big
ДИЗАЙН СРЕДЫ И ИНТЕРЬЕРА. I курс. I модуль.
Трехмерное моделирование (базовый уровень)

Курс позволяет студентам с самого начала работы над проектом погрузиться в создание объемно-пространственных композиций и эскизов сложных и разнообразных форм. Слушатели учатся создавать объекты в масштабе один к одному. Также они осваивают процесс рендера, который помогает отслеживать изменения в проекте и оперативно подготавливать презентационные изображения или видеоролики.

Занятие № 1

post

В начале работы с SketchUp важно ознакомиться с интерфейсом программы. Это поможет быстро сориентироваться в инструментах, понять структуру рабочего пространства и уверенно приступить к созданию 3D-моделей.

big
Original size 2480x1750

1. В верхней части интерфейса вы увидите строку заголовка. Строка заголовка содержит стандартные элементы управления окном, название вашей модели и версию Sketchup, которую вы используете.

Рекомендуется давать файлу понятное и корректное название, отражающее его содержание. Это упростит навигацию в проектах, ускорит поиск нужной модели.

Например: Арт-объект_1 модуль.skp

2. Строка меню предоставляет доступ к меню, содержащим большинство инструментов, команд и настроек SketchUp. В строке меню отображаются следующие пункты: SketchUp (только для iOS) File — Файл Edit — Правка View — Вид Camera — Камера Draw — Рисование Tools — Инструменты Window — Окно Extensions — Расширения Help — Справка

3. Панели инструментов Инструменты SketchUp отсортированы на несколько панелей инструментов. Панель инструментов «Начало работы» является панелью инструментов по умолчанию, видимой при открытии нового файла. Дополнительные панели инструментов можно активировать с помощью меню «Вид».

4. Область рисования — это место, где создаётся ваша модель. Оси рисования определяют трёхмерное пространство области и помогают ориентироваться в нём во время работы. При первом открытии модели вы также можете увидеть простой 3D-макет человека — он помогает оценить масштаб создаваемых объектов.

5. Строка состояния содержит четыре важных элемента: Измерения (Measurements) — при рисовании соответствующие размеры отображаются в этой части строки. Вы также можете вводить значения вручную для изменения параметров выбранных объектов или создания равномерно распределённых копий.

Информация о модели — быстрая ссылка на окно настроек модели (Model Info). При наведении курсора на кнопку информации отобразится имя создателя выбранного объекта.

Геолокация — если вы задали геоположение модели, при наведении курсора на значок с меткой появится информация о местоположении. Щелчок по значку откроет параметры геолокации.

Подсказки (Tooltips) — при использовании инструмента в центральной части строки состояния отображается полезная информация об этом инструменте, включая способы использования и доступные модификаторы.

Создание файла

post

1. Выбор шаблона

В SketchUp по умолчанию есть несколько стандартных шаблонов — с настроенными единицами измерения и стилем отображения модели.

Важно выбрать шаблон с правильными единицами измерения, не перегруженный настройками стилей. Рекомендуется шаблон c единицами измерения «Millimeters».

post

2. Настройки интерфейса

Панели инструментов можно прикреплять ко всем 4-м сторонам интерфейса и располагать в удобном порядке:

eng.: View → Toolbars → Выбрать необходимые панели → Перетянуть панель в удобную область экрана

рус.: Вид → Панели инструментов → Выбрать необходимые панели → Перетянуть панель в удобную область экрана

post

3. Настройка автосохранения

Автосохранение — это страховка для проекта на случай, если программа не справится с весом файла и «вылетит».

Рекомендуем настроить автосохранение на каждые 10–20 минут:

На Windows:

eng.: Window → Preferences → General → Autosave рус.: Окно → Параметры → Общие → Автосохранение

На macOS:

eng.: SketchUp → Preferences → General → Autosave рус.: SketchUp → Параметры → Общие → Автосохранение

Навигация в SketchUp

post

Используйте мышь с колёсиком для быстрого и точного управления.

1. Прокрутка колёсика — масштабирования (zoom)

2. Нажатие и удержание колёсика (scroll wheel) — вращение камеры вокруг модели (orbit)

3. Shift + нажатое колёсико — панорамирование вида (pan)

Навигационные движения можно выполнять даже при активном инструменте — это ускоряет работу и повышает точность.

Занятие № 2

post

Инструменты базовой геометрии SketchUp для создания 3D-моделей включают: «Линия» (Line) «Прямоугольник» (Rectangle) «Окружность» (Circle) «Дуга» (Arc) для рисования 2D-форм

Линия — Line (L)

Original size 2576x1894

Инструмент «Линия» в SketchUp (клавиша L), обозначаемый значком карандаша, используется для рисования отрезков линий, которые являются основой для создания 3D-моделей.

