
Рубрикация
1. Концепция 2. Характер звучания 3. Художественные приемы — Цвет — Ономатопея — Ноты — Структура фреймов — Динамика 4. Персонажи-зрители 5. Заключение
Концепция
Музыка на протяжении всей истории культуры была одним из самых выразительных средств передачи эмоций, настроений и общего опыта. В разных искусствах она находила новые формы присутствия, и с появлением комикса получила ещё одну возможность быть визуально интерпретированной.
Моё исследование посвящено тому, как «немая» страница комикса заставляет нас «слышать» музыку и переживать атмосферу музыкального выступления. Комикс представляет собой последовательность неподвижных изображений, лишённых звука, однако существуют произведения о музыке и музыкантах, которые остаются удивительно выразительными. Возникает вопрос: каким образом комикс, не имея аудиоряда, способен конкурировать с экранизациями, создавая эффект «звучащего» повествования? Как изобразить музыку на бумаге так, чтобы читатель почувствовал её настроение, ритм и характер звучания? Какие визуальные средства позволяют сделать страницу слышимой? Я постараюсь ответить на эти вопросы в своей работе.
«Из трёх типов звука музыка наименее эффективно представлена в комиксах. <…> Однако благодаря визуальной стенографии музыкальных нот читатель, готовый приложить усилия и пойти навстречу художнику, может услышать звуки музыки в своей голове. Картинки дают подсказки о типе музыки, а читатели дополняют звуки, исходя из собственного опыта.»[4]
Тема исследования определена интересом к комиксам о музыкантах и музыкальных концертах, я часто задумывалась о том, почему же так увлекательно читать о музыке, которую я ощущаю, но не слышу. Цель моего исследования — рассмотреть каким образом комиксисты превращают зрительные образы в аналог звучания, и почему это позволяет читателю буквально «услышать» музыку и ощутить её атмосферу через страницы комикса. Рубрикация составлена из элементов, которые сильнее всего создают ощущение музыкальной среды. Уточню: комиксы, которые я буду приводить в пример, рассматриваются не с сюжетной точки зрения, а в контексте художественных приемов, используемых для передачи нужной атмосферы. В каждом разделе я постаралась собрать как можно больше примеров из разных произведений, чтобы наглядно показать, как именно эти приемы работают и какие выразительные возможности они открывают. При отборе текстовых источников уделялось внимание их надежности и достоверности изложенной в них информации, я обращалась к статьям, посвященным данной теме. В основном были выбраны англоязычные источники.
«<…>Музыка в комиксе проявляется не так, как другие звуки. Она ставит художника перед задачей вписать своё звучание в повествование. Её сила — в сопротивлении дроблению на мельчайшие эпизоды панельного рассказа. Но когда авторы справляются с этим вызовом — музыка начинает звучать».[5]
Характер звучания


Слева можно увидеть пример мягкого пения персонажа и рассеянных световых бликов, на изображении справа мощное и энергичное исполнение, подкрепленное динамичными лучами света; «Бек» (1999 — 2008)
Атмосфера кадра напрямую передаёт характер звучания музыки. На неё влияет сочетание света, штриховки, линий и пластики тела музыканта. Во многом нужное настроение читается в позе и эмоциях персонажа: когда тело напряжено, жесты резкие, а лицо искажено усилием, мы ощущаем мощное, агрессивное и энергичное звучание. Если же движение мягкое, а поза расслаблена, создаётся впечатление лиричной, спокойной мелодии. Так же атмосферу усиливают приёмы работы со светом, ими пользуются авторы большого количества комиксов. Круглые, рассеянные световые блики подчеркивают лёгкость и мягкость музыки, тогда как угловатые, резкие и динамичные линии света добавляют звучанию дерзости, напряжения и драйва.


Слева пример исполнения красивой мелодичной песни, на изображении справа пример резких, остро изогнутых линий, напоминающих молнии — легко прочувствовать динамичность; «Скотт Пилигрим» (2004 — 2010)
Так же свет может передавать резкость музыкальной композиции не только линиями, но и острыми вспышками или интенсивными штрихами. Авторы используют световые приёмы по-своему, создавая уникальные визуальные акценты, но при этом образ остаётся понятным читателю: свет подчеркивает эмоциональный импульс музыки и усиливает яркость момента. Это дает возможность легко прочувствовать атмосферу и тон выступления.


Тот же прием, на изображении справа изображены резкие вспышки света, динамика отлично чувствуется; «Нана» (2000 — 2007)


Еще один пример отображение громкости звука; «Синий гигант» (2013 — 2016)
Чтобы передать характер звучания, автор стремится вызвать у читателя необходимые эмоции, чтобы тот почувствовал энергетику выступления и вообразил, какая музыка звучит на сцене, как бы погружаясь в происходящее.
Художественные приемы
Цвет
Здесь мы видим звуковой поток активной и нежной музыки; «Джем и Голограммы: Бесконечность» (2017)
Такой прием как цвет используется по большей части в западных комиксах, а, например, в манге появляется редко, но выразительно. Цвет можно применять очень по-разному: им можно продемонстрировать как саму музыку, так и разделение звучания на разные инструменты. Благодаря цвету музыка может стать видимым потоком, который ярко и динамично заполняет страницу. Насыщенность и форма такого музыкального потока говорят о громкости и плавности звука. Такой способ изображения позволяет читателю не просто улавливать музыку из деталей, а буквально видеть её.


