
Курс позволяет студентам с самого начала работы над проектом погрузиться в создание объемно-пространственных композиций и эскизов сложных и разнообразных форм. Слушатели учатся создавать объекты в масштабе один к одному. Также они осваивают процесс рендера, который помогает отслеживать изменения в проекте и оперативно подготавливать презентационные изображения или видеоролики.
Занятие № 1

В начале работы с SketchUp важно ознакомиться с интерфейсом программы. Это поможет быстро сориентироваться в инструментах, понять структуру рабочего пространства и уверенно приступить к созданию 3D-моделей.

1. В верхней части интерфейса вы увидите строку заголовка. Строка заголовка содержит стандартные элементы управления окном, название вашей модели и версию Sketchup, которую вы используете.
Рекомендуется давать файлу понятное и корректное название, отражающее его содержание. Это упростит навигацию в проектах, ускорит поиск нужной модели.
Например: Арт-объект_1 модуль.skp
2. Строка меню предоставляет доступ к меню, содержащим большинство инструментов, команд и настроек SketchUp. В строке меню отображаются следующие пункты: SketchUp (только для iOS) File — Файл Edit — Правка View — Вид Camera — Камера Draw — Рисование Tools — Инструменты Window — Окно Extensions — Расширения Help — Справка
3. Панели инструментов Инструменты SketchUp отсортированы на несколько панелей инструментов. Панель инструментов «Начало работы» является панелью инструментов по умолчанию, видимой при открытии нового файла. Дополнительные панели инструментов можно активировать с помощью меню «Вид».
4. Область рисования — это место, где создаётся ваша модель. Оси рисования определяют трёхмерное пространство области и помогают ориентироваться в нём во время работы. При первом открытии модели вы также можете увидеть простой 3D-макет человека — он помогает оценить масштаб создаваемых объектов.
5. Строка состояния содержит четыре важных элемента: Измерения (Measurements) — при рисовании соответствующие размеры отображаются в этой части строки. Вы также можете вводить значения вручную для изменения параметров выбранных объектов или создания равномерно распределённых копий.
Информация о модели — быстрая ссылка на окно настроек модели (Model Info). При наведении курсора на кнопку информации отобразится имя создателя выбранного объекта.
Геолокация — если вы задали геоположение модели, при наведении курсора на значок с меткой появится информация о местоположении. Щелчок по значку откроет параметры геолокации.
Подсказки (Tooltips) — при использовании инструмента в центральной части строки состояния отображается полезная информация об этом инструменте, включая способы использования и доступные модификаторы.
Создание файла

1. Выбор шаблона
В SketchUp по умолчанию есть несколько стандартных шаблонов — с настроенными единицами измерения и стилем отображения модели.
Важно выбрать шаблон с правильными единицами измерения, не перегруженный настройками стилей. Рекомендуется шаблон c единицами измерения «Millimeters».

2. Настройки интерфейса
Панели инструментов можно прикреплять ко всем 4-м сторонам интерфейса и располагать в удобном порядке:
eng.: View → Toolbars → Выбрать необходимые панели → Перетянуть панель в удобную область экрана
рус.: Вид → Панели инструментов → Выбрать необходимые панели → Перетянуть панель в удобную область экрана

3. Настройка автосохранения
Автосохранение — это страховка для проекта на случай, если программа не справится с весом файла и «вылетит».
Рекомендуем настроить автосохранение на каждые 10–20 минут:
На Windows:
eng.: Window → Preferences → General → Autosave рус.: Окно → Параметры → Общие → Автосохранение
На macOS:
eng.: SketchUp → Preferences → General → Autosave рус.: SketchUp → Параметры → Общие → Автосохранение
Навигация в SketchUp

Используйте мышь с колёсиком для быстрого и точного управления.
1. Прокрутка колёсика — масштабирования (zoom)
2. Нажатие и удержание колёсика (scroll wheel) — вращение камеры вокруг модели (orbit)
3. Shift + нажатое колёсико — панорамирование вида (pan)
Навигационные движения можно выполнять даже при активном инструменте — это ускоряет работу и повышает точность.
Занятие № 2

