Original size 490x662

искусство новых медиа

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2500x1667

Вид выставки «Гибридные хроники» центра цифрового искусства «Внутри», 2025

В книге «Язык новых медиа» Л. Манович приводит большое число примеров этого явления, включающее огромное количество вариантов использования. Все эти варианты объединяют такие свойства, как цифровая репрезентация, модульность, автоматизация, вариативность и транскодинг. По сути, в число новых медиа попадают практически все практики, использующие некие компьютерные технологии. Даже аналоговое видео, переведенное из пленки в цифровую версию, становится объектом, принадлежащим этому понятию, когда проходит дискретизацию: кадры, не разделенные на пиксели на пленке, приобретают такое деление и вместе с ним числовое выражение, свойственное именно новым медиа.

К важным аспектам работы с ними относятся также возможность трансляции в реальном времени, уход от передачи чего-то, зафиксированного в прошлом и игра с темой иллюзорности: новые медиа позволяют создавать иллюзии, превосходящие по правдоподобности реальность, но также, например, с помощью монтажа, могут акцентировать внимание на своей нереальности.

big
Original size 1794x891

Кадр из теле-перформанса Нам Джун Пайка «Доброе утро, мистер Оруэлл», 1984

В этой работе я постараюсь рассмотреть разные варианты и значения использования новых медиа в искусстве. Вначале будут приведены примеры, уже ставшие историческими — опыты в видео-перформансах и интерактивных видео-инсталляциях художников второй половины — конца прошлого века. Затем будет показано, как в совсем современных выставках и объектах применяются такие технологии, а также, как в выставочных пространствах сталкиваются традиционные и новые медиа и как это влияет на восприятие каждого. При этом для анализа будут в целом использоваться как работы и выставки художников, известных во всем мире, так и небольшие события, которые можно наблюдать сегодня.

Итак, для начала стоит рассмотреть, как и для чего художники начали обращаться к новым медиа. Во всех этих случаях так или иначе открывались возможности для изменения отношений зрителя и автора, зрителя с пространством, временем или самим собой. Такие возможности привлекли многих художников 60-х-80-х гг., занимавшихся концептуальным искусством и ставивших вопросы, касающиеся процесса творчества, ролей автора и зрителя, выше физического воплощения идеи.

Одним из важных мотивов в использовании различных технологий, связанных с записью видео, стало искажение восприятия времени и/или пространства.

В качестве примера такого подхода можно привести видео-работу Джоан Джонас «Левая сторона — правая сторона» 1972 года, в которой художница с помощью камеры и зеркала сбивала восприятие сторон своего лица зрителем. Диссонанс усиливался тем, что сама она указывала на свои стороны, называя их левой и правой, но определить, верно ли она их обозначает, оказывалось затруднительно.

Original size 2048x1536

Джоан Джонас, «Левая сторона — правая сторона», 1972

Добиться большего расхождения между ощущением и действительностью удавалось художникам при создании интерактивных инсталляций с использованием новых медиа. В этом им помогали технологии передачи изображения в реальном времени, которым в книге Л. Мановича уделяется значительное внимание.

Такой прием использовался в инсталляции Брюса Наумана «Видеокоридор» 1969 года. Этот проект представлял собой узкий проход, в конце которого были установлены два телевизора, транслирующих в реальном времени запись с камеры, расположенной над входом с противоположного конца. Когда зритель проходил по коридору, он, приближаясь к экранам, видел в них собственное удаляющееся изображение, при этом из-за широкого угла охвата камеры картинка в видео двигалась быстрее, чем сам человек. Это как раз создавало сильный диссонанс между действием и наблюдением участника.

Original size 803x462

Брюс Науман, «Видеокоридор», 1969

Более сильное искажение восприятие именно параметра времени достигалось с помощью отстающих камер. Фрэнк Джиллет и Айра Шнайдер в 1969 г. представили инсталляцию «Цикл стираний», где было задействовано 9 экранов, некоторые из которых транслировали настоящие телевизионные передачи, а некоторые — записи с камер, расположенных в зале, но отстающих на разное количество секунд. В результате наблюдатели замечали свои фигуры среди телевизионных героев, но показанными одновременно в разные моменты времени.

