Original size 1240x1750

историческая коллекция российских чайных кружек

40
Finalist of the competition

Проект посвящён коллекции чайных кружек, отражающих эволюцию российского декоративно-прикладного искусства — от русского стиля до советского дизайна «оттепели». Кружка выбрана как предмет, сочетающий утилитарность и эстетику, превращая ежедневный ритуал чаепития в прикосновение к истории и культуре каждой эпохи.

Концепция

Проект представляет собой серию чайных кружек, дизайн которых основан на ключевых стилевых направлениях, характерных для российской и советской художественной культуры с середины XIX до конца XX века. Чайная культура в России всегда играла важную социальную и эстетическую роль, а формы и орнаментация посуды становились отражением господствующих художественных тенденций своего времени. В рамках проекта разработаны дизайны чайных кружек, каждая из которых репрезентирует один из четырех исторических периодов в искусстве и дизайне:

// Русский стиль (историзм, вторая половина XIX — начало XX века) — обращение к традиционным формам и мотивам древнерусского искусства, сочетающим богатство декоративных элементов и национальный колорит. // Авангард (конструктивизм, супрематизм 1915—1930-е годы) — минимализм, геометричность и строгое соответствие функциональности, свойственные конструктивистскому дизайну. // Ар деко (1930—1950-е годы) — декоративная роскошь, элегантные формы и симметрия, воплощающие сочетание модернистской эстетики и традиционных форм. // Советский дизайн 1960—1980-х годов (оттепель) — лаконичность, простые силуэты, яркие цветовые решения и влияние индустриального производства.

Создание чайных кружек в стилистике этих периодов позволяет передать культурный контекст через предмет повседневного обихода. В отличие от парадной декоративной посуды, чайная кружка — это объект, который активно используется в быту, что делает его идеальным носителем визуального языка своей эпохи. Проект сочетает академический подход к анализу исторических стилей и практическую дизайнерскую работу, направленную на осмысленное воплощение этих эстетических принципов в современном объекте.

/01/ Русский стиль (Историзм)

Русский стиль (историзм, вторая половина XIX — начало XX века) — это направление в искусстве и дизайне, которое стремилось возродить и переосмыслить традиции древнерусского зодчества, искусства и народных ремесел. В это время происходило обращение к историческим формам и мотивам, сочетающим богатство декоративных элементов, символизируя возврат к национальному наследию и стремление к эстетическому совершенству. Основные характеристики русского стиля:

  1. Традиционные мотивы — использование элементов древнерусского искусства, таких как резьба, орнаментальные узоры, храмовые формы и народные изображения.
  2. Богатая декоративность — ярко выраженные декоративные элементы, сочетающиеся  с формами, что придает объектам значительное визуальное богатство.
  3. Архитектурные отсылки — элементы русской церкви, купола, арочные и строгие линии, которые отражают славянские традиции.
  4. Использование натуральных материалов — дерево, металл, керамика, стекло, что подчеркивает связь с народными ремеслами  и природой.
  5. Элементы этнического стиля — орнаменты, растительные мотивы, характерные для русской народной культуры и архитектуры.
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750

/02/ Авангард (Конструктивизм, супрематизм)

Конструктивизм и супрематизм (1915-1930-е годы) в промышленном дизайне — это авангардные направления, которые возникли в России в первые десятилетия XX века как ответ на вызовы революционных преобразований и стремление к радикальным переменам в искусстве, архитектуре и дизайне. В основе конструктивизма лежала идея рационализма, функциональности и нового подхода к материалам и технологиям. Основные характеристики конструктивизма:

  1. Функционализм — форма подчиняется функции, каждый элемент должен служить практическим целям.
  2. Простота форм — геометрическая строгость, минимализм, отказ от украшений.
  3. Новые материалы — использование стали, стекла, бетона и пластика для создания легких, современных форм.
  4. Массовое производство — акцент на стандартные, удобные и доступные изделия.
  5. Синтез искусств — сочетание дизайна, архитектуры и живописи.
  6. Динамика — элементы, которые могут изменяться или адаптироваться.
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750

/03/ Ар деко

Ар деко (1930—1950-е годы) в промышленном дизайне — стиль, воплощающий декоративную роскошь, элегантность и симметрию. Он сочетает модернистскую эстетику с традиционными формами, создавая предметы, в которых техника и искусство сливаются воедино. Ар деко стал символом эпохи прогресса, индустриализации и стремления к совершенству через гармонию формы и материалов. Основные характеристики арт-деко:

  1. Геометрическая упорядоченность — строгие симметричные формы, плавные изгибы, ступенчатые линии, зигзаги и солнцевидные узоры.
  2. Роскошные материалы — использовались ценные породы дерева, хром, никель, стекло, лакированные поверхности, кожа и слоновая кость.
  3. Контрастные цвета и фактуры — сочетание темного дерева и металла, глянца и матовых поверхностей, инкрустации и зеркальных элементов.
  4. Аэродинамичность форм — обтекаемые, стремительные очертания, подчеркивающие динамизм и прогрессивность эпохи.
  5. Влияние машинного века — стилизация под индустриальный дизайн: элементы, напоминающие детали автомобилей, поездов и кораблей.
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750

/04/ Советский дизайн (Оттепель)

Советский дизайн 1960—1980-х годов (оттепель) отличается лаконичностью, яркими цветами и функциональностью, сочетая модернизм с массовым производством. Этот период был временем ослабления жесткого контроля, что позволило дизайнерам экспериментировать с новыми формами и решениями, оставаясь верными идеям удобства и доступности. Основные характеристики:

  1. Лаконичность форм — простота линий, отказ от излишней декоративности.
  2. Яркие цвета — насыщенные оттенки, такие как красный, желтый, синий, создающие контраст и яркость в интерьерах.
  3. Индустриализация и массовое производство — использование доступных материалов и стандартизованных конструкций.
  4. Простота и удобство — предметы проектировались с акцентом на легкость эксплуатации и доступность.
  5. Модульность — возможность адаптации и трансформации объектов.
  6. Влияние индустриального стиля — металлические конструкции, открытые механизмы, простота.
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750

Все изображения сгенерированы с помощью нейросети Recraft

историческая коллекция российских чайных кружек
40