
КОНЦЕПЦИЯ
Синтвейв, который чуть более чем за одно десятилетие, будучи небольшим и практически неизвестным субкультурным движением, трансформировался в самодостаточный музыкальный жанр, и, все чаще появляющийся в мировых музыкальных чартах, в настоящее время вызывает неподдельный интерес среди тех, кто не является меломаном и вообще, достаточно далек от музыки. Синтвейв стал одним из факторов появления постжанровости в мире музыки, более того- данный жанр стал одним из символов и «методов» ностальгии по прошлому, на который обращает внимание весь мир и эксплуатирует его изо всех сил. Причины большой заинтересованности достаточно многогранны и именно поэтому появилась необходимость их конкретизации и исследования.
Целью данной работы является непосредственно изучение причин появления самого синтвейва, а также анализ его воздействия не только на современный музыкальный рынок, но и на другие формы культуры, которые впитали в себя эстетику данного музыкального жанра и открыли двери для новых форм творчества. Необходимо понять, на сколько сильно синтвейв воздействует не только на культуру, но и на общество, и что в конечном счете это дает.
Методологией исследования является непосредственно хронологический анализ появления знаковых музыкальных релизов, которые способствовали возникновению интереса к жанру, а также, анализ появления тех или иных форм искусства, на которые оказали влияние как отдельные исполнители, так и весь жанр в целом, что, в конечном счете, привело к популярности и востребованности во всем мире. Кроме того, важным шагом к пониманию данного культурного явления может стать обращение к таким феноменам, как хонтология и ретромания. Диапазон исследования затронет последние 20 лет, однако, по причине значимого влияния на жанр культуры 80-х годов прошлого века, затронет и данный промежуток прошлого тысячелетия.
На данный момент необходимо выдвинуть гипотезу о том, что синтвейв стал настолько важным явлением, что оказывает значительное влияние на все формы современной культуры, что, в свою очередь, воздействует и на жизнь человека в целом, открывая для него новые пути развития и времяпрепровождения.
РУБРИКАТОР
1.Концепт 2.Классификация жанра 3.Знаковые релизы 4.Рождение ретровейва ㅤㅤㅤ1. Ретромания и хонтология 5.Влияние жанра на кинематограф 6.Синтвейв и дизайн ㅤㅤㅤ1. Влияние на типографику 7.Отражение жанра в играх 8.Синтвейв в интернет-культуре 9.Заключение 10.Библиография 11. Источники изображений
Классическая gif-анимация, выполненная в стиле Retrowave
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРА
Синтвейв уходит корнями в эпоху того звука, который правил миром в 80-х годах прошлого века. Это было то время, когда многие представляли будущее, как высокотехнологичную эпоху. Появление писателей-фантастов, до сих пор остающихся на слуху sci-fi фильмов, развитие звукоинженерии, а также общего визуального кода, который отражал атмосферу будущего, сформировали основу культуры того времени. Одним из самых важных факторов, который одновременно и является наиболее точным описанием синтвейва является музыкальный инструмент- синтезатор. Много синтезаторов. Именно данный инструмент и стал основой, на которой начал строиться жанр, а затем и вся современная культура в целом. Особенность жанра отражена и в самом его названии, и отличается особым, порой меланхоличным настроением.
ЗНАКОВЫЕ РЕЛИЗЫ
Kavinsky- Nightcall (2010), Kavinsky- Outrun (2013)
Появившийся в середине нулевых жанр заявил о себе на весь мир в 2010 году, когда состоялся релиз сингла ''Nightcall» французского музыканта Венсана Белорже, который наиболее известен под псевдонимом ''Kavinsky». Песня, написанная в ритме 90BPM, состояла из протяжной басовой партии, синтезаторных рифов и ударных, схожих по звучанию с драм-машинами 80-х годов, стала большим толчком к активной популяризации жанра. Композиция закрепилась в мировых музыкальных чартах и стала саундтреком к фильму «Драйв», который окончательно сформировал новое течение культуры. Однако, об этом поговорим позже.
Уже на данном этапе началось формирование визуального стиля жанра- обложка сингла, выполненная в стиле плакатов 80-х годов, несла задумчивое и меланхоличное настроение. Рисовка персонажа в стиле комиксов, акцидентный шрифт, а также цветовая палитра, состоящая из конфликта горячо/холодно стали основой визуальной коммуникации жанра.
Tesla Boy- The Tesla Boy EP (2009)
Огромное влияние на развитие синтвейв-эстетики, но, как мне кажется, не самого жанра, оказал отечественный музыкант Антон Севидов и его группа Tesla Boy еще в 2009 году, выпустив знаменательный мини-альбом под названием «Tesla Boy EP». Альбом не остался незамеченным во всем мире, в частности, благодаря визуальной составляющей пластинки- она предрешила на долгие годы вперед все последующие за ней графические и типографические решения, сюжеты, атмосферу. Футуристичность, неон, одиночество- все это встречается в культуре и по сей день.
