
The Worm is here!This is Wyrmlands Population: you Worm Country[1]
рубрикатор
концепция 1/появление концептуальных альбомы и рок-опер 2/анализ альбома «The Worm» 2.1/музыка и история 2.2/визуальная составляющая вывод
концепция
В апреле 2023 года вышел второй альбом лондонской мультижанровый/пост-панк группы HMLTD. Релиз альбома стал для меня настоящим событием, так как группа всячески подогревала аудиторию задолго до выхода, выкладывая в социальных сетях таинственные посты с червями. «The Worm» получил положительные оценки от критиков, но не стал хитом. На мой взгляд, это очень интересный лонгплей, который позволил слушателям находить свои интерпретации, пропуская музыку через личный опыт и ощущения, по этой причине альбом стал объектом моего внимания.
«…этот альбом задействует мое воображение больше, чем любой другой релиз за последнее время, я вижу, как история альбома разворачивается в моем воображении». @u/KevorkianTripleKill
Читая рецензии западных журналистов и пользователей стримингов, я стала замечать, как по-разному они определяют жанровые рамки данного альбома: прог-рок, соул, арт-рок, госпел, прог-поп и тд. И это неудивительно, ведь музыканты с самого начала своего пути пытались расширить границы дозволенного, смешивая разные стили между собой. По-моему мнению, HMLTD — это яркий пример постмодернистской группы. Вдохновляясь прошлыми эпохами, они создают уникальные треки, не забывая говорить на злободневные темы. Например, в своем дебюте они вдохновлялись Боуи и исполнителями the blitz kids, делая акцент не только на музыке, но и на визуале. Их эклектичные и андрогинные образы даже смогли вызвать недовольство у представителей сексуальных меньшинств за эксплуатацию квир-культуры.
Рецензии на «The Worm» журналисты часто начинали с определения «концептуальный альбом» и отмечали высокий уровень проработанности идеи. Периодически в тех же обзорах проскакивал и другой музыкальный термин — «рок-опера» в качестве синонима к концептуальному альбому.
В том, что «The Worm» концептуальный альбом, у меня нет сомнений, но является ли этот альбом рок-оперой? Какие составные части альбома позволяют причислить его к этому жанру?
Таким образом, главная цель исследования — выявление разницы между концептуальным альбомом и рок-оперой и определение положения данного лонгплея в системе жанров.
Однако ценность «The Worm» не только в том, что он создал поле для дискуссии об интерпретациях и жанровых рамках. Для меня, в первую очередь, это очень личная и комплексная работа, которая создает уникальный мир, основанный на тревожных снах Генри Спачевски, солиста группы.
«Для нас сам альбом стал червем, с которым мы имеем дело, он, конечно, вдохновлен нашими собственными проблемами с психическим здоровьем».[2]
По-моему мнению, альбом не получил должного внимания, поэтому я также постараюсь раскрыть аспекты, которые выделяют этот альбом среди подобных современных пост-панк альбомов. Да и сама группа, обладая всеми качествами и амбициями, чтобы стать мейнстримной, на удивление, таковой не является. В 2018 году HMLTD даже побывали в России на фестивале Боль и Стереолето, но до сих пор так и не обрели фанатскую базу в нашей стране.
Мое исследование будет делиться на две основные части: первая — историческая справка о феномене концептуальных альбомов и рок-опер, вторая — комплексный анализ альбома «The Worm» группы HMLTD. В исследовании я буду опираться на рецензии иностранных журналистов и интервью с музыкантами.
1/ появление концептуальных альбомов и рок-опер
Важно отметить, что термин «концептуальный альбом» не имеет точной дефиниции и критериев, по которым «лонгплей» можно отнести к концептуальному. В основном, говоря о концептуальном альбоме имеют в виду набор композиций, которые вместе несут бОльшую смысловую нагрузку, чем по отдельности, обычно достигаемую за счет следования центральной теме.
