big

«Ленингра́д» — однозальный широкоэкранный кинотеатр в районе Сокол Северного административного округа Москве.

Находится на Новопесчаной улице, д. 12 на территории Мемориально-паркового комплекса героев Первой мировой войны. Построен в 1959 году по индивидуальному проекту повторного применения.

С 2011 года кинотеатр закрыт.

0

(существующее положение).

(двойники).

или нет?

big
Original size 1064x1080

кинотеатр «Прогресс». 1958.

Кинотеатр «Ленинград» (на Соколе) и «Прогресс» (на Проспекте Вернадского) являются «братьями» по стилю сталинского неоклассицизма 1950-х годов, но относятся к разным типовым проектам (или разным модификациям одного крупного типового проекта), каждый со своей командой архитекторов. Их объединяет стремление к торжественности, монументальности и использованию классических элементов.

Original size 1050x684

кинотеатр «Рассвет». 1965.

Так же, как и кинотеатр «Рассвет» (на ул. Мусоргского). Но он относится к следующей архитектурной эпохе — советского модернизма/функционализма 1960-х годов. Он не является «двойником» «Ленинграда» в прямом смысле стиля, но является его «потомком» в плане функционального типового строительства кинотеатров. «Рассвет» олицетворяет отказ от декора и переход к более простой, геометричной и экономичной архитектуре.

Сталинская градостроительная парадигма «парадных проспектов» — это фундаментальная концепция в советском городском планировании и архитектуре, которая активно развивалась в период правления И. В. Сталина, особенно с середины 1930-х до середины 1950-х годов.

Она была центральной частью грандиозного проекта по переустройству Москвы и других крупных городов СССР, направленного на создание нового, социалистического облика столицы и демонстрацию мощи и достижений Советского Союза.

Original size 1790x932

фото 1959-60 годов. ломоносовский проспект. кинотеатр «Прогресс».

Явление сталинской градостроительной парадигмы «парадных проспектов» очень ярко проявляется в сравнении районов, где расположены эти три кинотеатра. Они демонстрируют эволюцию советского градостроительства от монументальности к функционализму. Все три кинотеатра были построены в весьма престижных районах для творческой (и не только) элиты.

0

интерьеры кинотеатра «Прогресс». журнал «Архитектура и строительство Москвы». 1958 год. выпуск № 8

(кинотеатр Ленинград через призму «парадных проспектов»).

Original size 3084x2124

макет планировки района Сокол. 50-е годы.

(1). магистраль: Это одна из ключевых радиальных магистралей Москвы, которая должна была производить впечатление на въезжающих в столицу со стороны аэропорта и северо-западных направлений. Она была спроектирована как широчайшая, многополосная дорога, способная вмещать парады и демонстрировать величие города. (2). ансамблевая застройка: Вдоль Ленинградского проспекта возводились целые архитектурные ансамбли, состоящие из массивных жилых домов (часто с богатым декором, высокими потолками, предназначенные для номенклатуры и интеллигенции), административных зданий, учебных заведений (например, МАИ) и, конечно, культурных объектов. Все они были выстроены в едином стиле сталинского неоклассицизма, создавая впечатление грандиозности и единой архитектурной линии.

0

(застройка района Сокол недалеко от кинотеатра «Ленинград» в районе метро Сокол).

Original size 1025x683

(детали застройки района Сокол недалеко от кинотеатра «Ленинград» в районе метро Сокол).

Кинотеатр «Ленинград» идеально вписывается в этот контекст. Он расположен прямо на красной линии проспекта, его монументальный портик с колоннами и внушительный объем служат не просто зданием для показа фильмов, а важным архитектурным акцентом и культурным центром на главной парадной артерии. Он должен был производить впечатление доступной, но величественной культуры для советского народа, усиливая общее ощущение мощи и благоустроенности столицы.

Original size 709x471

(фасад кинотеатра «Ленинград»).

Кинотеатр «Прогресс» на Проспекте Вернадского также является отличным примером «парадного проспекта», но в несколько ином контексте — развития нового, престижного района столицы.

