Original size 3400x4800

Визуальное исследование: сравнение двух выставок

PROTECT STATUS: not protected
big
Original size 4800x3092

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Цель визуального исследования — сравнить две выставки, «Родченко. Личное» в Центре «Зотов» и «Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой выставки» в галерее «ВХУТЕМАС», раскрывающие тему формирования нового языка искусства в период ранне советской реальности. Задачи — выявить и сравнить инструменты и подходы, с помощью которых кураторы раскрывают эту тему: особенности экспозиции и работы со зрителем.

Обе выставки фиксируют свое внимание на первых годах правления Советской власти, однако говорят об этом совершенно по-разному. В экспозиции, посвященной Родченко, куратор сознательно отсекает глобальный исторический контекст, показывая эпоху, ухваченную глазами одного конкретного человека. Выставка, приуроченная к юбилею Щусева наоборот показывает, как архитектура помогала конструировать новую человеческую идентичность.

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов»

big
Original size 1600x1067

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Кураторами проекта, проходящего в стенах центра «Зотов» с 22 сентября 2023 года по 28 января 2024 года, являются Анна Замрий и Дмитрий Никишов.

Это персональная выставка Александра Родченко, главная цель которой — исследование способов восприятия художником повседневности и пространства.

Центр «Зотов»

Original size 1920x1667

Здание центра «Зотов»

Выставка проходит в центре исследования конструктивизма, важной частью которого был сам Родченко — он перенимает идеи течения, используя его инструментарий, чтобы наполнить пространство снимка динамикой.

Первое впечатление

Выставка занимает всего один зал культурного центра. Заходя внутрь, мы не можем охватить взглядом всю экспозицию из-за особенностей застройки. Однако строго расчерченное пространство, красные и черные линии рядом с кураторским текстом, аскетичный дизайн сразу задают нужное настроение.

Original size 4096x2731

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Визуальные параллели

Линия — одно из важнейших понятий в творчестве Александра Родченко, а сформулированное им новое течение беспредметного искусства получило название «линиизм», вступив в противоборство с абстракцией Кандинского и супрематизмом Малевича. Для Родченко линия — главный фактор «построения всякого организма вообще в жизни». Выставочное пространство здесь становится частью его геометрически выверенного мира, подчиняясь строгим и лаконичным правилам.

«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще» — Александр Родченко.

Original size 1756x1192

Александр Родченко, Лестница, 1930

Original size 2064x1862

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Само пространство экспозиции диктует четкий сценарий прохождения выставки по часовой стрелке: от работ молодого фотографа, только что приехавшего в гигантской город до дневниковых записей пожилого человека, рефлексирующего о своем наследии.

Original size 3584x3112

Александр Родченко, Шуховская башня (фрагмент), 1929

Original size 4800x3200

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Выставка задает линейный нарратив времени, развития техник и социального контекста, окружающего Александра Родченко.

Original size 4800x3196

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Original size 4800x3200

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Финальным акцентом, фиксирующим пережитый зрителем опыт становится стенд, на котором экспонируется потертое пальто (до этого на протяжении всей экспозиции мы сталкивались по большей части с фотографией). Этот стенд больше других говорит именно о личном Александра Родченко. Он рефлексирует о целях своей работы, сдерживаемой любви и отношениях с дочерью. Подобная тональность скорее присуща кураторским текстам, ведь она задает нужный темп и погружает в контекст, в «Зотове» же это осмысление автором собственной жизни, десятилетий труда, сжатых до пространства одного зала.

«И она (дочь) будет смотреть на мои вещи и думать: „эх, жаль папа не дожил, его уже признают и вещи висят в музеях, неужели он был уверен в этом“, милая будущая Муля, именно не был уверен, и даже совсем» — Александр Родченко.

Original size 4800x3200

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

«Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой выставки»

Original size 4800x2656

Открытие выставки «Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой. выставки» в галерее «ВХУТЕМАС», 2023

Выставка проходила в октябре 2023 года в галерее «ВХУТЕМАС» МАРХИ под кураторством М. А. Костюк, Е. Ю. Баснина и Е. Ю. Желудкова. Архитектурой выставки занимался Алексей Подкидышев. Приурочена к 150-летнему юбилею архитектора Алексея Щусева.

Пространство зала как бы повторяет архитектуру павильона выставки, о которой рассказывает, проводя зрителя от эскизов и чертежей до манифеста о трансформации сознания советского человека через архитектуру.

