Original size 450x632

Стандарты тел, пространств и расстояний

157

«Стандарты тел, пространств и расстояний» — персональный выставочный проект, где стандарты рассматриваются как социальный конструкт. Как меняется пространство личное и публичное, могут ли они взаимодействовать, как идеологические стандарты влияют на тело?

Триптих «Сфера» — видео-­исследование общественного и личного, близкого и дальнего. Что такое расстояние и как оно меняется в зависимости от конкретных событий? За основу художница берет среднестатистическую социальную дистанцию в европейских странах, два метра.

Уединенная природная среда может оказывать на человека давление сама по себе, без участия других людей. Стоит ли очерчивать личное пространство, когда вокруг никого, беречь индивидуальность в чистом поле?

big
Original size 1632x918

Александра Тен. Кадры из видео «Сфера. Поле». 10’32». 2022

Общественные и культурные площадки, такие как бассейн или музей, устанавливают властные стандарты взаимодействия между людьми. В олимпийском бассейне Тен в прозрачном шаре идет по воде, преодолевая сопротивление стихии, пока все другие плывут к своей цели, от старта до финиша, и обратно. Банальные решения выигрывают на соревнованиях. Культурная среда также сопротивляется — мы видим попытку художника вой­ти в историю искусств и невозможность это сделать в изоляции собственного сознания.

На протяжении трех видео в разных локациях пространство вокруг художницы то смыкается и сдавливает, то разжимается и дает простор для новых ходов.

Original size 2480x686
Original size 3000x1613
Original size 1440x810
Original size 1440x810
Original size 2480x1395

Александра Тен. Кадры из видео «Сфера. Бассейн», 5’01», и «Сфера. Музей», 7’13». 2022

Видеоперформанс «След ангела» напоминает об игре, в которой дети собственным телом создают «снежного ангела» за несколько мгновений, получая удовольствие от результата, здесь игра превращается в мучительную попытку оставить след на земле. Неподатливая, она сопротивляется телесным движениям. На земле нелегко оставить отпечаток, здесь расстояние от мечты до результата велико.

В этом месте, что труд рабочих сливается в одно коллективное тело, которое оставляет след — карьер. Это счастье от рукотворного объекта из детства переносится на Михайловский горно-­обогатительный комбинат, который открыл богатые залежи железной руды и дал жизнь городу.

Original size 1280x720

Александра Тен. Кадры из видео «След ангела». 7’13». 2022

«Вдовьим горбиком» в народе назывались накопления отложений в шейном отделе позвоночника, и появлялись у женщин, которые плакали о потере кормильца, ушедшего на вой­ну, или просто много и тяжело работали. Мраморная крошка в скульптуре Тен накапливается в гору у колонны в центре зала — здесь мрамор, материал вечной красоты, становится способом рассказать об утрате. «Вдовий горбик» соединяет фреску «Отец», пиксели которой рифмуются с этой грудой мелких камней, и видеофреску «Плакальщицы», читаясь как окаменевшие слёзы, памятник скорби.

Original size 2400x1315
Original size 1430x245
Original size 1440x960

Александра Тен. Скульптура «Вдовий горбик». Мраморная крошка. Фреска «Отец». 297×420 см. Бумага, цианотипия. 2022

В работе «Отец» художница размышляет, как выглядит история Северной Кореи в личном контексте. Образы известных личностей настолько четко сконструированы, что проникнуть в зону личного пространства невозможно. Остается только публичное, большое видно только с почтительного расстояния, вблизи же распадается на экраны, а потом и пиксели телетрансляции. В работе художница использует фотографии из личного семейного архива. «Мой дед один из тех, кто строил режим в Северной Корее. Но когда стоишь у власти, всегда есть риск, что идеологический взгляд будет направлен на тебя. В стране начались чистки, и мой дед покинул Корею под предлогом окончания МГУ», — Александра Тен.

Original size 1632x918

Александра Тен. Кадры из видео «Плакальщицы». 5’08». 2022

Глаза «отца народа» закрыты тёмными очками, он один — против собрания женщин в видеофреске «Плакальщицы». Их распахнутые невидящие глаза полны слёз — и по мере того, как слёзы катятся по щекам, страдание открывает нам их лица, лица матерей, сестёр, невест, жён, дочерей открывают нам их лица.

Original size 2480x715

Александра Тен. Серия офортов «Углы закрытые и открытые». Поле изображения 15×10 см. Алюминий, открытое травление. 2022

Выставка Александры Тен «Стандарты тел, пространств и расстояний» проходила в галерее «Электрозавод» с 29 апреля по 11 мая 2022 года

Стандарты тел, пространств и расстояний
157