
«Стандарты тел, пространств и расстояний» — персональный выставочный проект, где стандарты рассматриваются как социальный конструкт. Как меняется пространство личное и публичное, могут ли они взаимодействовать, как идеологические стандарты влияют на тело?
Триптих «Сфера» — видео-исследование общественного и личного, близкого и дальнего. Что такое расстояние и как оно меняется в зависимости от конкретных событий? За основу художница берет среднестатистическую социальную дистанцию в европейских странах, два метра.
Уединенная природная среда может оказывать на человека давление сама по себе, без участия других людей. Стоит ли очерчивать личное пространство, когда вокруг никого, беречь индивидуальность в чистом поле?

Александра Тен. Кадры из видео «Сфера. Поле». 10’32». 2022
Общественные и культурные площадки, такие как бассейн или музей, устанавливают властные стандарты взаимодействия между людьми. В олимпийском бассейне Тен в прозрачном шаре идет по воде, преодолевая сопротивление стихии, пока все другие плывут к своей цели, от старта до финиша, и обратно. Банальные решения выигрывают на соревнованиях. Культурная среда также сопротивляется — мы видим попытку художника войти в историю искусств и невозможность это сделать в изоляции собственного сознания.
На протяжении трех видео в разных локациях пространство вокруг художницы то смыкается и сдавливает, то разжимается и дает простор для новых ходов.
Александра Тен. Кадры из видео «Сфера. Бассейн», 5’01», и «Сфера. Музей», 7’13». 2022
Видеоперформанс «След ангела» напоминает об игре, в которой дети собственным телом создают «снежного ангела» за несколько мгновений, получая удовольствие от результата, здесь игра превращается в мучительную попытку оставить след на земле. Неподатливая, она сопротивляется телесным движениям. На земле нелегко оставить отпечаток, здесь расстояние от мечты до результата велико.
В этом месте, что труд рабочих сливается в одно коллективное тело, которое оставляет след — карьер. Это счастье от рукотворного объекта из детства переносится на Михайловский горно-обогатительный комбинат, который открыл богатые залежи железной руды и дал жизнь городу.
Александра Тен. Кадры из видео «След ангела». 7’13». 2022
«Вдовьим горбиком» в народе назывались накопления отложений в шейном отделе позвоночника, и появлялись у женщин, которые плакали о потере кормильца, ушедшего на войну, или просто много и тяжело работали. Мраморная крошка в скульптуре Тен накапливается в гору у колонны в центре зала — здесь мрамор, материал вечной красоты, становится способом рассказать об утрате. «Вдовий горбик» соединяет фреску «Отец», пиксели которой рифмуются с этой грудой мелких камней, и видеофреску «Плакальщицы», читаясь как окаменевшие слёзы, памятник скорби.
Александра Тен. Скульптура «Вдовий горбик». Мраморная крошка. Фреска «Отец». 297×420 см. Бумага, цианотипия. 2022
В работе «Отец» художница размышляет, как выглядит история Северной Кореи в личном контексте. Образы известных личностей настолько четко сконструированы, что проникнуть в зону личного пространства невозможно. Остается только публичное, большое видно только с почтительного расстояния, вблизи же распадается на экраны, а потом и пиксели телетрансляции. В работе художница использует фотографии из личного семейного архива. «Мой дед один из тех, кто строил режим в Северной Корее. Но когда стоишь у власти, всегда есть риск, что идеологический взгляд будет направлен на тебя. В стране начались чистки, и мой дед покинул Корею под предлогом окончания МГУ», — Александра Тен.
Александра Тен. Кадры из видео «Плакальщицы». 5’08». 2022
Глаза «отца народа» закрыты тёмными очками, он один — против собрания женщин в видеофреске «Плакальщицы». Их распахнутые невидящие глаза полны слёз — и по мере того, как слёзы катятся по щекам, страдание открывает нам их лица, лица матерей, сестёр, невест, жён, дочерей открывают нам их лица.
Александра Тен. Серия офортов «Углы закрытые и открытые». Поле изображения 15×10 см. Алюминий, открытое травление. 2022
Выставка Александры Тен «Стандарты тел, пространств и расстояний» проходила в галерее «Электрозавод» с 29 апреля по 11 мая 2022 года