Original size 1140x1600

Female gaze в визуальной культуре

370
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Впервые термин «мужской взгляд» появляется в работе Лауры Малви «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», где авторка разбирается с феноменом взгляда зрителя, который является из-за патриархальной системы общества мужским. В фильмах женщина предстает объектом, цель которого это удовлетворение мужского взгляда, потребности в скопофилии. При этом женщина-зритель также «должна» получать удовольствие от мужского типа вуайеристского удовольствия. Вуайеристским оно является, потому что основной аспект «мужского взгляда» это объективизация женского тела, сексуализация его в кадре. Влияние и сила «мужского взгляда» в поп-культуре приводит к плачевным последствиям для женского самосознания. Так как главной задачей в фильмах/книгах/комиксах для женщины ставится забота о внешней привлекательности, чтобы главный герой смог драматично завоевать ее. Зачастую женские персонажи даны только для того, чтобы на их фоне раскрыть главного героя. Видя повсеместную объективизацию женского пола, женщины думают о том, как их видят мужчины больше, чем как они видят себя.

В 1970е, когда Малви проложила путь к критике «мужского» кинематографа, началось развитие «женского взгляда».

Сейчас нельзя точно описать, что из себя представляет это понятие. Некоторые считают, что объекты поп-культуры, сделанные через призму «женского взгляда», меняют местами женщин и мужчин. То есть женщина начинает выступать в роли зрителя, наслаждающимся объективизацией мужского тела. Но на самом деле этот термин намного глубже. Мужчины не выступают объектами, это женщина перестает им быть. Женские персонажи перестают быть декорацией, они обретают силу, характер, индивидуальность наравне с мужскими. Более того во всех героях фокус смещается с внешнего к внутреннему.

То, что сейчас подходит под категорию «female gaze», все еще относится к феминистическому направлению в искусстве и поп-культуре, то есть не вошло в норму. В рекламе, музыкальных клипах, фильмах используют тропы и шаблоны, ориентирующиеся на «мужской взгляд». Во многом это делается из-за желания авторов получить большую прибыль, так как мужская аудитория более платежеспособна.

Сравнение «мужского» и «женского» взгляда

big
Original size 2480x474

Скарлетт Йоханссон в фильмах: Железный человек 2, 2010 г. Мстители, 2012 г. Первый мститель: Другая война, 2014 г. Мстители: Эра Альтрона, 2015 г.

Первый мститель: Противостояние, 2016 г. Мстители: Война бесконечности, 2018 г. Мстители: Финал, 2018 г. Черная вдова, 2021 г.

Фильмы Марвел про супер-героев, которые несомненно спродюсированы для мужской аудитории мужчинами сценаристами, режиссерами и создателями комиксов, наглядно показывают нам «мужской взгляд». Костюм Черной вдовы тому подтверждение. На коллаже мы видим эволюцию ее боевого наряда. Несмотря на то, что к 2018 году костюм стал более удобный и структурный (появилось подобие военного жилета, волосы собраны в косичку), он все равно отражает идею о «второй коже». Он обтягивает фигуру, чтобы подчеркнуть форму песочных часов, а также всегда расстегнут в зоне декольте. Черная вдова — это идеальный представить «мужского взгляда», так как ее персонаж сексуален, владеет боевыми искусствами. Она иллюстрирует троп «крутой девчонки», которая любит мужские занятия.

Original size 2480x500

Меган Фокс в фильме Трансформеры, 2007 г.

Еще один персонаж — символ «мужского взгляда». Меган Фокс играет очень красивую, смелую, интересную героиню, которая «не как все девчонки». Она любит мотоциклы и машины. Весь этот образ, а также тот факт, что главный герой (неуклюжий, милый, но отважный) способен завоевать девушку «мечту», привлекают мужскую аудиторию, повышает кассовые сборы фильма.

Original size 2480x800

Мстители, 2012 г. Маска, 1994 г. Женщина-кошка, 2004 г.

