Original size 1140x1600

Влияние синтвейва на современную культуру

PROTECT STATUS: not protected
33
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

КОНЦЕПЦИЯ

Синтвейв, который чуть более чем за одно десятилетие, будучи небольшим и практически неизвестным субкультурным движением, трансформировался в самодостаточный музыкальный жанр, и, все чаще появляющийся в мировых музыкальных чартах, в настоящее время вызывает неподдельный интерес среди тех, кто не является меломаном и вообще, достаточно далек от музыки. Синтвейв стал одним из факторов появления постжанровости в мире музыки, более того- данный жанр стал одним из символов и «методов» ностальгии по прошлому, на который обращает внимание весь мир и эксплуатирует его изо всех сил. Причины большой заинтересованности достаточно многогранны и именно поэтому появилась необходимость их конкретизации и исследования.

Целью данной работы является непосредственно изучение причин появления самого синтвейва, а также анализ его воздействия не только на современный музыкальный рынок, но и на другие формы культуры, которые впитали в себя эстетику данного музыкального жанра и открыли двери для новых форм творчества. Необходимо понять, на сколько сильно синтвейв воздействует не только на культуру, но и на общество, и что в конечном счете это дает.

Методологией исследования является непосредственно хронологический анализ появления знаковых музыкальных релизов, которые способствовали возникновению интереса к жанру, а также, анализ появления тех или иных форм искусства, на которые оказали влияние как отдельные исполнители, так и весь жанр в целом, что, в конечном счете, привело к популярности и востребованности во всем мире. Кроме того, важным шагом к пониманию данного культурного явления может стать обращение к таким феноменам, как хонтология и ретромания. Диапазон исследования затронет последние 20 лет, однако, по причине значимого влияния на жанр культуры 80-х годов прошлого века, затронет и данный промежуток прошлого тысячелетия.

На данный момент необходимо выдвинуть гипотезу о том, что синтвейв стал настолько важным явлением, что оказывает значительное влияние на все формы современной культуры, что, в свою очередь, воздействует и на жизнь человека в целом, открывая для него новые пути развития и времяпрепровождения.

РУБРИКАТОР

1.Концепт 2.Классификация жанра 3.Знаковые релизы 4.Рождение ретровейва ㅤㅤㅤ1. Ретромания и хонтология 5.Влияние жанра на кинематограф 6.Синтвейв и дизайн ㅤㅤㅤ1. Влияние на типографику 7.Отражение жанра в играх 8.Синтвейв в интернет-культуре 9.Заключение 10.Библиография 11. Источники изображений

Original size 640x360

Классическая gif-анимация, выполненная в стиле Retrowave

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРА

Синтвейв уходит корнями в эпоху того звука, который правил миром в 80-х годах прошлого века. Это было то время, когда многие представляли будущее, как высокотехнологичную эпоху. Появление писателей-фантастов, до сих пор остающихся на слуху sci-fi фильмов, развитие звукоинженерии, а также общего визуального кода, который отражал атмосферу будущего, сформировали основу культуры того времени. Одним из самых важных факторов, который одновременно и является наиболее точным описанием синтвейва является музыкальный инструмент- синтезатор. Много синтезаторов. Именно данный инструмент и стал основой, на которой начал строиться жанр, а затем и вся современная культура в целом. Особенность жанра отражена и в самом его названии, и отличается особым, порой меланхоличным настроением.

ЗНАКОВЫЕ РЕЛИЗЫ

0

Kavinsky- Nightcall (2010), Kavinsky- Outrun (2013)

Появившийся в середине нулевых жанр заявил о себе на весь мир в 2010 году, когда состоялся релиз сингла ''Nightcall» французского музыканта Венсана Белорже, который наиболее известен под псевдонимом ''Kavinsky». Песня, написанная в ритме 90BPM, состояла из протяжной басовой партии, синтезаторных рифов и ударных, схожих по звучанию с драм-машинами 80-х годов, стала большим толчком к активной популяризации жанра. Композиция закрепилась в мировых музыкальных чартах и стала саундтреком к фильму «Драйв», который окончательно сформировал новое течение культуры. Однако, об этом поговорим позже.