Фрэнк Джиллет и Айра Шнайдер, «Цикл стираний», 1969

Использовать технологии прямой трансляции и записи видео оказалось удобно и для искажения самой роли зрителя. Показательным примером такого применения новых медиа служит работа Вито Аккончи «Команда к перформансу» 1974 года. В ней наблюдатель и автор менялись местами: зритель с одной стороны видел запись, созданную художником, в которой тот побуждал его к некому действию, а с другой — наблюдал собственное видео-изображение, передававшееся с камеры, установленной в комнате. Таким образом, традиционно пассивный зритель становился сам объектом наблюдения.

Original size 640x480

Вито Аккончи, «Команда к перформансу», 1974

В этом проекте меняется не только роль зрителя, но и роль автора, который сам занимает позицию наблюдателя. Новые медиа разными способами способствовали пересмотру авторской позиции. Например, танцовщик и хореограф танца постмодерн Мерс Каннингем использовал компьютерные программы для выбора движений в постановках. Он строил свою деятельность на случайности, и до освоения цифровых технологий часто выбирал элементы хореографии с помощью бросков игральных костей, а после смог передать эту задачу программу.

При рассмотрении современных практик взаимодействия с новыми медиа будет заметно, что их роль как соавторов художественных произведений получит дальнейшее развитие.

Большой раздел «Языка новых медиа» посвящен теледействию и телеприсутствию — возможности удаленно участвовать в некой активности или просто наблюдать в реальном времени за чем-то, происходящем на расстоянии. Такие технологии тоже начали активно использоваться в рассматриваемый в этой части период, потому что они позволили художникам транслировать свои действия в момент их производства на огромные территории, а также полемизировать с официальными информационными ресурсами.

Например, группа «Телевидение бумажного тигра» в 80-е создавала выпуски новостей, альтернативные официальным, превращая их в своего рода видео-перформансы. А 1 января 1984 года Нам Джун Пайк организовал масштабное теле-высказывание под названием «Доброе утро, мистер Оруэлл», транслировавшееся и во Франции, и в Америке.

В мероприятии приняло участие множество других художественных деятелей: телеведущий Джордж Плимптон, музыкант Питер Гэбриэл и певица Лори Андерсон, художники Йозеф Бойс и Роберт Раушенберг, композитор Джон Кейдж, уже упомянутый Мерс Каннингем и др. Трансляция сопровождалась большим количеством помех, которые стали частью высказывания.

Нам Джун Пайк, «Доброе утро, мистер Оруэлл», 1984

Все эти примеры свидетельствуют о процессе активного присвоения новых медиа художниками, происходившем в конце прошлого века. Далее будет рассмотрено несколько современных примеров, некоторые из которых продолжают темы, затронутые первопроходцами этих технологий, а некоторые развивают новые темы.

Для авторов рассмотренного ранее периода имел большое значение вопрос уменьшения роли автора, и они уже начинали опыты по разделению этой роли с цифровыми программами. У современных авторов появляются гораздо более значимые возможности в этом отношении — многие из них обращаются к диалогу с искусственным интеллектом.

Например, на Cosmoscow 2024 Яков Хомич представил проект-коллаборацию со Сбербанком, в котором живописные работы были основаны на диалоге с нейросетью. Художница Катика, занимающаяся созданием вязаных панно, в том же году создала работу «Нейросвязи» по эскизу искусственного интеллекта.

Яков Хомич, «Лицо» и «Рассвет», 2024

Яков Хомич, «Лебедь», 2024 и Катика «Нейросвязи», 2024

Ее пример вообще довольно интересен для рассмотрения в контексте новых медиа и особенно — их взаимодействия с традиционными.

Во-первых, ее работы в целом часто строятся на контрасте старой, уютной техники вязания с совершенно неподходящими сюжетами. Например, в серии «Глитч» (2019-2023) Катика изображала технологические помехи.

Во-вторых, интересно соотнести саму технику производства ее работ с текстом «Языка новых медиа». Л. Манович пишет о таком свойстве этих технологий, как дискретизация: цифровая камера подразделяет непрерывный окружающий мир на пиксели, каждый из которых наделяется числовым значением для сохранения в электронном формате. Катика для создания вязаного объекта тоже подразделяет некий изначальный образ на отдельные сегменты, каждый из которых выполняется той или иной пряжей.

Катика, «Глитч», 2019-2023

Художники, рассмотренные в предыдущем разделе, часто обращались к камере, фиксирующей действия их или зрителей, а также с помощью технологий уменьшали свое влияние на результат действия (создавали программы, выполняющие их функции, использовали еще недостаточно развитое телесообщение, предполагающее наличие помех).