Первым концептуальным альбомом можно назвать «Dust Bowl Ballads» (1940 г.) от американского фолк певца Вуди Гатри. Альбом повествует о «Пыльном котле» и как он повлиял на людей в Северной Америке. Также стоит отметить, что и кантри исполнители внесли свой вклад в формирование концептуальных альбомов. В пластинках «Gunfighter ballads» Марти Роббинса (1959 г.), «songs of our soil» (1959 г.), «ride this train» (1960 г.) Джонни Кэша присутствует определенный лейтмотив, который объединяет треки.
Обложки к альбомам 1) «Dust Bowl Ballads» Вуди Гатри, 1940 г. 2)«Gunfighter ballads» Марти Роббинс, 1959 г. 3) «songs of our soil» Джонни Кэш, 1959 г. 4) «ride this train» Джонни Кэш, 1960 г.
Однако настоящего успеха концептуальные альбомы достигли во времена «британского вторжения» и последовавшего за ним эпоху хиппи. Наиболее ярким примером концептуального альбома того времени принято считать «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967 г.) Он базируется на идеи альтер-эго участников, но при этом «не имеет особой тематической сквозной нити, помимо заглавной композиции и ее репризы в дальнейшем».[3] Но здесь уже можно заметить важную особенность «концептуального альбома» — внимание к визуалу. Специально для альбома участникам создали яркие костюмы, которые сильно контрастировали с прежними образами The Beatles. Чтобы подчеркнуть «театральность» альбома, в конверты с пластинкой клали накладные усы и погоны из картона.
1-3) Внешняя и внутренняя стороны гейтфолд-конверта для пластинки «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» The Beatles, 1967 г. 4) Вкладыш в конверт
70-е стали золотой эпохой концептуальных альбомов. Во-первых, потому, что это десятилетие свободы и экспериментов. Творцы под влиянием психотропных веществ воображали новые миры, и даже самые дикие идеи находили своего слушателя. Во-вторых, появление нового формата пластинок с «гейтфолд» конвертом позволило погрузиться в атмосферу и историю альбома, так как он вмещал больше изображений и подталкивал слушателя с помощью визуальных референсов достраивать мир самостоятельно в процессе прослушивания пластинки.
Примерно в это же время возникают рок-оперы, которые принято считать ответвлением концептуального альбома. У рок-оперы, в отличие от просто концептуального альбома уже можно выделить основные критерии, например, центральный персонаж и сюжетная линия.
Прародителями рок-опер можно считать группу The Who. «Rael» (1967 г.) стал как бы подготовительным этапом к эпохальному «The Tommy» (1969 г.)
Но немногие знают, что до «The Tommy» группа The Pretty Things создала действительно первую полноформатную рок-оперу. Но из-за неграмотной работы менеджера коллектива и недовольства альбомом со стороны критиков «S.F. Sorrow» пропал среди других образчиков психоделического рока. S.F. Sorrow — это инициалы главного героя, который по сюжету, вернувшись с Первой мировой войны, теряет свою любовь и безумно страдает (Sorrow — «печаль»). Так как тексты песен довольно абстрактные, то для понимания истории на конвертах пластинки были добавлены комментарии между песнями. Также альбом отличается стилистическим разнообразием: использование флейты в одних песнях отсылает к средневековой истории, а в других звуки ситары напоминали о корнях психоделического рока.
«Мы искали другой способ сделать 40-минутный диск. <…> Я подумал, что лучший способ сделать это — наложить сюжетную линию и создать музыку для различных персонажей и случаев. Это была самая старая концепция в мире, но в то время никто еще не делал этого…»[4]
Альбом «The Tommy», в свою очередь, повествует о глухонемом мальчике, который несмотря на жизненные преграды стал чемпионом мира по пейнтболу. В альбоме присутствует несколько героев, а некоторые треки длятся меньше минуты и работают как нарративные ставки, чтобы развить сюжет. Альбом затрагивает такие сложные темы как психологическая травма, зависимость и популярность.
Следующая рок-опера The Who — «Quadrophenia» (1979 г.) базируется на тех же принципах линейной истории, молодом главном герое и серьезных темах. По «The Tommy» и «Quadrophenia» были сняты фильмы и созданы театральные постановки. Так, еще одним немаловажным критерием рок-оперы является потенциал для экранизации игрового кино или театра.