Уже на данном этапе началось формирование визуального стиля жанра- обложка сингла, выполненная в стиле плакатов 80-х годов, несла задумчивое и меланхоличное настроение. Рисовка персонажа в стиле комиксов, акцидентный шрифт, а также цветовая палитра, состоящая из конфликта горячо/холодно стали основой визуальной коммуникации жанра.

0

Tesla Boy- The Tesla Boy EP (2009)

Огромное влияние на развитие синтвейв-эстетики, но, как мне кажется, не самого жанра, оказал отечественный музыкант Антон Севидов и его группа Tesla Boy еще в 2009 году, выпустив знаменательный мини-альбом под названием «Tesla Boy EP». Альбом не остался незамеченным во всем мире, в частности, благодаря визуальной составляющей пластинки- она предрешила на долгие годы вперед все последующие за ней графические и типографические решения, сюжеты, атмосферу. Футуристичность, неон, одиночество- все это встречается в культуре и по сей день.

0

M83- Midnight City (2011), M83- Hurry Up, We’re Dreaming (2011)

В 2011 году случилось второе сильное сотрясение мира музыки- в свет вышел сингл еще одного французского музыканта Энтони Гонсалеса, наиболее известного под псевдонимом M83. Получившая название ''Midnight City'' композиция стала одним из самых ярких символов жанра. В отличие от «Nightcall», песня отличалась наличием живых инструментов и своим появлением открыла дверь в поиск сочетаний электроники и «живых» инструментов. Обложка сингла, подобно ранее рассмотренной, выполнена в темных тонах и отличается наличием неонового света, который также отсылает зрителя к ночной жизни 80-х годов.

Original size 600x600

HOME- ODYSSEY (2014)

В 2014 году Рэнди Гоффи, наиболее известный под псевдонимом Home, выпустил альбом под названием «Oddysey», который стал очередным символом жанра- трек «Resonance» получил широкую известность и популярность в интернет-пространстве. Намеренное понижение качество звука, его тоновое искажение и сам подбор аккордов заставили слушателей погрузиться в собственные переживания о прошлом, а также, как это не странно, о будущем. Обложка альбома, выполненная при помощи метода коллажирования параллельно музыке погружает слушателя во времена активного развития технологий, создавая научно-фантастическую эстетику.

0

Carpenter Brut- Trilogy (2015)

Как и M83, француз Франк Уэзо искал пути синтеза электронной музыки с живыми инструментами, в результате чего появился проект Carpenter Brut. Наибольшую известность исполнитель получил в 2015 году с выходом лонгплея под названием «Trilogy». С первого же взгляда можно отметить прямо противоположное оформление уже ставшему классикой визуальному ряду жанра- агрессивные цвета и мрачная атмосфера готовят слушателя к достаточно тяжелой интерпретации синтвейва. На первый план выходят тяжелые гитарные рифы и дабстеп- ударные. Синтезаторы в данном случае лишь добавляют эпичности созданному звуковому пространству- они все также ведут слушателя в прошлое, но уже в несколько иную сторону- в сторону фильмов ужасов и боевиков 80-х годов. Франк Уэзо стал тем, кто на основе синтвейва создал новый, агрессивный и энергичный жанр- дарксинт. Музыка исполнителя смогла заинтересовать еще более широкий круг людей эстетикой 80-х годов, тем самым ускорив развитие нового на тот момент феномена, под названием ретровейв.

