
Обычно проблема вагонетки формулируется так: По дороге едет вагонетка (трамвай, поезд, тележка). По пути движения лежат несколько человек. Испытуемый стоит у стрелки, дернув рычаг которой, можно поменять путь на тот, где лежит один человек.

Иллюстрация классической проблемы вагонетки
Смысл в том, что испытуемому предлагают выбрать из двух вариантов, в любом из которых кто-то умирает. Однако человеку предстоит оценить оба варианта и выбрать одно из двух зол.
Есть и другие вариации этого эксперимента: «Толстый человек», «Толстый злодей», «Ответвление», «Человек на лужайке» и так далее. Условия меняются от одного к другому. Например, на пути с одним человеком лежит близкий испытуемого.
Однако общий смысл сохраняется: человек берет на себя право решать чужие судьбы.

Пять примеров проблемы вагонетки: классический, Толстяк, Толстый злодей, Петля и Человек на лужайке
Проблема вагонетки часто встречается в супергеройских сюжетах.
Герои вынуждены вершить судьбы людей, оценивать их, а не бездумно помогать. Вместо привычного спасения людей, придется выбирать, кому предстоит умереть, а кому выжить.
Но почему неуязвимые герои так часто попадают в такие ситуации? Зачем авторы продолжают использовать знакомый прием?
Минимизация потерь
Решение переключить стрелку на путь с одним человеком звучит логично. Одна жизнь против пяти. Это минимизация потерь.
Но так ли все просто?
Avengers: Infinity War
Война Бесконечности в киновселенной наполнена конфликтами, основывающимися на дилемме вагонетки.
Танос рассказывает о судьбе родной планеты. Marvel Studios / Avengers: Infinity War / 2018
Например, главная цель Таноса — уничтожение половины вселенной, продиктована не только безумием титана. Это точный расчет.
Родная планета героя была опустошена, а раса оказалась на грани вымирания из-за перенаселения. Таноса не послушали, когда он предложил убить половину населения, чтобы спасти вторую. Из-за этого погибли все.
Танос считает, что он в праве сделать выбор за всю вселенную. Более того, он критикует нерешительность остальных. Для него жертвы — это статистика: умрут все, либо же умрет половина. Он просто логически минимизирует затраты. И даже считает свое решение справедливым, ведь умершие определятся случайным образом.
Танос собирается принести Гамору в жертву. Marvel Studios / Avengers: Infinity War / 2018
Однако на пути к исполнению цели, он сталкивается с более личным выбором.
Смерть Гаморы для Таноса — ключ к рычагу, который переключит стрелку. Образно говоря, её жертва нужна, чтобы он смог добраться до рычага стрелки. И только затем решил, куда направить вагон.
Но в этом случае Гамора не обезличенная жертва для титана. Она — приемная дочь. Во время сцены убийства Танос плачет, а после оплакивает её. Но это не останавливает его от приношения девушки в жертву. Таким образом зрители понимают, что для антагониста его идея важнее, чем все остальное.
Звездный Лорд решается на убийство Гаморы, но ему мешает Танос. Marvel Studios / Avengers: Infinity War / 2018
Питер Квилл чуть ранее по сюжету также делает выбор, в котором смерть Гаморы спасла бы огромное количество других жизней.
Гамора знает, что может помешать Таносу собрать Камни Бесконечности. Поэтому она просит Квилла безжалостно повернуть стрелку и пожертвовать ею, чтобы спасти людей на другом железнодорожном пути.
Для Питера это непростое решение, однако, руководствуясь своими принципами и данным обещанием, он все-таки нажимает на курок.
Ванда одновременно сдерживает Таноса и пытается уничтожить Вижна. Marvel Studios / Avengers: Infinity War / 2018
В такую же ситуацию попадают Вижн и Ванда. Ведьме приходится убить своего возлюбленного, чтобы не дать Таносу добраться до камня разума. И в отличие от Звездного лорда ей на самом деле это удается.
Но в конце концов, все оказывается напрасным, поскольку Танос обращает время вспять и сам извлекает камень из тела андроида.
Обе сцены убийства возлюбленных тяжелые. И Ванада, и Питер по началу отказываются приносить в жертву любимых. Они решаются на это в стремлении защитить остальных. Акцентируется, что выбор делается исходя от безысходности, а не из-за собственного желания.
