
Почему во многих языках понятия «красный» и «красивый» обозначаются одним словом? Почему европейцы считают, что зеленый приносит несчастье? Какие цвета до сих пор многие не считают цветами? «История цвета — это всегда история общества, — утверждает Мишель Пастуро. — Цвет — явление, прежде всего, социальное. Именно общество „производит“ цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи. Именно общество, а вовсе не художник и не ученый, и уж тем более не система органов человека и не созерцаемая нами картина природы. Проблемы цвета — прежде всего социальные, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества».

Гостями дискуссии стали:
Вера Мильчина Историк литературы, переводчик, ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ. Мария Неклюдова Историк культуры, зав. лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС. Татьяна Бакина Культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Нина Кулиш Переводчик. Роман Ермаков Художник, скульптор.
Модератор дискуссии: Ирина Прохорова Кандидат филологических наук, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение».

Красный цвет на протяжении десятилетий был одним из центральных в творчестве фэшн-дизайнера Валентино. Валентино и модели. Фотограф: Lorenzo Agius, 2007. Источник: 1stdibs.com
Символика цвета в европейской культуре никогда не была постоянной. Значения цветов менялись в зависимости от эпохи: отдельные цвета становились фаворитами в тот или иной период, другие — напротив, воспринимались в негативном свете. Однако со временем эти приоритеты и смыслы менялись, цвета обретали все новый комплекс ассоциаций. Черный не всегда был цветом траура, но также долгое время считался модным цветом. Зеленый не всегда воспринимался как маркер природного и положительного — долгое время его считали цветом болезней и смерти. От полного отсутствия в культуре Античности синий цвет прошел эволюцию до одного из самых распространенных цветов в современной европейской культуре. Такие метаморфозы в первую очередь обусловлены культурным контекстом каждой эпохи, который и накладывает отпечаток на наше восприятие символики цветов.


Слева: платье от Madame Gres в цветах французского флага, начало 1950-х гг. Справа: белые платья Madame Gres на выставке «Madame Gres: The Art of Draping» (SCAD FASH Museum of Fashion + Film, Атланта)
Хотя в своих книгах Мишель Пастуро в большей степени обращается к опыту искусства и культурных интерпретаций цветов, он также затрагивает вопросы семантики цвета в моде. Какие оттенки были в моде в тот или иной период и почему? Как история красителей для тканей и их доступность в разные эпохи определяла престижность одежды из определенных цветов? Наконец, как за цветами закрепляется устойчивая символика, например белый для свадебных платьев? И как, в свою очередь, на семантику цветов в культуре влияет кинематограф в целом и кинокостюмы в частности? Эти вопросы также обсуждались на дискуссии.


Слева: черное платье Givenchy, кадр из фильма «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s, реж. Блейк Эдвардс, 1961) Справа: кадр из фильма «Искупление» (Atonement, реж. Джо Райт, 2007)
Обложка проекта: Джон Сарджент. «Портрет мадам Икс» (Portrait de Madame X), 1884. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
https://fondationazzedinealaia.org/en/expositions/madame-gres-the-art-of-draping/ (Дата обращения: 20.11.2024)