Original size 581x816

Творческое наследие Владислава Старевича

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Предшественники и художественные вдохновения анимации Владислава Старевича 3. Технология создания, авторский подход 4. Влияние на последующее развитие анимации 5. Заключение 6. Источники

Концепция

Данное исследование посвящено творчеству Владислава Александровича Старевича, его вкладу в развитие кукольной анимации.

big
Original size 760x576

Владислав Старевич за работой

Кукольная анимация или стоп-моушн — техника анимации, при которой снимаются объекты и кадр за кадром манипулируются определенным образом для создания при воспроизведении кадров эффекта движения. Владислав Старевич один из пионеров данного подхода к мультипликации, однако эта технология использовалась и до его первых экспериментов со съемкой жуков, до него данную технику в начале XX века пробовали в своих фильмах Джеймс Стюарт Блэктон, Эмиль Коль, Артур Мельбурн-Купер и среди отечественных авторов также Александр Ширяев. Однако, как мне кажется, интересно проследить, как Владислав Старевич вывел покадровую мультипликацию на новый уровень, что привнес в нее, какой подход использовал, какими принципами руководствовался и на что опирался вырабатывая свой художественный язык кино. Вместе с тем интересно и то, какое влияние он оказал в последствии на режиссеров по всему миру.

Цель данного исследования — изучить творчество Владислава Старевича, проследить влияние предшественников на его мультипликацию, оценить влияние художника на последующее развитие анимации, проанализировать авторскую технологию создания стоп-моушн фильмов.

Для раскрытия данной темы я хочу обратиться к мультипликационным фильмам созданным Владиславом Старевичем в довоенное время, до и после революции. Также я планирую включить в исследование работы художников предшественников, а также тех, на кого повлияло творчество Старевича, чтобы проследить вдохновения художника и его последующее влияние.

Для анализа выделены отдельные аспекты творчества Владислава Старевича: используемые им технологии и авторский подход, особенности его мультфильмов, визуальные вдохновения, влияние, оказанное его работами.

Рубрикация построена в соответствии с выделенными аспектами творчества художника. При подборе материала был задействован следующий принцип: отобраны для анализа сохранившиеся до наших дней фильмы Владислава Старевича, а также других мультипликаторов 20-го века, которые повлияли на него, или на которых в последствии оказал влияние он. При отборе текстовых источников было уделено внимание их достоверности, актуальности и надежности изложенной в них информации, в ходе работы использовались проверенные статьи и книги.

Предшественники и художественные вдохновения анимации Владислава Старевича

Как было упомянуто ранее — эксперименты со стоп-моушн анимацией проводили различные художники до Старевича. Первым полностью кукольным мультфильмом считается недошедший до наших дней «Цирк Шалтай-Болтая» 1898 года, авторства Джеймса Стюарта Блэктона и Альберта Смита. В первые годы двадцатого века активно использовался стоп-моушн, но чаще как спецэффект; те же Смит и Блэктон реализовали это в «Отеле с привидениями» 1907 года анимировав мебель и посуду, а не кукольных персонажей.[1]

Original size 768x540

«Отель с привидениями», Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит, 1907 год

Помимо них, в кукольную анимацию внесли свой вклад Жорж Мельес, Сегундо де Шомон, Эмиль Коль. У последнего также можно наблюдать попытку анимации насекомого в «Японии фантазии» 1907 года, однако там куда менее плавная анимация, чем в последствии будет у жуков Старевича.