Spider-Man (PS Game)
В компьютерной игре Spider-man 2018 Нью-Йорк оказывается заражен смертельным вирусом «Дыханием Дьявола», распыленным Доктором Осьминогом. Среди зараженных и тётя Мэй.
Питер решает отдать вакцину людям, а не тёте Мэй. Insomniac Games / Spider-Man / 2018
Победив бывшего наставника в тяжелой схватке Человеку-пауку все-таки удается достать лекарство. Но оказывается, что для изготовления вакцины потребуется вся имеющаяся сыворотка, а на изготовление препарата нужен еще день.
Перед Питером встает выбор: либо жизнь тёти, либо зараженные жители Нью-Йорка
Питер оплакивает Мэй. Insomniac Games / Spider-Man / 2018
В итоге Питер решает отдать сыворотку для изготовления вакцины, а Мэй, находящая в критическом состоянии, умирает.
Такие трагедии оставляют отпечаток на героях, влияют на дальнейшее развитие. Паркер, как и Ванда, и Звездный Лорд не хотел такого исхода. Для персонажей это не победа, они не радуются спасенным жизням других. Для них это поражение, потому что им не удалось спасти всех и особенно самых близких.
Никто не вправе переключить стрелку
Во многих супергеройских сюжетах есть «вечное» противостояние героя и злодея. Победа над врагом, его поимка часто не означают, что антагонист больше не причинит вреда. Зло может вернуться и ради мести создать еще больше проблем.
Так почему бы не убить одного плохого парня, чтобы спасти сотни невинных людей?
Injustice: Gods Among Us
DC Comics / Injustice: Gods Among Us / 2013
Наверное, первым, кто приходит на ум в этой ситуации — Бэтмен и его «No killing rule». Джокер убил сотни людей, а у Брюса было множество возможностей прикончить сумасшедшего преступника и защитить невинных людей от него.
Брюс чувствует вину, его тяготит осознание этой ситуации. Однако убийство даже самого худшего человека для Бэтмена является чертой, через которую он не готов переступить. Герой боится, что начав убивать даже из самых лучших побуждений, потом уже не остановиться. Такая жесткая позиция в отношении этой темы является неотъемлемой частью характера героя, которую он вновь и вновь отстаивает в ситуациях выбора.
Colliding Universes | Time Runs Out
Marvel Comics / Avengers #34 / 2014
Marvel Comics / Avengers #34 / 2014
Конечно, Бэтмен далеко не единственный супергерой, отказывающийся убивать злодеев. Но еще один персонаж особенно отличается жесткой позицией по этому вопросу — Капитан Америка.
В серии комиксов Time Runs Out 2014 года над миром-616 вновь нависает угроза. Уничтожение временных линий привело к образованию Инкурзиям — катастрофам, в которых две Земли из альтернативных вселенных начинают сближаться, а затем сталкиваются, взрывая обе планеты и обе вселенные.
Капин Америка не соглашается с Иллюминатами из-за чего они решают стереть ему память. Marvel Comics / Avengers #29 / 2014
Команда Иллюминатов (Железный Человек, Доктор Стрендж, Мистер Фантастик и другие) решают уничтожить другие Земли ради спасения своей. По сути они также выбирают из двух зол: позволить погибнуть сразу двум вселенным или одной. И выбирают последнее, хотя не желают смерти другим.
Эта идея не устраивает Кэпа, ведь тогда погибнет огромное количество разумных, ни в чем не повинных существ. Он пытается найти другое решение, но все тщетно. Когда приходит время все-таки сделать выбор, в команде возникает конфликт.
Тони и Стив дерутся насмерть. Marvel Comics / Avengers #44 / 2015
Стив борется с Иллюминатами долгое время. Во время противостояния ему даже успевают стереть память, чтобы Капитан не смог помешать.
В итоге, все идет не по плану. Из-за противостояния погибают почти все. Например, Кэп и Тони так и не смогли договориться. Двое сражались насмерть, до тех пор пока не исчезли вместе с реальностью вокруг них. А ведь изначально никто из героев не желал никому смерти, однако, разница во мнениях и невозможность прийти к единству вылились в такой удручающий итог.
