Original size 453x650

Особенности типографики русского футуризма (1-я пол. XX в.)

6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Исследование приёмов 3. Заключение 4. Список источников

Концепция

Начало XX века ознаменовалось бурным расцветом авангардных течений в искусстве, которые стремились к радикальному переосмыслению традиционных форм и выразительных средств. Среди этих течений особое место занимает футуризм, зародившийся в Италии и получивший самобытное развитие в России. Русский футуризм представлял собой яркое и противоречивое явление; в отличие от других направлений, он провозглашал «революцию формы» и стремился к разрыву с прошлым, создавая принципиально новую стилистику и художественные приемы. Футуристы стремились к радикальному переосмыслению искусства и желали создать новый художественный язык, который будет способен выразить дух нового времени. Они экспериментировали с различными формами художественного самовыражения, начиная от поэзии и живописи до дизайна печатной продукции.

Данная работа посвящена выявлению основных типографских приемов русских футуристов.

Типографика заняла особое место в новаторских поисках русских футуристов. Для них печатное слово перестало быть лишь средством передачи лингвистической информации. Они рассматривали шрифт как мощный инструмент художественной выразительности. Русские футуристы в своих произведениях отражали бунтарский дух, стремление к новаторству и эпатажу. Однако, механизмы их становления и конкретные художественные особенности требуют более глубокого визуального анализа.

В качестве основного материала для визуального исследования были отобраны ключевые печатные издания русских футуристов первой половины XX века. Все работы объединяет сознательный отказ от классической книжной эстетики в пользу визуального манифеста.

Исследование выстроено в хронологическом порядке, что позволит проследить эволюцию типографики русского футуризма

Понимание того, как именно футуристы использовали типографские средства для достижения своих радикальных целей, является ключевым для оценки их вклада в историю искусства и дизайна. В связи с этим возникает ключевой вопрос: Какие именно типографские приемы использовали русские футуристы для формирования нового визуального восприятия текста и книги как целостного художественного объекта?

Размышляя над этим вопросом и опираясь на предварительный анализ ранних работ футуристов, я выдвигаю следующую гипотезу: Русские футуристы использовали разные шрифты, необычное расположение текста, рукописные элементы, превращали буквы в картинки и соединяли текст с иллюстрациями, чтобы мы перестали читать автоматически и начали воспринимать книгу как единое целое, где текст и изображение работают вместе, создавая новый художественный язык.

Исследование приёмов

Сборник Алексея Крученых и Велимира Хлебникова «Мiрсконца» 1912

Original size 477x600

Алексей Крученых и Велимир Хлебников «Мiрсконца» 1912

Original size 900x605

Алексей Крученых и Велимир Хлебников «Мiрсконца» 1912

Форма букв использовалась как графический элемент, подчеркивая её визуальные качества. Также можно увидеть рукописный шрифт, который ценился футуристами как противопоставление обезличенной машинной печати, и нестандартное расположение букв, что являлось отходом от традиционного печатного набора.

Original size 900x605

Алексей Крученых и Велимир Хлебников «Мiрсконца» 1912

Интересная особенность — отказ от горизонтального расположения текста. Встречаются смещения, укороченные строчки, выделение отдельных фраз за счет их расположения.

Литографированная книга Алексея Крученых «Помада» 1913

Алексей Крученых «Помада» 1913

Пустые пространства становятся частью композиции. Например, как в стихотворении «Дыр бул щыл». Страницы представляют собой смелые эксперименты с расположением букв, слов и фрагментов текста.

Василий Каменский «Танго с коровами: Железобетонные поэмы» 1914

Original size 480x478

Василий Каменский «Танго с коровами: Железобетонные поэмы» 1914

Это новаторский пример визуальной поэзии. Слова и буквы располагаются не линейно, образуя геометрические фигуры. Например, как слово «землянка».

Original size 480x480

Василий Каменский «Танго с коровами: Железобетонные поэмы» 1914

А также буква становится частью визуального образа. В слове «процессия» каждая буква разного шрифта, а «о» положено горизонтально — это олицетворение гроба.

Ольга Розанова, Алексей Крученых, Велимир Хлебников «Тэ ли лэ» 1914

Ольга Розанова, Алексей Крученых, Велимир Хлебников «Тэ ли лэ» 1914

Типографика активно взаимодействует с иллюстрациями. Текст расположен свободно, таким образом читатель визуально исследует страницу.

Трагедия Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» 1914

Original size 1146x1500

Трагедия Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» 1914

Трагедия Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» 1914

В книге сочетаются прописные и строчные буквы, используется разный шрифт. Встречаются слова с жирным начертанием. Таким образом можно передать экспрессивность и акцентировать внимание. Например, выделение слова «хотите» усиливает эмоциональное воздействие и иронический тон.

Богдан Гордеев «Byben» 1916

Богдан Гордеев «Byben» 1916

Гордеев использует рукописный шрифт, смело вплетая в текст как кириллические, так и латинские буквы. Этот прием подчеркивает авторскую индивидуальность. Для имитации громкого звука, автор использует большие буквы, создавая тем самым ощущение акцента и силы звучания непосредственно на странице.