Этот проспект, наряду с Ленинским проспектом, был частью масштабного плана развития юго-запада Москвы в 1950-е годы. Здесь строились новые престижные жилые кварталы для интеллигенции, научных сотрудников (неподалеку расположен МГУ), а также важные административные и научные учреждения. Кинотеатр «Прогресс», будучи «братом» по стилю «Ленинграда», также занимает видное место на этой новой парадной оси. Его архитектура, хоть и принадлежит к другой типовой серии, полностью соответствует духу парадного проспекта: он является не просто функциональным зданием, а украшением района, его культурным центром и частью величественного архитектурного ансамбля, призванного подчеркнуть статус и прогрессивность нового жилого массива.

«Рассвет» является частью типовой серии, которая очень близка к проектам «Ленинграда» и «Прогресса». Однако он символизирует начало типовизации «без излишеств»: Этот проект находится на стыке эпох. Он еще не полностью функционалист, как «Рассвет», но уже не столь пышен, как ранние сталинские дворцы кино. Он представляет собой «облегченный» вариант сталинского стиля.

(вывод о роли кинотеатров в «богемных» районах).

(1). дворец культуры и социальный центр (2). архитектурная доминанта и точка притяжения (3). место встреч (4). символ доступности культуры и прогресса

Они были многофункциональными культурными и социальными узлами, отражавшими градостроительные, идеологические и культурные приоритеты своего времени. Они служили местом, где люди соприкасались с искусством, общались, формировали свои представления о мире и переживали дух своей эпохи — от монументального пафоса сталинского неоклассицизма до предвкушения перемен и первых шагов в сторону функционализма «оттепели».

(дух места).

Сам кинотеатр был построен на территории мемориально-паркового комплекса героям Первой мировой войны. До 1930-х годов на этой территории было действующее братское кладбище — на нем похоронены около 17,5 тысяч погибших в госпиталях солдат и сестер милосердия. Вообще, это одно из крупнейших кладбищ в Европе. Советская власть разбила там парк, снесла кресты и надгробия и открыла кинотеатр.

Original size 4961x3508

(расположение).

(география и рельеф): ровная местность и зеленые насаждения

(геология и почвы): чернозем, подзолистые, дерново-подзолистые, суглинистые

(гидрография): водоемы поблизости отсутствуют

(чувственное и визуальное).

Свет: мягкий северный с элементами теплой южной палитры, что создает комфортное визуальное восприятие.

Звуки: гул города, шум листвы парка поблизости, отдаленные звуки смеха детей с площадки.

Запахи: освежающий запах парковых деревьев, запах уличной еды из-за кафе поблизости, запах городской среды из-за близости дороги.

окружение: (1). жилые дома в стиле сталинского ампира (2). советские многоквартирные дома (3). школы (4). современные ЖК (5). часовня

0

(окружение кинотеатра ленинград).

Original size 1050x679

Вид на кинотеатр «Дружба».1974. Москва, Сокол.

Ранее поблизости располагался кинотеатр «Дружба». На улице Георгиу-Дежа (2-я Песчаная), во дворах, была детская зубная поликлиника. На Соколе, возле Чапаевского переулка, был то ли ресторан, то ли бар, именовавшийся «Огурец». А по чётной стороне Ленинградского проспекта, ближе к центру, имелось заведение, звавшееся в 70-е — 80-е «Помидор» (Ленинградский проспект, 52). Было и кафе «Сокол».

…«В 60-е годы у станции метро „Сокол“ было не только одноимённое кафе, но и кинотеатр „Сокол“ в беломраморном подвале. Кафе „Сокол“ любил один мой приятель и всегда заглядывал туда, если у него было хотя бы три рубля»… (Ольга Ж.)

Original size 4961x3508

кинотеатр «Сокол», 1966 год. Автор: Клименко Н. В. /// Кафе «Сокол» было построено в 1961 году. Круглый козырек обрушился, не выдержав снеговой нагрузки, зимой 1975 года. В 1978 его снесли.