В качестве современного примера взаимодействия с новыми медиа, объединяющего две этих темы, можно привести работу художников в творческой лаборатории «Город говорит», организованной Хлебозаводом и музеем Криптографии. Стремясь наладить диалог с городом, участники производили перформансы для уличных камер слежения и оставляли послания с помощью треков GPS.

Для современного человека вопрос такого внешнего наблюдения и контроля оказывается более значимым, чем для того, кто жил в 80-е годы, сейчас камеры и спутники, считывающие положение мобильных устройств, действительно, становятся органами чувств (способом воздействия) большого города.

Original size 1219x808

Выставка «Город говорит», вид экспозиции, 2025

В своей книге Л. Манович обращает внимание на повышенную реалистичность многих продуктов новых медиа. Он пишет в том числе и об излишней их правдоподобности — утверждает, что часто цифровая съемка вызывает раздражение у любителей аналоговой, что объясняет как раз слишком высокой точностью.

В разделе, посвященном ретроспективе, этот вопрос не рассматривался, т. к. технологии тогда не имели таких высоких возможностей по созданию иллюзий. Сейчас вполне возможно привести примеры гиперреалистического использования новых медиа.

Наверное, одним из самых известных и показательных художников, работающих с высокотехнологичным видео-артом, можно назвать Билла Виолу. Используя очень сложные и современные методы работы с видео, он создает образы, способные к сильному эмоциональному воздействию на зрителя. Здесь мы подходим и к теме экспонирования объектов новых медиа, потому что для передачи этой эмоциональной силы произведения важны и условия его представления.

Original size 3000x1687

Билл Виола, «Пути к свету дня», 2002, вид экспозиции

Например, показательна многоканальная видео-инсталляция Билла Виолы «Путь к свету дня». Она состоит из пяти проекций, распределяющихся по темному залу, окружающих зрителя. Видео проигрываются в сильно замедленном темпе (снова искажается восприятие времени, как и в первых инсталляциях с использованием видео, но здесь важнее, что это нарушение темпоральности выстраивает некое особое, отделенное от внешнего мира пространство; кроме того, здесь оно достигается высокими технологиями: именно замедление, а не отставание видео в высоком качестве производится благодаря съемке с частотой в 300 кадров в секунду).

Часто проводится аналогия между фресками эпохи Возрождения и работами художника — в таком экспонировании их тоже сравнивают: как религиозная живопись того времени создавала самостоятельное пространство, как бы существующее в собственном смысловом и физическом поле, так и в случае с этой инсталляцией выходит то же самое.

Выставка «Электронный ренессанс», 2017, виды экспозиции

Интересно и взаимодействие традиционного искусство с новыми медиа, которое можно рассмотреть на том же примере: на выставке «Электронный ренессанс» проекции Билла Виолы демонстрировались на одних стенах с религиозной живописью Возрождения, что интересно подчеркивало их диалог.

Original size 800x480

Выставка «Электронный ренессанс», 2017

В отношении экспонирования новых медиа можно обсудить еще одну проблему, поднимаемую в книге Л. Мановича. Он пишет о фиксированности позиции зрителя: если раньше, чтобы увидеть живописное произведение или уже и фильм, человек должен был занять определенное место в пространстве, то с приходом, например, технологий VR он, при возможности свободно передвигаться в пространстве, оказывается привязан к устройству, демонстрирующему изображение.

С одной стороны, экспозиции такого рода, как было описано выше, открывают все же некоторые возможности для освобождения наблюдателя: важным становится не только изображение, но и звук, и атмосфера, которые не исчезают при перемещении.

С другой стороны, существуют и гораздо более закрепощающие форматы демонстрации тотальных видео-инсталляций. Например, московский центр цифрового искусства «Внутри» проводит выставки, демонстрируемые в формате сеансов в специальном проекционном зале. Во время сеанса все пространство зала заполняют сменяющие друг друга работы художников. При этом зритель оказывается полностью погружен в произведение, не имея возможности управлять картинкой перед собой: все поверхности заполняет одна работа, а порядок демонстрации видео предустановлен куратором, не оставляющим пространства для выбора наблюдающего. Такой подход кажется отрицательным примером демонстрации объектов новых медиа.