M83- Midnight City (2011), M83- Hurry Up, We’re Dreaming (2011)
В 2011 году случилось второе сильное сотрясение мира музыки- в свет вышел сингл еще одного французского музыканта Энтони Гонсалеса, наиболее известного под псевдонимом M83. Получившая название ''Midnight City'' композиция стала одним из самых ярких символов жанра. В отличие от «Nightcall», песня отличалась наличием живых инструментов и своим появлением открыла дверь в поиск сочетаний электроники и «живых» инструментов. Обложка сингла, подобно ранее рассмотренной, выполнена в темных тонах и отличается наличием неонового света, который также отсылает зрителя к ночной жизни 80-х годов.
HOME- ODYSSEY (2014)
В 2014 году Рэнди Гоффи, наиболее известный под псевдонимом Home, выпустил альбом под названием «Oddysey», который стал очередным символом жанра- трек «Resonance» получил широкую известность и популярность в интернет-пространстве. Намеренное понижение качество звука, его тоновое искажение и сам подбор аккордов заставили слушателей погрузиться в собственные переживания о прошлом, а также, как это не странно, о будущем. Обложка альбома, выполненная при помощи метода коллажирования параллельно музыке погружает слушателя во времена активного развития технологий, создавая научно-фантастическую эстетику.
Carpenter Brut- Trilogy (2015)
Как и M83, француз Франк Уэзо искал пути синтеза электронной музыки с живыми инструментами, в результате чего появился проект Carpenter Brut. Наибольшую известность исполнитель получил в 2015 году с выходом лонгплея под названием «Trilogy». С первого же взгляда можно отметить прямо противоположное оформление уже ставшему классикой визуальному ряду жанра- агрессивные цвета и мрачная атмосфера готовят слушателя к достаточно тяжелой интерпретации синтвейва. На первый план выходят тяжелые гитарные рифы и дабстеп- ударные. Синтезаторы в данном случае лишь добавляют эпичности созданному звуковому пространству- они все также ведут слушателя в прошлое, но уже в несколько иную сторону- в сторону фильмов ужасов и боевиков 80-х годов. Франк Уэзо стал тем, кто на основе синтвейва создал новый, агрессивный и энергичный жанр- дарксинт. Музыка исполнителя смогла заинтересовать еще более широкий круг людей эстетикой 80-х годов, тем самым ускорив развитие нового на тот момент феномена, под названием ретровейв.
РОЖДЕНИЕ РЕТРОВЕЙВА
Как уже стало понятно из вышеперечисленного, современные формы музыкального искусства существуют вкупе с визуальной составляющей, которая подчеркивает ключевые аспекты того или иного произведения. Именно поэтому, все ключевые особенности синтвейва нашли отражения и обложках. Визуальный стиль начал формироваться подобным самому жанру образом- он впитывал в себя и строился исключительно на визуальной эстетике 80-х годов- плакатах, иллюстрациях, типографике и комиксах. Таким образом, синтвейв и привел к появлению нового пласта культуры- ретровейву. Он охватывает все формы искусства, в отличие от музыкального жанра, и транслирует свой нарратив при помощи всех доступных средств. Также, как и музыка, ретровейв преследует одну цель- вызвать чувство ностальгии по прошлому.
Основной вопрос заключается в том, почему такое явление, как синтвейв, а в дальнейшем и ретровейв вообще появились и указывает ли это на присутствие культурного кризиса? На данные вопросы способен ответить относительно недавно возникнувший термин «хонтология», а также книга музыкального критика Саймона Рейнольдса «Ретромания».
РЕТРОМАНИЯ И ХОНТОЛОГИЯ
В 1993 году французский философ Жак Деррида опубликовал книгу “ Призраки Маркса», которая стала результатом его размышлений о взаимоотношениях прошлого, настоящего и будущего. Философом был создан термин под названием «хонтология”- он обозначает парадоксальное одновременное присутствие и отсутствие некого „призрака“. Что это значит и как относится к культуре синтвейва и ретровейва в целом? Таким термином можно охарактеризовать стремление создателей различных форм искусства обратиться к уже несуществующему, а порой к никогда не существовавшему времени. Согласно теории философа, данное стремление является следствием социально-экономических изменений и кризисов. Жак Деррид утверждал, что обращения общества к марксизму в те или иные исторические этапы связанны именно со возникавшими сложностями- люди по причине наличия тех или иных проблем пытались „спрятаться“ в утопическом будущем, либо же прошлом, а ретровейв культура готова транслировать и предоставлять данные утопические ощущения всем желающим. Она является тем самым „приведением“, которое люди порой стремятся увидеть.