Книга Варвары Степановой «Ртны хомле», созданная в соавторстве с Алексеем Крученых 1918

Original size 929x1080

Варвара Степанова «Ртны хомле» (в соавторстве с Алексеем Крученых) 1918

Варвара Степанова «Ртны хомле» (в соавторстве с Алексеем Крученых) 1918

В работе активно используются рукописные буквы и слова, создающие ощущение авторской интонации. Текст, как и в предыдущих работах, расположен не линейно. Фрагменты слов разбросаны по всей странице. Они пересекаются и накладываются друг на друга. Важная черта — это интеграция изображения и текста. Графические элементы тесно взаимодействуют с типографикой.

Книга Игоря Терентьева «17 ерундовых орудий» 1919

Original size 418x453

Игорь Терентьев «17 ерундовых орудий» 1919

Игорь Терентьев «17 ерундовых орудий» 1919

Работы включают элементы «скачущей верстки» и «живописной буквицы». Строки здесь идут под разными углами, слова и буквы хаотично расставлены по странице. Таким образом Терентьев стремился отразить темперамент футуристов. В книге также встречаются выделенные или увеличенные буквы, которые имеют нестандартные начертания.

Сборник Игоря Терентьева «Факт» 1919

Игорь Терентьев «Факт» 1919

В сборнике заглавные буквы разбивают единый ритм строки, чтобы усилить впечатление. Например, в слове «СкаНдаЛ» буква «Н» и «Л» передают ощущение внутреннего напряжения, как и само значение слова.

Алексей Крученых. Обложки «Лакированное трико» и «Миллиорк» 1919

Алексей Крученых. Обложки «Лакированное трико» и «Миллиорк» 1919

Крученых использует асимметрию, разрушая классические нормы верстки. Также он сочетает разномасштабные буквы в одной композиции.

Книга Игоря Терентьева «Трактат о сплошном неприличии» 1920

Игорь Терентьев «Трактат о сплошном неприличии» 1920

Страницы представляют сложные комбинации из слов и букв, некоторые из них выделены или нестандартно оформлены. Этот прием был известен как «живописная буквица».

Алексей Крученых «Апокалипсис в русской литературе» 1923

Original size 1146x1554

Алексей Крученых «Апокалипсис в русской литературе» 1923

Название набрано крупным шрифтом, чтобы привлечь внимание. Красный цвет используется для олицетворения революционного духа и напряженности. Также на обложке книги можно увидеть асимметричную композицию и нетрадиционное расположение текста.

Заключение

Основываясь на проведённом анализе, можно сказать, что русские футуристы произвели настоящую революцию в типографике в первой половине XX века. Их эксперименты стали основой для формирования нового визуального восприятия текста и книги как целостного художественного объекта. Подход русских футуристов характеризовался отходом от традиционного печатного набора и классических норм вёрстки, использованием разнообразных шрифтов и нестандартным, асимметричным расположением текста на странице. Они стремились превратить буквы и слова в самостоятельные графические элементы. Особое значение придавалось рукописному шрифту. Типографика активно взаимодействовала с иллюстрациями. Футуристы часто использовали выделения, увеличенные буквы или нестандартные начертания. Все эти приемы были направлены на то, чтобы разрушить привычные шаблоны восприятия и вовлечь читателя. Русские футуристы стремились выразить динамику новой эпохи не только через содержание, но и через форму. Они внесли значительный вклад в историю искусства и дизайна и кардинально изменили представление о книге и тексте.

Список источников

Bibliography
Show
1.

Красовец А. Н. Место визуального кода в поэзии русского авангарда и его эволюция в 1910–1920-е годы //Славянский альманах. — 2018. — №. 3-4. — С. 396-408. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-vizualnogo-koda-v-poezii-russkogo-avangarda-i-ego-evolyutsiya-v-1910-1920-e-gody/viewer (дата обращения: 16.05.2025)

2.

Сахно И. М. «Буквенная графика» в русском футуризме: стратегии визуализации //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2016. — №. 1 (3). — С. 52-62.[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bukvennaya-grafika-v-russkom-futurizme-strategii-vizualizatsii/viewer (дата обращения: 16.05.2025)

3.

https://typejournal.ru/articles/Futurist-Typography-II (дата обращения: 16.05.2025)

4.5.6.
Image sources
Show
1.2.3.

http://elib.shpl.ru/nodes/3180#mode/inspect/page/36/zoom/4 (дата обращения: 16.05.2025)

4.

https://vk.com/photo-107232016_423847116 (дата обращения: 16.05.2025)

5.6.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3187 (дата обращения: 16.05.2025)

7.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3561 (дата обращения: 16.05.2025)

8.

https://vk.com/wall-219584333_204? ysclid=magu2f3gmx229946586& z=photo-219584333_457239662%2Fwall-219584333_204 (дата обращения: 16.05.2025)

9.10.11.12.13.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3485#mode/inspect/page/5/zoom/4 (дата обращения: 16.05.2025)

Особенности типографики русского футуризма (1-я пол. XX в.)
6