Прямоугольник — Rectangle (R)

Original size 2576x1894

Инструмент «Прямоугольник» в SketchUp (клавиша R) позволяет рисовать прямоугольные фигуры

Круг — Circle (C)

Original size 2576x1894

Инструмент «Круг» в SketchUp (клавиша C) предназначен для создания кругов и дуг в вашей 3D-модели. Он позволяет нарисовать круг, задав центр и радиус (или диаметр).

Практика

post

ЗАДАЧА

Освоить базовые инструменты построения в 2D и работу с интерфейсом.

ОПИСАНИЕ

1. Нарисовать прямоугольник с помощью Rectangle. 2. Построить круг с помощью Circle. 3. Используя Pen Tool, начертить произвольный многоугольник (например, треугольник или пятиугольник).

Разместить все фигуры рядом друг с другом, применяя инструмент Move.

Сохранить файл под названием Практика_1.skp.

РЕЗУЛЬТАТ

В сцене 3 фигуры (прямоугольник, круг и многоугольник), расположенные на плоскости.

Занятие № 3

post

Инструменты построения и редактирования в SketchUp Move (Перемещение) Rotate (Вращение) Push/Pull (Push/Pull) Offset (Смещение) Scale (Масштаб) используются для манипуляции объектами

Перемещение — Move tool (M)

Original size 2576x1838

Инструмент «Перемещение» в SketchUp используется для перемещения объектов, компонентов и всей модели. Активируйте его с помощью кнопки на панели инструментов или нажав клавишу M.

Поворот — Rotate tool

Original size 2576x1838

Инструмент «Поворот» в SketchUp используется для вращения объектов или их частей вокруг заданной оси. Чтобы воспользоваться им, активируйте инструмент, выберите центральную точку вращения,

Вдавить/Вытянуть — Push/Pull

Original size 2576x1838

Для использования Push/Pull необходимо выбрать плоскость и потянуть ее мышью перпендикулярно в нужном направлении, задавая расстояние вручную или с помощью клавиатуры.

Масштаб — Scale (S)

Original size 2576x1838

Scale позволяет пропорционально или по осям изменять размеры выделенных объектов, путем растягивания или сжатия, с возможностью точного ввода значений для контроля пропорций

Сдвиг — Offset

Original size 2576x1838

Offset предназначен для создания копий выбранных граней или рёбер на плоскости, параллельных исходным, с пропорциональным изменением их размеров

Практика

post

ЗАДАЧА

Научиться использовать основные инструменты SketchUp для построения и редактирования форм.

ОПИСАНИЕ

Нарисовать квадрат с заданными размерами и вытянуть его в куб. Построить круг и вытянуть его в цилиндр. С помощью Line или Polygon создать треугольник и вытянуть его в призму. Применить к каждой фигуре редактирование: переместить (Move) и повернуть (Rotate), изменить размеры (Scale), создать дополнительный контур на гранях (Offset). Построить серию абстрактных форм, комбинируя куб, цилиндр и призму с изменёнными пропорциями и контурами. Сохранить файл под названием Практика3_РедактированиеФорм.skp.

РЕЗУЛЬТАТ

В сцене несколько объёмных фигур (куб, цилиндр, призма и их модификации), каждая из которых отредактирована инструментами Move, Rotate, Offset, Scale.

Занятие № 4

post

Группировка в SketchUp необходима для организации и упрощения работы с 3D-моделями. Она позволяет объединять несколько отдельных объектов в единый блок, что делает модель более управляемой и предотвращает случайные ошибки при редактировании или перемещении.

Компоненты в SketchUp — это созависимые копии одного объекта или группы объектов: при изменении содержимого в одном из компонентов изменения отобразятся и в других.

Группа

post

Назначение: Используются для организации и изоляции части модели, например, чтобы переместить набор связанных объектов как единое целое.

Создание: Выделите нужные объекты. Щелкните правой кнопкой мыши по выделению. В выпадающем меню выберите «Создать группу»

Редактирование: Чтобы редактировать объекты внутри группы, нужно сначала щелкнуть по ней правой кнопкой мыши и выбрать «Изменить группу» (или двойным кликом)

Компонент

post

Назначение: Создание многократно используемых объектов, когда изменение одной копии должно отразиться на всех других экземплярах.

Создание: Выберите объекты, которые должны стать компонентом. Щелкните правой кнопкой мыши по выделенным объектам. Выберите «Создать компонент». Задайте имя компонента в диалоговом окне.

Редактирование: Изменение одного компонента обновляет все его копии, потому что они основаны на одном «определении» компонента.

post

Ключевое отличие

Главное различие в том, что группы являются независимыми объектами, а компоненты — взаимосвязанными. Если вам нужно иметь несколько одинаковых элементов, которые нужно редактировать одновременно, используйте компонент. Если же вы хотите просто объединить несколько объектов для удобства работы и не планируете глобальных изменений, создайте группу.