Появление синтвейва предрешило появление других форм репрезентации ретроромантики, которые, как выясняется, так необходимы обществу в настоящее время. А действительно ли необходимы? Да, так как есть и спрос и предложение.
Однако за данным феноменом может скрываться и кризис- в 2015 году британский музыкальный критик Саймонн Рейнольдс выпустил книгу под названием «Ретромания». В популярности моды прошлого и любви к нему критик видит негативную тенденцию- повторение всевозможных приемов, которые уже встречались в прошлом, по его мнению, способны привести к стагнации всего искусства в целом. Однако, как мне кажется, это лишь открывает двери к чему-то, что нас еще ждет впереди. Всего лишь спустя несколько лет после появления синтвейва, он начал трансформироваться, впитывая в себя живые инструменты, рок- волну, заимствуя некоторые элементы пост-панка, и других стилей и жанров. Я думаю, что спустя некоторое время культуре потребуется свежий воздух, который и станет стимулом к появлению чего-то абсолютно нового.
Возвращаясь к теме воздействия синтвейва на культуру, необходимо детально проанализировать те ее формы, на которые жанр оказал наибольшее влияние.
ВЛИЯНИЕ ЖАНРА НА КИНЕМАТОГРАФ
«Драйв"(2011), реж. Николас Виндинг Рефн
Возвращаясь к синглу ''Nightcall» исполнителя Kavinsky, необходимо объяснить, каким образом синтвейв достаточно быстро стал востребован во всем мире. Несмотря на то, что сингл, как и последующий за ним альбом «Outcall», хорошо продавались без привлечения особых средств, наибольшим стимул для появления композиции в плейлистах миллионов стал фильм «Драйв». Мрачный и меланхоличный фильм, вышедший в 2011 году, дал старт интеграции музыкального жанра в массы и дальнейшего появления ретровейва. Фильм отличается и тоской по несуществующему прошлому и надеждой на светлое будущее, которое никогда не произойдет. Главный герой фильма станет символом ретроромантики, а саундтрек познакомит с миром синтезаторов тех, кто никогда о синтвейве не слышал.
«Бегущий по лезвию 2049"(2017), реж. Дени Вильнёв
Прошлое окончательно вернулось, когда мир увидел продолжение легендарного фильма режиссера Риддли Скотта «Бегущий по лезвию». Тоска по утопическому будущему и ни на что не похожие тембры синтезаторов окончательно интегрировали жанр в массовую культуру. Все, что было придумано еще в далеком 1982 году обрело вторую жизнь и начало стремительно воздействовать на общество, стимулируя его создавать все больше и больше ретровейв продукции. Данный фильм вернул в моду эстетику киберпанка и его проблематику, которая в дальнейшем найдет отражение и в игровой индустрии.
«Очень странные дела» (2016- н.в), создатели Братья Даффер
Нельзя обойти стороной и сериал «Очень странные дела», в котором создатели совместили синтвейв и поп-музыку 80-х. Кропотливая работа позволила не только сохранить атмосферу прошедшей эпохи, но и подчеркнуть особенности тех или иных персонажей, ситуаций и сюжетных ходов. Когда свет увидел продолжение «Бегущего по лезвию», то по моему мнению, саундтрек фильма хоть и дополнял его антураж, но не смог стать самостоятельным ярким произведением (в отличие от саундтрека к первой части, который способствовал популяризации синтезатора Yamaha cs-80 на Б/У рынке инструментов и росту его цены). В случае с данным сериалом, ситуация сложилась кардинально по-другому. Большинство саундтреков, написанных специально для сериала, мгновенно стали известными. Кроме того, песни прошлого века получили вторую жизнь и второе призвание у уже нового поколения. Сериал и музыка стимулировали зрителя пойти и создать что-то свое, относящееся к ретро эстетике: накинуть фильтр, эмулирующий пленочную камеру на собственные видео, разобраться в синтезаторах, купить винтажную одежду и начать слушать исключительно музыку прошедших лет.
«Американская история ужасов» (2011- н. в.), реж. Райан Мёрфи, «Черное зеркало» (2011- н.в), реж. Чарли Брукер, «Немой"(2018), реж. Данкан Джонс
После появления вышеуказанных кинопроизведений последовали и новые- ретровейву был посвящен целый сезон сериала «Американской истории ужасов», эпизод «Черного зеркала», а также фильм «Немой». Я уверен, что в дальнейшем кинематограф не раз будет обращаться к ретроромантизму, во всяком случае, в обозримом будущем.