РОЖДЕНИЕ РЕТРОВЕЙВА

Как уже стало понятно из вышеперечисленного, современные формы музыкального искусства существуют вкупе с визуальной составляющей, которая подчеркивает ключевые аспекты того или иного произведения. Именно поэтому, все ключевые особенности синтвейва нашли отражения и обложках. Визуальный стиль начал формироваться подобным самому жанру образом- он впитывал в себя и строился исключительно на визуальной эстетике 80-х годов- плакатах, иллюстрациях, типографике и комиксах. Таким образом, синтвейв и привел к появлению нового пласта культуры- ретровейву. Он охватывает все формы искусства, в отличие от музыкального жанра, и транслирует свой нарратив при помощи всех доступных средств. Также, как и музыка, ретровейв преследует одну цель- вызвать чувство ностальгии по прошлому.

Основной вопрос заключается в том, почему такое явление, как синтвейв, а в дальнейшем и ретровейв вообще появились и указывает ли это на присутствие культурного кризиса? На данные вопросы способен ответить относительно недавно возникнувший термин «хонтология», а также книга музыкального критика Саймона Рейнольдса «Ретромания».

РЕТРОМАНИЯ И ХОНТОЛОГИЯ

В 1993 году французский философ Жак Деррида опубликовал книгу “ Призраки Маркса», которая стала результатом его размышлений о взаимоотношениях прошлого, настоящего и будущего. Философом был создан термин под названием «хонтология”- он обозначает парадоксальное одновременное присутствие и отсутствие некого „призрака“. Что это значит и как относится к культуре синтвейва и ретровейва в целом? Таким термином можно охарактеризовать стремление создателей различных форм искусства обратиться к уже несуществующему, а порой к никогда не существовавшему времени. Согласно теории философа, данное стремление является следствием социально-экономических изменений и кризисов. Жак Деррид утверждал, что обращения общества к марксизму в те или иные исторические этапы связанны именно со возникавшими сложностями- люди по причине наличия тех или иных проблем пытались „спрятаться“ в утопическом будущем, либо же прошлом, а ретровейв культура готова транслировать и предоставлять данные утопические ощущения всем желающим. Она является тем самым „приведением“, которое люди порой стремятся увидеть.

Появление синтвейва предрешило появление других форм репрезентации ретроромантики, которые, как выясняется, так необходимы обществу в настоящее время. А действительно ли необходимы? Да, так как есть и спрос и предложение.

Однако за данным феноменом может скрываться и кризис- в 2015 году британский музыкальный критик Саймонн Рейнольдс выпустил книгу под названием «Ретромания». В популярности моды прошлого и любви к нему критик видит негативную тенденцию- повторение всевозможных приемов, которые уже встречались в прошлом, по его мнению, способны привести к стагнации всего искусства в целом. Однако, как мне кажется, это лишь открывает двери к чему-то, что нас еще ждет впереди. Всего лишь спустя несколько лет после появления синтвейва, он начал трансформироваться, впитывая в себя живые инструменты, рок- волну, заимствуя некоторые элементы пост-панка, и других стилей и жанров. Я думаю, что спустя некоторое время культуре потребуется свежий воздух, который и станет стимулом к появлению чего-то абсолютно нового.

Возвращаясь к теме воздействия синтвейва на культуру, необходимо детально проанализировать те ее формы, на которые жанр оказал наибольшее влияние.

ВЛИЯНИЕ ЖАНРА НА КИНЕМАТОГРАФ

Original size 978x652

«Драйв"(2011), реж. Николас Виндинг Рефн

Возвращаясь к синглу ''Nightcall» исполнителя Kavinsky, необходимо объяснить, каким образом синтвейв достаточно быстро стал востребован во всем мире. Несмотря на то, что сингл, как и последующий за ним альбом «Outcall», хорошо продавались без привлечения особых средств, наибольшим стимул для появления композиции в плейлистах миллионов стал фильм «Драйв». Мрачный и меланхоличный фильм, вышедший в 2011 году, дал старт интеграции музыкального жанра в массы и дальнейшего появления ретровейва. Фильм отличается и тоской по несуществующему прошлому и надеждой на светлое будущее, которое никогда не произойдет. Главный герой фильма станет символом ретроромантики, а саундтрек познакомит с миром синтезаторов тех, кто никогда о синтвейве не слышал.

