
Миф — это способ придания смысла бессмысленному миру.
— Ролло Мэй

И. Билибин. Иллюстрация к сказке о Василисе Прекрасной, сбежавшей от Бабы-Яги // Т. Финансова. Путь домой. 2020
«Мифологическое мышление» — сегодня это сочетание слов звучит как синоним иррациональности, как пережиток прошлого.
Однако и современный человек нуждается в ярких и образных рассказах об устройстве вселенной вокруг нас и о противоборствующих силах в нашем внутреннего мира. Ведь под «мифом» или «сказкой» можно понимать не только устойчивые тексты, передаваемые из поколения в поколения, но и новые сюжеты, возникающие сегодня. Например, комплекс представлений об искусственном интеллекте, о жизнедеятельности вирусов или Большом взрыве.
Вслушайтесь в эти слова: «квантовая неопределенность». Насколько это непостижимо и вместе с тем образно.
Миф разделяет с нами наше одиночество.
— Ханна Грин
Жак Лакан говорил, что бессознательное устроено как язык… вот только это не повседневная речь, а язык метафор и символов. Наука порой останавливается в нерешительности перед этим, а вот искусство смело вглядывается в хитросплетение сказочных сюжетов, мифических образов и сновидений.
Уильям Блейк. Авраам и Исаак. 1799-1800
Эпоха Просвещения ставила перед собой цель перестроить сознание человека (и мир) на разумных основаниях, расколдовать его. Однако этот яркий свет истины оставил нас без возможности укрыться в тени неизъяснимого, почувствовать то, что не выразить ни словами, ни формулами.
Романтики хорошо понимали, что миф, сказка и поэзия — являются особой формой познания. И там, где традиционным мифам уже не осталось места, современные художники размещают собственные воображаемые миры.
Мэтью Барни. Река основания. 2014
Джефф Уолл. Внезапный порыв ветра (оммаж Хокусаю). 1993
Алек Сот. Засыпая у Миссиссиппи. 2004
Миф действует как бы сквозь время и пространство, охватывая как далекое прошлое, так и грядущее. Тем самым он снимает тяжкое бремя незнания наших истоков и утешает в тревоге о будущем.
Так реализуется наш экзистенциальный инстинкт: инстинкт поиска смысла.
Неслучайно ответом на вопрос о том, почему жизнь вообще стоит труда быть прожитой для Жана-Поля Сартра стало обращение к мифу. Мифу о Сизифе.
Андрей Тарковский. Ностальгия. 1983. Кадр из фильма
И может быть, величие произведения искусства можно определить по тому, способно ли оно войти в подлинный резонанс с силой мифа?
Алек Сот. Засыпая у Миссиссиппи. 2004