СИНТВЕЙВ И ДИЗАЙН
Дизайн, иллюстрации и плакаты стали первыми «подопытными» музыкального жанра, что вполне логично. Музыкальные обложки, являющиеся первым носителем старо-нового визуального стиля, транслировали идеологию и атмосферу музыки, предварительно информируя слушателя о том, что сейчас он услышит. За этим последовали и вертска постеров к фильмам, и принты на одежде, а также стилизация сайтов и многих других носителей данного стиля. Цветовая палитра, образы и метафоры подобны тем, что встречались в тематических фильмах: яркие неоновые цвета, меланхолия, футуристичные изображения и многое другое.
ТИПОГРАФИКА
Пример типографики, вдохновленной ретровейв эстетикой
Очевидно, что данное явление не прошло стороной и шрифтовое искусство. Типографы вспомнили об акцидентных и гротескных шрифтах прошлого века и пересоздали их заново, отражая суть ретро волны и сохраняя традиции того времени.
ОТРАЖЕНИЕ ЖАНРА В ИГРАХ
Hotline Miami (2012)
В 2012 году, когда Серия игр гта, а конкретно GTA: Vice City, ставшая в свое время предвестником надвигающийся эпохи успела надоесть, случилось одно знаменательное событие, которое популяризировало синтвейв среди геймеров, а именно- свет увидел игру «Hotline Miami». Концепция строилась на трех простых принципах: наслаждаться эстетикой, веселиться, убивать. Яркий визуальный язык, вдохновленный ранними пиксельными играми, динамичный сюжет, харизматичные персонажи, ставшие в дальнейшем маскотами ретровейв-культуры, и, конечно же, синтвейв, который стал главной причиной популярности серии. Это было нечто «хорошо забытое старое», чего так не хватало на тот момент игрокам.
Cyberpunk 2077(2020), FarCry 3:Blood Dragon (2013), Kung Fury: Street Rage (2015)
Конечно же, нельзя не отметить появление в 2019 году игры «CyberPunk 2077», которая позволила игрокам максимально погрузиться в ретровейв эстетику. Однако, стоит отметить, что игра все-таки брала за основу принципы киберпанк-культуры: создатели игры представляли будущее отнюдь не безопасным и тихим местом, а на радио в машинах не играл синтвейв- игроку предоставлялась возможность послушать металл, электро и мид-темпо. Конечно, рождение этой игры не было бы возможно без беспрерывно растущего спроса на ностальгию. Шутер Far Cry 3: Blood Dragon, файтинг Kung Fury: Street Rage также позаимствовали многое из эстетики ретровейва, также способствовали трансляции идеологии жанра в массы.
СИНТВЕЙВ В ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЕ
Важной частью формирования ретровейв культуры стал интернет, как минимум по причине того, что он стал основным распространителем явления среди общества. Люди стали искать себя в творчестве, создавая собственные музыкальные произведения, иллюстрации, короткометражные фильмы, основываясь на чувстве тоски по несуществующему прошлому. Самые популярные композиции известных синтвейв-исполнителей получали сотни ремиксов и машапов, превращались в мемы и расходились по сети уже не как носители ретро эстетики, а как простые картинки, которые не были созданы с целью вызвать конкретную эмоцию у человека. Важным носителем стиля стали и гифки, которые сопровождают музыкальные подборки. Анимированные изображения также несут схожую идеологию и состоят из уже привычных для жанра образов- неона, машин, а также метафор одиночества и ностальгии. Наряду с Lo-Fi Hip-Hop радио, YouTube стал платформой для появления большого количества интернет-радиостанций, которые беспрерывно воспроизводят синтвейв.
Классическая gif-анимация, выполненная в стиле Retrowave
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что синтвейв, жанр, изначально являющийся узким андеграундным течением, смог трансформироваться в мировой культурный феномен, который, в свою очередь стал появлением еще большего и обширного явления- ретровейва. Жанр стал поводом для более пристального изучения ностальгии и ее несуществующих реалий. Кино и многие другие визуальные формы искусства переняли дух синтвейва и продолжили его путь в более широких масштабах. Оглядываясь на его историю, все чаще задается вопрос: а что будет дальше? Неужели пришло время культурного кризиса, из которого нет выхода? Либо же человечество окончательно вступает в эпоху постжанровости всех форм искусств? Ответить на данные вопросы будет возможно лишь спустя время, однако уже сейчас можно отметить появление тенденции к смеси жанров и размытии рамок. Синтвейв на данный момент получил множество ответвлений и параллельных схожих течений, которые время от времени меняются друг с другом местами. Я думаю, что моя гипотеза о силе влияния жанра на современную культуру подтвердилась- музыка смогла повлиять на мировые тренды и сообщество.
Саймон Рейнольдс (2011) Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошло. М.: Белое яблоко
Жак Деррида (1993) Призраки Маркса. М.: Ecce homo
Восстание синтезаторов (2019), реж. Иван Кастель
Paul Ballam-Cross (2021) Reconstructed Nostalgia: Aesthetic Commonalities and Self-Soothing in Chillwave, Synthwave, and Vaporwave