Original size 1200x800

«Бегущий по лезвию 2049"(2017), реж. Дени Вильнёв

Прошлое окончательно вернулось, когда мир увидел продолжение легендарного фильма режиссера Риддли Скотта «Бегущий по лезвию». Тоска по утопическому будущему и ни на что не похожие тембры синтезаторов окончательно интегрировали жанр в массовую культуру. Все, что было придумано еще в далеком 1982 году обрело вторую жизнь и начало стремительно воздействовать на общество, стимулируя его создавать все больше и больше ретровейв продукции. Данный фильм вернул в моду эстетику киберпанка и его проблематику, которая в дальнейшем найдет отражение и в игровой индустрии.

Original size 1024x576

«Очень странные дела» (2016- н.в), создатели Братья Даффер

Нельзя обойти стороной и сериал «Очень странные дела», в котором создатели совместили синтвейв и поп-музыку 80-х. Кропотливая работа позволила не только сохранить атмосферу прошедшей эпохи, но и подчеркнуть особенности тех или иных персонажей, ситуаций и сюжетных ходов. Когда свет увидел продолжение «Бегущего по лезвию», то по моему мнению, саундтрек фильма хоть и дополнял его антураж, но не смог стать самостоятельным ярким произведением (в отличие от саундтрека к первой части, который способствовал популяризации синтезатора Yamaha cs-80 на Б/У рынке инструментов и росту его цены). В случае с данным сериалом, ситуация сложилась кардинально по-другому. Большинство саундтреков, написанных специально для сериала, мгновенно стали известными. Кроме того, песни прошлого века получили вторую жизнь и второе призвание у уже нового поколения. Сериал и музыка стимулировали зрителя пойти и создать что-то свое, относящееся к ретро эстетике: накинуть фильтр, эмулирующий пленочную камеру на собственные видео, разобраться в синтезаторах, купить винтажную одежду и начать слушать исключительно музыку прошедших лет.

0

«Американская история ужасов» (2011- н. в.), реж. Райан Мёрфи, «Черное зеркало» (2011- н.в), реж. Чарли Брукер, «Немой"(2018), реж. Данкан Джонс

После появления вышеуказанных кинопроизведений последовали и новые- ретровейву был посвящен целый сезон сериала «Американской истории ужасов», эпизод «Черного зеркала», а также фильм «Немой». Я уверен, что в дальнейшем кинематограф не раз будет обращаться к ретроромантизму, во всяком случае, в обозримом будущем.

СИНТВЕЙВ И ДИЗАЙН

Дизайн, иллюстрации и плакаты стали первыми «подопытными» музыкального жанра, что вполне логично. Музыкальные обложки, являющиеся первым носителем старо-нового визуального стиля, транслировали идеологию и атмосферу музыки, предварительно информируя слушателя о том, что сейчас он услышит. За этим последовали и вертска постеров к фильмам, и принты на одежде, а также стилизация сайтов и многих других носителей данного стиля. Цветовая палитра, образы и метафоры подобны тем, что встречались в тематических фильмах: яркие неоновые цвета, меланхолия, футуристичные изображения и многое другое.

ТИПОГРАФИКА

Original size 600x600

Пример типографики, вдохновленной ретровейв эстетикой

Очевидно, что данное явление не прошло стороной и шрифтовое искусство. Типографы вспомнили об акцидентных и гротескных шрифтах прошлого века и пересоздали их заново, отражая суть ретро волны и сохраняя традиции того времени.

