
Рубрикатор
Концепция исследования
Глава 1. Оп-арт на альбомах музыкальных обложек
1.1. Иллюзия движения; 1.2. Иллюзия скрытого объекта; 1.3. Иллюзия глубины.
Глава 2. Оп-арт в динамике: фенакистископ и анимированные виниловые диски
2.1. Фенакистископ; 2.2. Примеры виниловых пластинок-зоотропов.
Заключение
Концепция исследования
В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с музыкой и её визуальным сопровождением. Обложки альбомов и синглов присутствуют в стриминговых сервисах, социальных сетях, на афишах и физических носителях. Даже когда музыка существует преимущественно в цифровом виде, небольшое изображение обложки остаётся важным маркером идентичности исполнителя и первым визуальным знаком релиза. На этом фоне особенно выделяются обложки, которые не ограничиваются иллюстрацией, а вмешиваются в зрительное восприятие: создают рябь, иллюзию движения, распад на фигуры. Во многих таких случаях просматривается влияние оп-арта и классических оптических иллюзий, изначально возникших в художественных и психологических исследованиях.


Слева: «Soulwax — Any Minute Now» [1], 2004; справа: «Soulwax — Nite Versions», 2005 [2]
Оп-арт как направление XX века строится на работе с механизмами зрительного восприятия. Художник конструирует иллюзию движения, глубины или вибрации при помощи чередования линий, пятен и цвета, а зритель становится участником этого опыта. В оформлении музыкальных релизов эти приёмы получают массовое распространение и новые задачи. Статичная поверхность обложки начинает восприниматься как динамичная: ритмические структуры отсылают к звуку, деформированные сетки ассоциируются с изменённым восприятием, скрытые образы добавляют многослойность интерпретации.
На этом основана гипотеза исследования: альбомные обложки воспроизводят оптические приёмы оп-арта, демонстрируя метафорические параллели между художественными иллюзиями и аудиальной составляющей. Визуальные иллюзии рассматриваются не как декоративное дополнение, а как способ «перевода» звука в образ.
Объектом исследования является визуальное оформление музыкальных релизов, предметом — использование оп-артовых и оптических приёмов на обложках и виниловых пластинках.
В центре исследования находится вопрос о том, как оптические иллюзии, заимствованные из оп-арта, влияют на визуальный стиль музыкальных обложек и на восприятие музыки ещё до её прослушивания.
Для его решения рассматриваются конкретные примеры — от статичных оп-артовых обложек до изображений, которые «оживают» при вращении диска, — что позволяет проследить, как единая логика работы с восприятием реализуется в разных медиаформатах.
Слева: обложка «The Strokes — Angles», 2011 год [3]; справа: лестница Пенроуза, 1934 [4]
Структура работы выстроена от статики к движению. В первой главе, «Оп-арт на альбомах музыкальных обложек», внимание сосредоточено на плоском изображении. Иллюзии предлагается классифицировать по характеру зрительного эффекта: иллюзии движения и ритмической вибрации, иллюзии глубины и «провала» в пространство, фигура–фон и скрытые образы, деформация сетки и формы, цветовые эффекты мерцания и послесвечения. Такой подход позволяет сопоставлять обложки разных эпох и жанров, если они опираются на схожие оптические стратегии. На основе этой типологии рассматривается серия релизов: для каждой обложки определяется тип иллюзии, возможные связи с работами оп-артистов и авторами психологических иллюзий, а также то, как выбранный приём соотносится с ритмом, настроением или структурой музыки.
Вторая глава, «Оп-арт в движении: фенакистископ и анимированные винилы», переносит фокус на оптические эффекты, возникающие в реальном движении носителя. Фенакистископ рассматривается как одно из первых устройств для создания иллюзии движения на круглом диске, разделённом на фазы, и сопоставляется с виниловой пластинкой как другим круговым носителем, объединяющим звук и изображение. Далее анализируются современные примеры зоотроп-винилов и других пластинок, где рисунок воспринимается как анимация при вращении. В этих случаях иллюзия формируется и в восприятии зрителя, и за счёт кинетики самого объекта. Такие примеры показывают, как оп-артовая логика — ритм, повтор, смена фаз — переходит в кинетическую форму и как изменяется участие зрителя: для проявления иллюзии необходимо привести носитель в движение.
Пример анимации зоотропной виниловой пластинки, автор и год неизвестны
Заключение подводит итоги сопоставления статичных и динамических оптических решений. Исследование призвано показать, что оп-артовые приёмы на музыкальных обложках и анимированных дисках выполняют сходные функции: привлекают внимание, задают режим восприятия музыки, участвуют в формировании образа исполнителя. В статичных оптических иллюзиях эффект сосредоточен в плоскости взгляда и интерпретации увиденного, тогда как динамические решения связаны с реальным движением носителя и могут насыщать релиз дополнительными смыслами.
Полученные выводы важны для более полного понимания того, как оптические эффекты участвуют в формировании опыта слушания и каким образом визуальный ряд становится посредником между звуком и зрителем, а оп-артовые стратегии продолжают существовать в современной музыкальной культуре.
MF DOOM, Le Maille Silent Records, год неизвестен [6]
Глава 1. Оп-арт на альбомах музыкальных обложек
1.1. Иллюзии движения
Начнём анализ с наиболее узнаваемых типов оптических иллюзий — тех, что создают ощущение движения в полностью неподвижном изображении: поверхность будто течёт, пульсирует, слегка дрожит.
Подобный эффект возникает за счёт ритмического повтора линий, спиралей и контрастных полос, из-за которых взгляд постоянно смещается и не может устойчиво зафиксироваться на одном участке изображения.