Можно ли спасти всех?
Капитан Америка не одинок в желании спасти всех. Но возможно ли это?
Момент из фильма «Человек-паук» 2002 года, где Зеленый Гоблин заставляет Питера выбирать между возлюбленной и десятком детей, наверное, является одним из самых наглядных примеров «дилеммы вагонетки» в супергеройских фильмах.
Spider-man (2002)
Зеленый гоблин заставляет Питера выбирать между спасением детей и возлюбленной. Sam Raimi / Spider-Man / 2002
Даже кадр делится на 2 половины: почти сорвавшаяся вниз кабинка фуникулера и беззащитная Мери Джейн.
Питер стоит посередине и пытается понять, что же делать.
В итоге, герою удается быстро поймать возлюбленную и после этого перехватить канат кабинки до того, как дети разобьются.
Супергеройские способности, быстрота реакции и решительность Питера спасают всех. Герою удается выиграть в заведомо проигрышной ситуации, тем самым доказать свою силу и даже некоторую неуязвимость.
Человеку-пауку удается спасти всех. Sam Raimi / Spider-Man / 2002
The Dark Knight
Не всегда удается найти третий путь и обойтись без жертв. Нужно заметить, что на результат влияет множество факторов, Например, тональность произведения, его реалистичность и так далее.
Перед Бэтменом в Темном Рыцаре (2008) два раза встает необходимость выбора.
Бэтмен понимает, что прибыл не к Рэйчел, а к Харви. Christopher Nolan / The Dark Knight / 2008
Первый раз Джокер заставляет врага выбрать между спасением Харви Дента и Рэйчел Доус. Клоун сообщает Бэтмену местонахождение этих двоих и говорит, что у времени достаточно только на спасение одного.
Бэтмен отправляется к Рэйчел, в то время как комиссар Гордон отправляется вызволять Харви Дента. Но оказывается Джокер соврал и герой прибывает к Харви, которого он вытаскивает из взрывающегося здания. Тем временем Гордон прибывает слишком поздно, не успевая спасти Рэйчел.
Полицейские не успевают спасти Рэйчел. Christopher Nolan / The Dark Knight / 2008
Эта ситуация подчеркивает дилемму, с которой сталкивается Бэтмен как персонаж. В начале фильма Брюс разрывается между своей личной жизнью и ролью супергероя. Между возлюбленной и человеком, который кажется достаточно надежным, чтобы оставить охрану города на него.
В итоге, выбрав спасти Рэйчел, он обрек её на смерть. Джокер понимает своего врага, играет на его слабостях и внутренних конфликтах.
Заключенные отказываются использовать детонатор. Christopher Nolan / The Dark Knight / 2008
Гражданские отказываются использовать детонатор. Christopher Nolan / The Dark Knight / 2008
Вторая «дилемма вагонетки» возникает чуть позже. Джокер закладывает бомбы на два парома. На одном находятся заключенные, а на другом гражданские. Злодей говорит, что взорвёт оба парома к полуночи, но оставит одно судно целым, если его пассажиры воспользуются детонатором от другого парома.
Здесь Бэтмен находится на заднем плане. Он даже не разрешает конфликт. Вместо этого пассажиры двух суден решают не убивать друг друга
Джокер понимает, что его план провалился. Christopher Nolan / The Dark Knight / 2008
Вторая угроза скорее раскрывает Готем и его жителей. Но из-за сравнения с личным выбором Бэтмена, зритель получает полную картину и мира, и героя.
В первый раз Джокеру удалось «победить», не дать герою спасти всех, а во второй раз его план рушится. Жители отказываются терять надежду, которой так не хватает главному герою.
Spider-Man: Across the Spider-Verse
В Spider-Man: Across the Spider-Verse 2023 года также уделяется внимание проблеме невозможности спасения всех.
Каждого Человека-паука во всех вселенных связывают некоторые канонические события. Одно из них — смерть близкого человека: дяди Бена, отца, другого близкого.
Часто это происходит в ситуации, когда Пауку приходится выбирать между двух зол.