Острые и хаотичные цветовые линии дают отчетливо понять настроение звучания и пения героинь; «Джем: Неудачники» (2016 — 2017)


«Джем: Неудачники» (2016 — 2017)
Цветной поток музыки особенно впечатляет на чёрно-белых страницах. Яркое звучание резко выделяется на фоне окружения и создаёт ощущение, будто именно музыка оживляет пространство: цвет тянется за персонажами, связывает разные моменты и подчёркивает, как сильно мелодия меняет обстановку сцены.


«Синий гигант» (2013 — 2016)
Как упоминалось до этого цвет может не только объединить музыку в общий поток, но и разделить её на звучание разных инструментов, или даже разделить тон одного инструмента на акценты.
Ономатопея


«Бек» (1999 — 2008)
В музыкальных сценах ономатопея — это буквальное звукоподражание, только записанное рисунком. Фактурность и размер букв играет здесь ключевую роль: шрифт может быть угловатым, рваным, вытянутым или тяжёлым, и эта визуальная «звучность» помогает передать характер музыки — резкий рифф, вибрацию струны, гул баса. Буквы как бы сами становятся частью действия, двигаются вместе с музыкантом, создавая ощущение громкости и динамики без единого настоящего звука.


На изображении слева текст тяжелый и рваный, он занимает большую часть композиции, на изображении справа текст линейный, он создает динамичные диагональные направляющие; «Синий гигант» (2013 — 2016)
Ноты
Другим узнаваемым и универсальным способом изобразить звук в комиксе являются музыкальные ноты. Несмотря на их простоту, они обладают удивительной ясностью: стоит появиться нескольким нотным знакам на странице, и читатель мгновенно понимает, что пространство наполнено музыкой. Такой приём работает почти интуитивно — ноты давно стали визуальным символом звучания, и авторы активно используют эту условность.


«Арчи 1955» (2019-2020)
Однако в разных произведениях ноты выполняют разные задачи. В одних комиксах они появляются как лёгкое графическое украшение, передающее сам факт того, что где-то играют или поют. Они «плавают» вокруг персонажей, растворяются в воздухе, создают ощущение движения и ритма. Это простая, но эффективная форма: музыка в сцене выражается декоративно, а не конкретно.
«Джаз Мейнард» (2007 — 2019)


На данных страницах можно буквально прочитать нотный лист и повторить за героем его игру; «Синий гигант» (2013 — 2016)
В некоторых случаях этот прием работает иначе, ноты превращаются в настоящий музыкальный язык, как например в «Синем гиганте» или в «Джаз Мейнард». Здесь авторы изображают не просто условные знаки, а полноценные музыкальные фразы: ритмику, интервалы, рисунок партии. Эти страницы можно буквально «прочесть» как настоящую музыку. Ноты не просто украшение, а часть повествования, раскрывающая сложность исполнения и интенсивность выступления. Такой подход делает музыку ощутимой на другом уровне — читатель видит не только декорацию, но и структуру звука.
В данном примере подписаны не только аккорды под каждым словом, но и есть заметка о том как эти аккорды играть; «Скотт Пилигрим» (2004 — 2010)
Есть и необычная альтернатива, когда вместо нот используются аккорды и фрагменты текста песен с пометками, как в комиксе «Скотт Пилигрим». Они служат визуальной подсказкой: мы понимаем, какую гармонию играет персонаж, чувствуем смену тональности и энергию момента. Эти аккорды — минимум информации, которого достаточно, чтобы представить звучание песни, особенно если читатель знаком с базами музыкальной теории. Здесь создаётся уникальный эффект: музыка становится понятной через символы, а не через изображённые ноты.
Структура фреймов


Слева фреймы комикса ускоряют игру героя, чем больше фреймов подряд, тем быстрее игра, на изображении справа можно увидеть как каждый фрейм фиксирует одно действие героя; «Синий гигант» (2013 — 2016)
Структура фрейма в музыкальных сценах часто разбивает действие на мелкие, почти покадровые фрагменты, чтобы передать ритм и насыщенность игры. Такое разбиение позволяет фиксировать отдельное движение каждым маленьким кадром. Когда таких кадров становится много и они следуют плотной серией, создаётся ощущение ускорения: герой играет всё энергичнее, а страница начинает «пульсировать» вместе с ритмом музыки.
«Твоя апрельская ложь: Кода» (2015)
В других случаях автор, наоборот, растягивает момент на несколько крупных и медленных кадров, подчёркивая сосредоточенность или лирическую паузу героя.
Динамика


«Синий гигант» (2013 — 2016)
«Синий гигант» (2013 — 2016)
Динамика в музыкальных комиксах строится на умении художника передать движение так стремительно, что оно будто выходит за пределы статичного изображения. Часто для этого используют «расщепление» жеста — когда, например, рука музыканта или палочки барабанщика показаны сразу в нескольких положениях, наложенных друг на друга.