Слева: Бриджит Райли «Гала», 1974 [7]; справа: Бриджит Райли «Катаракта 2», 1967 [7]
На обложках музыкальных альбомов иллюзии движения работают схожим образом, но получают дополнительный смысловой слой, связанный со звучанием.
Повторяющиеся полосы и волны начинают восприниматься как визуальный ритм, а вибрирующие узоры — как отражение пульсации музыки. Часто такой визуальный приём отсылает нас к определенному звучанию: например, к эпохе психоделического рока 1960–1970-х годов.
Нестабильность и динамичность изображения заставляет зрителя дольше задерживать взгляд на обложке и заранее настраивает на особый способ взаимодействия со слушателем, предполагая и моделируя ощущения, которые тот получит.


Слева: обложка Today! — Herbie Mann, 1964 [8]; справа: обложка Black Lips — 200 Million Thousand, 2009 (если расфокусировать глаза, можно увидеть лицо) [9]
Сверху: обложка Machine, dear — Killing something that’s already dead, 2012 [12]
Она использует эффект Муаре, оптическую иллюзию, в которой за счёт комбинаций вырезанных вертикальных линий сменяется фоновый рисунок, образуя двух-трех частную анимацию.


Слева: обложка Destruction Unit — Deep Trip, 2013 [15]; справа: обложка Few Nolder — New Folder, 2009 [16]


Слева: обложка Jaga Jazzist — Oban (Todd Terje Remix), 2015 [10]; справа: обложка The Heliocentrics — Out There, 2007 [11]
Также примечательна и другая обложка группы Animal Collective, которая попросила японского психолого-художника Акиоши Китаока нарисовать им обложку в стиле одной из его самых известных иллюзии «Виноградная волна», 2004 года.
Акиоши не отказал и просьбу выполнил, благодаря чему на свет появился ep. «Merriweather Post Pavilion» с широко узнаваемым графическим образом.
Работа Акиоши Китаока «Виноградная волна», 2004 [23]


Слева: обложка Animal Collective — Merriweather Post Pavilion, 2009 [24]; справа: группа Animal Collective [25]
В некоторых случаях, обложки со схожей стилистикой не вызывают «иллюзию движения», но передают схожую атмосферу.
Обложка Tame Impala — Currents, 2015 [20]


Слева: Panda Bear — Panda Bear Meets the Grim Reaper, 2015 [18]; справа: обложка Pet Shop Boys — Electric, 2013 [19]


Слева: The Black Angels — Phosphene Dream, 2010 [21]; справа: группа The Black Angels, 2010 [22]
Обложка к композиции «Hypnotic Eye» группы «Tom Petty & The Heartbreakers» отсылает к известной иллюзии «стены кафе» 1973 года.
Её суть в том, что горизонтальные линии, располагающиеся параллельно, кажутся искривленными.