Галерея «ВХУТЕМАС» при МАРХИ

Original size 2400x1600

Московский архитектурный институт

Точно так же, как и на выставке Родченко, здесь само пространство диктует маршрут зрителю. В центре выставочного зала находится доминанта — проектор транслирует документальные кадры сельскохозяйственной выставки. Работы расположены на одной линии и в одинаковых паспарту по стенам.

Контекст

Первая масштабная выставка сельскохозяйственная и промышленная выставка в СССР открылась летом 1923 года. Главная композиционная идея — создание огромного партера, стягивающего вокруг себя павильоны, в центре которого планировали построить фонтан, как символ пробуждения России, однако фонтан так и не был построен. Здесь впервые были опробованы техники архитектурного авангарда.

Original size 4800x2584

Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923

«Придаю очень большое значение выставке, уверен, что все организации окажут ей полное содействие» — Владимир Ленин.

Original size 4800x3040

Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923

Первое впечатление

Галерея расположена на территории архитектурного института, что сразу формирует у зрителя понимание, с какой точки зрения и на каком языке с ним будет говорить выставка. Попадая внутрь, мы сразу же видим равномерно освещенный зал и всю экспозицию.

Original size 4096x3072

«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023

Визуальные параллели

Элементы дизайна и архитектурной застройки выставки повторяют архитектурные решения первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, о которой и рассказывает экспозиция. При этом выполнена эта деталь изящно и ненавязчиво, так, что, если не приглядываться, ее можно пропустить.

Original size 4096x2816

Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923

Original size 4800x3600

«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023

Галерея «ВХУТЕМАС» — часть академической среды Московского архитектурного института. Это более консервативная институция, отталкивающаяся от наследия высших художественно-технических мастерских. Галерея в основном нацелена на студентов вуза и профессиональное сообщество архитекторов.

Original size 4096x3072

«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023

Выставки объединяет исторический контекст, с которым работают кураторы — время, когда формировалось новое государство и новое искусство. Композиционно выставки построены похожим образом: небольшое помещение с четко выстраиваемой сюжетной линией. Однако проект, посвященный Родченко, используя фотографию, заглядывает внутрь одного человека, который фиксировал реальность вокруг себя, а выставка в МАРХИ дает представление о новых принципах мироустройства, формируемых государством, совмещаю видео-арт, рисунок и инсталляцию.

Bibliography
Show
1.2.

Александр Родченко. Гараж: https://garagemca.org/programs/library/catalogue/L2373 (дата обращения 8.10.2023)

3.

Александр Родченко. Третьяковская Галерея: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51840 (дата обращения 8.10.2023)

4.

Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству. Арзамас:https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 12.10.2023)

5.

Александр Родченко, Варвара Степанова, Будущее — единственная наша цель: https://store.artlebedev.ru/books/art/budushee-edinstvennaya-tsel/ (дата обращения 13.10.2023)

6.

Сайт Центра Зотова: https://centrezotov.ru (дата обращения: 14.10.2023)

7.

Сайт галереи ВХУТЕМАС: https://www.vkhutemas.ru (дата обращения: 15.10.2023)

8.

Сайт МАРХИ: https://marhi.ru (дата обращения: 15.10.2023)

9.

Щусев, Алексей Викторович. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щусев, _Алексей_Викторович (дата обращения: 16.10.2023)

10.

Лаврентьев, Лаврентьева: Художники-изобретатели Родченко и Степанова: https://www.labirint.ru/books/486650/ (дата обращения: 17.10.2023)

11.

Третьяков, Родченко: Самозвери: https://www.labirint.ru/books/431379/ (дата обращения: 17.10.2023)

12.

Выставка Родченко. Личное. Афиша: https://www.afisha.ru/exhibition/rodchenko-lichnoe-286191/ (дата обращения: 17.10.2023)

13.

Выставка Родченко. Личное. The Blueprint: https://theblueprint.ru/culture/art/dajdzest-september-25 (дата обращения 20.10.2023)

14.

Посвященная Родченко выставка открылась в Центре Зотов. Фотогалерея. RTVI: https://rtvi.com/lifestyle/posvyashhennaya-rodchenko-vystavka-otkrylas-v-czentre-zotov-fotogalereya/ (дата обращения 21.10.2023)

Визуальное исследование: сравнение двух выставок