Инструменты базовой геометрии SketchUp для создания 3D-моделей включают: «Линия» (Line) «Прямоугольник» (Rectangle) «Окружность» (Circle) «Дуга» (Arc) для рисования 2D-форм
Линия — Line (L)
Инструмент «Линия» в SketchUp (клавиша L), обозначаемый значком карандаша, используется для рисования отрезков линий, которые являются основой для создания 3D-моделей.
Прямоугольник — Rectangle (R)
Инструмент «Прямоугольник» в SketchUp (клавиша R) позволяет рисовать прямоугольные фигуры
Круг — Circle (C)
Инструмент «Круг» в SketchUp (клавиша C) предназначен для создания кругов и дуг в вашей 3D-модели. Он позволяет нарисовать круг, задав центр и радиус (или диаметр).
Практика

Освоить базовые инструменты построения в 2D и работу с интерфейсом.
1. Нарисовать прямоугольник с помощью Rectangle. 2. Построить круг с помощью Circle. 3. Используя Pen Tool, начертить произвольный многоугольник (например, треугольник или пятиугольник).
Разместить все фигуры рядом друг с другом, применяя инструмент Move.
Сохранить файл под названием Практика_1.skp.
В сцене 3 фигуры (прямоугольник, круг и многоугольник), расположенные на плоскости.
Занятие № 3

Инструменты построения и редактирования в SketchUp Move (Перемещение) Rotate (Вращение) Push/Pull (Push/Pull) Offset (Смещение) Scale (Масштаб) используются для манипуляции объектами
Перемещение — Move tool (M)
Инструмент «Перемещение» в SketchUp используется для перемещения объектов, компонентов и всей модели. Активируйте его с помощью кнопки на панели инструментов или нажав клавишу M.
Поворот — Rotate tool
Инструмент «Поворот» в SketchUp используется для вращения объектов или их частей вокруг заданной оси. Чтобы воспользоваться им, активируйте инструмент, выберите центральную точку вращения,
Вдавить/Вытянуть — Push/Pull
Для использования Push/Pull необходимо выбрать плоскость и потянуть ее мышью перпендикулярно в нужном направлении, задавая расстояние вручную или с помощью клавиатуры.
Масштаб — Scale (S)
Scale позволяет пропорционально или по осям изменять размеры выделенных объектов, путем растягивания или сжатия, с возможностью точного ввода значений для контроля пропорций
Сдвиг — Offset
Offset предназначен для создания копий выбранных граней или рёбер на плоскости, параллельных исходным, с пропорциональным изменением их размеров
Практика

Научиться использовать основные инструменты SketchUp для построения и редактирования форм.
Нарисовать квадрат с заданными размерами и вытянуть его в куб. Построить круг и вытянуть его в цилиндр. С помощью Line или Polygon создать треугольник и вытянуть его в призму. Применить к каждой фигуре редактирование: переместить (Move) и повернуть (Rotate), изменить размеры (Scale), создать дополнительный контур на гранях (Offset). Построить серию абстрактных форм, комбинируя куб, цилиндр и призму с изменёнными пропорциями и контурами. Сохранить файл под названием Практика3_РедактированиеФорм.skp.
В сцене несколько объёмных фигур (куб, цилиндр, призма и их модификации), каждая из которых отредактирована инструментами Move, Rotate, Offset, Scale.
Занятие № 4

Группировка в SketchUp необходима для организации и упрощения работы с 3D-моделями. Она позволяет объединять несколько отдельных объектов в единый блок, что делает модель более управляемой и предотвращает случайные ошибки при редактировании или перемещении.
Компоненты в SketchUp — это созависимые копии одного объекта или группы объектов: при изменении содержимого в одном из компонентов изменения отобразятся и в других.
Группа

Назначение: Используются для организации и изоляции части модели, например, чтобы переместить набор связанных объектов как единое целое.
Создание: Выделите нужные объекты. Щелкните правой кнопкой мыши по выделению. В выпадающем меню выберите «Создать группу»
Редактирование: Чтобы редактировать объекты внутри группы, нужно сначала щелкнуть по ней правой кнопкой мыши и выбрать «Изменить группу» (или двойным кликом)
Компонент

Назначение: Создание многократно используемых объектов, когда изменение одной копии должно отразиться на всех других экземплярах.
Создание: Выберите объекты, которые должны стать компонентом. Щелкните правой кнопкой мыши по выделенным объектам. Выберите «Создать компонент». Задайте имя компонента в диалоговом окне.
Редактирование: Изменение одного компонента обновляет все его копии, потому что они основаны на одном «определении» компонента.