Слева: Tom Petty & The Heartbreakers — Hypnotic Eye, 2014 [38]; справа: «Иллюзия стены кафе» Ричард Грегори, 1973
1.2. Иллюзии скрытого объекта
Другой распространённый тип оптических иллюзий связан не с движением, а с обнаружением спрятанного образа. Иллюзия строится на игре фигуры и фона: элементы, которые поначалу воспринимаются как «шум», внезапно собираются в узнаваемый объект, и изображение переключается из череды различных фигур в новый сюжет.


Слева: Чарльз Аллан Гилберт «Все суета», 1892 [26]; справа: Рене Магритт «Пустая надпись», 1965 [27]


Слева: Def Leppard — Retro Active, 1993 [26]; справа: Styx — The Grand Illusion, 1977 [27]
На обложках музыкальных альбомов такие иллюзии работают похожим образом, но усиливают темы многослойности и «обмана видимости».
Абстрактный паттерн вдруг оборачивается текстом, декоративный рисунок — черепом или лицом, «обычный» портрет — набором скрытых фигур.
Это хорошо согласуется с названиями и концепциями альбомов, где речь идёт о видимости, масках, самообмане, двойном дне. Зритель оказывается в положении того, кто должен «рассекретить» изображение: обложка сразу задаёт режим внимательного всматривания и подталкивает к поиску скрытого смысла.
Обложка «Division Bell» Pink Floyd, 1994 [33]


Слева: «Видения Дон Кихота» Октавио Окомпо, 1989 [31]; справа: Alice Cooper — «DaDa», 1983 [32]
Обложка: Santana — Santana, 1969 [30]
Обложка: «Child Ballads» Anaïs Mitchell & Jefferson Hamer, 2013 [37]
Обложка «Breakfast in America» Supertramp, 1979 [34]
Обложка «Just Bring It» Band-Maid, 2017 [36]
1.3. Иллюзия глубины
Заключительным подтипом оптических иллюзий на обложках мы рассмотрим иллюзию глубины, основанную на экспериментах Ричарда Грегори, психолога-когнитивиста в 1997 году.
Её главная суть в том, что наш мозг делает полую маску объёмной. Это связано с тем, что полученную версию лица наш мозг пытается «обработать» и увидеть в нём лицо человека (способность видеть во всём лица называется парейдолия, что было крайне важным для выживания).


«Иллюзия полой маски» Ричард Грегори, 1997 год [41]
Такие пространственные иллюзии на обложках можно рассматривать как визуальное напоминание о «втором дне» вещей.
Формально перед нами цельное и устойчивое пространство, но при внимательном взгляде оно оказывается двусмысленным, смещённым, внутренне нестабильным. Тем самым авторы подчёркивают мысль о том, что не всё, что выглядит правильным и ясным, действительно таким является.


Обложка «Let it Come Down» Spiritualized, 2001 [39]
Обложка «The Low Spark of High Heeled Boys» Traffic, 1971 [40]
Немного другой эффект глубины использует Tame Impala в своем альбоме «Innerspeaker» 2010 года. Он отсылает к эффекту Дросте (зеркальной рекурсии).
Возможно, таким образом автор подчеркивает многоголосие либо других музыкальных течений в своём творчестве, либо эффект реверберации присутствующий внутри песен альбома.


