
Рубрикатор:
(1) Концепция (2) Отличия от предшественников (3) Контраст между реальностью и фантастикой (4) Классификация миров (5) Характер фантастических миров (6) Заключение
Концепция
В период с 1960-х по 1980-е годы было снято множество фантастических фильмов. Окружающий мир, в котором разворачивается действие, часто играет важную роль в этих картинах. Создание новой локации требует значительных усилий от режиссера: зритель должен поверить, что показанный на экране мир отличается от реальности.
«Прошедшее в период оттепели обновление парка аппаратуры на киностудиях, появление импортной аппаратуры и импортных материалов — всё это сыграло большую роль в том, каким стал следующий этап операторского искусства — период застоя» (Бутовский, 2010)
В 1960-е — 1980-е годы продолжалась индустриализация, и советские режиссеры получили больше возможностей для создания новых миров, используя монтажные приемы, цветную пленку и современные материалы. Несмотря на прогресс, лишь немногие из них прибегали к созданию футуристических ландшафтов, оригинальных костюмов и фантастических декораций. Интересно, каким образом режиссеры «отделяли» реальный мир от фантастического? Как они представляли «другие» миры в эпоху застоя?
В визуальном исследовании я опиралась на фильмы, в которых фантастический мир создается не через сооружения и необычные материалы, а именно с помощью природы и природных явлений. Для меня было важно показать, что такая простая вещь, как природа, окружающая каждого человека с рождения, может быть необычной и являться частью фантастики.
Сначала я проанализировала, чем кино эпохи застоя отличается от фантастического кино предшественников. Затем я перехожу к контрастам между реальностью и фантастикой непосредственно в самих фильмах. Поскольку режиссеры по-разному представляли «другие» миры, важно исследовать, как они различаются. После выявления границ реальности и нереальности я анализирую, как выглядят фантастические миры и какой у них характер: изображены ли они зловещими или, наоборот, дружелюбными.
Текстовых источников на тему природы фантастических миров в кино 1960-х — 1980-х годов достаточно мало. Тем не менее, мне удалось выбрать те, которые частично связаны с моей тематикой или раскрывают один из вопросов исследования. Принцип выбора можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего анализировались тексты проверенных профессиональных источников, таких как «Чапаев» и электронный журнал «Сеанс». В них я нашла много информации о кинематографе эпохи застоя в целом. Затем я старалась найти более узкую литературу, которой немного. Для подробного анализа был выбран источник, который детально освещает одну из тем моего исследования — тему экологии. Это труд Александра Федорова под названием «Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции».
Природа фантастических миров эпохи застоя очень разнообразна. Каждая среда обладает уникальными чертами и служит определенной идее, заложенной в фильм режиссером. Ключевой вопрос визуального исследования: «В чем заключаются особенности изображения природы других миров в кино эпохи застоя?» Второй вопрос исследования: «Почему режиссеры стали изображать фантастические миры не индустриализированными, а простыми и природными?» Проанализировав материал по теме, я смогу глубже понять природу других миров и ответить на поставленные вопросы.
Отличия от предшественников
Кинофантастика — жанр, который был известен советскому человеку еще с 1920-х, когда на экраны вышел первый фантастический фильм «Аэлита» (Яков Протазанов, 1924).
«Аэлита» (Яков Протазанов, 1924)
В фильме «Аэлита» легко было отличить Марс от Земли. Режиссер демонстрировал существенное отличие марсиан с помощью декораций.


«Аэлита» (Яков Протазанов, 1924) «Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
Контраст между реальностью и фантастикой
Зачастую, с помощью образа природы можно было легко отличить, где мир реальный, а где мир фантастический.


«Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)


«Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)