Многие ошибочно причисляют альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» (1972 г.) Дэвида Боуи к рок-опере, но он таковым не является, так как история была придумана уже после записи бОльшей части альбома, а рок-опера предполагает комплексную работу над историей и музыкой одновременно.
Главной и хрестоматийной рок-оперой остаётся «The Wall» (1979 г.) Pink Floyd. Альбом обладает всеми вышеперечисленными качествами рок-оперы: центральный персонаж, сквозной сюжет, проработанный мир. Но что делает эту рок-оперу по-настоящему легендарной — это живые выступления, которые сопровождались огромными декорациями, сменявшиеся по ходу сюжета.
Возрождение рок-опер произошло только в нулевых. В 2004 году панк группа Green Day выпустила свой седьмой студийный альбом «American idiot». Сами участники назвали его «панк рок-оперой». В основе сюжета лежит история о молодом парне — Иисусе из субурбии (Jesus of Suburbia) и его жизни, полной мрачных эпизодов. Протагонист или «антигерой» — это собирательный образ поколения, выросшего в США при Джордже Буше-младшем, и наблюдавшего за событиями теракта 11 сентября. «American idiot» вызвал сильный резонанс среди слушателей не только за политические высказывания, но и за сам концепт «панк рок-оперы». Дело в том, что субкультура панков отрицала претенциозность «классических» рок музыкантов, в том числе рок-оперы, поэтому среди других альбомов панк-рока «American idiot» стал «нонконформистом».
После выхода лонгплея группа обрела мировую известность, а альбом стал дважды платиновым и вдохновил не одно поколение музыкантов.
1-2) Конверт для пластинки «American Idiot», 2004 г. 3) Выступление Green Day с альбомом «American Idiot», 2005 г.
Таким образом, из приведенных примеров можно выявить схожие признаки, которые категоризирует альбом как рок-оперу:
•Наличие центрального персонажа (часто — молодой парень, собирательные. образ поколения) •Сквозной сюжет. •Текстовые или аудио-дополнения и комментарии к основным трекам. • Потенциал к экранизации в виде спектакля/мюзикла/фильма. •Визуальные образы, концептуально связанные с альбомом, в которые перевоплощаются музыканты на концертах или промо. •Исследование социальных и психологических проблем через лирику.
2/ анализ альбома «The Worm»
2.1/ сюжет и музыка
При создании альбома музыканты вдохновлялись Кентерберийскими рассказами и «Весной Священной» Игоря Стравинского, по этой причине я попытаюсь проанализировать лонгплей опираясь на каноническую структуру драматического произведения.
Альбом, как и многие классические «сказки», начинается с пророчества (пролога). Важно отметить, что «The Worm» создан под сильным влиянием соула и госпела, жанра, который придает альбому трансцендентный и возвышенный тон.
Треки «The Wyrmland», «The End Is Now» — экспозиция, в них обозначается главный лейтмотив — борьба с всемогущем Червем, а также происходит знакомство с главным героем, Генри Спичальски, от лица которого идет дальнейшее повествование и описание мира.
I was born in the War of the Worms At the fall of the vertebrate government[5]
Действия альбома разворачиваются в апокалиптической версии средневековой Англии после падения «правительства позвоночных». Протагонист был избран судьбой, чтобы убить Червя, который стал новым диктатором.
Также экспозиционные треки раскрывают жанровые особенности альбома, а именно эклектичное смешение прог-рока, соула и поп-баллады. Для придания аутентичной атмосферы средневековья в записи альбома участвовал камерный оркестр или «The Sixteen Unnamed Soldiers of the Greek Worm Orchestra».
Кадры из клипа «The End Is Now», режиссер: Генри Спычальски, 2023 г.
Энергичная экспозиция сменяется лирическим отступлением. «Days» раскрывает психологизм персонажа. Внутреннее опустошение и одиночество рыцаря напоминает об образах эпохи романтизма.