Павитр понимает, что ему не удастся спасти всех / Spider-Man: Across the Spider-Verse / 2023
До точного объяснения канонических событий зрителю показывают Землю-50101B, которая подвергается нападению Пятна.
Здешнему Человеку-пауку Павитру Прабхакару нужно одновременно спасти любимую девушку, заточённую в автобусе с другими людьми, и инспектора полиции. Однако становится очевидно, что он не в силах это сделать.
Майлз спасает инспектора, не смотря на попытки его остановить, тем самым нарушая каноническое событие. / Spider-Man: Across the Spider-Verse / 2023
Из присутствующих героев только Майлз не знает об опасности нарушения канонических событий, и соответственно единственный пытается помочь Павитру.
Вдвоем им удается спасти всех. Однако после этого портал, оставшийся после нападения пятна, начинает расширяться, грозя намного более худшими последствиями для этого мира. Главный герой пока не знает, что в стремлении защитить одного он обрек сотни других на гибель.
Мигель объясняет Майлзу канонические события Человека-паука. / Spider-Man: Across the Spider-Verse / 2023
Мигель объясняет Майлзу и зрителю концепцию канонических событий. Если помешать этому явлению и спасти человека, которому было суждено умереть, образуется квантовая дыра, которая разрушит эту вселенную.
В подтверждение своих слов, О’хара рассказывает, что сам хотел обойти это правило и заменить свою версию в альтернативной вселенной, живя там вместо двойника и растя дочь. Однако это привело к смерти всей вселенной.
Дочь Мигеля и её вселенная распадаются, несмотря на поптыки все исправить. / Spider-Man: Across the Spider-Verse / 2023
Несмотря на все усилия и помощь Питера, Мигелю не только не удается спаси свою дочь, но и загубить всю вселенную. Таким образом, на своем опыте О’хара понимает, что иногда не получится найти третий путь. Он сдается. Вместо этого направляет усилия на борьбу с аномалиями.
Зритель понимает, что до событий мультфильма Мигель и другие Пауки были как Майлз. Никто из них не желал близким смерти, но им пришлось смириться.
Майлз отказывается смиряться с грядущей смертью отца и сбегает с Земли 928B/ Spider-Man: Across the Spider-Verse / 2023
Но главный герой не готов мириться с таким положением дел. Майлз очень любит своего отца. Моралез самоуверен, а кроме того травмирован смертью дяди.
«You can’t just ask me not to save my dad». Даже осознавая риски, Майлз обязан хотя бы попытаться. Из-за этого возникает конфликт главного героя и других Пауков. Конфликт эмоций и логики, принципов и опыта.
Позиция Майлза совпадает с многими другими героями. Не важно, удастся ли спасти всех, но нельзя оставаться в стороне, зная, что вагонетка вот-вот задавит кого-то.
Superman: Space Age
DC Comics / Superman: Space Age / 2022
Супермен приходит к такому же выводу в комиксе Superman: Space Age 2022 года.
Для героя не допустим холодный математический расчет, который приведет к убийству. Возможно, при таком подходе погибнут все, однако, супергерой фокусируется на другом. Главное — оставаться человеком, а не богом, который вправе решать судьбы других. Даже несмотря на то, что у Супермена есть все возможности для этого.
…опять поезда?
Harley Quinn (2022)
Если троп становится популярным, то когда-нибудь появится произведение, высмеивающее его. Так в 11-м выпуске Harley Quinn (2022) весь сюжет строится вокруг «уже всем приевшегося приема». Кто бы справился с насмешкой над сложной психологической дилеммой лучше, чем Харли Квин?
DC Comics / Harley Quinn / 2022
Харли узнает, что её другу Кевину грозит опасность. Поезд с бомбой несется по путям, к которым привязан парень. Если ничего не сделать, то при столкновении поезд взорвется и пострадает только Кевин. А если Харли решит спасти его, то поезд доедет до города и погибнут сотни людей.
Харли рассуждает о поездах с бомбами, во время спасения Кевина. DC Comics / Harley Quinn / 2022
Отвечая злодею Харли успевает пошутить про Канта, ведь именно деонтологизм Иммануила Канта соответствует выбору не переключать стрелку. Кроме того, она считает секунды до взрыва и заигрывает с ситуацией.
…и конечно же спасает Кевина, при этом не подвергнув людей опасности.