«Человек-амфибия» (Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский, 1961)
Режиссеры все чаще изображают фантастические миры как пустынные, лишенные плотной застройки. В таких мирах на первый план выходят не удивительные постройки инопланетян, а природа.
Отчасти это связано с урбанизацией городов и глобальной застройкой. На фоне индустриализации фантастичным становится то, что окружало человека всегда, — природа.
« <…> в фильмах конца 60-х –70-х возникла тревога по поводу сохранения окружающей среды, наметилась тенденция более критического взгляда, к примеру, на строительство новых гидроэлектростанций, заводов на берегу чистых водоемов и т. п.» (Федоров, 2002, 3)
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
«А фильмы „Сталкер“ А.Тарковского и „Прощание“ Э.Климова, поставленные на рубеже 70-х — 80-х, пожалуй, впервые в истории российского кино вывели экологическую тему на уровень глубокого философского обобщения и острого драматизма» (Федоров, 2002, 7)
На тему экологии в фильме «Сталкер» так же высказался и Бернштейн в 1992 году.
«Он очень точно, несмотря на известную условность, воссоздает сложившуюся в XX столетии архитектурно-градостроительную и, шире, экологическую ситуацию. Наиболее острой характеристикой такой ситуации как раз и оказывается изображение Природы в виде некоего вкрапления в ту урбанистическую целостность, которою уже почти сделалась наша планета, вместо того, чтобы быть по-прежнему окутывающей Землю зеленой беспредельностью с проплешинами зданий и поселений» (Бернштейн, 1992)
Тема экологии также поднимается в фильме «Кин-дза-дза», где герои попадают на планету с идеальным воздухом. Однако все цветы, которые там растут, — это когда-то жившие существа. Тем не менее, образ этой планеты скорее напоминает рай.
«Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
Парадоксальность образов фантастического мира эпохи застоя заключается в том, что авторы начинают создавать другой мир иначе. Если ранее другой планеты воспринималась как место, насыщенное техникой и удивительными ландшафтами, то режиссеры этой эпохи создают миры, которые выглядят довольно просто.
Классификация миров
«Отроки во Вселенной» (Ричард Викторов, 1974) «Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986) «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)
Фантастические миры эпохи застоя можно поделить на 3 категории: пустынные, озелененные и водные/подводные.
«Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
«Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986) «Отроки во Вселенной» (Ричард Викторов, 1974)
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979) «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972) «Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
«Человек-амфибия» (Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский, 1961)
«Человек-амфибия» (Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский, 1961) «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972) «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
Фильм «Сталкер» я тоже отношу к «водным» мирам. Реки, водопады, дожди — это все составляющие мира Зоны. Вода есть даже в зданиях.
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
«Москва — Кассиопея» (Ричард Викторов, 1973) «Отроки во Вселенной» (Ричард Викторов, 1974)
Природа фантастического мира в фильме «Отроки во Вселенной» представлена как пустыня. Тем не менее, его отличает не только это, но и еще существенное технологическое развитие цивилизации планеты Альфа созвездия Кассиопея.
Характер фантастических миров
«Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
«Отроки во Вселенной» (Ричард Викторов, 1974)
Миры в «Кин-дза-дзе» и в «Отроках во вселенной» простые, достаточно дружелюбные, хоть и представлены как сплошная пустыня без озелененных участков. Представлены такие миры в теплых оттенках, что создает благоприятные впечатления как у персонажей, так и у зрителей.
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
«Человек-амфибия» (Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский, 1961)
«Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)
Природный мир в «Сталкере», «Человеке амфибии» и «Солярисе» опасен и непредсказуем. Стоит заметить, что чаще всего в этих мирах преобладают холодные оттенки, что создает ощущение дискомфорта, недружелюбности показанного мира. Погоду такого мира можно назвать скорее хмурой, дождливой, чем солнечной.
Заключение
Прослеживается интересная особенность миров, показанных в фильмах. Природа большинства из них напоминает природу Земли, например, мир цветов в «Кин-дза-дзе», Зона в «Сталкере» и мир, созданный по воспоминаниям Криса Кельвина в «Солярисе». Отличительной чертой фантастических миров является то, что они зачастую представлены гораздо менее развитыми, чем реальный мир 1960-х — 1980-х годов. Парадоксально, но сама Земля для режиссеров начинает восприниматься как место с плотной застройкой, где лишь изредка проглядывают уголки природы. С помощью контраста реальности и фантастики режиссеры также показывали экологические проблемы, возникающие в результате продолжающейся индустриализации.
Федоров А. В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции. Таганрог: Изд-во Кучма, 2002. 48 c.
Бернштейн Д. К. Материя лабиринта. Архитектуроведческая интерпретация фильма. // Чапаев. (https://chapaev.media/articles/9104). Просмотрено: 23.11.24.
Бутовский Я. Л. Операторское искусство в период застоя. // Сеанс. (https://seance.ru/articles/cameraman-stagnation/). Просмотрено: 23.11.24.
«Аэлита» (Яков Протазанов, 1924)
«Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
«Отроки во Вселенной» (Ричард Викторов, 1974)
«Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
«Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)
«Человек-амфибия» (Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский, 1961)