Кадр из клипа «Days», режиссер: Генри Спычальски, 2023 г.
Развитие событий начинается с «Saddest worm ever». Генри предпринимает первые попытки убить Червя, но сравнивает процесс с «пистолетом у (своего) виска». В конце трека рассказчик резко сменяется. Поданный Червя декларирует новый указ, по которому главный герой объявлен в розыск и приговорен к смерти. «Речевое атутро» даёт слушателю больше контекста, он узнает, что Генри является лидером Повстанцев-хрюкальщиков. В качестве протеста против новой диктатуры они поедают червей, что карается законом.
В интро к следующему треку, «Liverpool streets», идет обращение к слушателю, но уже от лица третьего персонажа, предположительно психиатра.
«Уважаемый слушатель, мистер Генри Спичальски демонстрирует крайне неустойчивое поведение. Налицо слияние давних проблем, связанных с брошенностью и отверженностью, с мифологическими и квазибиблейскими бредовыми идеями, выраженными в длинных, бессвязных рассказах.
Помимо <…> депрессии и острого психоза, я считаю, что инцидент, который мы называем „Событием“… привел к тому, что в его сознании исчезло различие между символическими и реальными фигурами…»[6]
Это кульминационный момент для истории ведь слушатель узнает, что Генри — невменяем и все события происходят в голове у героя. Но сам герой, по-видимому, ещё не полностью осознал свою болезнь, поэтому трек «The Worm» снова перемещает слушателя в мир, где идет противостояние. Момент осознание, что Червь все это время был внутри протагониста является развязкой сюжета.
«The Worm lives deep within yourselves and you live deep within the Worm: hatred is the Worm!Envy is the Worm!Ego is the Worm!»[7]
«Past Life (Sinnerman’s Song)» развивает мысль о признании своей «темной стороны». Этот трек — духовный преемник «Sinner Man» в исполнении Нины Симон, начиная с отсылки в названии и фортепианного риффа заканчивая общем лейтмотивом молитвы о спасении и поиске надежды. В конце трека снова возникает речевое аутро, по которому можно понять, что герой находится в процессе выздоровления.
«…два червяка, теперь гонялись друг за другом по направлению к двери в сад и грязи. Я опустился на колени рядом с маленькими дергающимися существами и собрал их в ладони. Я вышел в сад и опустил руки на влажную землю. „Жизнь прекрасна“, — сказал я. Жизнь очень прекрасна». Затем я разжал руки, и червяк выполз наружу. А потом… Я открыл глаза»[8]
«Lay Me Down» — это заключительная песня на альбоме и, соответственно, эпилог. Герой окончательно примиряется с самим собой и восстанавливает связь с миром. Преодолев свои заблуждения, он стал ближе к Богу, а также воссоединился со своей возлюбленной.
I think we misunderstood God’s intentions are good[9]
2.2/ визуальная составляющая
Визуальной составляющей альбома хочется уделить отдельное внимание. Стиль изображений идеально вписывается в концепцию постмодернистского альбома. Большинство иллюстраций на конверте не оригинальные, а позаимствованные из реальных картин средневековья и раннего возрождения. Музыканты скорее паразитируют на средневековой тематике, используя клишированные образы.
Вкладыш с текстом. Фотография из личного архива. 2023 г.
Внутренняя сторона гейтфолда. Фотография из личного архива. 2023 г.
Промофото к альбому. 2023 г.
Банальные атрибуты средневековья в деталях костюмов (латы, кольчуга, копья) существуют в симбиозе с вещами современного гардероба (худи, пуховик, майка). HMLTD объединили две абсолютно разные эпохи, а связующей линией стал страх конца света. В интервью музыканты признавались, что испытывают перманентную тревогу перед апокалипсисом. Такое же состояние было характерно и для жителей средневековья. Например, Иероним Босх в своих картинах возводит в абсолют свое предчувствие скорого Конца света.