Original size 2160x1449

«Япония фантазии», Эмиль Коль, 1907 год

Александр Ширяев, артист балета, создавал анимации из папье-маше для планирования своих танцевальных выступлений.[2]

Original size 250x194

«Пьеро-художники», Александр Ширяев, 1907 год

Владислав Старевич опирался не только на наследие существующей уже тогда стоп-моушн анимации, он также как режиссер и художник черпал вдохновение из других сфер исскусства, а также из жизни. Известно, что на Старевича на разных этапах жизни влияли разные культуры: русская, польская, французская. Он экранизировал «Ночь перед рождеством» Гоголя, поэму «Руслан и Людмила» Пушкина, вместе с тем он создал фильм по роману польского автора Юзефа Игнация Крашевского «Пан Твардовский», а после переезда смог также сделать себе карьеру во Франции, в книгах по истории которой упомянут его важный вклад как мультипликатора.[1]

Original size 400x295

«Ночь перед рождеством», Владислав Старевич, 1913 год

Original size 691x519

«Руслан и Людмила», Владислав Старевич, 1914 год

Помимо всего прочего, Старевич был хорошим карикатуристом и рисовальщиком, а в доме, в котором он рос, обитала всякая живность, увлекающая его. Главным увлечением для него были бабочки и жуки, которые и стали его первыми актерами в анимации.[1]

Технология создания, авторский подход

Original size 677x496

«Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», Владислав Старевич, 1910 год

«Всякий раз, когда я пытался снять живых жуков, после включения любого освещения они неизменно замирали. Поэтому мне пришла в голову другая идея… Я отделил их ноги и челюсти от брюшков, а затем прикрепил их обратно с помощью тонкой проволоки. Так я смог нарядить жуков в костюмы, высокие сапоги и вложить им в руки мечи.”[3]

Первый опыт с мультипликацией у Старевича произошел случайно, после неудачной попытки снять жуков в живом движении. Несмотря на это, движения маленьких героев вышли очень плавные и пластичные, более тонко проработанные чем в упомянутой ранее работе Эмиля Коля. С «Прекрасной Люканиды» началась карьера Старевича как мультипликатора.

Original size 476x360

«Рождество у обитателей леса», Владислав Старевич, 1912 год

Анимация Старевича была столь реалистичной, что некоторые зрители принимали жуков за живых дрессированных насекомых, что дало Старевичу прозвища «дрессировщик насекомых» и «волшебник».[3]

Original size 1000x701

«Месть кинематографического оператора», Владислав Старевич, 1912 год

В статье посвященной художнику, ее автор, Илья Верхоглядов, детально описывает рабочий поцесс художника: «Старевич редко рассказывал о своей закулисной работе, не пускал никого в свою студию и не держал помощников, которые могли бы поделиться секретами его мастерства. Тем не менее какие-то сведения сохранились — в частности, об изготовлении кукол, или, точнее говоря, муляжей. Он расчленял конечности „актерских“ фигурок в области суставов, с помощью тонкой проволоки делал шарниры для пущей устойчивости и подвижности лапок, затем соединял все части с помощью воска и закреплял своих героев на пластилиновой поверхности. Препарированный таким образом жук, как подмечал режиссер, мог принимать самые разные позы. С помощью пинцета он регулировал движения насекомых, которые фиксировались камерой в режиме покадровой съемки: одно микроскопическое телодвижение — один кадр. Система шарниров помогала передать даже мельчайшую моторику: скажем, в „Мести кинематографического оператора“ жучки собирают чемоданы перед уходом на работу, складывают только что написанные письма, разбирают вязанку дров, чтобы развести огонь в камине, а лягушка в местном кабаре выдает сложные танцевальные па — все эти действия воссозданы с ювелирной точностью."[4]

Original size 320x180

«Стрекоза и муравей», Владислав Старевич, 1913 год

«Иногда режиссер предварительно снимал живых актеров в мизансценах, задуманных для мультперсонажей, и затем пользовался отснятым материалом для фазировки движения кукол (так, в частности, создавался мультфильм „Стрекоза и муравей“ 1913 года — адаптация одноименной басни И. А. Крылова)."[4]

Original size 366x280

«Как лягушки выпросили себе короля», Владислав Старевич, 1922 год

Original size 471x360

«Как лягушки выпросили себе короля», Владислав Старевич, 1922 год

Технология Старевича была чрезвычайно трудоёмкой и очень дорогой. Несмотря на многочисленные предложения из Америки, он постоянно отказывался от «индустриализации» производства. Он был режиссёром, сценаристом, сценографом и «кукловодом» во всех своих фильмах. Работая в одиночку, он мог отснять максимум 6 минут материала в месяц.[3]