Слева: обложка «Innerspeaker» Tame Impala, 2010 [42]; справа: эффект Дросте (зеркальной рекурсии) [43]
Обложка альбома «Ummagumma» Pink Floyd, 1969 [44]
Глава 2. Оп-арт в динамике: фенакистископ и анимированные виниловые диски
2.1. Фенакистископ
Фенакистископ устроен как вращающийся диск с прорезями и серией последовательных изображений.
Если смотреть на него через прорези, отдельные картинки воспринимаются как единый непрерывный элемент. Такой механический «покадровый» принцип наглядно показывал, как глаз соединяет разрозненные моменты в ощущение движения и жизни, задолго до того, как феномен персистенции зрения был подробно описан в науке.
Фрагменты секвенции статичных кадров фенакистископа, 1832 [45]


Фрагменты секвенции статичных кадров фенакистископа, 1832 [46, 47]
Фенакистископ со съёмными карточками, 1837 [48]
2.2. Примеры виниловых пластинок-зоотропов
Несмотря на то, что принцип, по которому работает данный тип «иллюзии» — лежит в основе устройства фенакистископ, чаще всего такие пластинки можно встретить под другим названием «Zoetrop vinyl» (на рус. зоотропный винил), что технически неверно.
Во избежание недопонимания, останемся в стандартном формате названия для этого типа пластинок.
Начиная с 2023 года интерес к «зоотроп-пластинкам» сильно возрос, поэтому выборка сформирована по недавним релизам. Некоторые из них посвящены юбилею альбома и являются коллекционными, что также ценно при анализе данной темы.
Зоотроп обложки альбома «Short N’ Sweet» Sabrina Carpenter, 2024 [49]
Зоотроп обложки альбома «E•MO•TION» Carly Rae Jepsen, 2024 [49]
Зоотроп обложки альбома «Short N’ Sweet» Sabrina Carpenter, 2024 [49]
Зоотроп обложки альбома «Volcano» Jungle, 2023 [49]
Зоотроп обложки альбома «Spice» Spice Girls, 1996 [49]
Зоотроп обложки альбома «Saviors» Green Day, 2024 [49]
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что оп-артовые приёмы на музыкальных обложках отлично гармонируют между визуальным и звуковым медиумами: дополняя новыми смыслам и настраивая слушателя на определенную атмосферу.
Классификация иллюзий по типам выявило общую логику, а сопоставление статичных обложек и анимированных носителей показало, что одни и те же оптические стратегии могут существовать и в плоскости, и в движении, изменяя степень вовлеченности зрителя.
Тем самым оп-арт в музыкальном контексте выступает не просто декоративной деталью, а самостоятельным инструментом конструирования опыта слушания, который влияет, настраивает и предвосхищает прослушивания будущей композиции.
«Unkmown» Thomas de Rijk, 2006 [50]
https://plstkwrld.ru/magazin/product/soulwax-any-minute-now-clear?utm_medium=organic (дата обращения: 18.11.25)
https://hmv.com/store/music/cd/nite-versions (дата обращения: 18.11.25)
https://vinylmarkt.ru/catalog/vinilovaya_plastinka_the_strokes_angles_lp (дата обращения: 18.11.25)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Impossible_staircase.svg (дата обращения: 18.11.25)
https://tr.pinterest.com/pin/421508846393468950/ (дата обращения: 18.11.25)
https://www.pinterest.com/pin/48976714691616194/ (дата обращения: 18.11.25)
https://spruethmagers.com/artists/bridget-riley/ (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/4CyOfO1Zn5UrrFa3FDyZG9 (дата обращения: 18.11.25)
https://www.firerecords.com/wp/wp-content/uploads/2022/12/Black-Lips-200-Million-Thousand-COVER.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://www.youtube.com/watch?v=n1_pAbfGW5s (дата обращения: 18.11.25)
https://lastfm.freetls.fastly.net/i/u/ar0/66a708ea66a116d3e3acf909e034e800.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://music.yandex.kz/album/405604/track/3630494 (дата обращения: 18.11.25)