1-2) Кадры из клипа «The Worm», режиссер: Генри Спычальски, 2023 г. 3) Искушение святого Антония, Иероним Босх, 1505–1506 гг. 4) Сад земных наслаждений, Иероним Босх, 1500–1510 гг.
Стоит отметить, что HMLTD также, как и Босх уделяли особое внимание инфернальным существам. Наделяя их властью, художник и артисты конструируют образ всеобъемлющего зла.
Кадр из клипа «The Worm», режиссер: Генри Спычальски, 2023 г. (Слева) Кадр из фильма «Седьмая печать», режиссер: Ингмар Бергман, 1957 г. (Справа)
На визуальный стиль клипов сильно повлиял фильм Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Их объединяют схожие мотивы — поиска Бога и размышления о месте человека в мире, а также использование символов в качестве повествовательного приема.
вывод
Проанализировав альбом, я еще раз убедилась в уникальности лонгплея. Он состоит всего из 9 песен, но при этом обладает богатым лором и сюжетом, который к тому же подчиняется классической драматической структуре повествования (первая причина, по которой «The Worm» можно назвать рок-оперой). Если использовать другие критерии, которые я выявила ранее, то он соответствует всем: запоминающийся главный герой, сюжетные интро и аутро, философские рассуждения — все это присутствует в альбоме. Я уверена, «The Worm» имеет даже потенциал быть экранированным в одном из многих экспериментальных театров, например.
Погружаясь в контекст создания альбома, я начала находить все больше параллелей с «S.F. Sorrow». Во-первых, на концептуальном и стилистическом уровне они оба напоминают средневековую сказку, во-вторых, «рукотворность»: у HMLTD, как и у The Pretty Things был маленький бюджет. Солисты групп сами делали дизайн обложек. А в случае HMLTD — еще и сами режиссировал клипы. Оба альбома были недооценены в момент выхода. Первый — со стороны критиков, второй — со стороны слушателей.
примечания
[1] Червь здесь! Это Вормлэнд Население: вы Страна Червя Из песни «Wyrmland» HMLTD, 2023 г.
[2] Stone R. D. HMLTD (inervew) // beat 2023 URL: https://www.thebeatjuice.com/hmltd (дата обращения: 29.11.2023)
[3] Sofat S. ALBUM REVIEW: SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND // THE BEATLES // Global Music Institute URL: https://globalmusicinstitute.in/album-review-sgt-peppers-lonely-hearts-club-band-the-beatles/ (дата обращения: 29.11.2023)
[4] Strauss N. The First Rock Opera (No, Not 'Tommy') // THE POP LIFE 03.09.1998 URL: https://web.archive.org/web/20200410035054/https://www.nytimes.com/1998/09/03/arts/the-pop-life-the-first-rock-opera-no-not-tommy.html (дата обращения: 29.11.2023)
[5] Я родился во время войны червей. Во время падения правительства позвоночных Из песни «The End Is Now» HMLTD, 2023 г.
[6]Из песни « Liverpool streets» HMLTD, 2023 г.
[7] Червь живет глубоко в вас самих, и вы живете глубоко в черве: ненависть — это червь! Зависть — это червь! Эго — это червь! Из песни «The Worm» HMLTD, 2023 г.
[8] Из песни «Past Life (Sinnerman’s Song)» HMLTD, 2023 г.
[9] Я думаю, мы неправильно поняли. Намерения Бога благие. Из песни «Lay Me Down» HMLTD, 2023 г.