Ключевое отличие
Главное различие в том, что группы являются независимыми объектами, а компоненты — взаимосвязанными. Если вам нужно иметь несколько одинаковых элементов, которые нужно редактировать одновременно, используйте компонент. Если же вы хотите просто объединить несколько объектов для удобства работы и не планируете глобальных изменений, создайте группу.
Практика

Моделирование стула. Научиться использовать базовые инструменты SketchUp для создания предмета мебели из простых форм.
Построить сиденье стула в виде прямоугольного параллелепипеда (Rectangle + Push/Pull). Создать четыре ножки из вытянутых квадратов или цилиндров. Разместить их под сиденьем с помощью Move и Rotate. Построить спинку стула: вытянуть прямоугольник или составить из нескольких вертикальных элементов. Применить Scale для изменения толщины деталей, Offset для создания рамки на спинке. Объединить каждую часть в группу, затем сгруппировать весь стул. Сохранить файл под названием Практика_Стул.skp.
3D-модель простого стула, состоящая из сиденья, ножек и спинки. Все элементы сгруппированы.
Занятие № 5

В SketchUp материалы и текстуры позволяют придать 3D-модели цвет и детализацию, повышая её реалистичность. Вы можете использовать встроенную библиотеку материалов, импортировать собственные изображения в качестве текстур, а также создавать новые материалы с помощью встроенного редактора. Добавление текстур осуществляется путём выбора материала и клика на грань модели, а инструмент «Позиционирование текстуры» даёт контроль над её вращением, масштабом и смещением.

В SketchUp инструмент «Заливка» (Paint Bucket) используется для применения материалов (цветов или текстур) к граням и объектам, а также для изменения их вида. Его можно найти на основной панели инструментов или нажать на кнопку с изображением ведра, чтобы выбрать нужный материал из библиотеки. После выбора материала, кликните им на нужную грань, чтобы применить его.

1. Выберите инструмент «Заливка»: найдите его на панели инструментов или в меню. Иногда он может быть объединен с другими инструментами, так что придется нажать и удерживать соседнюю иконку, чтобы найти его.
2. Выберите материал: на панели параметров инструмента выберите цвет или текстуру, которую хотите применить.
3. Нанесите заливку: кликните левой кнопкой мыши по грани или объекту, чтобы применить к нему выбранный материал.

Редактирование:
1. Выберите грань с текстурой: Выделите одним кликом грань (плоскость) на вашей 3D-модели, которую вы хотите изменить.
2. Откройте режим позиционирования: Нажмите правую кнопку мыши по выделенной грани и в выпадающем меню выберите Текстура > Положение.
3. Используйте инструмент позиционирования: Появится рамка с маркерами, показывающая, как текстура накладывается на грань.
4. Настройте положение, поворот или масштаб: Перемещение: Перетащите любой из маркеров (например, центральный) для изменения положения текстуры на грани.
Вращение: Щелкните правой кнопкой мыши по текстуре внутри рамки и выберите нужный угол поворота (например, Повернуть 90 для 90 градусов).
Масштабирование: Используйте угловые маркеры для изменения размера текстуры.
5. Завершите позиционирование: Когда вы довольны результатом, щелкните курсором в стороне от рамки, чтобы выйти из режима позиционирования текстуры.
Практика

Освоить работу с инструментом Materials. Научиться назначать материалы на отдельные поверхности. Попробовать редактирование цвета, прозрачности и масштаба текстур.
Открыть файл со стулом из предыдущего задания. Применить разные материалы к элементам стула: сиденье — дерево ножки — металл или пластик спинка — дерево или ткань Отредактировать параметры материалов (изменить цвет древесины, оттенок ткани, блеск металла). Добавить второй вариант стула с альтернативным набором материалов. Сохранить файл под названием: Практика_Материалы_Стул.skp.
Занятие № 6

В SketchUp существуют основные типы линий (рёбер): обычные «рёбра» (edges) более толстые «профили» (profiles)
Типы линий, включая толщину, цвет и стиль, настраиваются через панель «Стиль» (Styles) в меню «Вид»

Включение/Выключение отображения рёбер
1. Откройте меню «Вид» — «Стили рёбер»: Найдите меню «Стили» (Edge Styles) в настройках модели.
2. Настройте параметры отображения: В этом меню вы можете включить или выключить отображение рёбер, а также настроить их внешний вид.

Чтобы включить тени в SketchUp, откройте меню Window (Окно) и выберите Shadows (Тени). В появившейся панели вы сможете управлять настройками теней, такими как дата, время и интенсивность света.
Для отображения теней откройте меню View (Вид) и включите Тени