Original size 2000x3008

Вазопись в древней Греции, Крито-микенский и Классический периоды

PROTECT STATUS: not protected
203
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Введение

В древней Греции вазы не только выполняли роль бытовых предметов, но и становились художественным выражением. Вазопись в деревней греции являлись важным культурным слоем. Она несет в себе религиозные и мифологические сюжеты, которые многое могут рассказать о быте и культуре греков. Сравнивая вазопись разных периодов можно узнать как поменялась культура и мировоззрения.

Глубокий взгляд в искусство двух важнейших эпох — крито-микенского и классического периодов — раскрывает удивительные тайны древнегреческой вазописи. Это визуальное исследование стремится охватить несколько тысячелетий эволюции, изучая изменения, происходившие в художественных течениях, тематике и технике вазописи. Каждая из этих эпох имеет свой неповторимый характер, взаимодействуя с культурными и историческими контекстами своего времени. Крито-микенская эпоха, с ее загадочными палитрами и сюжетами, отражает величие и мифологическую сложность того времени. Вазы этого периода становятся своеобразным временным капсулом, в которой запечатлены обряды, обычаи и важные события, сопровождающие жизнь древних греков. Визуальные язык и техническое мастерство крито-микенской вазописи являются ключами к пониманию души и культурных особенностей этого периода.

Классический период выделяется своим великолепием и изысканностью. Каждая ваза становится уникальным произведением, приглашая нас погрузиться в мир форм и деталей. , как художники того времени выражали идеалы красоты и гармонии в вазописи, создавая произведения, прославившиеся, настолько что люди в XVIII–XIX веках считали искусство этого периода образцовым.

В человеческой культуре существует много предметов которые способны пролить свет на прошлое, но именно вазопись способна приоткрыть завесу тайны такой древней культуры, ведь керамику сложно полностью стереть из истории, ведь чтобы она полностью исчезла надо превратить её в пыль, иначе даже самый маленький осколок может сильно повлиять на виденье древне Греческой культуры. Керамика не такая трудозатратная, как фрески или скульптуры, по этому во многих случаях позволяет себе больше вольности и экспериментов, из чего появляются необыкновенные произведения искусств, такие как крито-микенские вазы с осьминогами, которые по сей день способны впечатлить и удивить зрителя. Керамика не такая трудозатратная, как фрески или скульптуры, по этому во многих случаях позволяет себе больше вольности и экспериментов, из чего появляются необыкновенные произведения искусств, такие как крито-микенские вазы с осьминогами, которые по сей день способны впечатлить и удивить зрителя. Меня всегда восхищала греческая культура было интересно исследовать, то как она менялась, через вазопись.

Крито-микенский период: уникальные черты и характерные мотивы.

Кристо-микенский период, простирающийся с 16-го по 12-й век до нашей эры, отмечен не только архитектурными и военными достижениями, но и разнообразием художественных выражений, в том числе в области вазописи. Вазы этого периода, часто украшенные изображениями героев, животных и религиозными мотивами, отражают мифологическое богатство и обрядовость древнегреческого общества. Мастера Кристо-микены демонстрировали неповторимое мастерство в технике рисунка и использовали яркие окраски, что придавало вазам особую выразительность.

Original size 900x598

Вазы в стиле Камарес 1900—1700 гг. до н. э.

Камарес

Достаточно долгое время стиль Камарес (стиль был назван в честь пещеры, где была найдена керамика) широко использовался микенской цивилизацией. Сохранилось множество артефактов, как более рании представители, так и более поздние. Характерная черта данного стиля является белые или красные рисунки нанесенные на темный фон, тким образом создавались невероятные узоры. На вазах изображали простые геометрические формы или природные сюжеты.

Original size 900x598

Вазы в стиле Камарес 1900—1700 гг. до н. э.

Original size 1280x979

Чаши в стиле Камарес 1900—1700 гг. до н. э.

Original size 900x598

Кувшины в стиле Камарес 1900—1700 гг. до н. э.

В стиле Карамес часто использовали объемные детали для украшения, кратер с лилиями посередине на картинке ниже яркое тому подтверждение.

Original size 900x598

Парадная посуда камарес для пиров 1900—1700 гг. до н. э.

Original size 900x598

Вазы в стиле Камарес 1900—1700 гг. до н. э.

Сюжеты и орнаменты

Вазы крито микенского периода часто украшались геометрическими узорами: треугольниками, спиралями и другими абстрактными формами. Стилизация характеризует этот период.

Original size 960x540

Кратер в стиле Камарес 1900—1700 гг. до н. э. /Кувшин из Агиа Триада около 1400 г. до н. э.

Люди не так часто появлялись в вазописи этого периода, а если изображались, то очень схематично, формы были сильно упрощены и использовались геометричные элементы. Также они были повернуты в профиль, что продолжится и в традиции пболее поздней вазописи.

Original size 960x540

Микенский кратер с колесницами 1300-1230 гг / Кратер с изображением войнов XV–XI вв. до н .э.

Часто на вазах изображали животных, они могли иметь мифологическое значение или религиозное. Например знаменитые вазы с осьминогами могли быль связаны с мифологическим сюжетом, в древней греции осьминоги ассоциировались с морскими богами, или использоваться в религиозных обрядах и практиках связанных с морем и его божествами.