«Гибридные хроники», 2025, вид экспозиции

В продолжение рассказа о возможностях экспонирования, хотелось бы чуть больше внимания уделить взаимодействию новых медиа с традиционными при их столкновении в пространстве выставки, потому что такой формат может оказаться наиболее интересным: в таком случае сама технология (и привычная, и современная) становится заметнее — очевиднее приобретает содержание.

Для начала стоит снова обратиться к уже упоминавшемуся проекту «Город говорит», потому что лаборатория, проходившая в рамках этого проекта, завершилась выставкой.

Работы, представленные там, не все стали продуктами взаимодействия с новыми медиа. Например, помимо экранов, демонстрирующих исследования с применением камер и GPS-трекеров, там были показаны найденные природные объекты и изделия ручного труда (например, плетения из бисера).

Таким образом удалось противопоставить техногенную (и часто враждебную к человеку) составляющую городской жизни сохраняющимся даже в мегаполисе возможностям обращения к природе, а также личному творчеству, дающему возможность наладить контакт с окружающим миром.

«Город говорит», 2025, вид экспозиции

Еще одним случаем взаимодействия новых медиа с традиционными можно назвать выставку-тотальную инсталляцию Марии Архиповой «Фрагментированная реальность». В этом проекте художница представила воображаемый опыт изучения и воспроизведения античных памятников нечеловеческим актором — компьютером. Она показала, как цифровое сознание пытается понять человеческую историю культуры, неизбежно порождая ошибки и включая их в свое видение. На выставке есть собранные авторкой классические мозаики со включенными среди кусочков смальты или камня фрагментами компьютеров, видео, отражающие процесс оцифровки и трактовки искусственным интеллектом памятников и объекты виртуальной реальности.

0

Мария Архипова, «Фрагментированная реальность», 2025

Интересно заметить, что основным предметом исследования художницы здесь становятся именно ошибки, что вообще оказывается довольно распространенным объектом внимания авторов (можно вспомнить и уже упоминавшуюся здесь серию «Глитч» Катики).

Помехи, производимые новыми медиа, участвовали и в создании проектов художников, с которых начиналось повествование в этой работе: в теле-перформансе «Доброе утро, мистер Оруэлл» Нам Джун Пайка, например; и сбои в восприятии времени и пространства, специально производившиеся другими создателями инсталляций и видео 60-х-80-х годов, тоже можно отнести к подобного рода «ошибкам».

Последний пример выставки, объединяющей разные виды медиа, который хотелось бы привести, — это выставка «Глядя на луну», проходившая в HSE ART GALLERY в декабре 2024 — январе 2025 гг. Она представляла в основном видео-работы, демонстрировавшиеся на экранах или в виде проекций, но там были также представлены две работы-ковра и раздел с книгами фотографий. Из-за контраста с материальными (печатными или ткаными) объектами ощущение эфемерности медиума видео значительно усиливалось, что как раз удачно согласовывалось с общим настроением проекта, передающего состояние, близкое ко сну.

0

«Глядя на луну», 2024-2025, виды экспозиции

Итак, я рассмотрела некоторые примеры взаимодействия художников с новыми медиа, а также экспонирования его результатов. Оказалось, что различные технологии, относящиеся к этому понятию, дают большое количество возможностей для переделки, остранения привычных параметров реальности, а также для переосмысления отношений между автором и зрителем. Большую роль в таком пересмотре играют «ошибки», создаваемые новыми медиа или с их помощью. Такие сдвиги становятся распространенным объектом изучения художников.

Интересными оказываются результаты взаимодействия новых и традиционных медиа — такое взаимодействие может ярче раскрывать особенности каждого из «участников» и наделять их дополнительными смыслами.

Bibliography
1.

Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм, Фостер Х., Краусс Р., Буа И.А., Бухло Б.Х.Д., Джослит Д. М.: Ad Marginem, 2021. — 896 с.

2.

Манович Л., Язык новых медиа, М.: Ад маргинем пресс, 2018 — 400 с.

3.

Раш М., Новые медиа в искусстве, М.: Ад маргинем пресс, 2018. — 256 с.

4.

Что и как показывает художник видеоарта Билл Виола. Эл. ресурс: https://theblueprint.ru/culture/art/bill-viola?ysclid=mj2v8uy9lu46432478 Дата обращения — 12.12.2025