Важно отметить то, как выстраивается кадр в подобных фильмах. Часто женщину снимают очень близко, что она буквально поделена на части тела как кукла или манекен. Этот прием концентрирует внимание зрителя на и так сексуализированном персонаже.

Также мы часто видим мужскую реакцию на главного женского персонажа внутри фильма. Обычно она довольно яркая: герой широко раскрывает рот или внезапно ударяется. Женщина зритель, видя такую реакцию, подсознательно тоже хочет быть как главная героиня, чтобы получить мужское внимание. Это объясняет, почему «мужской взгляд» все еще процветает. В поп-культуре установлен идеализированный образ женщины, который создали мужчины для себя. Но так как человеческая потребность к вниманию и любви очень сильна, женщины сами пытаются подстроиться под данный стереотип.

Original size 2480x710

Пример «male gaze» из музыки: клип 50 cent — Candy shop 2003 г.

В музыке мы также видим отражение «мужского взгляда». Особенно хорошо это представлено в жанре Рэп. Женщины, деньги, золотые цепи, дорогие «тачки»: все это декорация, показывающая превосходство исполнителя-мужчины над другими. Женские исполнители также играют на своей же сексуализации, несмотря на то, что их целевая аудитория — это женщины. (например: Pussycat dolls, Бритни Спирс, ранние работы Бейонсе)

Original size 2480x816

Фильмы: «Тор» 2011 г. «Казино „Рояль“» 2006 г.

Также есть и обратная сторона «мужского взгляда», когда она пытается работать на женщин. Это относится к тем произведениям, где мужчина альфа-самец представляется идеальным вариантом для главной героини. Несмотря на то, что сцены с полуголыми главными героями в фильме «Тор» или «Казино „Рояль“» предназначены для женской аудитории, они все равно показаны для мужчин. Персонажи в кадре такие, какими их хотят видеть мужчины, а не женщины.

Если с «male gaze» все довольно просто и понятно, то с «женским взглядом» начинаются сложности. Так как в мире главенствует патриархат, а вместе с ним и «мужской взгляд», то они присутствуют во всем, даже в произведениях, сделанных женщинами для других женщин.

Loading...

Сцена из фильма «Гордость и предубеждение» 2005 года

Отличный пример «женского взгляда» на мужчину — это персонаж Мистера Дарси в «Гордости и предубеждении». В самой книге, написанной Джейн Остин, герой благородный, честный, хоть и иногда надменный, на экране он такой же. Действие происходит в 19 веке, поэтому здесь нет и намека на сексуализацию. Любимая многими сцена из экранизации 2005 года иллюстрирует «женский взгляд». Мы буквально видим, куда смотрит главная героиня. Она удивлена, что мистер Дарси помог ей сесть в карету, несмотря на то, что ее руки не были в перчатках. Это прикосновение получилось очень интимным, но более интересно то, как реагирует на это прикосновение герой. Он нервничает из-за чувств, которые проснулись в нем. При этом это показано лишь напряжением его руки. Именно чувственность подстраивает эти кадры под определение «female gaze».

Original size 2480x442

Гордость и предубеждение, 1995 г.

Еще один Мистер Дарси, но в экранизации 95 года. Кадр из сцены, где Дарси, искупавшийся в пруду, и Елизабет встречаются. Да, Мистер Дарси в мокрой рубашке, но мы не видим, чтобы под ней виднелись мощные бицепсы. Эта сцена сосредоточена на сконфуженных персонажах, на их чувствах. У героя Колина Ферта акцент идет на глаза, а не на фигуру.

Этот персонаж подводит нас к еще одному концепту «женского взгляда» — это «man written by a woman», то есть мужской персонаж, которого написала женщина-писательница. Данное понятие является полной противоположностью «мужскому взгляду», потому что здесь женщина выступает создателем идеализированного мужчины. Он чувственный, нежный, добрый, уважает мнение и чувства женщин, готов меняться ради любви. То есть такому персонажу присуще феминные качества, что отражается и на его внешности.

