Original size 1140x1600

Образ мусульманки в объективе современных женщин-фотографов

206
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Мухаммед сказал: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада» (1, Тафсир ибн Касир 1:336). В современном европезированом, секулярном мире существует довольно большое количество мнений о мусульманских обычаях и традициях. Положение женщины в исламе — особенно щепетильный вопрос, если брать во внимание современную феминистическую повестку. Высказывания многих посланников Аллаха, шейхов и других религиозных деятелей по отношению к женщинам складываются в не самую понятную для современного человека картину.

Мусульманка должна носить хиджаб, слушаться мужа, обеспечивать его половой близостью, поститься и возносить Аллаху молитвы. Она не может осваивать многие профессии, получать все наследство и даже двигаться так, что было слышно звон ее украшений.

Также в Священном Коране сказано, что голос одного мужчины равняется голосу двух женщин (»…если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (2, Касир). Ущербность женщины объясняется невозможностью молиться и поститься наравне с мужчинами из-за менструаций и послеродовых кровотечений. При этом многие мусульманские женщины с гордостью несут свою веру и посвящают жизнь Всевышнему. Этот феномен довольно сложен с точки зрения европейца, но на столько же естественен для жителя стран, где ислам является основой построения общества.

Но и в этом «другом» мире жизнь женщины далеко не всегда можно назвать скудной и строгой. Помимо веры, в ней присутствует и простая, привычная всем рутина, счастье и веселье.

Документальная фотография — специфичный жанр искусства, однако именно он способен передать образ фотографируемого далекому зрителю. Дело в том, что это мастерство обладает сразу несколькими функциями.

Во-первых, запечатлев хоть и всего мгновение, но мгновение реального события, происходящего за линзой объектива, оно становится свидетельством истины: «фотография рассматривается как репрезентация самой природы, как непрозрачная копия реального мира», «сила этой мифической ауры чистого обозначения значительна. Она повышает статус фотографии до документа или свидетельства» (3, Секула). Во-вторых, она представляет собой фрагмент некого образа, созданного в соавторстве камеры (инструмента) и фотографа (автора). То есть, фотографию можно назвать искусством. Правда, конкретно этичность в обозначении документалистики как искусства не раз подвергалась критике философов и искусствоведов («Но фотография, которая свидетельствует о бедственных событиях или предосудительных действиях, подвергается серьезной критике, если выглядит „эстетичной“ или, иными словами, слишком походит на произведение искусства» (4, Сонтаг)). В-третьих, этот жанр неотделим от автора. Фотограф кадрирует изображения, выбирает момент и сюжет.

Хоть документальная фотография сильно отличается от художественной или постановочной за счет отсутствия некоторых инструментов и манипуляций, она также зависит от автора и его руки и глаза.

Более того, теряя некоторые возможности, доступные другим видам фотографии, документальный жанр приобретает возможность транслировать истину. Таким образом, документальная фотография отражает реальность через восприятие автора, являясь одновременно попыткой представить объективность и продемонстрировать художественный приём. Для визуального исследования были отобраны работы нескольких фотографок, которые стремятся передать образ жизни мусульманских женщин с позиции чуткости и сопереживания их опыту («В любом контексте для создания достойных фотографий необходимо сопереживание. Моя главная цель — всегда изображать эмоции других и в то же время передавать свои собственные» (5, Шимен)). Помимо этого, авторки не приукрашивают жизнь героинь, и часто на фото можно встретить печальные и даже страшные моменты правды.

Original size 2480x990

Оливия Артур/«Дневник Джидды». Джидда, Саудовская Аравия, 2009

Документальная фотография может сформировать определенный образ, которому люди будут доверять. Однако, если цель автора не стремление пролить свет на шокирующую реальность, а желание прочувствовать и понять героя, фотография может стать произведением искусства. Исследование ставит задачу показать, что произведения современных женщин-фотографов, в объективе которых оказываются мусульманки из разных стран мира, становятся ярким феминистским высказыванием, не смотря на консервативность и патриархальной среды, внутри которой находятся авторка и героиня. Это особенно резонирует с религиозным запретом на изображение живых существ в искусстве, — таким образом документальные фотографы нарушают закон, а женщины в кадре становятся соучастницами протеста. Визуальный ряд разбит на разные аспекты жизни, внешнего вида, деятельности и веры мусульманских женщин. Разные серии разных фотографок перемешаны, так как исследование не стремится рассказать о каждой из них, а создает некий общий образ современной ситуации.