Brule M, A Brief History of the Concept Album // youtube канал Polyphonic 19.05. 2023 URL: https://youtu.be/JOuWl2wuRB8?si=cX-wMMoXY0cmSN-y (дата обращения: 29.11.2023)
HMLTD — The Worm Lyrics and Tracklist // Genius 2023 URL: https://genius.com/albums/Hmltd/The-worm (дата обращения: 29.11.2023)
Kalia A, HMLTD: The Worm review — a grand, apocalyptic free-for-all // The Guardian 09.04.23 URL: https://www.theguardian.com/music/2023/apr/09/hmltd-the-worm-review-a-grand-apocalyptic-free-for-all (дата обращения: 29.11.2023)
Sofat S., ALBUM REVIEW: SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND // THE BEATLES // Global Music Institute URL: https://globalmusicinstitute.in/album-review-sgt-peppers-lonely-hearts-club-band-the-beatles (дата обращения: 29.11.2023)
Stone R. D., HMLTD (inervew) // beat 2023 URL: https://www.thebeatjuice.com/hmltd (дата обращения: 29.11.2023)
Strauss N., The First Rock Opera (No, Not 'Tommy') // THE POP LIFE 03.09.1998 URL: https://web.archive.org/web/20200410035054/https://www.nytimes.com/1998/09/03/arts/the-pop-life-the-first-rock-opera-no-not-tommy.html (дата обращения: 29.11.2023)
THIRLWELL E., ALBUM REVIEW. HMLTD — THE WORM // DIY 07.04. 2023 URL: https://diymag.com/review/album/hmltd-the-worm (дата обращения: 29.11.2023)
American Idiot album cover, URL:https://images.app.goo.gl/2z8VSx9hDeVrBQDYA (дата обращения 29.11.23)
Dust Bowl Ballads, URL: https://mavink.com/explore/Dust-Bowl-Migrants (дата обращения 29.11.23)
Gunfighter ballads Марти Роббинс, URL: https://mavink.com/explore/Gunfighter-Ballads-and-Trail-Songs (дата обращения 29.11.23)
Green Day September 1, 2005 Giants Stadium, NJ, URL: https://images.app.goo.gl/UpoqN4fcgRmFVHsL7 (дата обращения 29.11.23)
HMLTD — Wyrmlan, URL: https://youtu.be/3OYiQyNveeg?si=biEt-rd77lvLyp9S (дата обращения 29.11.23)
HMLTD — The End Is Now, URL: https://youtu.be/iOtsZ1DDvZI?si=09EmvkzwBYRnqeJZ (дата обращения 29.11.23)
HMLTD — The Worm, URL: https://youtu.be/hQ6Es4t21WA?si=VHuayE4GykANs2KW (дата обращения 29.11.23)
HMLTD — Days, URL: https://youtu.be/iTcN9229mvQ?si=5OF8op-_vkoRr5LA (дата обращения 29.11.23)
Johnny Cash альбом Ride This Train, URL: https://music.yandex.ru/album/18093370 (дата обращения 29.11.23)
The Pretty Things — Private Sorrow (French TV 1968) HQ, URL:
https://youtu.be/oWClDDb9PYo?si=OG0fYyFjFMM5-8mG (дата обращения 29.11.23)
songs of our soil, URL: https://mavink.com/explore/CD-Cover-Songs-of-Our-Soil-Johnny-Cash(дата обращения 29.11.23)
«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» The Beatles, URL:https://fish-owner.livejournal.com/577505.html?replyto=25376481 (дата обращения 29.11.23)
S.F. Sorrow, URL: https://zvuk.com/release/7684660 (дата обращения 29.11.23)
S.F. Sorrow, URL: http://www.hipgnosiscovers.com/prettythings/sfsorrowparachute.html(дата обращения 29.11.23)
Quadrophenia, URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Quadrophenia (дата обращения 29.11.23)
Tommy, URL: https://www.theguardian.com/film/2019/nov/22/tommy-review-ken-russells-the-who-rock-opera-pinball-wizard (дата обращения 29.11.23)
The Wall album cover, URL: https://images.app.goo.gl/uTGEpK5hZKWMchLT8 (дата обращения 29.11.23)
The Wall album cover, URL: https://images.app.goo.gl/nbQqEzNn3V2C97Gt8 (дата обращения 29.11.23)
The Wall Live In Berlin 1990, URL: https://ru.pinterest.com/pin/294000681897829893/ (дата обращения 29.11.23)
The Wall Live In Berlin 1990, URL: https://www.rollingstone.com/music/music-news/roger-waters-wall-pig-inflatable-freddie-mercury-headed-to-auction-68001/ (дата обращения 29.11.23)