№JP 03570002
JOACHIM PATINIR
cgrave.ru

Португальские галеоны у скалистого берега

PROTECT STATUS: not protected
Buy works from the project
reproduction
7

«Португальские галеоны у скалистого берега» (ок. 1540) — загадочная и атмосферная картина, созданная неизвестным художником из круга Йоахима Патинира. В работе сочетается величественная панорама морского пейзажа с детальной прорисовкой португальских каравелл — символов эпохи великих географических открытий и развивающейся международной торговли. Каменистое побережье, покрытое туманом и драматично освещенное, создает ощущение непредсказуемой силы природы. Картина воплощает дух времени, когда море было воротами в неизвестность и одновременно ареной могущества европейских держав.

Полотно считается одним из самых ранних изображений моря и морских судов XVI века, написанных фламандцем или под влиянием фламандской живописной традиции. Считается, что в самое большое судно центре — «Санта-Катарина де Монте-Синай», на которой вторая дочь короля Португалии Мануэла, инфанта Беатрис, прибыла в Вильфранш для бракосочетания с Карлом III, герцогом Савойским в 1521 году. Об этом говорят поднятые флаги, эмблемы и несколько ярусов царских апартаментов на корме судна. Также о тематике свадебного путешествия говорят исследования дубовой панели — реставраторы предполагают, что картина размещалась в большой раме и показывалась в публичном пространстве. Доподлинно же неизвестно, была ли написана картина с целью продемонстрировать вышеперечисленный исторический факт, либо же пейзаж наводит на совершенно другой контекст.

Картина, созданная примерно в 1540 году неизвестным мастером из круга Йоахима Патинира, является ранним образцом маринистической живописи эпохи Ренессанса. Патинир и его школа славились умением передавать обширные пейзажи с богатой детализацией, сочетающей природную красоту и символизм.

Акцент в композиции сделан на десяти кораблях, каравелле, трех галерах и весельной баржи у береговой линии. На фоне — скалы с башенным укреплением и окруженным стеной городом. В гавани находится несколько судов. Вдалеке виднеется остров. Крупные торговые и военные суда в XVI веке были символом морской мощи и процветания Португалии. Они показаны с тщательным вниманием к деталям, плавают у скалистого берега, окруженного неспокойным морем.

Пейзаж насыщен оттенками зеленого, синего, серого и темной охры. Игра света и тени придает глубину и объем картине. Туман и облака, нависающие над горизонтом, усиливают ощущение неопределенности и мистики. Такой художественный прием типичен для круга Патинира — сочетание реального и фантастического, природного и символического. Сцена большой когорты плывущих кораблей написана с высокой обзорной точки, что доказывается специальной градацией палитры: на переднем планы теплые тона, на заднем — более холодные, глубокие.

Композиция насыщенная, судна выстраиваются в занимательный «клубок», одна доминирующим на центральном переднем плане является внушительный португальский торговый корабль, называющийся «каррак». Это предположительно «Санта-Катарина», которая на специальном морском языке салютует левому и правому бортам. Каррак показан с правого борта; корабль четко прорисован вплоть до стаффажных фигур на такелаже и грот-мачте.

Картина действительно отражает эпоху великих географических открытий и торговли, когда порты и море становились центром притяжения для европейских держав, а морские экспедиции открывали новые земли и возможности. Через морской пейзаж и изображение каравелл художник передает одновременно и восхищение, и опасения перед необъятным и непредсказуемым океаном.

Автор текста: Майкл Арутюнян

Португальские галеоны у скалистого берега
7