ОТРАЖЕНИЕ ЖАНРА В ИГРАХ

Original size 1000x1458

Hotline Miami (2012)

В 2012 году, когда Серия игр гта, а конкретно GTA: Vice City, ставшая в свое время предвестником надвигающийся эпохи успела надоесть, случилось одно знаменательное событие, которое популяризировало синтвейв среди геймеров, а именно- свет увидел игру «Hotline Miami». Концепция строилась на трех простых принципах: наслаждаться эстетикой, веселиться, убивать. Яркий визуальный язык, вдохновленный ранними пиксельными играми, динамичный сюжет, харизматичные персонажи, ставшие в дальнейшем маскотами ретровейв-культуры, и, конечно же, синтвейв, который стал главной причиной популярности серии. Это было нечто «хорошо забытое старое», чего так не хватало на тот момент игрокам.

0

Cyberpunk 2077(2020), FarCry 3:Blood Dragon (2013), Kung Fury: Street Rage (2015)

Конечно же, нельзя не отметить появление в 2019 году игры «CyberPunk 2077», которая позволила игрокам максимально погрузиться в ретровейв эстетику. Однако, стоит отметить, что игра все-таки брала за основу принципы киберпанк-культуры: создатели игры представляли будущее отнюдь не безопасным и тихим местом, а на радио в машинах не играл синтвейв- игроку предоставлялась возможность послушать металл, электро и мид-темпо. Конечно, рождение этой игры не было бы возможно без беспрерывно растущего спроса на ностальгию. Шутер Far Cry 3: Blood Dragon, файтинг Kung Fury: Street Rage также позаимствовали многое из эстетики ретровейва, также способствовали трансляции идеологии жанра в массы.

СИНТВЕЙВ В ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЕ

Важной частью формирования ретровейв культуры стал интернет, как минимум по причине того, что он стал основным распространителем явления среди общества. Люди стали искать себя в творчестве, создавая собственные музыкальные произведения, иллюстрации, короткометражные фильмы, основываясь на чувстве тоски по несуществующему прошлому. Самые популярные композиции известных синтвейв-исполнителей получали сотни ремиксов и машапов, превращались в мемы и расходились по сети уже не как носители ретро эстетики, а как простые картинки, которые не были созданы с целью вызвать конкретную эмоцию у человека. Важным носителем стиля стали и гифки, которые сопровождают музыкальные подборки. Анимированные изображения также несут схожую идеологию и состоят из уже привычных для жанра образов- неона, машин, а также метафор одиночества и ностальгии. Наряду с Lo-Fi Hip-Hop радио, YouTube стал платформой для появления большого количества интернет-радиостанций, которые беспрерывно воспроизводят синтвейв.

Original size 480x270

Классическая gif-анимация, выполненная в стиле Retrowave

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что синтвейв, жанр, изначально являющийся узким андеграундным течением, смог трансформироваться в мировой культурный феномен, который, в свою очередь стал появлением еще большего и обширного явления- ретровейва. Жанр стал поводом для более пристального изучения ностальгии и ее несуществующих реалий. Кино и многие другие визуальные формы искусства переняли дух синтвейва и продолжили его путь в более широких масштабах. Оглядываясь на его историю, все чаще задается вопрос: а что будет дальше? Неужели пришло время культурного кризиса, из которого нет выхода? Либо же человечество окончательно вступает в эпоху постжанровости всех форм искусств? Ответить на данные вопросы будет возможно лишь спустя время, однако уже сейчас можно отметить появление тенденции к смеси жанров и размытии рамок. Синтвейв на данный момент получил множество ответвлений и параллельных схожих течений, которые время от времени меняются друг с другом местами. Я думаю, что моя гипотеза о силе влияния жанра на современную культуру подтвердилась- музыка смогла повлиять на мировые тренды и сообщество.

Bibliography
Show
1.

Саймон Рейнольдс (2011) Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошло. М.: Белое яблоко

2.

Жак Деррида (1993) Призраки Маркса. М.: Ecce homo

3.

Восстание синтезаторов (2019), реж. Иван Кастель

4.

Paul Ballam-Cross (2021) Reconstructed Nostalgia: Aesthetic Commonalities and Self-Soothing in Chillwave, Synthwave, and Vaporwave

5.6.7.8.
Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.
Влияние синтвейва на современную культуру
33