Форма

Хиджаб, химар, никаб или паранджа на мусульманках могут показаться невыразительными с художественной точки зрения. Однако часто они позволяют выделить силуэт лучше любой другой одежды. Черный цвет усиливает этот эффект, особенно на светлом блеклом фоне, как в работах Сабихи Шимен. Другие цвета делают хиджаб ненамеренно модным, ярким, и даже смелым для рядового западного человека. Фотография может показать эти одеяния в движении, передавая их легкость, а может напротив, продемонстрировать их застывшими. В таком случае, женщины кажутся каменными статуями, как если бы древнегреческие боги носили паранджу. Особенно выразителен этот эффект, когда фигура женщины сливается с фоном, как будто вылепленная вместе с окружающим рельефом. Когда же мы видим тело, полностью облаченное в паранджу, человек отступает и в кадре остается только непроницаемая фигура, мистический образ, бесполое существо из другого мира.

Original size 2480x811

Сабиха Шимен / серия «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018

Original size 2480x812

Сабиха Шимен / серия «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018

Original size 2480x815


1) Паула Бронштейн/ серия «Афганистана: между надеждой и страхом». Афганистан, 2009.
2) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Бадахшан, Афганистан, 2010

Original size 2480x883


1) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Кабул, Афганистан, 2000
2) Оливия Артур/«Маленький Могадишо». Миннеаполис, США, 2017

Original size 2480x815


1) Кэролин Дрейк / «Аральское море». Карасу, Кыргызстан, 2007
2) Кристина де Миддел/ из серии «Вот, что сделала ненависть», 2013

Original size 2480x1603

Паула Бронштейн / серия «Афганистан: между надеждой и страхом». Афганистан, 2009

Тело и интимность

Мусульманские женщины носят специальную одежду, ведь «так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и их не подвергнут оскорблениям» (1, Тафсир ибн Касир 1:336). Изучение языка тела в таком случае представляется затруднительным. Однако это придает больше ценности некоторым деталям и фрагментам. Сабиха Шимен снимает серию фотографий о девушке, проучившейся в школе Корана в Стамбуле и решившей пересмотреть свои религиозные взгляды. Мы можем видеть ее в достаточно откровенных для исламского общества позах, ракурс со спины в религиозной одежде кажется даже более интимным, чем если бы героиня была обнажена. Сосредотачивая камеру на голых ступнях или губах, авторки не показывают эротику (хотя в исламе за неё может сойти даже это), а скорее передают красоту тела с помощью такого часто незаметного фрагмента. В размазанных снимках Рим Аль Фейсал мы можем увидеть изящество и женственность все еще недоступного камере тела, а в скрытых за преградой силуэтах девушек — некую сакральную недосягаемость.

Original size 2480x1234

Сабиха Шимен / «Я хотела открыть двери в мой мир». Стамбул, Турция, 2020

Original size 2480x811

Сабиха Шимен / «Я хотела открыть двери в мой мир». Стамбул, Турция, 2020

Original size 2480x1234


1) Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018
2) Сабиха Шимен / «Я хотела открыть двери в мой мир». Стамбул, Турция, 2020

Original size 2480x1681

Рим Аль Фейсал / серия «Марокко». Марокко, 2009

Original size 2480x868

Рим Аль Фейсал/ серия «Судан». 2006

Портрет и взгляд

Портрет — это жанр, в котором все внимание сосредоточено на человеке. Эмоции во взгляде, положение головы, силуэт волос помогает передать человеческую красоту в оцифрованном изображении. В серии «Мусульманская молодежь Каира» Оливия Артур снимает портреты женщин и пишет об их гордости за свою веру. Нюша Тавоколян создает материал для воображаемых альбомов жительницы Тегерана, где женщинам запрещено быть певицами. Во взгляде девушки можно заметить серьезность и даже обиду за несбывшуюся мечту, а декорации, придуманные Тавоколян пытаются помочь героине справиться и продемонстрировать силу ее настроя.