Original size 960x540

Микены, Ваза с осьминогом 400-1300 до н. э./ВАЗА С ОСЬМИНОГОМ ИЗ ГУРНИИ. 16—15 ВВ. ДО Н. Э. ГЛИНА. ГЕРАКЛЕЙОН, МУЗЕЙ.

Морские мотивы выделяются в отдельный стиль вазописи. Необычная форма вазы подчеркивает искусность и необычность изображений на них. Так круглая ваза с осьминогом ощущается скорее как аквариум, в которого посадили осьминога и он теперь тап извивается.

Original size 900x598

Вазы с морскими мотивами Микены, 400-1300 до н. э.

Original size 960x540

Колокольный кратер с изображением животных 1300-1200 гг. до н. э./ Колокольный кратер 1300-1200 гг. до н.э

Original size 900x598

Кувшин Камарес с рыбками, 2300-1900 гг. до н. э.

Классический период

В период приблизительно с V по IV век до н. э., классическая вазопись в древней Греции расцветала, представляя собой выдающийся этап в развитии художественных традиций этого времени. В классический период сложилась достаточно четкие формы ваз, и уже не увидишь необычные круглые вазы, в отличие от крито-микенского периода, они стали строже и каноничный.

Original size 2500x1252

Ноланская амфора: Деметра и Триптолемос. около 450 г. до н. э.-440 г. до н. э.

Original size 2500x1252

Художник Керти, Колокольный кратер: Дионис с сатиром и менадой. около 440 г. до н. э.-430 г. до н. э. / Колокольный кратер, Эрос, играющий на астрагали около 420-400 гг. до н. э.

Краснофигурная вазопись

В характерном для классического периода древнегреческой вазописи преобладает использование краснофигурной техники. Этот стиль отличается тем, что фигуры изображаются красным цветом на черном фоне. Эта методика позволяла художникам более детально и точно передавать анатомические особенности и создавать выразительные композиции, придающие вазам художественную сложность и реализм.

Original size 1152x768

Краснофигурная гидрия, около 420–400 гг. до н. э.

Original size 2500x1252

Амфора Нолана: Задрапированный мужчина с посохом; сидящие женщина и Мужчина с посохом около 480-470 гг. до н. э.

Чернофигурная вазопись

Не менее важной, чем черно краснофигурная вазопись, была чернофигурная. Как можно понять по названию, черные фигуры изображались на красном фоне. Чернофигурная вазопись медленно теряла свою популярность, в отличие от архаического периода, где она широко использовалась, но все ещё была важной частью искусства того времени.

Original size 2500x1252

Чернофигурная амфора, V–VI вв. до н. э.

Original size 1024x384

Гидрия (кувшин с водой): Тесей и Минотавр 530-500 до н. э.

Орнаменты и сюжеты

В отличие от крито микенского периода, где в вазописи в основном преобладали природные или геометрические мотивы, в вазописи классического периода в сюжетах росписи ваз часто появлялись люди. В основном преобладали мифологические сцены: изображения богов, героев и мифологических существ. Также на вазах изображали спортсменов, чаще отлетов. На вазах могли изображать сражения, как мифологических так и вполне реальных битв. И не одна ваза не зависимо от того какой на ней сюжет изображался украшался декоративными узорами.

Original size 2500x1252

Гидрия: Дионис и его окружение около 400 г. до н. э.

Original size 2500x1252

Музыкант и публика; Колонный кратер: Тесей и Посейдон. 480-470 до н. э.

Original size 0x0
Original size 1152x679

Краснофигурный килик, изображающий влюбленных в различных позах, около 480 г. до н. э.

Вывод

в Крито-микенский период, вазопись тяготела к стилизации, в большинстве случаев вазы использовались в религиозных целях, приношение жертв и поклонение бокам, что безусловно влияло на сюжеты вазописи. Нет определенных и строгих канонов, хоть общий стиль и прослеживается. Вазы разнообразней по декору, иногда даже украшаются объемным декором, который выигрышно дополняет композицию, формы тоже разнообразны, не столь строгие как в период классики.

В свою очередь в классический период вазы, хоть и продолжали использовать в религиозных обрядах, их сюжеты стали в разы разнообразней, появились более бытовые приземленные сюжеты. Также изображения стали куда подробней и проработанный, но тенденции индивидуализировать человека ещё не появилась, прослеживается анатомичность. Детали несут скрытый смысл и дополняют сюжет или героев. Появились четкие каноны как в форме ваз так и в изображениях на них, что делает некоторые вазы чрезвычайно похожими.

Bibliography
Show
1.

Археологический музей Ираклиона официальный сайт: https://www.heraklionmuseum.gr/en/collections/#collections

2.

Всемирная историческая энциклопедия: https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-119/

3.

КЕРАМИКА КРИТО-МИКЕНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: http://www.evpatori.ru/keramika-krito-mikenskoj-civilizacii.html

4.

Эгейское искусство Н.Бритова: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st021.shtml

5.

Блаватский В. Д. История античной расписной керамики: https://djvu.online/file/Pb0mHLjGwGqo9

6.
Вазопись в древней Греции, Крито-микенский и Классический периоды
203