «Художественный» уже два раза прошла ретроспектива фильмов режиссёра Гонконгской новой волны Вонга Кар-Вая. В июле ему исполняется 67 лет, поэтому летний марафон в стенах старейшего кинотеатра в мире стоит ожидать.

На втором этаже отреставрированного синематика расположен одноименный бар в честь режиссёра, а соседняя стена почти полностью закрыта постером «Любовного настроения» — культового фильма Кар-Вая.

post

Меня с режиссёром связывают непомерно личные отношения. Кроме того, что в школе я учила китайский, как основной язык, а первым и пока единственным городом в КНР, который мне удалось посетить, был Шанхай — родное место режиссёра, из которого ему вместе с родителями пришлось уехать в раннем детстве.

Хоть он и родился в Шанхае, но основную жизнь прожил в Гонконге. Именно этот город почти в каждом его фильме является главным героем и основной декорацией.

post

Название одного из главного фильма в его карьере — «Чунгкингский экспресс» — отсылает к комплексу зданий Chungking Mansions в Гонконгском районе Чимсачёй и расположенной в нём закусочной Midnight Express.

Именно в этом месте герои фильма проживают свои «потерянные» жизни и скитаются: от квартиры до магазина, из закусочной в чужой дом.

Они, покинутые и при этом отождествленные от всего шумного окружающего мира, становятся частью вселенной Кар-Вая, в которой личные чувства и вымысел существуют в одном пространстве. Мужчины, отрекаясь от своей маскулинности, тем самым «переворачивая» образ типичного полицейского в кино, понуро скитаются в поисках утраченной любви, не замечая новых чувств рядом.

post

Режиссёр рассказывает личную историю потери — родители смогли забрать в Гонконг только его перед закрытием границ с Китаем, из-за чего остальные члены семьи остались в КНР. Возможность увидеться с ними у него появится только через 10 лет. Он — лучше говорит на английском, чем на китайском. Его фильм — синергия Французской Новой волны и музыкальных видеоклипом MTV. Вонг Кар-Вай то ли китайский режиссёр, несущий необычный колорит Востока на запад; то ли лаовай — чужеземец собственной страны, герои которого говорят то на французском, то на английском, то на мандаринском.

post

Его «потерянный» в каменных джунглях Гонконга герой — полицейский № 233 каждый день в продуктовом магазине покупает банку консервированных ананасов, чей срок годности датируется первым мая. Консервированные ананасы — любимое блюдо его бывшей девушки, которая бросила персонажа после пяти лет отношений первого апреля. Он символично считает, что в начале мая закончится «срок годности» их отношений и страданий, а еще наступит его день рождение.

Я впервые посмотрела этот фильм, когда уже мои личные отношения были в кризисном состоянии. Затем пересматривала его каждый раз, как мне казалось, что моё «любовное настроение» сменяется на одиночество в комнате под номером «2046». Герой в моём личном фильме будет давится консервированными ананасами на экране по несколько раз.

post

Он ждет сообщение на пейджер от возлюбленной — я вожделею увидеть на экране мобильного телефона от любимого. Ни один из нас своего заветного послания, по канонам жизни, не увидел.

Полицейский № 233 в баре Гонконга знакомится с женщиной в светлом парике и тёмных очках. Её история идёт параллельно повествованию о герои. Она занимается преступной деятельностью в Китае и уже совсем скоро покинет страну навсегда. Герои проведут вместе ночь за просмотром кино в гостинице неподалёку, а затем незнакомка исчезнет из его жизнь.

post

История сменяется на другую: полицейский № 663 расстаётся со своей девушкой-стюардессой. Он постоянно заходит в одну и ту же закусочную в районе Чимсачёй. Фей, работница за прилавком, постоянно слушает «California Dreamin» группы The Mamas & the Papas. Именно в это место бывшая возлюбленная полицейского № 663 приносит «прощальное письмо» с вложенным дубликатом ключей от квартиры. Герой отказывается читать — все работники закусочной по очереди прочтут его. Они — самые близкие третьестепенные герои к зрителю, который «подсматривают» за чужой жизнью.

Фей, подобно остальным, прочтёт послание. Она посмотрит на полицейского № 663 глазами его возлюбленной, посетит несколько раз втайне его квартиру и наведёт там порядок, проживая чужое прошлое, как своё настоящее.

post

Вонг Карвай мог бы сделать трибьют покинувшей и новой любви, но это будет в его будущих фильмах. В «Чунгкингский экспресс» он излагает чувства иначе. Я и герои скучаем по потерянным возлюбленным, режиссер диктует на экране рефлексию об усталости от долгих съёмок основного проекта, от потерянной связи между близкими и городом.

Полицейский № 663, после годового исчезновения Фей прямо перед их свиданием, покажет её последние послание — билет, и на её вопрос: «Куда мы отправимся?», ответит: «Туда, куда ты бы меня взяла».

Если Вонг Кар-Вай хочет взять меня, нас, зрителей в своё путешествие — то мы готовы стать «потерянными» в Гонконге.

«Чунгкингский экспресс»: фильм без «срока годности»
11