…«я выросла между двух кинотеатров — „Дружба“ и „Ленинград“, на Соколе. На „Дружбу“ — смотрели и смотрят окна моей квартиры. Она считалась детским кинотеатром, и утро понедельника у меня начиналось с того, что я бежала к окну смотреть афиши, которые вешали ночью, — что же будет идти на неделе. А с кинотеатром „Ленинград“, который в пяти минутах ходьбы, меня связывают практически семейные узы»… (Петрова И.С.)

Original size 928x664

овраг речки Таракановки, 1955–1956 гг. из архива автора.

…«дед был человек деятельный, поэтому он активно взялся за благоустройство района, Ленинградского парка и принял участие в строительстве кинотеатра „Ленинград“, который открылся 13 января 1959 года показом фильма „Кочубей“. Дед стал первым директором открывшегося кинотеатра».

…«Работу свою дед любил, старался, чтобы все кинопремьеры доходили в „Ленинград“ одновременно с центральными кинотеатрами, и ему это удавалось. На премьеры он приглашал в кинотеатр съемочные группы, артистов, перед вечерними сеансами всегда играл оркестр и выступали певцы. Работники кинотеатра деда обожали…»

(функция места) — место встречи, радости, досуга, культурного просвещения.

(дух времени).

ценности общества 1960-х годов:

(1). равенство (2). индустриализация (3). коллективизм (4). наука и образование (5). солидарность

1960-е: преобладали крупные промышленные предприятия, НИИ и учреждения. Работа чаще всего была стационарной, в четко определенных офисных или производственных помещениях. График был фиксированным, перемещения между домом и работой — ежедневными и обязательными. Доминировал коллективный труд, индивидуальные достижения часто подчинялись общему делу.

ценности сейчас:

(1). традиционные ценности (2). стабильность и порядок (3). национальная идентичность (4). экономическая стабильность (5). фокус на себе

наше время: (1). удаленная работа: широко распространена благодаря развитию интернета и цифровых технологий. Для многих профессий физическое присутствие в офисе стало необязательным или частичным. (2). гибкий график и фриланс: многие выбирают или вынуждены работать по гибкому графику или в качестве фрилансеров, что стирает границы между рабочим и личным временем, а также между «домом» и «офисом». (3). коворкинги: появились как ответ на потребность в гибких рабочих пространствах для фрилансеров, стартапов и сотрудников, работающих удаленно. Они предлагают не только рабочее место, но и инфраструктуру, и сообщество.

(материалы).

1960: эпоха «оттепели», грандиозных планов строительства коммунизма, покорения космоса, массового жилищного строительства (решение жилищной проблемы после войны), индустриализации, функционализма и стандартизации. Главные цели — скорость, экономичность, масштабирование. Научно-технический прогресс воспринимался как путь к светлому будущему.

(1). железобетон (2). стекло (3). металл

наше время: глобализация, технологическая революция (цифровизация, ИИ), экологическая осознанность, стремление к устойчивому развитию, персонализация, инклюзивность, биофильный дизайн (связь с природой), гибридность функций, энергетическая эффективность.

(1). биофильный дизайн (2). переработанные материалы (переработанный алюминий, пластик, стекло, бетон) (3). гибридность функций

(прототип).

Original size 1716x1080

Дворец культуры/Кинотеатр сталинской эпохи (российский аналог): Кинотеатр «Родина» (Москва, 1938, архитекторы К. Бархин, М. Блюменфельд).

«Родина» является одним из первых крупных сталинских кинотеатров-дворцов и задал многие каноны. Он имеет выраженный монументальный портик с колоннами, симметричную композицию фасада, крупные окна и общую идею создания «дворца для народа», где показ фильмов возведен в ранг культурного события.

Оба здания стремятся к торжественности и парадности, используя элементы классической архитектуры для придания величественного облика. «Родина» была одним из первых образцов, по которым затем строились подобные кинотеатры-гиганты.