Практика

post

ЗАДАЧА

Моделирование стула. Научиться использовать базовые инструменты SketchUp для создания предмета мебели из простых форм.

ОПИСАНИЕ

Построить сиденье стула в виде прямоугольного параллелепипеда (Rectangle + Push/Pull). Создать четыре ножки из вытянутых квадратов или цилиндров. Разместить их под сиденьем с помощью Move и Rotate. Построить спинку стула: вытянуть прямоугольник или составить из нескольких вертикальных элементов. Применить Scale для изменения толщины деталей, Offset для создания рамки на спинке. Объединить каждую часть в группу, затем сгруппировать весь стул. Сохранить файл под названием Практика_Стул.skp.

РЕЗУЛЬТАТ

3D-модель простого стула, состоящая из сиденья, ножек и спинки. Все элементы сгруппированы.

Занятие № 5

post

В SketchUp материалы и текстуры позволяют придать 3D-модели цвет и детализацию, повышая её реалистичность. Вы можете использовать встроенную библиотеку материалов, импортировать собственные изображения в качестве текстур, а также создавать новые материалы с помощью встроенного редактора. Добавление текстур осуществляется путём выбора материала и клика на грань модели, а инструмент «Позиционирование текстуры» даёт контроль над её вращением, масштабом и смещением.

post

В SketchUp инструмент «Заливка» (Paint Bucket) используется для применения материалов (цветов или текстур) к граням и объектам, а также для изменения их вида. Его можно найти на основной панели инструментов или нажать на кнопку с изображением ведра, чтобы выбрать нужный материал из библиотеки. После выбора материала, кликните им на нужную грань, чтобы применить его.

post

1. Выберите инструмент «Заливка»: найдите его на панели инструментов или в меню. Иногда он может быть объединен с другими инструментами, так что придется нажать и удерживать соседнюю иконку, чтобы найти его.

2. Выберите материал: на панели параметров инструмента выберите цвет или текстуру, которую хотите применить.

3. Нанесите заливку: кликните левой кнопкой мыши по грани или объекту, чтобы применить к нему выбранный материал.

post

Редактирование:

1. Выберите грань с текстурой: Выделите одним кликом грань (плоскость) на вашей 3D-модели, которую вы хотите изменить.

2. Откройте режим позиционирования: Нажмите правую кнопку мыши по выделенной грани и в выпадающем меню выберите Текстура > Положение.

3. Используйте инструмент позиционирования: Появится рамка с маркерами, показывающая, как текстура накладывается на грань.

4. Настройте положение, поворот или масштаб: Перемещение: Перетащите любой из маркеров (например, центральный) для изменения положения текстуры на грани.

Вращение: Щелкните правой кнопкой мыши по текстуре внутри рамки и выберите нужный угол поворота (например, Повернуть 90 для 90 градусов).

Масштабирование: Используйте угловые маркеры для изменения размера текстуры.

5. Завершите позиционирование: Когда вы довольны результатом, щелкните курсором в стороне от рамки, чтобы выйти из режима позиционирования текстуры.

Практика

post

ЗАДАЧА

Освоить работу с инструментом Materials. Научиться назначать материалы на отдельные поверхности. Попробовать редактирование цвета, прозрачности и масштаба текстур.

ОПИСАНИЕ

Открыть файл со стулом из предыдущего задания. Применить разные материалы к элементам стула: сиденье — дерево ножки — металл или пластик спинка — дерево или ткань Отредактировать параметры материалов (изменить цвет древесины, оттенок ткани, блеск металла). Добавить второй вариант стула с альтернативным набором материалов. Сохранить файл под названием: Практика_Материалы_Стул.skp.

Занятие № 6

post

В SketchUp существуют основные типы линий (рёбер): обычные «рёбра» (edges) более толстые «профили» (profiles)

Типы линий, включая толщину, цвет и стиль, настраиваются через панель «Стиль» (Styles) в меню «Вид»

post

Включение/Выключение отображения рёбер

1. Откройте меню «Вид» — «Стили рёбер»: Найдите меню «Стили» (Edge Styles) в настройках модели.

2. Настройте параметры отображения: В этом меню вы можете включить или выключить отображение рёбер, а также настроить их внешний вид.

post

Чтобы включить тени в SketchUp, откройте меню Window (Окно) и выберите Shadows (Тени). В появившейся панели вы сможете управлять настройками теней, такими как дата, время и интенсивность света.

Для отображения теней откройте меню View (Вид) и включите Тени

ДИЗАЙН СРЕДЫ И ИНТЕРЬЕРА. I курс. I модуль.
13