Original size 646x444

«Голос соловья», Владислав Старевич, 1923 год

Original size 2160x1489

«Голос соловья», Владислав Старевич, 1923 год

За кинокартину «Голос соловья» режиссер получил 8 международных премий, в том числе золотую медаль Розенфельда из Америки.[4]

Original size 690x509

«Щенок-талисман», Владислав Старцев, 1934 год

Старевич впоследствии провозгласил себя «художником по призванию», не питая особого уважения к коммерческим постановкам и Голливуду. Одной из немногих уступок, которые он сделал американским правилам киноиндустрии, стало создание сериала с главным героем (похожим на серию фильмов Уолта Диснея о Микки Маусе) — собакой по кличке Фетише.[3]

Original size 970x591

«Рейнеке-лис», Владислав Старевич, 1930 год

Одним из главных достижений автора стал полнометражный фильм «Роман о лисе» (или «Рейнеке-лис»), поставленный по мотивам одноименной поэмы И. В. фон Гёте. Старевич сделал несколько сотен масок, с очень тонкими мимическими различиями, что позволило ему совершить очень тонкую и точную анимацию.[4]

Влияние на последующее развитие анимации

Достижения Старевича в жанре кукольной анимации, такие как реализм создаваемого им мира, плавная анимация, а также масштабность его постановок, остаются актуальными и в эпоху цифровых спецэффектов.[3]

Критики находят в анимации Старевича тягу к сюрреализму и жути, в этом плане он является предшественником таких художников авторского кино, как Ян Шванкмайер, Тим Бертон, Генри Селик и братья Квэй — на всех этих деятелей он так или иначе оказал влияние. Последние братья-близнецы посвятили свой ранний фильм Ein Brudermord его памяти. Терри Гиллиам включил Fétiche Mascotte («Щенок-талисман») в свой список десяти лучших анимаций всех времен. [3]

Original size 643x480

Локация из «Ein Brudermord», братья Квей, 1981 год

Уэс Андерсон упомянул «Сказку о лисе» Старевича (Le Roman de Renard, 1930) как источник вдохновения при создании своего собственного «Бесподобного мистера Фокса».[3]

«Сказка о лисе», Владислав Старевич, 1930 год // «Бесподобный мистер Фокс», Уэс Андерсон, 2009 год

В работе режиссера А. Л. Дворецкого «Пьянство и его последствия» (1913), над которым также работал и Старевич, он пытался в одной сцене задействовать кукольного персонажа и живого человека. Эта технология была усовершенствована и использована Александром Птушко в «Новом Гулливере» (1935).[4]

Постер к фильму «Пьянство и его последствия», А. Л. Дворецкий, 1913 год // «Новый Гулливер», Александр Птушко, 1935 год

Заключение

Владислав Старцев был очень талантливым художником кукольной мультипликации, в первую очередь уважавшим и ставящим на первое место свое творческое видение, что сделало его уникальным творцом и тем, кто оказал огромное влияние на кукольную анимацию и целые поколения режиссеров.

Bibliography
Show
1.

Stop motion // Википедия URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Stop_motion (дата обращения: 20.11.2025).

2.3.

The Father of Stop-Motion Animation: A Secret Polish History // Culture.pl URL: https://culture.pl/en/article/the-father-of-stop-motion-animation-a-secret-polish-history (дата обращения: 22.11.2025).

4.

Отец объемной мультипликации: как жил и работал Владислав Старевич // Pravilamag URL: https://www.pravilamag.ru/entertainment/679214-otec-obemnoy-multiplikacii-kak-zhil-i-rabotal-vladislav-starevich/ (дата обращения: 22.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.
Творческое наследие Владислава Старевича