Часто зритель видит лица девушек через какую-то преграду, — зеркало или дым. Этот прием еще более отдаляет нас от героинь, которым и так нельзя выставлять свою красоту на показ. Взгляд часто является единственной информацией, которую может получить зритель, поскольку все тело мусульманской женщины зачастую плотно закрыто одеждой. Глаза концентрируют в себе всего человека и становятся главным выразительным приёмом художников и фотографов. Мистические и волшебные, в них можно разглядеть печаль и тоску, а порой счастье и гордость. Сьюзен Мейзелас предлагает жительницам Марракеша сфотографироваться для выставки за 2 доллара и после показывает результат этим скромным простым женщинам, не привыкшим быть моделями. Но бывает, что женщина носит паранджу, в которой закрыто все. Так она превращает свое тело в нечто непостижимое. Мы видим только ткань, но знаем — там внутри женщина, то есть изображение можно назвать портретом. Ее мысли и чувства открыты лишь всевышнему.

Original size 2480x812


1,3) Оливия Артур/«Мусульманская молодежь Каира». Каир, Египет, 2008
2) Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018

Original size 2480x1227


1) Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018
2) Сабиха Шимен / «Я хотела открыть двери в мой мир». Стамбул, Турция, 2020

Original size 2480x814


1)Нюша Таваколян/«Современный Иран»Тегеран, Иран, 2015
2)Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана» Стамбул, Турция, 2018
3)Оливия Артур/«Мусульманская молодежь Каира». Каир, Египет, 2008

Original size 2480x496

Нюша Таваколян/«Слушай». Тегеран, Иран, 2011

Original size 2480x422
  1. Нюша Таваколян/«Пустые страницы иранского фотоальбома». Тегеран, Иран, 2014 2) Паула Бронштейн/«Афганистан». 3) Стефани Синклер/«Слишком молода.», 2013. 4) Нюша Таваколян/«Современный Иран». 2015
Original size 2480x1094

Сьюзен Мейселас/«20 дирхамов или одно фото?». Марракеш, Марокко, 2013

Original size 2480x1107


1) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан».Пакистан, 2000.
2) Паула Бронштейн/ серия «Афганистана: между надеждой и страхом». Афганистан, 2009

Сообщество

На многих фотографиях мусульманские женщины предстают не по одиночке, а в компании друг друга. Это часто связано с запретом на одиночные прогулки со стороны отцов, мужей или братьев.

Данный факт можно интерпретировать как обособленность мужского мира от женского, но также можно здесь разглядеть довольно феминистскую коннотацию сплоченности женского сообщества, будь то похороны, веселая прогулка или митинг. Соединяясь в одном кадре, покрытые женщины кажутся не хрупким и женственным, а скорее мощным сюжетом, композиционно четким и устойчивым.

Original size 2480x1650


1) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Кабул, Афганистан, 2000.
2) Нюша Таваколян /«Пустые страницы иранского фотоальбома». Тегеран, Иран, 2014

Original size 2480x817


1) Стефани Синклер/ серия «Слишком молода для замужества» Афганистан, 2013
2) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Бамиан, Афганистан, 2010

Original size 2480x810


1) Линдси Аддарио/серия «Афганистан». Кабул, Афганистан, 2009
2) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Герат, Афганистан, 2009

Original size 2480x603

Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018

Original size 2480x609

Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018

Original size 2480x924

Нюша Таваколян/«Современный Иран». Тегеран, Иран, 2015

Original size 2480x922

Нюша Таваколян/«Современный Иран». Тегеран, Иран, 2015

Профессия

Время идет, и во многих мусульманских регионах традиции претерпевают изменения. Исламские женщины учатся, осваивают профессии, а в некоторых местах могут занимать довольно высокое профессиональное положение, как героини снимков Линдси Аддарио или Рим Аль Файсал. Однако разделение учеников по полу все еще присутствует как соблюдение важной религиозной традиции. На одном из снимков Аддарио молодая преподавательница стоит перед ученицами с ребенком на руках, будто Мадонну вклеили в неподходящий ей сюжет. К сожалению, в таких странах, как Афганистан, ситуация способствует таким феноменам, как подпольные секретные школы для девочек, или популяризация военных движений и использования оружия. Для общества с другой политической организацией это может показаться диким, но можно трактовать эти снимки как проявление феминисткой силы, недоступной для женщин, проживающих в более благоприятных условиях. Делая работу главным сюжетом, авторки подчеркивают ее ценность в жизни мусульманок.