Original size 1538x1200

Pantages Theatre в Голливуде, 1930 г., архитектор B. Marcus Priteca.

В период расцвета киноиндустрии в США и Европе строили так называемые «кинодворцы» — огромные, роскошно декорированные здания, призванные поразить публику и предоставить ей полный опыт погружения в мир кино.

Многие из них, особенно в ранний период, использовали классические, неоклассические или эклектические элементы. Как, например, Pantages Theatre в Голливуде. Общие черты включают монументальные фасады, использование колонн, арок, портиков, обилие декоративных элементов и богато украшенные интерьеры с просторными фойе, вестибюлями и парадными лестницами.

«Ленинград», хотя и в советской интерпретации, перенимает эту идею создания грандиозного, почти храмового сооружения для массовых развлечений, черпая вдохновение в традициях западных архитектурных школ, таких как Beaux-Arts.

Original size 2614x1674

Центральный павильон (№ 1) ВДНХ (Москва, 1954, архитектор Г. Щуко).

Многие павильоны ВДНХ, построенные в послевоенный период, являются квинтэссенцией сталинского ампира.

Центральный павильон, например, демонстрирует мощный портик с высоким фронтоном, высокие колонны, обильный скульптурный декор и общую монументальность, призванную символизировать величие и достижения Советского Союза.

Кинотеатр «Ленинград» перенимает этот масштаб, выразительность фасада с торжественным портиком, и использование классических ордерных элементов, а также общую композицию как отдельно стоящего, доминирующего в пространстве общественного здания. Он стилистически очень близок к «дворцовой» архитектуре ВДНХ, только с функцией кинотеатра.

(архетип).

(портал) — «Ленинград» имеет ярко выраженный монументальный входной портик с колоннами и высоким фронтоном, который служит церемониальным входом.

Этот «Портал» символизирует переход из обыденного мира улицы в особый, магический мир киноискусства. Он призван впечатлять, создавать ощущение торжественности и предвкушения, открывая путь в иное пространство. Его масштаб и классические формы прямо указывают на функцию величественного проема.

Портал является основным архетипом, однако у фасада Ленинграда есть прямая перекличка с фасадом Дворца Дожей в Венеции, так как он имеет аналогичную облицовку. Отсюда вытекает второй архетип — дворец.

0

Фасады Дворца Дожей в Венеции и кинотеатра «Ленинград» на Соколе.

(дворец) — «Ленинград» был задуман как «дворец для народа».

Его монументальность, симметричная композиция, обилие классических архитектурных элементов, просторные фойе и большие залы создают ощущение роскоши, величия и торжественности.

Это не просто место для просмотра фильмов, а культурный центр, призванный возвышать и просвещать, подобно дворцовым комплексам.

Original size 4961x3508

«Бумажные ворота» (Porta della Carta) в Дворце Дожей, Венеция. /// Вход в кинотеатр «Ленинград», Сокол.

Дворец дожей: Это буквальный дворец, резиденция и место правления дожа Венецианской республики. Он символизирует мощь, величие и богатство государства. Его архитектура, несмотря на свою уникальность, несет все черты парадного, монументального сооружения власти.

Кинотеатр «Ленинград»: Хотя это не дворец в традиционном смысле, архитектура сталинской эпохи часто создавала «дворцы для народа». Все они строились с претензией на величие, монументальность и роскошь, чтобы служить символами достижений советского государства. Иными словами, «Ленинград» переосмысливает идею грандиозного общественного дворца, используя приемы классицизма, но с некой «венецианской» легкостью.

Оба здания имеют выраженный, церемониальный вход, который является частью их «дворцовой» репрезентативности. У Дворца дожей это знаменитые «Бумажные ворота» (Porta della Carta) и входы через лоджии. У «Ленинграда» — величественный центральный портик.

(выводы и тех задание).

Формулировка основной архитектурной идеи и стратегии. Разработка функциональной программы проекта.

Детализация генплана и объемно-пространственного решения.

Original size 4961x3508

(план работы над вкр).

кинотеатр ленинград
14