
«Святой Георгий и дракон» (ок. 1434–1435) каталонского художника Бернара Мартореля — центральная панель алтаря для капеллы Святого Георгия в Барселоне (позже разделенного на составные элементы и ныне расположенного в Лувре). Это произведение демонстрирует мастерское сочетание декоративности интернациональной готики и нарративной динамики, отдавая дань символическому античному наследию относительно телесности, поз, композиционных систем и идеалу христианского рыцарства — богоугодной борьбе с великим злом.
Бернат (или Бернардо) Марторель — каталонский живописец и представитель интернационального готического стиля. Во второй четверти XV века Марторель был ведущим художником в Барселоне, работая под влиянием таррагонских художников и фламандской живописи. В основном творчество художника включает множество алтарных росписей (ретабло), одна из которых — посвящение покровителю Каталонии, святому Георгию, иллюстрирующее мученичество часто в ужасающих подробностях.
Центральная панель алтаря изображает святого Георгия на белом скакуне, пронзающего копьем дракона — в момент кульминации храбрости и христианского триумфа. Композиция, вертикальная и декоративно-симметричная, подчинена сюжету: парадный жест, статичные фигуры — Георгий и дракон размещены в плоскости, не реагирующей на законы перспективы, но насыщенной деталями: хотя живот дракона условен и расплющен, тщательно прописаны чешуи, тонко выведены орнаменты одеяний. Архитектура замка на заднем фоне и стекающая вниз ландшафтная линия подчеркивают характерный для Мартореля декоративный ритм.
Символика насыщена: принцесса в короне, пышным платьем с поникшей головой блаженно, молитвенным жестом, отсылает к спасению и духовному обновлению; дракон — хаос и зло; Святой Георгий — победа христианства. Многочисленные кости и туши в нижней части картины символизируют жестокость конфликта, усиливая спектакулярность композиции.
Марторель выполнил картину в темпере с использованием сусального золота, что отдает дань византийскому наследию, иконописи. От таррагонской школы художник почерпнул набор тем, формат досок-ретабло, а также яркую палитру оттенков, монументальность и детализацию: вытянутые тела, тонкую талию, силуэтность. Веяния фламандской живописи отображены в светотени, придающей фигурам объем, а детализация отсылает к переходу к более материальной визуальной культуре.
Работа Мартореля — это не просто мифологическая сцена. Это размышления об идеологии: через символическую победу над чудовищем городской культ лишает страх, вселяет надежду и подтверждает легитимацию власти. Этот ретабло использовался в публичных контекстах, напоминая о солидарности между правящей элитой и сакральным покровителем Каталонии.
Автор текста: Майкл Арутюнян