Original size 2480x1620


1) Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Логар, Афганистан, 2000
2) Линдси Аддарио/серия «Афганистан». Кабул, Афганистан, 2010
3) Нанна Хайтман/«Свидетели». Мосул, Ирак, 2021

Original size 2480x641


1) Рим Аль Фейсал/ серия «Судан». 2006
2) Оливия Артур/«Мусульманская молодежь Каира». Каир, Египет, 2008
3) Нюша Таваколян/«Современный Иран». Тегеран, Иран, 2015

Original size 2480x1643

Линдси Аддарио/серия «Афганистан». Бадахшан, Афганистан, 2010

Original size 2480x1618

Рим Аль Фейсал/серия «Нация ислама», 2003

Original size 2480x980


1) Линдси Аддарио/серия «Афганистан». Бадахшан, Афганистан, 2010
2) Оливия Артур/«Средняя дистанция: где Восток встречается с Западом». Стамбул, Турция, 2006

Original size 2480x915


1) Нюша Таваколян/«Современный Иран». Тегеран, Иран, 2015
2) Оливия Артур/«В Обок и обратно». Обок, Джибути, 2015

Original size 2480x509

Нюша Таваколян/«Слушай». Тегеран, Иран, 2010

Материнство

Главное предназначение женщины по Корану — сохранение семейного очага и материнство. Этот тезис можно вечно оспаривать внутри прогрессивных светский движений, но действительность мусульманского мира не подчиняется современной критике. Женщина с ребенком — классический сюжет, олицетворяющий совершенную любовь. Снимки с таким сценарием можно трактовать как напоминание о невозможности взять свое тело под контроль полностью для мусульманки из-за традиционного строя, но также как каноничный и прекрасный образ, пойманный на камеру.

Original size 2480x1652

Паула Бронштейн / серия «Афганистан: между надеждой и страхом». Афганистан, 2009

Original size 2480x873


1) Оливия Артур/«Дневник Джидды». Джидда, Саудовская Аравия, 2009
2) Нанна Хайтман/«Свидетели». Мосул, Ирак, 2021

Original size 2480x851


1) Нанна Хайтман/«Свидетели». Мосул, Ирак, 2021
2) Рим Аль Фейсал/ серия «Мусульмане в Америке». США, 2006

Original size 2480x916

Нанна Хайтман/«Свидетели». Мосул, Ирак, 2021

Маленькие женщины

Девочки, родившиеся в исламских регионах, кажутся самой беззащитной частью этого мира. Маленькому ребенку сложно понять священные предписаний и духовные цели. Однако вера жестока по отношению к ним. Помимо веселых сцен из жизни молодых послушниц школ Корана, можно увидеть кадры посвященные тяжелой жизни девочек в некоторых странах. Стефани Синклер сфокусировалась на этой теме и отсняла серию работ «Слишком молода для замужества», в которой запечатлела маленьких невест вместе с их совсем неюными женихами. В кадре сложно почувствовать эмоции ребенка, поскольку ему самому сложно их осознать. На некоторых снимках можно заметить молодых жен со слезами и другими отпечатками непростой супружеской жизни. Формируется логичный вопрос: это ли цена божественного всепрощения? Ответ получить невозможно. Утверждать можно лишь то, что эти фотографии являются документом и отражают истину, а их существование в принципе — авторский протест против подобных социальных норм.

Original size 2480x1656

Паула Бронштейн / серия «Афганистан: между надеждой и страхом». Афганистан, 2009

Original size 2480x1233

1, 2, 3, 4) Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018. 5) Оливия Артур/«В Обок и обратно». Обок, Джибути, 2015. 6) Оливия Артур/«Мусульманская молодежь Каира». Каир, Египет, 2008

Original size 2480x787


1) Паула Бронштейн/серия «Афганистан: между надеждой и страхом». Афганистан, 2009

Original size 2480x534

Стефани Синклер / серия «Слишком молода для замужества». Афганистан, 2013

Original size 2480x814

Стефани Синклер / серия «Слишком молода для замужества». Афганистан, 2013

Вера

Часто на документальных снимках можно встретить религиозные атрибуты — ритуальные артефакты или красиво включенный в кадр Коран. Эстетизация этих предметов привлекает внимание к исламской культуре, а также подчеркивает уважение фотографок к вере героинь. Сцены молитвы часто экспрессивны и довольно понятно передают возможно незнакомый зрителю процесс отдачи себя Всевышнему. При фотографировании молитвы женщин, отделенных от мужской, красиво оформленной, зоны черной перегородкой, Линдси Аддарио отмечала, что часто женщины при этом «надрываются» и «плачут». Вероятно, так может чувствовать себя мусульманка, понимающая своё несовершенство перед лицом Аллаха.