Харли спасает всех. DC Comics / Harley Quinn / 2022
Есть ли правильный ответ?
Очевидно, что правильного ответа на проблему вагонетки не существует. Философы и ученые давно изучили и объяснили разные решения.
Приведенные примеры показывают, что выборы одного и того же персонажа в разных произведениях и ситуациях могут не совпадать. В этом и заключается ответ на вопрос, почему герои попадают в ситуации рассматриваемого эксперимента так часто.
Троп дилеммы вагонетки используется для того, чтобы поставить сверхсильных героев в незащищенное состояние и посмотреть на их реакцию. Не столь важно итоговое решение, сколько их мотивация и переживания. Кто из них будет руководствоваться бесчувственным расчетом, кто моральными принципами, кто пойдет на поводу у эмоций? Будет ли это решение простым для них или оставит глубокую травму? Будут ли герои действовать сообща или необходимость выбора вызовет конфликт?
В конце концов, «дилемма вагонетки» — один из инструментов в руках авторов, которые сами решают, как его использовать.
DC Comics / Harley Quinn / 2022
https://ru.wikipedia.org/wiki/Проблема_вагонетки / (дата обращения: 17.11.2023)
https://medium.com/theuglymonster/the-trolley-problem-in-movies-and-on-reddit-3176ba24a7b4 / (дата обращения: 17.11.2023)
https://marvel.fandom.com/ru/wiki/Танос_(199999) / (дата обращения: 17.11.2023)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Spider-Man_(игра, _2018) / (дата обращения: 17.11.2023)
https://marvel.fandom.com/ru/wiki/Павитр_Прабхакар_(50101B) / (дата обращения: 17.11.2023)
личные записи игрового процесса «Spider-Man» (2018); Insomniac Games; Sony Interactive Entertainment на PlayStation 4
Фрагменты из фильма: «Avengers: Infinity War» (2018); Directed by Anthony Russo, Joe Russo; Production company Marvel Studios; Distributed by Walt Disney Studios Motion Pictures
Фрагменты из фильма: «Spider-Man» (2002); Directed by Sam Raimi; Production companies Columbia Pictures, Marvel Enterprises, Laura Ziskin Productions; Distributed by Sony Pictures Releasing
Фрагменты из фильма: «The Dark Knight» (2008); Directed by Christopher Nolan, Distributed by Warner Bros. Pictures.
Фрагменты из фильма: «Spider-Man: Across the Spider-Verse» (2023); Directed by Joaquim Dos Santos, Kemp Powers, Justin K. Thompson; Production companies — Columbia Pictures, Marvel Entertainment, Sony Pictures Animation, Pascal Pictures, Lord Miller Productions, Arad Productions; Distributed by Sony Pictures Releasing
Фрагменты из комикса Written by: Stephanie Phillips, Art by: Riley Rossmo, Colors by: Ivan Plascencia, Letters by: Deron Bennett, «Harley Quinn» #11, Publisher: DC Comics, 2022
Фрагменты из комикса Written by: Mark Russell, Michael Allred; «Superman: Space Age» #2; Publisher: DC Black Label; 2022
Фрагменты из комикса Written by Tom Taylor; Art by: Jheremy Raapack, Mike S. Miller, Tom Derenick «Injustice: Gods Among Us»; Publisher: DC Comics; 2013
Фрагменты из комикса Written by Jonathan Hickman; Art by Stefano Caselli; Letterer by: Cory Petit; «Avengers Vol 1» #44; Publisher: Marvel Comics; 2015
Фрагменты из комикса Written by Jonathan Hickman; Art by Leinil Francis Yu, Gerry Alanguilan, & Sunny Gho; Letterer by: Cory Petit; «Avengers vol 5» #44; Publisher: Marvel Comics; 2015
Фрагменты из комикса Writer: Jonathan Hickman; —Artist: Leinil Francis Yu; «AVENGERS #34» Publisher: Marvel Comics, Release Date: August 27, 2014
https://ru.wikipedia.org/wiki/Проблема_вагонетки / (дата обращения: 17.11.2023)
Обложка: «Action Comics Vol 1» #1000, Publisher: DC Comics, Release Date: April 18, 2018