https://is4-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Music6/v4/52/91/12/52911285-c1db-56e5-c262-5df3d35ea5cd/cover.jpg/1200x1200bf-60.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://br.pinterest.com/pin/335377503495035628/ (дата обращения: 18.11.25)
https://is4-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Music6/v4/52/91/12/52911285-c1db-56e5-c262-5df3d35ea5cd/cover.jpg/1200x1200bf-60.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/album/2NpWTfe0LWpziNIBRePWrY (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/0XqjoXVXyRH2teHN9X86EZ (дата обращения: 18.11.25)
https://hdmusic.cc/uploads/posts/2020-01/1579594665_cover.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/7zZhYLBd9bfBVRfEXdIgtk (дата обращения: 18.11.25)
https://www.rollingstone.it/wp-content/uploads/2015/07/154250.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://thevinyl.com.ua/katalog-vinila/phosphene-dream (дата обращения: 18.11.25)
https://poprenegade.wordpress.com/wp-content/uploads/2011/03/black_angels.jpg (дата обращения: 18.11.25)
http://www.psy.ritsumei.ac.jp/akitaoka/wave8e.html (дата обращения: 18.11.25)
https://genius.com/albums/Animal-collective/Merriweather-post-pavilion (дата обращения: 18.11.25)
https://www.nme.com/artists/animal-collective (дата обращения: 18.11.25)
https://uk.wikipedia.org/wiki/Файл: Allisvanity.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://www.artchive.com/artwork/the-blank-signature-rene-magritte-1965-belgium/ (дата обращения: 18.11.25)
https://market.yandex.ru/product--plakat-poster-na-kholste-def-leppard-def-leppard-muzykalnye-pop-ispolnitel-artist-pop-zvezda-gruppa-razmer-60-na-84-sm/4069993 (дата обращения: 18.11.25)
https://www.last.fm/ru/music/Styx/The+Grand+Illusion (дата обращения: 18.11.25)
https://www.shazam.com/id-id/album/897788708/amigos (дата обращения: 18.11.25)
https://www.radiotips.fr/wp-content/uploads/2023/04/test-17042023-2_hctnxk-scaled.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/7d6wbpTrjaMt94nIcV1pnZ (дата обращения: 18.11.25)
https://www.ozon.ru/product/beloc-gobelen-pink-floyd-150-h-100-sm-2919870739/ (дата обращения: 18.11.25)
https://www.last.fm/tr/music/Supertramp/_/Take+the+Long+Way+Home/+albums (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/0f3gnG5WxL2atqrqJPMvLy (дата обращения: 18.11.25)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Band-Maid_-_Just_Bring_It.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/intl-ja/track/1Mlei3YItHal9Nv4UxPkWf (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/0vVdhfmVzyRWyXTafs0ZS1 (дата обращения: 18.11.25)
https://cdn.shopify.com/s/files/1/0658/8461/products/LICD_Blackk_VINYL_MOCKUP_720x720@2x.jpg? v=1631589750 (дата обращения: 18.11.25)
https://open.spotify.com/track/7vcYz6ErpQdSyJCVRJbtjd (дата обращения: 18.11.25)
https://imgur.com/optical-illusions-with-einstein-mask-3F7A2Lo (дата обращения: 18.11.25)
https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/max_3840/bc4d7531385421.564df1bfdb121.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://en.wikipedia.org/wiki/Droste_effect#/media/File: Droste_1260359-nevit.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://www.covercentury.com/covers/audio/p/Pink%20Floyd%20-%20Ummagumma%20[lp%20vk%20-%20d].jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Optical_Toy,_Phenakistiscope_Disc_with_Cats_and_Donkey,_ca._1830.gif (дата обращения: 18.11.25)
https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Phenakistoscope_3g07692d.gif (дата обращения: 18.11.25)
https://en.wikipedia.org/wiki/Portal:The_arts/Featured_picture/37 (дата обращения: 18.11.25)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kinosammlung_Piasio,_Phenakistiskop.jpg (дата обращения: 18.11.25)
https://www.tiktok.com/@turnaudioapp (дата обращения: 18.11.25)
https://i.pinimg.com/736x/82/33/b0/8233b0e824ed2fb6f630e9fdcb699c4f.jpg (дата обращения: 18.11.25)