Original size 905x1240

Онлайн-курс «История фотографии»

120

На платформе «Открытое образование» появился новый онлайн-курс, посвященный истории фотографии. Главная задача этого курса — формирование у слушателей ясного представления о развитии фотографии как самостоятельного медиума и о наиболее важных школах, авторах, произведениях.

Связанные карточки | 1
post

Авторами курса выступили специалисты по фотографии и современному искусству: Владимир Левашов, Татьяна Фадеева и Александра Першеева.

Каждый из лекторов внес свой вклад в формирование у слушателей курса представления о многогранности фотографии, которая объединяет как технологические, так и художественные аспекты, которая за полтора столетия несколько раз менялась до неузнаваемости и по-прежнему открыта к трансформациям, которые предвещает развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Курс построен на последовательном рассмотрении трех аспектов, образно говоря, разных «путей жизни» фотографии. Все они развивались параллельно и при этом вполне автономно.

Сперва мы разберемся в том, каковы технологии создания снимков, ведь фотография — это первое искусство из числа новых медиа, она основана на технике и меняется по ходу научно-технического прогресса как и любой вид technical based art.

big
Original size 2636x1352

Автохром (одна из первых технологий цветной фотографии). 1900-е. Источник: wikipedia.org

Затем мы увидим, как фотография становится массово тиражируемым образом, как складываются жанры, которые сегодня для нас привычны: военная фотография, социальная, уличная, рекламная и модная фотография.

И после этого перейдем к самому сложному и интересному «пути жизни»: поговорим о фотографии как об искусстве.

«Универсализм фотографии, может быть, наиболее внятно определяется в рамках учения о знаках, разработанном отцом семиотики Чарльзом Пирсом. — рассказывает Владимир Левашов. — Пирс вывел три типа знаков, причем так случилось, что все они тем или иным образом относятся к фотографии. Во-первых, фото — это знак индексальный (где знак непосредственно, причинно-следственно связан со своим объектом — как вещь/действие и его отпечаток). Во-вторых, поскольку фото является изображением, то представляет собой также знак иконический (связанный, как всякое, даже механическое, изображение со своим исходником по принципу сходства, подобия). И в-третьих, фотография в некоторых случаях может выступать символическим знаком, обладать аллегорическим содержанием, как, например, в случае фотографии матери с младенцем на руках, когда иконографически акцентированной оказывается связь подобного образа с фигурой Девы Марии с младенцем-Христом».

Тематический план курса:

Фотография как технология Вводная лекция В. Левашова Первые фотографические технологии Фотография в повседневной жизни

Фотография как тиражируемый образ Военная фотография Социальная фотография Уличная фотография Модная фотография

Фотография как искусство Диалог с живописью Авангард и модернизм Современное искусство

Original size 1200x795

Уильям Эгглстон. Без названия. Ок. 1974. Источник: egglestonartfoundation.org

«Только в 1970-х чаяния фотографов-художников наконец-то сбылись. — рассказывает Татьяна Фадеева. — Фотография вступила на территорию искусства на правах с видеоартом, перформансом, другими арт-практиками, она стала восприниматься как полноправная форма искусства, которая ничем не уступает живописи или скульптуре.Но вовсе не потому что фотография стала похожей на живопись (хотя бывает и такая фотография), а потому что фотография была признана как адекватное средство исследования и репрезентации культуры, различных ее аспектов, начиная с проблемы субъективности и личной истории и заканчивая переосмыслением способности фотографии фиксировать события».

Курс «История фотографии» является частью просветительской программы Школы дизайна НИУ ВШЭ и продолжением других курсов о визуальной культуре («Введение в историю искусства», «Современное искусство», «История рекламных инструментов»). Это открытый курс, доступ ко всем лекциям и дополнительным материалам которого будет бесплатным для пользователей платформы.

Original size 1920x909

Лайза Минелл в объективе Энди Уорхола. 1977-1979. Источник: news.artnet.com

Если же у слушателей есть задача документально подтвердить успешное прохождение курса, то следует пройти тестирования (промежуточные тесты и итоговый), которые осуществляются с прокторинг-контролем и поэтому являются платными. Стоимость: 3600 р. По итогу успешного прохождения тестирования слушателям выдается официальный сертификат.

Пройти курс «История фотографии» можно здесь