Original size 2480x1034

Маленькие женщины, 2019 г.

Лори — персонаж романа «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт — также подходит под описание. В экранизации 2019 года, снятой Гретой Гервиг, его играет Тимоти Шаламе, который на данный момент представляет собой эталон «женского взгляда». Его персонаж привлекательный, но далек от привычной нам маскулинности. В фильме мы видим его через историю сестер Марч, в частности через отношения с Джо (Сирша Ронан) и Эми (Флоренс Пью). Зритель-женщина проникается к нему доверием и симпатией, потому что его персонаж прекрасно ладит с девушками, растет и меняется, не боиться показать эмоции. Это кино, снятой женщиной для женщин, дает нам именно такого персонажа, какого хотят видеть женщины.

Original size 2480x1034

Назови меня своим именем, 2017 г. Леди Берд, 2017 г. Маленькие женщины 2019 г.

Благодаря своей феминной внешности, а также ролям в таких фильмах как: «Назови меня своим именем» и «Леди Берд»(который тоже снят Гретой Гервиг), Тимоти Шаламе стал символом «женского взгляда». Качества его персонажей перекладывают на самого актера. Большего ажиотажа среди поклонниц добавляют видео с Тимоти, где он общается с женщинами-коллегами и фанатками.

Теперь посмотрим и сравним известных персонажей, которых классифицируют как противоположностей.

Original size 3493x1800

Тор: Рагнарек, 2017 г.

Грозный и мускулистый Тор, на которого равняются мужчины, и хитрый, очаровательный Локи, который нравится женщинам.

Это не значит, что женщинам не могут нравится мускулинные мужчины. Речь идет лишь о классификации персонажей под термины «male, female gaze».

Original size 2480x1034

Джейкоб и Эдвард из саги «Сумерки» 2008–2011 гг.

Original size 2480x1034

Харли Куин Отряд самоубийц, 2016 г. Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн, 2020 г.

На первой картике персонаж Марго Робби сексуализирован, у нее очень короткие шорты, обтягивающая футболка. В фильме мужские персонажи обращают на это внимание, этому уделяется не одна сцена. На второй же картинке героиня одета в стиле ее персонажа, но не для того, чтобы усладить мужской взгляд. Она одета в то, что ей нравится.

Original size 2000x834

Тайлер и Лось из фильма «Шаг вперед», 2006 г. и «Шаг вперед: Улицы», 2008 г.

Популяризация «женского взгляда»

Original size 2480x700

Группа The Beatles

Феноменом, который частично попадает под термин «женский взгляд», является бойз-бенды. Начиная с Beatles, создавались группы для привлечения молодой женской аудитории песнями о любви. В бойз-бендах у каждого члена группы всегда продуман образ так, чтобы он нравился определенной группе девочек, поэтому вместе они образуют идеальный альянс. С одной стороны, это то, что нужно девочкам-подросткам: чтобы симпатичные мальчики пели о любви, не боялись показать свои чувства. С другой же, этот феномен создан мужчинами, которые спродюсировали его верным образом.

Original size 2000x1000

Первый столбик: группы Jonas Brothers, The Wanted, BTS. Второй столбик: Backstreet boys, NSYNC. Третий столбик: One Direction, Five seconds of summer

Original size 2480x1472

Гарри Стайлс, 2022 г.

Сейчас на волне популярности у женщин находятся музыкальные артисты, образ которых далек от традиционной маскулинности. Например, Гарри Стайлс, Конан Грей, BØRNS, Wallows, The 1975, The Driver Era и другие. Данные артисты имеют особый стиль в одежде и музыке, отношение к фанатам и женщинам в частности.

Original size 2480x770

Гарри Стайлс, 2022 г.

Original size 2480x735

Конан Грей, 2022 г.

Original size 2480x735

BØRNS, 2018 г.