Original size 2480x1656

Кэролин Дрейк / «Аральское море». Душанбе, Таджикистан, 2008

Original size 2480x605

Сабиха Шимен / «Я хотела открыть двери в мой мир». Стамбул, Турция, 2020

Original size 2480x1221

Сабиха Шимен / «Хафиз: хранители Корана». Стамбул, Турция, 2018

Original size 2480x576


1)Рим Аль Фейсал/ серия «Марокко». Марокко, 2009 2) Паула Бронштейн/серия «Афганистан: между надеждой и страхом»Афганистан, 2009
3)Рим Аль Фейсал/серия «Хадж». Саудовская Аравия, 2009

Original size 2480x1640

Линдси Аддарио/ серия «Афганистан». Герат, Афганистан, 2009

Вывод

Рассмотрение ряда работ современных фотографок, посвященных мусульманских женщинам, вызвал ряд умозаключений, позволяющих выявить общие черты в этом разнообразном материале. Из них наиболее очевидным является теплое, сопереживающее отношение авторок к героиням, которое передается даже через линзу камеры. Во-вторых, заметно особое внимание к простым повседневным сюжетам исламской жизни. Показывая их непредвзято, стремясь эмоционально приблизиться к людям, живущим в этих обстоятельствах, авторки неожиданно способствуют разрушению стереотипов о «другом» исламском мире. В совокупной работе модели, камеры и женщины-фотографа рождается сложно выразимый, неоформленный вербально протест. Часто он нежен и тих, часто суров и реалистичен. Это — не протест против религии, а скорее, вызов современному обществу, желание уверенно продемонстрировать себя и получить уважение в ответ. Помогают в этом художественные приёмы и мастерство женщины за кадром, возможно, более всех понимающей, как продемонстрировать красоту, не пренебрегая истиной.

Bibliography
Show
1.

Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Мунаджид. Мужчина и женщина в Исламе — равенство или справедливость? (Сhttps://malsagoff.livejournal.com/428169.html). Просмотрено 11.05.23

2.

Ибн Касир. Вторая сура Корана, Аль-Бакара (Корова), 282-й аят. // Коран-онлайн (https://quran-online.ru/2:282). Просмотрено 11.05.23

3.

Секула Аллан. Об изобретении фотографического значения // Sygma, (https://syg.ma/@julia-altukhova/allan-siekula-ob-izobrietienii-fotoghrafichieskogho-znachieniia). Просмотрено 10.05.23

4.

Сонтаг Сьюзен. Когда мы смотрим на боль других // Photographer (https://www.photographer.ru/cult/theory/4492.htm). Просмотрено 16.05.23

5.

Шимен Сабиха. Sabiha Çimen’s Wins the Paris Photo-Aperture First Photobook Award // Magnum Photo (https://www.magnumphotos.com/theory-and-practice/hafiz-guardians-quran-sabiha-cimen/). Просмотрено 14.05.23

Image sources
Show
1.

Работы Сабихи Шимен: https://www.magnumphotos.com/photographer/sabiha-cimen/

2.

Работы Кристины Де Миддел: https://www.magnumphotos.com/photographer/cristina-de-middel/

3.

Работы Нюши Тавоколян: https://www.magnumphotos.com/photographer/newsha-tavakolian/

4.

Работы Кэролин Дрейк: https://www.magnumphotos.com/photographer/carolyn-drake/

5.6.7.8.

Работы Линдси Аддарио: https://www.lynseyaddario.com/afghanistan

9.

Работы Рим Аль Фейсал: https://reem-alfaisal.com/en/types/nation-of-islam/

10.

Работы Стефани Синклер: https://stephaniesinclair.com/too-young-to-wed/

11.

Работы Паулы Бронштейн: http://www.paulaphoto.com/

Образ мусульманки в объективе современных женщин-фотографов
206