На этих страницах читатель может увидеть несколько фаз движения героя на одном фрейме; «Синий гигант» (2013 — 2016)
Многослойные штрихи, размытия, повторяющиеся контуры и длинные линии движения создают ощущение вибрации и скорости, благодаря чему читатель буквально «видит» темп исполнения. В некоторых сценах динамика достигается за счёт мощных диагоналей композиции, резких контрастов и взрывных вспышек ударов. Благодаря этому строка комикса превращается в импульс, который передаёт живое выступление.
Персонажи-зрители


«Бек» (1999 — 2008)
На энергетику музыкального выступления влияет не только то, что идёт на сцене, но и то, как на происходящее реагирует зрительный зал. Для передачи драйва и возбуждения автор создаёт персонажей, с которыми читатель может себя ассоциировать: он как будто тоже оказывается в зале и разделяет настроение окружающих, вовлекаясь в общий поток атмосферы.


На изображении слева можно увидеть реакцию толпы из зала, на изображении справа реакцию толпы со сцены; «Синий гигант» (1999 — 2008)
Интересно, что зрительный зал в комиксах показывают с разных позиций. Когда автор изображает ликующие, вдохновлённые лица зрителей глазами музыканта, мы видим обмен эмоциями между исполнителем и публикой: реакция фанатов становится своеобразным подтверждением его мастерства. А когда взгляд переносится на позицию обычного слушателя, мы словно сами оказываемся в толпе — вокруг лишь головы и поднятые руки, как на настоящем концерте. Такая визуальная достоверность позволяет читателю буквально почувствовать своё присутствие и сильнее пережить музыку через эмоции.


«Нана» (2000 — 2007)
Толпа формирует общее настроение, но тонкие переживания чаще раскрываются через ключевого для сюжета героя: его показывают крупным планом, позволяя читателю глубже прочувствовать музыкальную сцену через реакцию этого персонажа.


Индивидуальная реакция каждого зрителя; «Синий гигант» (2013 — 2016)
Публика нередко появляется на страницах комиксов, однако в «Синем гиганте» используется особенно интересный приём. Вместо бушующей толпы читателю показывают индивидуальные реакции каждого зрителя на музыку, которую они воспринимают по-своему. Благодаря этому сцена деликатно передаёт весь спектр чувств, и читатель проживает выступление глубже, словно пропускает через себя разнообразные впечатления других людей.
Заключение
Проанализировав различные визуальные способы передачи музыки, можно увидеть, что комиксисты используют целый набор выразительных средств, чтобы преобразовать зрительные образы в убедительный аналог звучания. Цвет, звукоподражание через текст и символы, правильная структура фреймов, яркая динамика и работа с эмоциями персонажей, а так же многие другие приемы формируют ту самую «музыкальность» рисунка, благодаря которой читатель не просто наблюдает сцену, а почти физически ощущает её атмосферу. Несмотря на отсутствие реального звука, комикс способен вызвать эффект присутствия: он позволяет «слышать» музыку через визуальные решения и создать прочную эмоциональную связь с происходящим. Именно это подтверждает, что визуальный язык комикса обладает достаточной силой, чтобы передавать комплексность и глубину музыкального опыта.
Give ‘em elle: visualizing music for comics // Comics Alliance URL: https://comicsalliance.com/give-em-elle-visualizing-music-for-comics/ (дата обращения: 20.11.2025).
Kapow! Zap! Splat! How comics make sound on the page // The Conversation URL: https://theconversation.com/kapow-zap-splat-how-comics-make-sound-on-the-page-160455 (дата обращения: 20.11.2025).
Musical Sequences in Comics // The comics Grid URL: https://www.comicsgrid.com/article/id/3499/ (дата обращения: 20.11.2025).
Randy Duncan, Ph.D. Toward a Theory of Comic Book Communication: дис. Professor of Communications // URL: https://hsu.edu/site/assets/files/4464/1999-0aftoward_a_theory_of_comic_book_communication.pdf (дата посещения 20.11.2025).
What Is Music’s Comic Book Superpower? // NewMusic Usa URL: https://newmusicusa.org/nmbx/what-is-musics-comic-book-superpower/ (дата обращения: 20.11.2025).
Аи Ядзава. Nana. — Shueisha, 2000 — 2007
Аракава Наоши. Твоя апрельская ложь. —Kodansha, 2015
Брайан Ли О’Мэлли. Scott Pilgrim. — Oni Press, 2004 — 2010
Келли Томпсон, Дженн Ст-Онж. Jem and the Holograms: Infinite — IDW Publishing, 2017
Келли Томпсон, Дженн Ст-Онж. Jem: The Misfits. — IDW Publishing, 2016 — 2017
Марк Уэйд, Том Грамметт. Archie 1955. — Archie Comics, 2019 — 2020
Рауле, Роджер Ибаньес. Jazz Maynard. — Dargaud, 2007 — 2019
Синъити Исидзука. Blue Giant. — Shogakukan, 2013 — 2016
Харольд Сакамото. BECK. — Kodansha, 1999 — 2008