Original size 2000x408

Wallows, 2022 г.

Original size 2480x563

The 1975, 2022 г.

Original size 2480x483

The Drivers era, 2022 г.

По-настоящему создают произведения через призму «женского взгляда» сами женщины. Среди музыкальных исполнителей хотелось бы отметить Тейлор Свифт, Оливию Родриго, Уиллоу Смит, Холзи, Майли Сайрус, Дуа Липу.

Loading...

Отличный пример — это клип (а скорее мини-фильм) Тейлор Свифт на песню All Too Well, в котором отношения показаны именно через воспоминания главной героини. Весь клип сосредоточен на ее чувствах, мужчина является здесь второстепенным героем.

Loading...

Песня Brutal Оливии Родриго, где идет речь о девичьих проблемах в 17 лет. Здесь чувства девушки — это главный персонаж, который раскрыт через гиперболизацию и странные образы.

Original size 2000x545

Портрет девушки в огне, 2019 г.

Помимо фильмов Греты Гервиг, режиссерка Селин Сьямма также создает картины, наполненные «женским взглядом». «Портрет девушки в огне» повествует о художнице, которая пишет картину подруги. Мы проживаем историю глазами главной героини, она выражает свое виденье на холсте.

Original size 2000x1025

Портрет девушки в огне, 2019 г.

Original size 2480x800

Сериал Дрянь, 2016 г.

Еще один пример из мира кинематографа — это сериал «Дрянь», снятый Фиби Уоллер-Бридж. В этой трагикомедии раскрываются реальные проблемы, с которыми сталкивается обычная женщина.

Original size 2480x1304

Сериал Дрянь, 2016 г.

Original size 2480x804

Бестолковые, 1995 г.

Еще один интересный пример — это фильм «Бестолковые», снятый Эми Хекерлинг по мотиввам книги Джейн Остин. Несмотря на то что это подростковая комедия, девушки в ней яркие, экспрессивные. Они главные героини, которые воспринимают парней как дополнение к своей жизни, а не основу их личности.

Original size 2480x1067

Бестолковые, 1995 г.

За последний год тема «женского взгляда» много обсуждалась, во многом благодаря платформе Tiktok.

Loading...

Появилось несколько трендов, таких как: «male vs. female gaze», «man written by a woman», «dressing for male gaze vs. female gaze». В таких коротких видео теория «женского взгляда» доводиться до абсурда. Сначала пользователи делятся знаменитостями, которые подходят под «female gaze». Затем показывают картинки, которые по их мнению отражают «женский взгляд», но на самом деле просто иллюстрируют феминные качества. Такое поверхностное отношение к термину превращает его в набор эстетичных картинок, никак не подкрепленных смыслом.

Original size 2480x804

Фото с сервиса Pinterest при запросе «soft boy aesthetic»

Возрасла популярность emo boy и soft boy эстетик на просторах Tiktok и Pinterest. Несколько популярных блоггеров: Ник Кауфманн, Винни Хакер, Генри Пурнелл, Джексон Пасагалия.

Original size 2480x564

Ник Кауфманн, Джексон Пасагалия, Винни Хакер, Генри Пурнелл

Выводы

Несмотря на такое быстрое развитие «женского взгляда» в последние года, в нем все равно присутствует и «мужской», так как он существует в поп-культуре намного дольше. Более того он крепко запечатлен в людском подсознании, поэтому невозможно вычленить «мужской взгляд» из женских произведений.

Оба понятия стигматизируют наше общество, создают определенные шаблоны для поведения. Как в тикток-трендах, где люди присваивают «male gaze» всем, кто конвенционально красив, а «female» тем, кто обладает нетрадиционной внешностью. Такой подход концентрирует наше внимание на внешних качествах. Было бы правильнее обладать «человеческим взглядом», который не объективизировал кого-либо, зрел в душу, выражал чувства.

Список источников

Female gaze в визуальной культуре
370